Мой город Москва

Карли

Общие сведения

Карли (Karle) (называемый также Karla и Karli) находится в 3 км на север от станции Пещеры Карли Узловой на магистрали Мумбаи—Пуна и в 11 км от Лонавалы. Садитесь на любой автобус до узловой (откуда поездка на рикше стоит 15 - 20 рупий), или воспользуйтесь одним из пяти ежедневных автобусов (6.00, 9.00, 12.30, 15.00 и 18.30), которые отправляются к пещерам прямо из Лонавалы, последний автобус возвращается из Карли в 18.30.

Вырубленный в скале буддистский зал чайтья в Карли, к которому ведет лестница длиной 110 м, является самым большим и лучше всего сохранившимся в Индии и датируется 1 в. н. э. Когда вы приближаетесь к пещере через большой внутренний двор, который и сам высечен в скале, перед вами встает огромный фасад зала в четырнадцать метров высотой, в верхней части которого находится окно в форме подковы, а внизу - три входа, один для священников, а другие для прихожан. Слева от входа стоит высокая монолитная колонна (simhas stambha), которую венчают статуи четырех львов.

Портик перед пещерой, разделяющий вход на три части, украшают панели с фигурами шести пар, которые предположительно изображают покровителей зала. Два ряда восьмиугольных колонн с основаниями в виде горшков делят внутреннюю часть пещеры на три части, образуя широкий центральный проход; помещение снаружи, позволяло верующим совершать ритуальный обход монолитной ступы. На капителях с каннелюрами каждой колонны стоит прекрасно вырезанная статуя опустившегося на колени слона с двумя наездниками, один из которых положил руки на плечи другого. Хрупкие детали сохранились удивительным образом с того времени, когда залом еще пользовались; тиковые ребра на сводчатом потолке показывают, что камень обрабатывали так, чтобы он напоминал деревянную модель. Ступу венчают остатки резного деревянного зонтика.

Вид на главный вход справа загораживает гораздо более позднее дополнение - индуистский алтарь, посвященный Эквири (Ekviri) - богине-прорицательнице, которой поклоняются общины рыбаков Коли. Снаружи нередко воздвигают заборы, чтобы регулировать поток верующих которые приходят ради даршана, или чтобы посоветоваться с богиней. Когда к Эквири обращаются с вопросом, на серебряные диски над головой изображения кладут орехи арековой пальмы. В зависимости от того, какой орех упадет на землю - правый или левый - ответ будет “да” или “нет”. Больше всего народу здесь бывает по вторникам и пятницам, но жизнь в Карли становится наиболее бурной во время ежегодного празднества Чайтра (Chaitra) (март/апрель), когда ступеньки, ведущие на холм, мажут кровью жертвенных кур.

Бхаджа

Хотя восемнадцать пещер (ежедневно с 8.30 до 18.00) в БХАДЖЕ не столь тщательно выполнены, как пещеры в Карли, они весьма колоритны и дают посетителям гораздо более ясно выраженное ощущение первоначального спокойствия тут (особенно во время сезона дождей, когда монахи по традиции прекращали свои странствования). Они расположены в 3 км на юг от Узловой Станции Пещеры Карли и до них можно дойти по тропинке, ведущей вверх от деревенской площади рядом с железнодорожной станцией Малавли, которая находится на расстоянии всего в 1,5 км. Здесь регулярно останавливаются пассажирские поезда (ежечасно; 3 рупии), которые являются самым дешевым и удобным способом возвращения в Лонавалу, если только вы не путешествуете на арендованном рикше или автомобиле.

Пещеры Бхаджи входят в число самых старых в Индии, датируясь с конца 2 - начала 1 в. до н. э., что соответствует ранней эпохе буддизма. Большинство из них состоит из простых залов - вихар - с примыкающими к ним кельям с простыми, похожими на полки кроватями; перед многими находятся грубо выполненные веранды. Апсидальный зал чайтья Бхаджи, Пещера 12, в которой есть ступа, но нет статуй, украшена 27 простыми скошенными колоннами, наклоненными наружу, копирующими стиль деревянных зданий. Пазы в камне наружной арки свидетельствуют о том, что когда-то здесь были деревянные ворота или фасад. Расположенная далее на юг последняя Пещера 19 представляет собой вихару, украшенную превосходной резьбой. Таинственным образом, скульптура пещеры идентифицирована учеными как изображения индуистских богов Сурьи и Индры, которые часто фигурируют в Ригведе — древнейшем древнеиндийском тексте. В ведической мифологии, Сурью, бога солнца, традиционно описывают летящим по небу и изгоняющим тьму; здесь же, слева от входа, он правит колесницей, запряженной четверкой лошадей, и его сопровождают две женщины, которые держат зонтик и опахало. Колесница сокрушает обнаженные тела женщин-демонов, которые кажутся парящими в воздухе. На панели справа предположительно показан Индра, который в Ведах представляет силу, молнию, гром и дождь, и благодаря определенному количеству священного напитка сома, который он выпивает, часто становится огромным. На этом поразительном скульптурном барельефе изображены две фигуры, едущие на слоне (средство передвижения Индры), все они гигантские относительно ландшафта. Слон удерживает хоботом нечто похожее на маленькое дерево.

Бедса

Вполне возможно, что посещая пещеры в БЕДСЕ, вы никого не встретите, что является самым большим ее достоинством. Когда вы доберетесь до деревни, расположенной в 12 км за Бхаджей на магистрали NH-4, или в 3 км езды на автобусе от Камшета, ближайшей железнодорожной станции, вам придется спросить, как выйти на тропу, ведущую к пещерам, которая никак не обозначена. Местные деревенские дети за плату могут согласиться полезть вместе с вами на крутой холм.

Зал чайтьи Бедсы, вырубленный позднее, чем в Карли, гораздо проще. Вход здесь чрезвычайно узок, он ведет через портик, который как бы поддерживают (хотя это не так) четыре восьмиугольные колонны более 7 м высотой с основаниями в форме горшка и капителями в виде колокола; на опрокинутых ступенчатых плитах вверху вырезаны изображения буйволов, лошадей и слонов. Внутри 26 простых восьмиугольных колонн ведут к неукрашенной монолитной ступе.