Мой город Москва

Вриндаван

Общие сведения

Вриндаван, пыльный маленький городок на берегах Ямуны, расположенный в 11 км на север от Матхуры, является одним из самых важных паломнических мест в Брадже, которое, согласно оценкам, каждый год привлекает до 500 000 паломников. На практике большая их часть является во время весеннего празднества Холи, которое здесь растягивается почти на целый месяц, а также во время двух месяцев празднований дней рождения Кришны и Радхи, его легендарной возлюбленной, что бывает осенью.

Хотя Вриндаван теоретически является тиртха, или святым местом переправы в мир иной на реке Ямуна, фактически река постепенно отдалилась от города, изогнувшись на 2 км от первоначального русла, и все кроме пяти из ее 38 гхатов в настоящее время оказались без воды. Немногое осталось и от лесов, упоминаемых в легенде о Кришне, и только несколько священных базиликовых рощ сохранилось на том месте, где он резвился с пастушками. Тем не менее, город привлекает престарелых вишнуитов, которые верят, что если они умрут здесь, то получат мокшу — немедленное освобождение. Помимо многочисленных дхармашал, во Вриндаване находится также несколько “вдовьих домов”, которые содержат богатые верующие, они обеспечивают едой и кровом бедных женщин, одетых в белые сари, находящих утешение в служении Кришне. Две тысячи этих женщин собираются дважды в день в Ашраме Миры Баи, чтобы петь бхаджаны — духовные песни.

Хотя Вриндаван и не может похвастаться несколькими тысяч храмов, как здесь нередко утверждают и что явно является преувеличением, в городе находится действительно немало святилищ, но многие из них сейчас заброшены и разваливаются, или в них поселяются обезьяны. Недалеко от центра, на главной дороге Матхура - Вриндаван, находится Говинда Дева, известный под местным названием “Говинджи”, который является одним из самых впечатляющих средневековых индуистских сооружений северной Индии, хотя религиозная деятельность здесь не такая бурная, как в некоторых других святилищах Вриндавана. Этот храм был воздвигнут раджой Ман Сингхом в 1590 г., говорят, что его главная башня была некогда высотой в семь этажей; а те три этажа, которые пережили набеги Аурангзеба, придают ему приземистый и усеченный вид.

Хотя построенный гораздо позже и вновь перестроенный в 19 в., Банке Бихари (Banke Bihari) (с 9.00 до полудня и с 18.00 до 21.00; вход бесплатный), расположенный у Пурана Базара, является самым популярным храмом города, знаменитым своими особыми цветочными украшениями божества. С лотков на углу ведущей к нему улочки торгуют превосходными ласси малаи (сливочными кокотейлями) и кесар (шафрановыми), подаваемыми в необожженных глиняных чашках (bhands).

Напротив Говинда Дева, через главную улицу, расположен богатый новый храм в южно-индийском стиле Шри Ранганатха (Shri Ranganatha), известный также под названием Храм Рангаджи (Rangaji), в котором среди нарочито роскошных предметов отделки можно выделить многочисленные позолоченные украшения, которые венчают его высокую шикхару, а также позолоченную колонну Дхваджа Стамбха (Dhwaja Stambha) во внутреннем дворике (куда не пускают неиндусов). Вход оживляет электронный кукольный театр у ворот, представляющий сцены из индуистских эпических произведений, а в маленьком музее внутри собраны процессионные изображения и колесницы (0.50 рупий).

ISKCON

ISKCON - Международное Общество Сознания Кришны (International Society of Krishna Consciousness) также имеет во Вриндаване богатый новый храм - Кришна Баларам Мандир, расположенный примерно в 3 км к западу от города в местечке Раман Рети. Построенный в стиле Бенгальского Ренессанса, с яркими фресками, изображающими эпизоды из жизни Кришны, храм включает мраморный мавзолей в честь основателя общества - Свами Прабхупады, который умер в 1977 г. Его частные апартаменты были переделаны в музей.

Среди новых храмов, возникших недавно вдоль дороги Матхура - Вриндаван, можно упомянуть Гита Мандир, в котором находится Гита Стамбх - колонна, на поверхности которого вырезана вся история Бхагават Гиты. Этот внушительный храм, построенный одной из самых влиятельных семей промышленников страны, Бирла, кажется маленьким рядом с невероятно огромным, многоэтажным, похожим на корабль сооружением, известным под названием Пагал Баба Мандир, раположенным немного вниз по дороге.

Центральный Уттар Прадеш

Обширные пространства ЦЕНТРАЛЬНОГО УТТАР ПРАДЕША, вместе с плодородными заливными равнинами Доаба (Doab), составляли в 19 в.Королевство Авадх (Avadh). Обреченные в конце концов стать не более чем марионетками британцев, его богатые правители навабы сосредоточили свое внимание на искусствах и создали уникальную цивилизацию с центром в Лакхнау. Монументы тех дней, а также следы отчаянной борьбы во времена “Мятежа”, или “Первой Войны за Независимость”, которая совпала с последним закатом Авадха, разбросаны по всему городу и по всему региону. Сегодня центральный Уттар Прадеш стал индуистским оплотом по мере роста партии BJP из ее резиденции в столице штата Лакхнау. На востоке от Лакхнау находится священный город Айодхья (Ayodhya), бывший некогда королевским центром, за который, согласно Рамаяне, боролся Рама; в настоящее время он больше известен как центр политического индуизма, с тех пор, как в 1992 г. была разрушена мечеть Бабри. Промышленный город Канпур, расположенный на юго-запад от Лакхнау, был, когда еще назывался “Конпором” (“Cawnpore”), той сценой, на которой разворачивались некоторые из наиболее кровавых событий восстания 1857 г.; сейчас его стоит посетить, чтобы посмотреть расположенный очень близко Битхур (Bithur) - миниатюру и прошлое Варанаси на берегу Ганга. Далее на восток священная река Ганга течет к Аллахабаду и священному слиянию в Праяге (Prayag), где она соединяется с Ямуной и мифической Сарасвати, которая течет с небес или под землей.