Мой город Москва

Махараштра

Общие сведения

Обширный, испещренный скалами и возвышенностями, современный штат Махараштра, третий по величине в Индии, был создан в 1960 г. из территорий, входивших прежде в штат Бомбей и населенных народами, говорящими на языке маратхи. Как только вы покинете оживленный портовый город Мумбаи (бывший Бомбей), столицу штата, символ космополитической и многоязычной Индии, в чье развитие весомый вклад внесли европейцы, вы попадаете в другой мир с другой историей.

Без всякого сомнения, самым ценным сокровищем Махараштры являются скальные храмы и монастыри. Лучшие из них находятся недалеко от Аурангабада, названного так в честь могольского императора Аурангзеба и населенного значительным числом мусульман (так же, как Тадж Махал для бедняков – Биби-Ка-Макбара). Оживленная торговая часть города является отправным пунктом для поездок к пещерам Аджанты с их знаменитыми стенными росписями, а также к храмам Эллоры, один из которых -- индуистский храм Кайлаш (Kailash temple) внешне похож на строительную конструкцию, но на самом деле он был весь целиком высечен из скалы. Со 2 в. до н.э. это место являлось важным центром буддизма; искусственные пещеры были вырублены прямо в скалах, чтобы служить убежищем для монахов, а лучшие художники оформили в них великолепные храмовые молельни.

Вдали от городов самой характерной чертой пейзажа является множество крепостей -- поскольку это было пограничное пространство между северной и южной Индией. Торговые пути Махараштры всегда имели важное значение, но в то же время они могли быть источником многих бед. Вдали от моря (не не больше, чем на 100 км), параллельно ему резко возвышаются могучие горы — Западные Гхаты. Ровные площадки на их вершинах, которые можно было без особых сложностей обеспечить свежей водой, легко преобразовывались в крепости, где небольшие по численности военные отряды могли выдерживать длительную осаду крупных армий. Современные посетители могут взбираться на эти обветренные укрепленные высоты в Синхагаде (Sinhagat), Пратапгархе (Pratapgarh) и Даулатабаде (Daulatabad), который в 14 в. по странному стечению обстоятельств и ввиду крайней необходимости на короткое время заменил Дели в качестве столицы государства.

В 19 в. горы нашли и другое применение. Когда британские жители Бомбея слишком уставали от летней жары, они находили убежище на ближайших горных станциях, самая популярная из которых —Махабалешвар (Mahabaleshwar), теперь обслуживает толпы индийских отпускников. Особо привлекателен расположенный на 800-ти метровой высоте над уровнем моря Матхеран (Matheran), в 170-ти км к юго-востоку от Мумбаи: помимо своего прохладного и влажного климата он предлагает потрясающие виды и лесные тропы. Там запрещено передвигаться на обычном дорожном транспорте, вместо этого туристы садятся на старенький миниатюрный поезд, который с трудом тащится в гору по извилистой горной железной дороге. Находящийся за гхатами, современный город Пуна, местонахождение известного во всем мире ашрама Ошо, основанного гуру Бхагваном Раджнишем, возвышается над полузасушливым плоскогорьем П-образных холмов и пыльных пшеничных полей. Махараштра простирается на 900 км к востоку через плато Декан до географического центра субконтинента, района, большей частью населенного разными племенными группами, где во время борьбы за независимость Махатма Ганди основал свой штаб в Севаграме (Sevagram).

К западу Махараштра занимает 500 км побережья Аравийского моря Конкан, от Гуджарата до Гоа. Окаймленный пальмами берег, петляющий между бесчисленными бухтами, грядами гор и долинами, усеян крепостями. В отсутствие прежних морских перевозок, сейчас этот край живописных портов и пустынных пляжей находится в упадке, поскольку молодое поколение устремляется в Мумбаи или Гоа, где можно заработать больше денег. Однако теперь, когда действует Конканская прибрежная железная дорога, это может способствовать развитию туризма в регионе. Расположенный вблизи Мумбаи, Муруд-Джанжира (Murud-Janjira), сонный и старомодный, предлагает свои прекрасные пляжи и вид на необычный остров-крепость. Более любознательные путешественники, располагающие временем и решимостью для поездок по извилистым местным дорогам, найдут много интересного по пути в Гоа — такие места, как Джайгарх (Jaigarh), Ганапатипули (Ganapatipuli), Виджаядург (Vijayadurg), Мальван (Malvan) и Синдхудург (Sindhudurg), каждый со своей историей и своей пострадавшей в боях крепостью -- наглядным свидетельством того, что эта история не вымысел.

Несмотря на все усилия Великих Моголов, ислам не оказал значительного влияния на Махараштру; 80% населения штата — индусы. Назик (Nazik), расположенный в 187-ми км к северо-востоку от Мумбаи, сочетает современную индустрию и древние связи с Рамаяной; кроме того, это одно из четырех мест празднования Кумбха Мелы, когда около четырех миллионов верующих одновременно совершают омовение в священной реке Годавари (Godavari). Впрочем, и в обычные дни Нозик служит магнитом для паломников. Чуть дальше на запад находится одно из самых почитаемых святилищ Шивы, которое примыкает к истоку Годавари; к нему можно добраться из Тримбака (Trimbak). Наконец, на крайнем юге стоит заехать в редко посещаемый туристами Колхапур (Kolhapur), почти на границе с Карнатакой. Этот городок, почти полностью сохранивший свой старомодный облик, является прекрасным местом, в котором можно передохнуть на долгом пути в Гоа.

Исторические факты

Хотя в Махараштре были обнаружены некоторые окаменелости эпохи палеолита, она попала в историю, зафиксированную в письменной форме, во 2 в. до н.э., благодаря сооружению буддийских пещер. Эти пещеры находились и все еще находятся в тихих уголках, отличающихся природными красотами, но они не могли быть созданы без богатств, которые стали результатом близости этих мест к торговому караванному пути с севера на юг Индии.

Первые индуистские правители региона, обосновавшиеся в Бадами (Badami), в южной Махараштре, относятся к 6 в., но самыми авторитетными были Раштракуты, правившие в 8 в. Традиция, которую основали поэты-святые 9—10 вв., продолжала процветать в 13 и 14 в., даже, когда под давлением ислама, вынуждена была уйти в подполье, и достигла своего пика в простодушной вере Рамдаса, “слуги Рамы” (1608-81).

Рамдас, аскет и политический деятель, подвел философский фундамент под военные кампании величайшего военачальника Махараштры — Шиваджи (1627-80). Независимый во взглядах и в поведении вождь маратхов объединил местные силы, чтобы воздвигнуть непреодолимые препятствия на пути возможного завоевания; его военная тактика была настолько успешной, что ему удалось померяться силами даже с могущественными Моголами. Шиваджи постепенно отвоевывал северные территории, тогда как Моголы, которые в 1633 г. году захватили Даулатабад, погрязли в семейных распрях. Через год ему удалось разорить богатый порт Сурат (в Гуджарате). В 1664 г. он потерпел поражение от Моголов, был взят Аурангзебом под стражу и посажен в тюрьму Агры. Говорят, что из тюрьмы он бежал, спрятавшись в пакет, который тюремные охранники приняли за подарок, предназначенный местным брахманам. Оказавшись за стенами тюрьмы, Шиваджи, переодетый в отшельника, спокойно ушел из города. Ко времени своей смерти в 1680 г., ему удалось сплотить маратхов и основать стабильную и надежно защищенную деражаву, финансируемую средствами, представлявшими собой добычу от разбойных набегов на ближние и дальние территории, вплоть до Андхра Прадеш.

На следующий год при Могольском дворе произошли важные события: сын Аурангзеба Акбар, восставший против своего отца, перед тем, как отправиться в ссылку в Иран, бежал в Махараштру, где искал защиты у Самбхуджи, сына и преемника Шиваджи. Это побудило Аурангзеба перенести свои военные операции на юг; Биджапур (в 1686 г.) и Голконда (в 1687) пали, Самбхуджи был схвачен и в 1689 г. казнен. Аурангзеб должно быть решил, что путь свободен, но маратхи и не думали покоряться. Ему пришлось провести 25 лет в этом регионе в беспрестанных сражениях с разными маратхскими военачальниками, продолжавшимися вплоть до самой его смерти в возрасте 89 лет. Тем временем маратхи образовали конфедерацию, чьи владения простирались далеко на восток, до территории современной Ориссы. Но к концу 18 в. их власть ослабла и британцы смогли полностью овладеть контролем над этим регионом.

Махараштра претендует на ключевую роль в развитии национального сознания. Организация, которая называлась Индийским национальным союзом, первоначально устраивавшая свои заседания в Пуне, провела совещание в 1885 г. в Бомбее, и с этого момента она стала известна как Индийский национальный конгресс. Это свободное объединение, состоящее из лидеров местных политических групп, призвано было изменить лицо индийской политики. Первоначально его цель была ограничена созданием национальной платформы для подъема статуса индийцев в британской Индии, в остальном оно было лояльно по отношению к британцам. В течение последующего периода Индийский национальный конгресс служил инструментом в достижении Индией независимости, которое произошло 62 года спустя: многие годы значительная часть лидеров фракций Конгресса происходили из Махараштры.

С обретением независимости Бомбейский округ, к которому относилась большая часть Махараштры, стал известен как штат Бомбей. Штат Махараштра был создан, как таковой, в 1960 г. Его обрабатывающая промышленность, сконцентрированная в Мумбаи (бывший Бомбей) и в меньшей степени в таких городах, как Нагпур, Назик, Аурангабад, Шолапур и Колхапур, в настоящее время производит четверть национальной продукции. Легкая промышленность уже давно была важной для этого региона, но сейчас она стала одной из первых в стране индустрий высоких технологий, особенно вдоль коридора, соединяющего Мумбаи и Пуну. Тем не менее большинство населения Махараштры, более 80 миллионов человек, занято в сельском хозяйстве; основные культуры включают сахарный тростник, хлопок, арахис, подсолнух, табак, бобовые, овощи и фрукты. Северная оконечность Деканского плато страдает засухами, и поэтому выращивание сельскохозяйственных культур ограничивается поймами рек, в то время как юго-западные муссоны иногда задерживаются в горах, оставляя обезвоженными каменистые почвы западных земель. Здесь фермеры рассчитывают главным образом на выносливые степные культуры, такие, как просо и кукуруза.

Достопримечательности

  1. Пещеры Эллоры (Ellora caves). Поразительные индуистские, буддийские и джайнские пещеры, выдолбленные в твердых вулканических породах.
  2. Пещеры Аджанты (Ajanta caves). Древние пещеры, высеченные в подковообразном ущелье и украшенные великолепными буддийскими и индуистскими фресками.
  3. Кратер от метеорита под Лонаром (Lonar). Огромный кратер, приютивший одинокие храмы, скрытые в джунглях; он лежит в стороне от проторенных дорог, но достоен внимания.
  4. Озеро Амбала (Ambala Lake). Малопосещаемое и еще мало освоенное туристическим бизнесом озеро с неповторимой атмосферой. Считается священным.
  5. Миниатюрный поезд к горному курорту Матхеран (Matheran). Фантастические виды вдоль Западных Гхат.
  6. Побережье Конкан (Konkan Coast). Живописная дорога из Мумбаи в Гоа с посещением приморских курортов.
  7. Ганапатипули (Ganapatipuli). Малопосещаемый приморский курорт, знаменитый своим золотым песком и очаровательным храмом Ганапати.

Северная Махараштра

За кажущимися бесконечными бетонными жилыми микрорайонами, нефте-химическими предприятиями и кишащими комарами болотами конгломерации Мумбаи, встает стена голых, голубовато-коричневых холмов. Западные Гхаты образуют череду огромных ступеней, которые берут свое начало у узкой и влажной прибрежной полосы и доходят до оконечности Деканского плато. Это обширное плоскогорье, тут и там пересеченно горными рубцами, отделяющими друг от друга обветренные плато и долины, усеянные обшарпанными деревушками и торговыми городками. Основные транспортные артерииСеверной Махараштры, NH-3 и Центральная железнодорожная линия (Central Railway line), извиваются по этому пустынному ландшафту, следуя древнему торговому пути, который когда-то соединял западные порты с процветающими городами, расположенными в северном направлении. В течение веков вдоль этого пути возникло множество мест паломничества, которые использовали преимущества прибыльного сквозного сообщения; они-то и являются основными достопримечательностями этого региона сегодня.

Священный город Назик (Nasik) в четырех часах езды от Мумбаи — это удобное место, чтобы сделать краткую передышку на пути в столицу штата или из нее. Расположенный в живописной местности, город Тримбак (Trimbak), который вам встретится в 10-ти км западнее, в начале занимающей полдня пешей прогулки по крутым склонам к истокам священной реки Годавари, может предоставлять интерес для более основательного ночного отдыха. Большинство иностранных гостей отправлются прямо в столицу региона Аурангабад (Aurangabad), откуда можно совершить экскурсии в скальные пещеры Эллоры (Ellora) и Аджанты (Ajanta), а также в Лонар (Lonar), где расположен кратер от метеорита. Среди мусульманских памятников этого региона главными являются Биби-Ка-Макбара (Bibi-Ka-Maqbara), аурангабадская версия Тадж Махала, крепостной холм вДаулатабаде (Daulatabad) и небольшой город гробниц Рауза (Rauza), в 5-ти км. от Эллоры, место захронения Аурангзеба.

Из Ааурангабада можно выехать по неасфальтированной, но хорошо утромбованной грунтовой дороге, которая пересекает штат Мадхья Прадеш и, проходя через Джалгон (Jalgon), следует далее к Варанаси и к Непалу. Или же вы можете направиться через центральную Индию в Вардху (Vardhu) и Нагпур (Nagpur),в отдаленном северо-восточном уголке штата, где несколько Ашрамов Ганди и живописный храмовый индуистский комплекс в Рамтеке (Ramtek) позволят сделать приятную паузу в утомительном путешествии по внутренним дорогам, пересекающим Индию.

20.04.2015
Карли
20.04.2015
Нагпур
20.04.2015
Насик
20.04.2015
Паунар
20.04.2015
Пуна
20.04.2015
Рамтек
20.04.2015
Эллора