Мой город Москва

Варанаси

Общие сведения

Великий индуистский город Варанаси (Банарас, Бенарес) простирается вдоль изгиба Ганги, берега которой застроены длинными каменными лестницами — спусками к воде, называемыми гхатами - дословно “пристанями”, куда приходят тысячи паломников и местных жителей на ежедневные ритуальные омовения. Известный верующим также под названием Каши (Kashi), «Проливающий Свет», «Город Света», основанный самим Шивой, Варанаси является одним из древнейших городов мира. Его религиозная жизнь протекала в единой последовательной религиозной традиции с 6 в. до н. э., частично благодаря тому, что он оставался вне основного потока политической деятельности и исторического развития субконтинента, а также стоял в центре индуистского мира, который простирается от гималайской пещеры Амарнатх (Amarnath) в Кашмире до Каньякумари (Kanyakumari) - южной оконечности Индии, от Пури на востоке и до Дварки (Dwarka) на западе. Расположенный у брода на древнем торговом пути, Варанаси является одним из самых святых мест тиртха — “переправ” в мир иной, которые позволяют верующим приближаться к божественному, а богам и богиням спускаться на землю. Оно на протяжении всей своей истории привлекало паломников, молящихся, отшельников и ученых, изучающих Веды, в том числе таких мудрецов как Будда, Махавира (основатель джайнской веры) и великий индуистский реформатор Шанкара.

Все, кто умирают в Варанаси, достигают немедленной мокши, или освобождения. Вдовы и пожилые люди приходят сюда в поисках убежища, или чтобы доживать здесь свои последние дни, они находят себе приют в храмах и их поддерживают подаяния верующих. Западные гости с эпохи Средних Веков изумлялись необычайности этого города — густым путаницам улиц, изобилию религиозных атрибутов, сонму многочисленных божеств, а еще — близости смерти.

Гхаты

Великие берега реки у Варанаси, густо застроенные павильонами и дворцами, храмами и террасами 18 и 19 в., окаймлены цепочкой каменных лестниц – гхатов, протянувшихся вдоль всей линии воды, которые выглядят по-разному в разное время года, в зависимости от резких сезонных изменений уровня реки. Каждый из сотен гхатов, больших и малых, отмечен лингамом, который занимает особое место в религиозной географии города. Некоторые из них разрушились на протяжении веков, другие продолжают процветать, рано по утрам к ним приходят купальщики, священники-брахманы, совершающие пуджу, а также люди, занимающиеся медитацией и йогой. Индусы считают Ганг амритой - эликсиром жизни, который очищает живых и спасает мертвых. Вообще-то река загрязнена пенистыми стоками - не уступайте соблазну присоединиться к купальщикам; можно не обращать внимания на химикаты и части человеческих тел, плавающие в реке, но уровень содержания в ней тяжелых металлов, сбрасывамых расположенными выше по течению заводами, является действительно серьезной причиной для беспокойства. Будет ли вода Ганги все еще иметь силу, чтобы смывать грехи, если ее стерилизовать - вопрос спорный; в настоящее время мнение таково, что кипятить ее приемлемо, но химическая очистка только испортит воду.

На протяжении веков паломники совершали ритуальный обход города, по пути оказывая дань уважения святилищам. Одним из наиболее популярных маршрутов является Панчатиртхи Ятра (Panchatirthi Yatra), в который входят пять «переправ» (pancha tirthi) — Ази (Asi), Дашашвамедха, Ади Кешава (Adi Keshava), Панчаганга (Panchganga) и Маникарника. Чтобы получить то, о чем он молится, или чтобы умилостивить богов, верующий, в сопровождении священника, произносит «заявление намерения» (sankalpa) и выполняет ритуал на каждой ступени пути. Для случайного посетителя, однако, самый легкий способ осмотреть гхаты - это двигаться по направлению с юга на север на лодке или пешком.

От Ази Гхата до Кедара Гхата

У расположеного у слияния Ази и Ганга Ази Гхата с глинистыми берегом паломники сначала купаются, перед тем как идти молиться к огромному лингаму под деревом пипал. Следующим посещают лингам Азисангамешвара (Asisangameshvara) - “Владыки Слияния Ази”, который находится в маленьком мраморном храме прямо у гхата. Согласно традиции, паломники продолжают путь к Лоларка Кунд (Lolarka Kund), “Дрожащему Солнцу”, прямоугольному водоему, который стоит на 15 м ниже уровня земли и к которому ведет крутая лестница. В настоящее время почти заброшенный, кроме периода ярмарки Лоларка Мела (авг/сент), когда тысячи паломников приходят чтобы умилостивить богов и помолиться о рождении сына, Лоларка Кунд является одной из самых древних точек Варанаси, одним из двух сохранившихся мест, связанных с культом Солнца и с древними корнями, от которых произошел индуизм. Выровненный по двенадцати солнечным делениям (adityas), которые предшествуют всем великим божествам современного индуизма, он привлекал купальщиков еще во времена Будды.

Значительная часть соседнего Тулси Гхата (Tulsi Ghat) - первоначально называемого Лоларка Гхат, но переименованного в честь поэта Тулси Даса, который жил неподалеку в 16 в. — рассыпалась. Если продолжить путь на север, мимо Шивала Гхата (Shivala Ghat), у Хануман Гхата расположен новый храм, построенный большой южноиндийской общиной, посещающей этот гхат. Считающийся многими местом рождения вишнуитского святого 15 в., Валлабхи, благодаря которому во многом оформилось почитание Кришны, этот гхат также связан с поразительным образом Руру, одной из форм пса Бхайравы (Bhairava) — свирепой ранней формы Шивы.

Названный по имени легендарного короля, который отказался от целого королевства в припадке самоотречения, Харишчандра Гхат (Harishchandra Ghat), один из двух гхатов Варанаси, где проходят кремации, легко узнать по дыму погребальных костров.

Расположенный далее на севере Кедара Гхат паломники, совершающие Панчатиртхи Ятру, игнорируют. Над его лестницей стоит храм из красно-белого пятнистого песчаника, в котором находится лингам Кедарешвара (Kedareshvara lingam) - выход черной скалы с белой прожилкой. Мифологически связанная с Кедарнатом (Kedarnath) в Гималаях, Кедара и ее гхат превращаются в гудящий улей во время священного месяца шравана (июль/авг) в период дождей.

От Чауки Гхата к Чаумсатхи Гхату

Расположенный в северном направлении вдоль реки Чауки Гхат (Chauki Ghat) отличает огромное дерево, под которым расположились маленькие каменные алтари, посвященные нагам, божествам в образе водяных змей, а у Дхоби (Прачечного) Гхата (Dhobi Ghat), который ни с чем невозможно спутать, мужчины-прачки до сих пор ритмично полоскают одежду. За более мелкими гхатами, такими как Манасаровара Гхат (Manasarovara Ghat), названным по имени священного озера в Тибете, и Нарада Гхат в честь божественного музыканта и святого, лежит Чаумсатхи Гхат, от которого внушительная каменная лестница ведет вверх к маленькому храму Чаумсатхи (шестидесяти четырех) Йогинь (Chaumsathi Yoginis). Изображения Кали и Дурги в его внутреннем святилище свидетельствуют о времени, когда великие богини стали пониматься как единое воплощение целого ряда предшествующих им женских божественных существ. Над гхатами здесь возвышается сказочный песчаниковый хавели (особняк), принадлежавший Пешва Амрита Рао, построенный в 1807 г. и в настоящее время используемый для религиозных церемоний, а иногда в качестве концертной аудитории.

Дашашвамедха Гхат

Дашашвамедха Гхат, второй и самый оживленный из пяти тиртха на маршруте Панчатиртхи Ятры, лежит за простым зданием с плоской крышей, в котором находится святилище Шиталы (Shitala). Чрезвычайно популярное, даже в дождливый сезон, когда верующим приходится брести к нему по воде или нанимать лодку, Шитала выражет одновременно как благоприятный, так и недоброжелательный аспекты божества - облегчение и помощь, а также болезнь, особенно оспу.

Дашашвамедха является самым популярным и доступным гхатом для омовений, с целым рядом жрецов, сидящих на деревянных платформах под бамбуковыми зонтиками, массажистов, усердно предлагающих свои услуги, и лодочников, толпящихся в ожидании клиентов. Название гхата, “десять жертвоприношений коня”, происходит от сложной серии жертв, совершенных тут благодаря терпению царя Диводаса. Шива и Парвати были уверены, что решимость правителя ослабеет, и ему придется покинуть Каши, таким образом позволив им вернуться в свой город. Однако, жертвы были столь совершенными, что Брахма установил здесь лингам Брахмешвара. С того времени Дашашвамедха стал одним из самых прославленных тиртха на земле, где паломники, просто искупавшись, могут стяжать приобретенные посредством огромной жертвы блага.

От Ман Мандир Гхата к Лалита Гхату

Ман Мандир Гхат известен прежде всего благодаря своей величественной обсерватории 18 в., украшенной резными оконными рамами и построенной для махараджи Джайпура. Паломники почитают важный соседний лингам Сомешвары, бога луны, расположенный перед Трипурабхайрави Гхатом (Tripurabhairavi Ghat) и Мир Гхатом, а также Новым Храмом Вишванатха, постороенным консервативными брахманами, которые утверждали, что главный лингам Вишванатха стал нечистым, когда в 1956 г. в святилище вошли хариджаны (неприкасаемые). У Мир Гхата также есть алтарь Вишалакши (Vishalakshi), «Большеглазой Богини», расположенный на важном месте (pitha), отмечающем точку падения одной из частей расчлененного тела Шакти, когда его уносил пораженный горем Шива. Здесь также находится Дхарма Купа (Dharma Kupa), «Колодец Дхармы», окруженный второстепенными святилищами, возле которого стоит также лингам Дхармеша, где, как говорят, Яма, Бог Смерти, получил власть над всеми мертвыми мира - кроме тех, которые умирают здесь, в Варанаси.

Сразу на севере расположен Лалита Гхат, известный своим святилищем Ганга Кешава, посвященным Вишну, а также непальским храмом, типичным деревянным храмом в стиле Катманду, в котором находится изображение Пашупатешвары (Pashupateshvara) - воплощению Шивы в Пашупатинатхе, в Долине Катманду, и небольшая коллекция образцов эротической резьбы.

Маникарника Гхат

К северу от Лалита Гхата лежит главная площадка для кремации Варанаси - Маникарника Гхат. Такие места обычно считаются неблагоприятными и находятся на окраинах городов, но весь этот город Шивы рассматривается как Махашмашана (Mahashmashana) - Великая Территория Кремации тела всей Вселенной. Этот гхат постоянно наводняют погребальные процессии, а также домы, неприкасаемые стражи, занятые облегчением последних минут тех, кто настолько счастлив, чтобы умереть здесь. Возможность увидеть столь публично кремируемые тела всегда привлекала и завораживала приезжих, но фотографирование является строжайшим табу; даже если у вас просто увидят камеру, это может быть истолковано как намерение снимать и вызвать враждебность. У гхата туристов обычно атакуют торговцы дровами, объясняя тонкие метафизические значения трансмутации (“кремация есть познание”) перед тем, как умело перейти к более практичному разговору о том, как много дров нужно чтобы сжечь одно тело, о нескончаемой инфляции, и не хотели бы вы сделать пожертвование. Невозможно, чтобы суммы, указанные в их “книгах пожертвований” были действительны.

Расположенный в центре пяти тиртха, Маникарника Гхат символизирует одновременно творение и разрушение, воплощенные в противопоставлении священного колодца Маникарника Кунд, который, как говорят, выкопал Вишну во времена творения, и горячей, насыщенной пеплом песчаной площадки для кремации, где кончается само время. Согласно индуистской мифологии, создание Маникарника Кунд предваряло появление Ганги, и его источник лежит далеко в Гималаях. Вишну, согласно повелению Шивы, вырезал кунд с помощью своего диска и наполнил его потом, выделившимся от его усилий при сотворении мира. Когда Шива затрепетал от восторга, в водоем упала его серьга, которая в качестве Маникарники - “Драгоценной Серьги” - стала первой в мире титрхой. Каждый год, после того как воды реки спадают и на дне водоема затвередевают алювиальные осадки, кунд выкапывают снова. Его окрестности чистят и расписывают яркими народными картинами с изображением главной богини - Маникарни Деви.

Скиндия Гхат

На севере рядом с Маникарникой расположен живописный Скиндия Гхат (Scindia Ghat) с его опрокинутым храмом Шивы, частично поглощенным рекой, который упал в результате воздействия самого веса комплекса гхата примерно 150 лет назад. Над гхатом, среди густой путаницы улиц района, называемогоСиддха Кшетра (Siddha Rshetra, “Поле Исполнения”), находятся несколько самых значительных святилищ Варанаси. Вирешвара, Бог Всех Героев, особенно почитается при молитве о ниспослании сына; Бог Огня - Агни - предположительно родился здесь.

От Панчаганга Гхата к Гхату Ади Кешава

За Лакшманбала Гхатом, с прекрасными открывающимися с него видами реки, лежит один из самых драматичных и противоречивых гхатов - Панчаганга Гхат (Panchganga Ghat), над которым возвышается самое большое в Варанаси здание на берегу реки - Великая Мечеть Аламгир (Mosque of Alamgir), известная под местным названием Бени Мадхав-ка-Дарера (Beni Madhav-ka-Darera), минареты которой сейчас значительно укоротились. Она стоит на развалинах Бинду Мадхавы (Bindu Madhava), Храма Вишну, который располагался от Панчаганги до Рама Гхата до того, как был разрушен Аурангзебом и заменен мечетью. Панчаганга также является свидетельством более благоприятных периодов в индуистско-мусульманских взаимоотношениях, будучи местом инициации средневекового святого суфийско-сантской традиции, Кабира, сына скромной мусульманской ткачихи, которого почитают в равной мере индусы и мусульмане. Вдоль берега реки лежит любопытная группа трехсторонних камер, которые во время сезона дождей затопляются водой; в некоторых из них находятся лингамы, в других - изображения Вишну, а некоторые пусты и используются для занятий медитацией или йогой.

Над Трилочана Гхатом (Trilochana Ghat) дальше на севере находится священный древний лингам трехглазого (trilochana) Шивы. За ним река протекает мимо некоторых старейших участков Варанаси, в настоящее время преимущественно мусульманских; сами гхаты постепенно становятся все менее впечатляющими и обычно относятся к разновидности kaccha (глиняных).

У Гхата Ади Кешава (“Изначального Вишну”) на окраине города река Варана впадает в Гангу. К этому гхату невозможно подойти в сезон дождей, так как он полностью погружается в воду. Он отмечает то место, где предположительно приземлился Вишну в качестве посланца Шивы; некогда на этом месте возник сам город, который впоследствии распространился в южном направлении; вокруг Ади Кешавы находится несколько святилищ бога Ганеши.

Старый город

В сердце Варанаси, между Дашашвамедха Гхатом и Годаулией на юге и западе и Маникарника Гхатом на реке на севере, лежит старый город (или Вишванатха Кханда), представляющий собой путаницу улицу со старыми, обветшалыми зданиями. Весь район стоит того, чтобы его обследовать, посмотреть святилища и лингамы, встречающиеся буквально на каждом шагу. Город кишит толпами паломников, жрецов и лотками, торгующими подношениями для верующих. Опасайтесь заторов из-за коров в узеньких улочках, а если заблудитесь - идите к реке.

Через лабиринт аллей и Вишванатха Гали (Lane) можно выйти к храмовому комплексу Вишванатха или Вишешвара - “Богу Всего”, известному под популярным названием Золотой Храм, объясняющегося толстым слоем позолоты на его башне шикхаре. Огороженный стеной, этот пышный комплекс закрыт для неиндусов, которым приходится довольствоваться осмотром его с крыш соседних зданий.

История Вишванатхи богата событиями. Разграбляемый последовательно сменяющимися мусульманскими правителями, он много раз отстраивался заново, до тех пор, пока величественное здание, которое в 1585 г. начал возводить Тодар Мал, придворный Акбара, не было окончательно разрушено Аурангзебом. Его простые белые купола возвышаются над расположенным сразу на севере Джнана Вапи (Jnana Vapi) (“Колодцем Веры”), который находится в открытом, украшенном аркадами зале, построенном в 1828 г., где Шива охлаждал свой лингам после строительства Вишванатхи. Примыкая к храму, охраняемая вооруженными полицейскими для защиты от индуистских фанатиков, стоит Мечеть Джнана Вапи, известная также под названием Великая Мечеть Аурангзеба. Немного на север, на другой стороне главной улицы, находится Мечеть Разии (Razia’s Mosque) 13 в., которая стоит поверх руин более раннего храма Вишванатха, разрушенного при Султанате.

Неподалеку расположен храм Аннапурна Бхавани (Annapurna Bhavani), посвященный Шакти, божественной женской энергии. Воплощенная во многих формах, в том числе в образах ужасных Кали и Дурги с оружием и гирляндами черепов, здесь она представлена подающей пропитание и несет всего лишь горшок с едой. Во вспомогательном святилище, открытом только три дня в году, находится статуя Аннапурны из цельного куска золота. Неподалеку стоит поразительное отделанное серебром изображение Шани, или Сатурна, расположенное на черном фоне. Все, на кого падет его тень, будет подвержен невезению — этой судьбы тщательно стараются избежать прихожане, которые приходят сюда молиться по субботам.

Остальная часть города

В Варанаси имеется несколько других достопримечательностей, особенно в районе к югу от Годаулии, сразу за Ази Гхатом. Без труда можно дойти до Храма Дурги и музея Бхарат Кала Бхаван Бенаресского Индуистского Университета (Benares Hindu University - BHU), а прямо на другом берегу реки расположен Рамнагар и его внушительный форт, которые по-прежнему играют важную роль в жизни города.

Бхарат Мата

Приблизительно в 3 км на северо-запад от Годаулии, за пределами старого города, находится современный храм Бхарат Мата (Мать Индия), открытый Махатмой Ганди, который необычен тем, что в нем имеется огромная выполненная в мраморе рельефная карта всего индийского субконтинента и Тибетского плато с хорошо различимыми горами, реками и святыми тиртха. Перед тем как рассмотреть ее со второго этажа, паломники совершают ее ритуальный обход. До храма можно доехать на рикше из Годаулии всего рупий за 7.

Юг Старого Города: Храм Дурги и Индуистский Университет

Храм Дурги 19 в., с пятнами красного и охристого цветов, известный среди иностранных путешественников под названием Храм Обезьян из-за обитающих в нем этих агрессивных и раздражительных животных, стоит на обнесенной стеной территории в 4 км на юг от Годаулии, недалеко от Ази Гхата. Он был построен в типичном северо-индийском стиле, с нарядной шикхарой, состоящей из пяти символизирующих стихии сегментов и поддерживаемой чудесными резными колоннами. Весь ансамбль лучше всего виден из-за Дурга кунда – соседнего с храмом водоема. Наполненный первобытной атмосферой, он посвящен Дурге, грозной форме супруги Шивы Парвати, а также воплощению шакти, или женской энергии. Рогатина во внутреннем дворике используется во время празднеств для обезглавливания жертвенных коз.

Неиндусов пускают во внутренний двор, но не во внутреннее святилище храма Дурги, а допуск в соседний Храм Тулси Манас (Tulsi Manas) неограничен (ежедневно с 5.00 до полудня и с15.00 до полуночи). Он был построен в1964 г. из белого мрамора с прожилками, а его стены украшают стихи поэта и автора Рамчаритаманас (Ramcharitmanas) — индуистского эквивалента великого эпоса на санскрите Рамаяны.

Немного подальше на юг находится музей Бхарат Кала Бхаван (пн - сб; май и июнь с 7.30 до 12.30; июль - апрель с 11.00 до 16.30; 100 рупий, съемка 10 рупий), который располагает сказочной коллекцией миниатюр, скульптуры, образцов современного искусства и бронзы. В посвященной городу Варанаси галерее с удивительной картой 19 в. представлены предметы, обнаруженные во время недавних раскопок Радж Гхата, а также старые гравюры города. Помими буддийской и индуистской скульптуры, а также могольского стекла, тут есть галереи, посвященные иностранным художникам, которые искали вдохновения в Индии, таким как Николай Рерих и Алиса Бонер. Также представлены работы художника эпохи Бенгальского Возрождения Джамини Роя, на которого огромное влияние оказало народное искусство.

Бхарат Кала Бхаван составляет часть BHU, на территории которого находится также Новый Храм Вишванатха (ежедневно с 4.00 до полудня и с 13.00 до 21.00), который отличает его высокая мраморная шикхара. Задуманный Пандитом Малавией (Pandit Malaviya), основателем университета, который верил в индуистское бескастовое возрождение и равенство, он был построен Бирлами - богатой семьей промышленников. Хотя он был спроектирован предположительно как копия первоначального храма, разрушенного Аурангзебом, в здании присутствуют типичные черты новой волны храмовой архитектуры, в которой соединились влияния различных частей Индии, с несколько кричащим интерьером. Постоянный поток посетителей обслуживают чайные, продавцы цветов, а также другие торговцы маленького рынка перед воротами храма.

Рамнагар

Резиденция махараджи Варанаси, Форт Рамнагар, возвышается над Гангой недалеко от Ази Гхата. Лучше всего рассматривать укрепления, особенно впечатляющие в конце дня, с противоположной стороны реки, куда можно добраться по дороге, ведущей на юг от территории BHU, и далее через шаткий понтонный мост. В период муссонных дождей мост разбирают, и его заменяет паром, который все же лучше длинной главной дороги, которая пересекает реку по основному мосту Малавийя на севере, а затем продолжается вдоль восточного берега реки. Можно добраться туда также наняв лодку от Дашашвамедха Гхата.

Внутри оформление форта свидетельствует о богатстве махараджи и его до сих пор продолжающемся влиянии. В пропылившемся и плохо содержащемсямузее (ежедневно с 9.00 до полудня и с 14.00 до 17.00; 5 рупий) представлены экспонаты декадентского прошлого: предназначенные для запряжения лошадьми экипажи, старые автомобили, паланкины, позолоченные и серебряные разукрашенные сидения для езды на слоне (howdahs), хукки — трубки для курения, костюмы и старые шелка в жалком состоянии - все это составляет часть коллекции, а также оружейный зал, собрание мелких изделий из слоновой кости, астрономические часы и охотничьи трофеи. Некоторые посетители сообщали о том как пили чай с самим весьма дружелюбным махараджей после случайной встречи с ним.

Через внутренний дворик расположена секция, посвященная процессии Рам Лила и празднествам, которые проходят во время Дасеры (окт). Варанаси славится местной процессией Рам Лила, во время которой по всему городу исполняют отрывки из Рамаяны, а махараджа спонсирует три недели насыщенных празднеств.