Мой город Москва

Орисса

Общие сведения

Своеобразное и богатое культурное наследие ОРИССЫ ощущается по всему этому маленькому штату на восточном побережье субконтинента. Могучие реки Махананди и Брахмани извиваются, спускаясь с густо поросших лесами гор, где племена (adivasi) продолжают жить своей очень традиционной жизнью, на плодородные аллювиальные равнины, которые протянулись вдоль побережья Бенгальского Залива.

Любой приехавший в Ориссу не может не заметить разительный контраст между полными жизни храмами и памятниками могущественных прошлых династий и отчаянно бедной, подверженной засухам современной Ориссой, экономика которой основана на культивировании риса. Несмотря на кажущееся идиллическим существование деревень с их соломенными крышами и выбеленными башнями храмов, разбросанных среди пальмовых рощ и окруженных зелеными полями, деревенские жители постоянно вынуждены вести борьбу с разрушительными и непредсказуемыми, склонными к образованию циклонов, тропическими природными условиями, а также иметь дело с равно нестабильной политикой.

Прибрежные равнины претендуют на самую высокую в Индии концентрацию исторических и религиозных памятников - основных туристических достопримечательностей Ориссы. Пури, где находится знаменитый храм Джаганнатха и проходит одна из самых живописных религиозных процессий Ратх Ятра (Rath Yatra), сочетает в себе опьяняющую интенсивность индуистского паломнического центра с самыми гедонистическими удовольствиями пляжа. Совсем недалеко, вдоль главной авто- и железной дороги Калькутта - Ченнаи расположено множество недорогих отелей, которые, вместе с непринужденным здешним образом жизни, привлекают определенное количество диких туристов с рюкзаками. В Конараке, немного подальше вдоль побережья, находятся развалины самого интересного храма Ориссы. Долгие годы он был скрыт под гигантской песчаной дюной, его поверхности украшает прекрасно сохранившаяся скульптура, в том числе и несколько удивительных образцов эротики. Древние вырубленные в скалах пещеры и нарядные песчаниковые храмы Бхубанешвара (Bhubaneswar), столицы штата - которые туристы нередко пропускают - возвращают вас к той эпохе, когда этот город правил целым царством, простирающимся от дельты Ганги до устья реки Годавари.

В отдалении от центрального “золотого треугольника”, тут туристические места разбросаны далеко друг от друга и иностранных туристов мало, чего не скажешь о бенгальцах, которые путешествуют по прибрежной Ориссе целыми семейными группами. Те, кто приезжают в этот регион, обычно имеют какой-то особый интерес, как, например, наблюдение за птицами и животными, изучение храмов или культуры племен. В этих отдаленных районах необходима подобная страсть, чтобы суметь бросить вызов невзгодам, связанным с минимальной инфраструктурой и облагаемым чересчур высокими налогами общественным транспортом. Национальный Парк Симлипал (Simlipal National Park), расположенный глубоко среди лесов саловых деревьев на дальнем северо-востоке, отличается живописными ареалами, которые населяют тигры, слоны и сотни других видов животных, птиц и рептилий, которые практически исчезли в более загрязненных областях. Зимой маленькие островки, разбросанные по озеру Чилика - огромной солоноводной лагуне к югу от Бхубанешвара, становятся настоящим раем для любителя птиц. Далее на север, в конце речной дельты Ориссы, находится Заповедник Бхита Каника (Bhita Kanika Sanctuary), который представляет собой уединенный участок пляжа, где размножается масса гигантских оливковых морских черепах, которые мигрируют сюда в феврале и марте с южно-американского побережья.

Судя по количеству в Ориссе храмов, паломников и придорожных алтарей, можно легко подумать, что индуизм являлся здесь единственной религией. Но на самом деле почти четверть населения принадлежит к adivasi, или племенам (буквально - “первыми жителями”), которые предположительно происходят от до-арийских аборигенов, проживавших на этой территории. В наиболее недоступных уголках штата, таких, как полоса почти непроходимых горных районов, протянувшаяся по всей длине внутренней его части, многие из этих групп сохранили уникальные культурные традиции и языки. Однако, бич “этнического” туризма является последней разновидностью вторжения в образ жизни адиваси, последовавшей за строителями плотин, миссионерами и “программами развития”, инициироваными правительством штата. Отели и агентства путешествий по всему Пури предлагают “экскурсии к племенам” за большое количество долларов, от которых ничего никогда не просачивается в сами деревни адиваси.

Орисса большую часть года отличается довольно благоприятным климатом, со средними температурами от 17° С между ноябрем и мартом, до терпимой летней температуры в 32° С, хотя при этом бывает влажно. Муссон начинает дуть приблизительно в середине июня, как раз к началу праздника Ратх Ятра.Приезжать сюда лучше всего в прохладные зимние месяцы, особенно во время Макар Санкранти (Makar Sankranti) в январе, когда деревни Ориссы отмечают окончание сбора урожая красочными празднествами.

Передвижение практически не представляет никаких сложностей, если вы придерживаетесь наиболее населенных прибрежных районов. Национальная Магистраль 5 и Юго-Восточная Железная Дорога, которые пролегают по прибрежной равнине через Бхубанешвар, являются главными транспортными артериями региона. Имеется также метровой ширины боковая колея, которая тянется до самого Пури, откуда часто отправляются прямые поезда до Дели, Калькутты и Ченнаи. В других местах лучше всего передвигаться на автобусах. Регулярные государственные и постоянно расширяющие свои маршруты автобусы частных компаний курсируют по всем основным дорогам и добираются до большинства более удаленных участков.

Исторические факты

Самые ранние археологические находки Ориссы, если не считать отдельных разбросанных остатков доисторических поселений, датируются 4 в. до н. э. Укрепленный город Сисупалгарх, расположенный рядом с современным Бхубанешваром, являлся столицей династии Калинга, о которой мало что известно, кроме того, что ее мощь основывалась на господстве над прибыльными сухопутными и морскими торговыми путями, ведущими на юг. Существование такой богатой поживы столь близко от границ было слишком сильным соблазном для амбициозного императора Маурьев Ашоки. В 3 в. до н. э. он обрушился на древнюю Калингу со всей своей имперской армией и поверг королевство в битву настолько кровавую, что предположительно именно эта резня спровоцировала его легендарное обращение в буддизм. Эдикты, высеченные на скалах, воздвигнутых по всей империи, превозносят добротетели новой веры, дхарму, а также принципы, которые Ашока надеялся внушить своим покоренным подданным. После ухода Маурьев, Калинга пережила некоторое возрождение. При династии Чеди (Chedi), которая исповедовала джайнскую веру, огромные суммы были затрачены на расширение столицы и создание замысловато украшенных монастырских пещер, высеченных в ближних холмах Кхандагири и Удайгири. Во время 2 в. до н. э., однако, царство постепенно раскололось на воюющие клики. Влияние буддизма ослабевало, джайнизм почти совсем исчез, а брахманизм, распространяемый посредством учений шиваистского ревнителя Лакулиши, начал выделяться в качестве господствующей религии. 

К 7 в. Орисса уже обрела прочное положение. В течение следующих пятисот лет в регионе последовательно правили могущественные и процветающие индуистские династии, они создавали ряд прекраснейших в истории Южной Азии художественных и архитектурных произведений. Когда в 12 в. к власти пришли Восточные Ганги (Eastern Gangas), этот “золотой век” достиг своего зенита. Получая значительные прибыли от процветающей торговой сети (которая простиралась на востоке до самой Индонезии), цари династии Ганга воздвигли величественные храмы в Бхубанешваре, Пури и Конараке, в которых почитание Шивы и тайные тантрические обряды, которым следовали ранние правители Ориссы, уступили место новым формам поклонения Вишну. Святилище в Пури, посвященное самому знаменитому божеству правящей династии - Богу Джаганнатху (Lord Jagannath), стало к этому времени одним из четырех наиболее святых религиозных центров в Индии. 

За исключением короткого вторжения Феруз Султана в 14 в., индуизм в Ориссе практически не пострадал от мусульманской оккупации Бихара и Бенгалии. Такой удаче, однако, не суждено было продлиться. В 15 в. афганцы из Бенгалии аннексировали этот регион, а могольская армия Ман Сингха последовала по их горячим следам в 1592 г. Чудом является даже то, что хотя бы несколько средневековых индуистских памятников избежали разрушения воинствующими религиозными фанатиками; к счастью, это произошло, хотя неиндусам с тех пор никогда не разрешается входить в большинство святых храмов в Пури и Бхубанешваре. В 1751 г. маратхи из западной Индии вытеснили Моголов и стали сами властвовать в регионе. Ост-Индийская Компания тем временем также совершала набеги в прибрежные районы и, через 28 лет после победы Клайва при Плесси в 1765 г., Орисса окончательно попала в зависимость к Британии. 

Со времени Независимости штат стал быстро развиваться. Обнаружение запасов угля, бокситов, железной руды и других минералов стимулировало значительный индустриальный рост и улучшение инфраструктуры. Все же несмотря на такой прогресс городов, Орисса остается бедным аграрным штатом, сильно зависящим от сельского хозяйства, который не способен обеспечить основные нужды своих 32 миллионов жителей. Переход Ориссы в новое тысячелетие не был гладким: недавняя политическая нестабильность и “супер циклон” в октябре 1999 г., который пронесся по северным и центральным прибрежным равнинам, нанесли жителям Ориссы значительный ущерб, результатом которого стало отчаяние.

Праздники

Шансы оказаться в Ориссе в период празднества досаточно высоки, так как, помимо обычных индуистских праздников, регион отмечает множество своих собственных. Чтобы получить более подробную информацию о фестивалях Маюрбханджа. 
  1. Макар Мела (сер янв). Паломники наводняют крошечный остров на озере Чилика, чтобы сделать приношения по обету в пещере богини Кали. 
  2. Мела Адиваси (Adivasis Mela) (26 янв - 1 фев). Эта ярмарка “племен” в Бхубанешваре представляет собой разочаровывающую смесь Кони Айленда и сельскохозяйственного шоу, хотя во время нее можно насладиться хорошей живой музыкой и танцами. 
  3. Магха Саптами (янв и фев). Во время полной фазы луны месяца магха, маленький водоем у пляжа Чандрабхага недалеко от Конарака наводняют тысячи верующих. Это праздник в честь Сурии, бога солнца, излечивающего также кожные заболевания. 
  4. Панашанканти (начало апреля). В различных регионах в первый день месяца вайсакх, облаченные в одежды шафранового цвета кающиеся грешники несут павлиньи перья, погружаются в транс и ходят по горячим углям. 
  5. Чайтра Парба (сер апр). Санталы - самая крупная из многочисленных этнических групп адиваси Ориссы исполняют танцы в Барипаде в районе Маюрбхандж, северная Орисса. Некоторые рыбачьи касты также демонстрируют “танцы с лошадьми”, при которых используются изображающие лошадей деревянные костюмы, бьют барабаны и устраиваются шествия по улицам. 
  6. Ашокастами (апрель и май). Праздник Колесниц Бхубанешвара (процессия храмовых колесниц), когда божество Лингараджа окунается в водоем Бинду Сагар. 
  7. Шиталашастхи (май и июнь). Празднование свадьбы Шивы и Парвати, проходящее в Самбалпуре и Бхубанешваре. 
  8. Ратх Ятра (июнь и июль). Самое большое и грандиозное из празднеств Ориссы. Гигантские изображения Бога Джаганнатха, его брата Балабхадры и сестры Субхадры совершают священное путешествие от храма Джаганнатха до Гундича Мандира в Пури. 
  9. Бади Ятра (нояб и дек). Посвящен путешествиям орисских торговцев в Индонезию. Проходит в полнолуние на берегах реки Маханади в Куттаке (Cuttack). 
  10. Конаракский Фестиваль (начало декабря). Фестиваль классического танца, на котором в Храме Солнца в Конараке демонстрируются танцевальные формы Ориссы и других штатов Индии.

Достопримечательности

  1. Бхубанешвар (Bhubaneswar). В городских пригородах затеряны около пятисот храмов уникальной архитектуры, украшенных замысловатой скульптурой. 
  2. Пипли (Pipli). Маленькая деревня, знаменитая своими большими и яркими аппликациями; главная улица представляет собой настоящую революцию цвета с зонтиками, скатертями и предметами одежды в каждом магазине. 
  3. Пури (Puri). Паломники собираются к большому храму, посявященному Богу Джаганнатху, особенно во время бурного Праздника Колесниц в середине лета. 
  4. Конарак (Konarak). Элегантный храм 13 в., установленный на огромной каменной колеснице. Оливковые черепахи (Olive Ridley turtles). Эти существа, находящиеся под угрозой исчезновения, одной из февральских ночей добираются до пляжа Гахирматха, чтобы отложить яйца - незабываемая сцена.

18.04.2015
Дхаули
18.04.2015
Куттак
18.04.2015
Пипли
18.04.2015
Пури