Мой город Москва

Конарак

Общие сведения

Если вы посетите только один храм в Ориссе, это должен быть КОНАРАК. Надменно возвышаясь на территории с лужайками и казуаринами, в 35 км на север от Пури по прибрежной дороге, эта величественное здание из окисляющегося песчаника считается апогеем архитектуры Ориссы и одним из красивейших религиозных сооружений мира.

Храм еще более замечателен тем, что покоился под огромным курганом песка с тех пор как был заброшен около трехсот лет назад. Только в начале 20 в., когда дюны и нагромождения обрушившейся кладки были расчищены со всех сторон, стал очевиден подлинный масштаб его изысканного облика. В 1924 г. граф Рональдшей (Earl of Ronaldshay) писал об этом недавно обнаруженном храме как об “одном из самых изумительных зданий Индии, возносящемся ввысь, громаде ошеломляющего великолепия, несмотря на разрушения”. Группа из семи мчащихся галопом лошадей и двадцать четыре украшенных изысканной резьбой колеса, обнаруженных по бокам приподнятой платформы, свидетельствовали о том, что храм был задуман в виде колоссальной колесницы бога солнца Сурии - главного его божества. Не менее сенсационным было обнаружение среди руин потрясающих образцов эротической скульптуры. Конарак, как и Кхаджурахо (), украшают изображения любовных пар, соединившихся в откровенных позах, скопированных из Кама Сутры - особенность, которая хорошо объясняет комментарий, сделанный в 16 в. одним из эмиссаров Акбара, Абдул Фазлом: “Даже те, кого трудно порадовать, - восторгался он, - замирают, пораженные, при виде его”.

Кроме храма, небольшого музея и рыбачьего пляжа, в деревне Конарак мало чего интересного. За последние годы вокруг здешней пыльной автобусной стоянки как грибы выросло несколько кафе и отелей, обслуживающих поток приезжих, целый день снующих туда и обратно на автобусах, выбрасывающих толпы экскурсантов, которые карабкаются по руинам в своих лучших шелковых сари и рубашках. Особенно следует избегать воскресений и общественных праздников, если вы надеятесь хоть на какой-то покой и тишину. Но так или иначе, постарайтесь оказаться здесь во время заката, когда большинство групп уже уезжает и богатое красками вечернее освещение творит чудеса с ественными цветами кхондалитового песчаника.

Исторические факты

Как у всех значительных храмов, у Конарака есть свой собственный популярный миф о происхождении. Самбу, одного из сыновей Кришны, застали когда он подглядывал за своими мачехами, купавшимися в реке. Разъяренный похотливостью сына, Кришна проклял юношу, наслав на него проказу, и выгнал из дворца. Двенадцать покаянных лет спустя, Сурья (который также является божественным лекарем кожных заболеваний) пожалел мальчика и вылечил его от болезни, а в ответ Самба построил поблизости храм, посвященный богу Солнца.

Историки, как и всегда, имеют другую версию событий. Дощечки с надписями приписывают основание храма монарху 13 в. династии Ганга - Нарасимадеве, возможно, с целью увековечить свои военные победы над мусульманскими завоевателями. Но какова бы ни была правда, храм излучает ауру силы; может быть, благодаря двум очень мощным магнитам, которые якобы были встроены в башню, с полюсами, направленными таким образом, что трон царя можно было подвешивать прямо в воздухе.

Огромный храм Солнца, с его семидесятиметровой башней, служил маяком европейским морякам, отправляющимся в путь от побережья Ориссы, которые знали его под названием “Черной Пагоды”, а частые случаи морских катастроф в этом районе объясняли влиянием вышеупомянутых магнитов на приливы и отливы. Башня также являлась очевидной целью набегов на регион. В 15 в. Конарак был разграблен. Хотя мародерствующие мусульмане не смогли стереть храм с лица земли, или разрушить изображение его божества, которое было тайно увезено в Пури священниками, они все же смогли достаточно его повредить, чтобы открыть путь дальнейшему разрушению природными стихиями. Когда море отступало, песок медленно окружал здание, а соленые бризы принимались обрабатывать губчатый кхондалит, вызывая эрозию внешних поверхностей и ослабляя само сооружение.

Согласно местной легенде, удаление магнитов вызвало бы падение храма. И действительно, к концу 19 в. башня полностью развалилась, а портик оказался засыпанным наполовину, из-за чего один историк искусств того времени описал его как “огромную массу камней, утыканную там и здесь несколькими деревьями пипал”.

Реставрация по-настоящему началась только в начале 20 в. После того, как удалось прекратить деятельность местного раджи, который разворовывал каменную кладку и скульптуру, чтобы использовать их при строительстве своего собственного храма, правительственные археологи приступили к раскопкам безупречно сохранившихся скрытых частей здания и спасению того, что было можно спасти из остальной горы булыжника. Портик был укреплен скалами и песком, большие участки стен выстроили заново, а каменную скульптуру обрабатывали химикатами, чтобы предотвратить ее дальнейшую порчу. И наконец, посадили деревья, чтобы заслонить территорию храма от разрушительных ветров, а для размещения скульптуры, которая не была отправлена в Дели, Калькутту и Лондон, открыли музей. Сегодня Конарак является одним из самых посещаемых древних памятников Индии и флагманом организации Туризм Ориссы, стремящейся рекламировать регион в качестве альтернативы “золотому треугольнику” Дели, Агры и Джайпура.

Храм

Пройдя через главный вход в храмовый комплекс с восточной, обращенной к морю стороны, вы окажетесь прямо напротив бхога-мандапа, или “зала подношений”. Изысканные резные фигурки любовных пар, музыкантов и танцоров, украшающие стены платформы и приземистые колонны, позволяют предположить, что лишенный в настоящее время крыши павильон, который является более поздней пристройкой к храму, наверное первоначально использовался для ритуальных танцевальных представлений.

Чтобы получить представление о размерах и дизайне храма в целом, прежде чем осматривать сами руины, пройдите вдоль низкой стены, которая ограничивает южную сторону территории. Представляя собой гигантскую модель военной колесницы Сурьи, храм был задуман одновременно как подношение ведическому богу Солнца и как символ хода самого времени - которым, как считалось, он управлял. Семь лошадей, везущих солнце на восток по направлению к рассвету (только одна осталась цела), символизируют дни недели. Колеса вдоль основания здания означают двенадцать месяцев, в каждом из них - восемь спиц, которые украшают картины восьми идеальных периодов дня женщины. Первоначально перед главным входом стояла также каменная колонна, увенчанная изображением Аруны - возничего Сурьи, но она была перевезена к восточному входу храма Джаганнатха в Пури.

Поскольку от некогда высокой башни святилища сейчас мало что осталось, кроме нагромождения песчаниковых плит в левом крыле, центром храма сталпортик, или джагамонаха. Его внушительная пирамидальная крыша, поднимающаяся на высоту 38 м, разделена на три яруса рядами невероятно живых статуй - в основном музыкантов и танцоров, поющих серенады для бога солнца при его прохождении по небесам. Среди фигур на нижней платформе выделяется четырехглавый, шестирукий Шива, увешанный гирляндами отрубленных голов и исполняющий танец смерти. Хотя в настоящее время вход в него заблокирован, огромный кубический интерьер портика являлся чудом средневековой архитектуры. Создатели храма встретились с проблемами при строительстве его тяжелого, богато украшенного потолка и вынуждены были для использования в качестве опоры выковать десятиметровые железные балки - что является значительной инженерной победой для того времени.

Удивительно замысловатая скульптура украшает каждые уголок и щелочку внешних стен портика - а также большинство других частей храма - поразительным обилием изображений богов, животных, цветочных узоров, мифических зверей и водяных чудовищ. Именно это привлекает в Конарак большинство посетителей, и прежде всего - знаменитая эротика. Посмотрите на любую резную поверхность достаточно долго, и вы наверняка заметите сладострастную деву в соблазнительной позе, или пару в богатых драгоценных украшениях в момент нежности. Некоторые из самых красивых образцов эротики Конарака следует искать в нишах на средней высоте стен портика, где внимательный взгляд может обнаружить характерные остроконечные бороды садху, определенно занимающихся совершением серьезных прегрешений против своих обетов целомудрия. Более непристойные сцены также появляются в миниатюре вдоль стенок платформы и на двух сохранившихся причудливо украшенных дверных рамах в главном здании - взгляните только на группы хихикающих подростков. Хотя скульптура подобного рода не является необычной в Индии, только изредка доходит она до таких безудержных излишеств. За долгие годы выдвигалось много теорий, пытающихся объяснить этот феномен. В случае Конарака, похоже, что эротическое искусство должно было стать своего рода метафорой экстатического блаженства, испытываемого душой, когда она сливается с божественным космосом - центральным понятием длятантры и связанного с ней поклонения женскому началу - шакти, которое превалировало по всей средневековой Ориссе.

Если двигаться по часовой стрелке вокруг храма начиная от южной стороны главной лестницы, первое, что привлекает внимание большинства - это тщательно вырезанные лица на платформе. Рассмотрите детали изображений на колесах и поразительных фризах, которые тянутся узкими лентами над и под ними. На них показаны военные процессии (вдохновленные схватками короля Нарасимадевы с мусульманами) и сцены охоты, а также буквально тысячи буйствующих слонов. Если вы пришли сюда с детьми и хотите на какое-то время их занять, попросите их поискать жирафа на верхнем фризе вдоль южной стороны платформы - доказательство того, что в 13 в. велась торговля с Африкой.

Пройдя мимо портика, вы окажетесь перед двойной лестницей, которая ведет вверх в святилище, в котором находится статуя Сурьи. Вырезанный из зеленого хлорита высшего качества, этот безмятежный образ - одна из трех статуй в основании разрушенной башни святилища - представляет собой настоящий шедевр. Обратите внимание на его характерные высокие сапоги для верховой езды и маленькую фигурку Аруны, возничего, держащего поводья семи лошадей у его ног. Другие две статуи из этой серии также стоят того, чтобы на них взглянуть, хотя бы только для того, чтобы сравнить выражение их лиц в разное время, оно изменяется в соответствии с движением солнечного света по храму - от бодрого утром (когда свет падает с юга) до усталого, с отяжелевшими веками, в конце дня (когда освещены с севера). Прежде чем направиться к дальней стороне портика, можно также спуститься в то, что осталось от святая святых, где некогда помещалось божество. У подножия западной стены стоит похожая на алтарь платформа, покрытая резьбой: предполагают, коленопреклоненная фигура на ее центральной панели является королем Нарсимадевой, жертвователь храма.

Если не случится перебоя в подаче электроэнергии, храм солнца освещен прожекторами почти каждый вечер (май - сент с 19.00 до 22.00; окт - апрель с 17.30 до 21.30). В начале декабря здесь проходит один из основных танцевальных фестивалей Индии, который привлекает множество популярных классических и народных танцевальных групп со всей страны. Чтобы узнать точные даты, принять участие в фестивале, или забронировать билеты, связывайтесь с OTDC в Бхубанешваре или Дели .

Другие части территории храма

Первое и самое большое из двух маленьких святилищ в юго-западном углу - храм Майядеви (который раньше было посвящен жене Сурьи, богине тени) - является самым интересным из других памятников на территории храма. У северного и южного концов территории стоят впечатляющие колоссы, в настоящее время занимающие собственные отдельные пьедесталы, которые некогда охраняли входы в храм: запряженные слоны на севере и вздыбившиеся боевые кони, удерживаемые солдатами, на юге. Львы, которые стояли по бокам восточных ворот, были перенесены и установлены рядом с “Залом Подношений”.

Окрестности Конарака

На некотором расстоянии от территории храма, возле гостиницы Yatri Niwas, находится археологический музей (ежедневно с 9.00 до 17.00; 5 рупий), который уступил большую часть своих лакомых кусочков Дели, но предпринимает смелую попытку восстановить стену платформы и колесо колесницы храма, используя фрагменты оригинальной скульптуры и ярко-розовую штукатурку. Остальные галереи представляют собой непристойную выставку древней разновидности - одно только количество “небесных красавиц”, фрагментов бюстов, изогнутых бедер и пар, соединившихся в тантрических позах, - настоящая феерия. Снаружи, в маленьком помещении в северо-восточном углу территории музея, находится каменный архитрав с изображениями богов девяти планет - Наваграха, который первоначально располагался над одним из декоративных входов храма, а сейчас содержится как живой алтарь.

Если только вы не любите пляжи, мало какие места вокруг Конарака смогут вас привлечь. Собственный пляж Конарака был когда-то живописным, но сейчас полностью сметен ветром и заброшен из-за разрушений, нанесенных циклоном в октябре 1999 г. (). Это место расположено всего в 3 км от храма вдоль дороги к Пури и трудно поверить, как такой шторм мог оставить храм Солнца без единой царапины. По пляжу все еще хорошо бродить по вечерам и наблюдать за работой местный рыбачий флот, но он далеко не идеален, чтобы здесь купаться или загорать. Чтобы найти более уединенное место, садитесь на местный автобус, следующий в южном направлении, и сойдите через пару километров, когда увидите тропинку, ведущую от главной дороги через леса и дюны к морю. Вполне возможно, вы окажетесь на длинной полосе белого песка в полном одиночестве. Чтобы вернуться назад, остановите, стоя у дороги, автобус или джип.

Совсем рядом с пляжем Конарак расположен священный пруд, где Самба излечился от проказы - что было тем чудом, которое якобы вдохновило на создание храма Солнца. Каждый год на пару дней, во время фазы полной, или “белой” луны месяца магха (янв и фев), Чандаракхаба становится центром большого религиозного празднества - Магха Саптами Мелы. Тысячи паломников ранним утром собираются к водоему, чтобы совершить священное погружение в его целительные воды, а затем перемещаются на пляж, где, в соответствии с упомянутым в пуранах древним обычаем, наблюдают за восходом над морем солнца.