Мой город Москва

Лакхнау

Общие сведения

Расположенную приблизительно в центре Уттар Прадеш, в 516 км на восток от Дели, столицу штата ЛАКХНАУ помнят прежде всего в связи с испытанием, пережитым его британскими жителями во время пятимесячной осады в 1857 г. Однако ранее город был свидетелем последних бурных дней мусульманского правления в Индии, незадолго до последней капитуляцией перед британцами. В действительности, смещение британцами на короткое время последнего наваба Авадха (Avadh, или Oudh) Ваджид Али Шаха (Wajid Ali Shah), обычно перечисляют среди основных причин “Мятежа”. Сегодня поблекшие монументы 19 в. Лакхнау все еще носят следы вооруженной борьбы и разрушений, причиненных британской армией.

Центр мусульманской власти с середины 18 в., по мере все большего ослабления могольской империи постепенно перемещался из Дели в Авадх. Праздность и упадничество последних навабов Авадха вошли в Индии в поговорку, но при их правлении процветали искусства. Авадх превратился в притягательный магнит для поэтов и художников, индусы и мусульмане работали вместе, стимулируемые богатством и большим количеством свободного времени. Лакхнау являлся также важным центром шиитской культуры и исламской юриспруденции с законодательной школой Фаранги Махал (Farangi Mahal), привлекающей студентов даже из Китая и Центральной Азии.

Благодаря навабам-шиитам сформировались новые ритуалы веры — ежегодные процессии Мухаррам в память о мученичестве Хуссейна и двух его сыновей, развившиеся до уровня сложных процедур с тазия — сделанными из бумаги изображениями святилища шиитского имама в Карбале в южном Ираке, которые несут на похороны. Во время остальной части года изображения находятся в Имамбарах (“домах Имама”), которые варьируют от скромных комнат в бедных шиитских домах до Великой Имамбары, построенной Асафом-уд-Даулой в 1784 г.

Необыкновенные монументы из песчаника, в настоящее время затерянные в современном Лакхнау, все еще стоят молчаливыми свидетелями эйфорической атмосферы этой уникальной культуры. Также выделяются здания, построенные по европейским образцам, часто украшенные аркбутанами, башенками, куполами и цветочными узорами; но кирпич и известковый раствор, из которых они были построены, показывает, что они стареют, так же как и более ранние каменные постройки, и старый Лакхнау буквально рассыпается на глазах.

Исполнительские искусства Лакхнау

В 18 и 19 в. в мусульманском Лакхнау сформировалось поразительное разнообразие музыкальных и танцевальных форм, которые и по сей день выделяются среди сценических искусств северной Индии. Этот период считается «Золотым Веком» исполнительской культуры Индии.

Помимо музыкантов двора и просто придворных, среди которых были и некоторые из самих навабов, в культурной жизни города немаловажную роль играли тавайф (куртизанки), которые становились искусными поэтессами, танцовщицами и певицами. В то время как основой классической музыки оставались стили дхрупад и кхаял, высокого уровня развития достиглитхумри (thumri) - лирические песни, в стиле которых смешались классические раги и народные мелодии, а также стали широко популярны такие формы как дадра, таппа и хори, сформировавшиеся под влиянием народных традиций. Их называют “полуклассической” или “легкой” классической музыкой.

Катхак (Kathak) — основной жанр северо-индийского классического танца, развился во время правления таких навабов как Шуджа-уд-Даула (1756 - 75 гг.) и Асаф-уд-Даула (1775 - 97 гг.). Тема Кришны, резвящегося с девушками-молочницами (gopis) стала особенно популярной в сюжетных представлениях; технически катхак основывается на сильных и энергичных движениях ног, сложных ритмических композициях, сопровождающихся игрой на табле — паре барабанов. Некоторые из великих школ (gharana) танца и музыки Авадха, в том числе расположенные в Лакнау, Фарракхабаде и Рампуре, постепенно становятся частью новой системы покровительства искусствам, зависимой теперь от среднего класса.

Феcтиваль Лак[нау, который проходит в феврале, дает приезжим прекрасную возможность познакомиться с образцами живых городских традиций музыки и танца. За более подробной информацией обращайтесь в UP Tourism.

Город

Большая часть достопримечательностей Лакхнау расположено вдоль южного берега Гомти или рядом с ним. Гомти представляет собой ленивый, заросший водорослями поток, который большую часть года полноводен благодаря муссонным дождям и наполняется небольшими выдолбленными из цельного куска дерева лодками местных рыбаков. Недалеко от центрального моста лежит современный коммерческий центр Хазратгандж, на севере которого на берегу реки стоит Имамбара Шах Наджафа (Shah Najaf Imambara). Далее на запад, за руинами Резиденции, дорога проходит мимо величественной Бара Имамбары и ведет через большие ворота Руми Дарваза (Rumi Darwasa) к Имамбаре Хуссейнабад (Hussainabad Imambara). К югу от нее, между Хазратганджем и Чарбагхом, путаница оживленных улочек и симпатичных рынков составляет старый городской район Аминабад.

Хуссейнабад

На западе Лакхнау, поблизости от Моста Хардинг (Hardinge Bridge) в районе “старого” города, находятся несколько разрушающихся реликвий навабов Авадха. Главным среди них является Великая, или Бара Имамбара (ежедневно кроме периода Мухаррам с 8.00 до 18.30; билет включает посещение Имамбары Хуссейнабад и Картинной Галереи, 10 рупий), в которой находится один из самых больших сводчатых залов в мире - 50 м в длину и 15 м в высоту. При постройке законченной в 1784 г. Асафом-уд-Даулой плоской наверху, слегка изогнутой в форме арки внутри крыши, не было использовано ни одной железной или деревянной балки, а применялась техника, известная под названием kara dena, при которой кирпичи ломают точно под необходимым углом и укладывают встык, а затем покрывают слоем бетона - в данном случае его толщина составляет несколько метров. В это сводчатое сооружение ведут некогда, должно быть, совершенно необыкновенные ворота, которые в настоящее время покрыты выбоинами и того и гляди обрушатся. Два расположенных один за другим внутренних дворика ведут от ворот к самой Имамбаре, которая выглядит очень празднично. Вверх к лабиринту палат, известных под названием bhulbhulaiya - “путаница”, ведут ступеньки. К Бара Имамбаре примыкает и возвышается над ней Мечеть Асаф-уд-Даулы, расположенная на двухъярусном цоколе из сводчатых галерей с двумя высокими минаретами. Она закрыта для немусульман, но ее хорошо можно рассмотреть из Садов Виктория, которые примыкают к ней с запада (ежедневно кроме пятницы, с рассвета до заката; 6 рупий).

К западу от главных ворот, над главной улицей возвышается колоссальная Руми Дарваза, которая представляет собой декоративную триумфальную арку, построенную по образцу одних из ворот Азия Минор в Истанбуле (известных в исламском мире времен Византии под названием “Руми”). Ее украшают замысловатые цветочные узоры и несколько необыкновенных труб, но в настоящее время она разрушается. Вверх к открытым помещениям, откуда открывается вид на монументы Имамбары Хуссейнабад, ведет лестница.

Немного дальше на запад находится богато изукрашенная Имамбара Хуссейнабад, известная также как Имамбара Чхота (Chota) (“малая”), или Дворец Огней, которую так называют из-за сказочного внешнего вида, когда по особым случаям ее специально наряжают и освещают. Приподнятый над землей водоем перед ней, путь к которому лежит через просторный внутренний двор, также служит созданию общей праздничной атмосферы. Над всем ансамблем, среди минаретов, маленьких куполов и арок и даже грубой миниатюры Тадж Махала, возвышается центральный позолоченный купол. В Имамбаре, построенной в 1837 г. Мухаммад Али Шахом (1837 - 42 гг.), частично с целью облегчить голод путем предоставления работы беднякам, находится отделанный серебром трон и гробницы важных лиц Авадха. Не действующие ворота напротив главного входа использовались церемониальными музыкантами, а незаконченная сторожевая башня называется Саткханда (Satkhanda), или “Семь ярусов”, хотя на самом деле их было построено всего четыре. На западе от Имамбары в окружении руин возносятся в небо два минарета и три купола Джами Масджид, строительство которой было закончено после смерти Мухаммад Али Шаха, куда не впускают немусульман.

У Водоема Хуссейнабад, к востоку от Имамбары Хуссейнабад, возвышается изолированно расположенная 67-метровая Башня с Часами Хуссейнабад - горделивая готическая башня, построенная в 1887 г., на которой находятся самые большие часы в Индии. Рядом с этим необычным монолитом находится Зал Талукдара (Taluqdar’s Hall), воздвигнутый Мухаммад Али Шахом для размещения в нем офисов Треста Хуссейнабад, а также пыльная Картинная Галерея, известная еще как Художественная Галерея Мухаммад Али Шаха. Портреты навабов, расположенные в хронологическом порядке, графически демонстрируют упадок их эпохи, так как их фигуры постепенно становятся все дороднее и тучнее. На знаменитой картине женоподобный последний наваб, Ваджид Али Шах (1847 - 56 гг.) изображен в одежде с вызывающе низким вырезом, открывающим левый сосок его груди. Мечеть Аурангзеба на высокой площадке на пути к Мосту Хардинг, которую называют также Лакшман Тила (Lakshman Tila), стоит на месте первого в Лакхнау поселения 15 в.

Резиденция

Развалины Резиденции (ежедневно с рассвета до заката; 250 рупий) покоятся в мире среди живописных садов на юго-востоке от Моста Хардинг — руины, оставшиеся после битвы точно в таком же состоянии, какими они были после снятия осады 17 ноября 1857 г. Ее поврежденная пушечным ядром башня стала памятником упорству британцев в Индии и осталась таковой даже после Независимости.

Во время осады, каждое здание в комплексе использовалось для защиты территории. Казна, расположенная справа, если войти внутрь через Сторожевые Ворота Бейлли (Baillie Guared Gate), служила в качестве арсенала; в роскошном Банкетном Зале на востоке располагалась больница, а в дорогостоящем пятиэтажном Доме Доктора Фэйрера (Dr Fayrer) на юге прятались женщины и дети. Большая часть бывших строений, таких как Бегам Котхи (Begum Kothi), использовались для заграждения от прямого вражеского огня. На лужайке перед Бегам Кхоти стоит большой крест в честь предусмотрительного сэра Генри Лоуренса (Sir Henry Lawrence), который построил оборонительные сооружения, но умер вскоре после начала военных действий.

В испещренном выбоинами самом здании Резиденции разместился маленький музей. На первом этаже в Комнате Моделей (ежедневно с 9.00 до 16.30) - единственном помещении, в котором сохранилась крыша, находится большая модель обороны и Резиденции, а также небольшая, но очень интересная коллекция изображений, в том числе гравюры, на которых показаны бреши в стенах, забаррикадированные бильярдными столами, и солдат, готовящийся к прорыву через вражескую линию.

Осада резиденции Лакхнау

Мятежные сипаи, перешедшие через реку Гомти в Лакхнау 30 июня 1857 г. нашли город кипящим от негодования в связи с недавним захватом власти в королевстве Авадх британцами. Крошечный, изолированный британский гарнизон под командованием сэра Генри Лоуренса укрылся в Резиденции, которая стала центром ожесточенной борьбы за выживание.

Менее тысячи из трех тысяч британцев и верных им индийцев, которые сгрудились в Резиденции, пережило безжалостную войну на уничтожение путем измора. Условия их жизни были настолько невыносимы, что те, кому удалось избежать заражения ран гангреной и столбняком, неизменно становились жертвой холеры и цинги. В то время как обе стороны выдерживали огневой шквал тяжелой артиллерии, одновременно велась подземная битва. Сипаи возлагали свои надежды прорвать линию обороны на строительство туннелей и закладывание мин, но британцы были гораздо искушеннее в подобных методах. Навыки бывших минеров 32-го (Корнуоллского) Полка позволили им по звукам, производимым врагом при установки мин, находить и обезвреживать их и даже взорвать несколько расположенных по периметру комплекса зданий, контролируемых сипаями.

1400 гражданских лиц, среди которых было пятьдесят мальчиков-школьников из Ла Мартиньеры (La Martiniere), сохранили высокий моральный дух и продолжали придерживаться классовых разграничений. В то время как жены европейских солдат и не получивших офицерского звания офицеров, а также дети и слуги прятались в подвале (tikhana), дамы Резиденции занимали более высоко расположенные и лучше проветриваемые помещения.

Дело улучшилось, когда через три месяца прибыл с подкреплением генерал сэр Генри Хэвлок и, несмотря на неудобство недостатка хорошей еды и вина, возобновились обычные визиты и приглашения. Но только 17 ноября осада была окончательно снята силами сэра Колина Кэмпбелла. Когда шотландские солдаты освободили Резиденцию и предложили пленникам выпить чаю, женщины отказались - они привыкли пить чай с молоком, а у солдат его не было.

Кайсарбагх

Среди шума и суеты современного Лакхнау монументы 19 в. в районе Кайсарбагха (Kaisarbagh) на юге от Резиденции стоят забытые и заброшенные. Уже исчезли большие глыбы Дворца Кайзарбагх, построенного в 1850 г. Ваджид Али Шахом, который должен был стать восьмым чудом света, а соседний Чаттар Манзил (Chattar Manzil), в котором некогда размещался Клуб Объединенных Служб (United Services Club), утратил большую часть своей крыши. На территории Кайзарбагха, рядом с могилой его жены Кхуршид Зади (Khurshid Zadi), расположена гробница Саадат Али Хана (Saadat Ali Khan) (1798 - 1814 гг.), которую отличает черно-белый мраморный пол с ведущей от него вниз в склеп лестницей. Сейчас она заросла травой и часто бывает заперта.

Музей Народного Искусства в Кайзарбагхе представляет собой большой зал, в котором представлены образцы современного искусства Уттар Прадеш. Поблизости, в бывшем зале для коронаций на Lal Baradari сейчас помещается Академия Лалит Кала (Lalit Kala Academy) (пон - пят с 9.00 до 17.00; вход бесплатный) - галерея правительственной художественной школы.

Хазратгандж

У реки, напротив гостиницы Carlton Hotel, на Rana Pratap Marg, выделяется приземистый купол Имамбары Шах Наджаф (Shah Najaf Imambara) (ежедневно кроме пятницы с рассвета до заката; оплата в виде пожертвований), названной по имени гробницы Али в Ираке, которая особенно красива, когда ее украшают лампочками во время Мухаррама. Во внутреннем помещении с затхлым запахом находятся несколько невероятно безвкусных канделябров, используемых в процессиях, несколько тазия, а также отделанная серебром гробница распутного и расточительного Гхази-уд-дин-Хайдара (Ghazi-ud-din-Haidar) (1814 - 27 гг.), похороненного вместе с тремя из своих жен.

Имамбара была оплотом сипаев в 1857 г., а решающая битва, которая позволила британцам снять осаду Резиденции, состоялась в соседнем саду удовольствий Сикандрабагхе 16 ноября. Потребовалось полтора часа непрерывных бомбардировок солдат сэра Колина Кэмпбелла, чтобы прорвать оборону двух тысяч сипаев; а затем сикхи и 93-й Шотландский полк хлынули внутрь. Сипаи были в ужасе и не могли найти выхода чтобы бежать; говорят, что некоторые из них приняли залитых кровью солдат в шотландских национальных юбках за призраки убитых в Канпуре европейских женщин. Загнанные к северной стене, они были проткнуты штыками или расстреляны, а кучи тел мертвых и умирающих достигали высоты плеча. Сейчас в мирном и спокойном Сикандрабагхе разместился Национальный Ботанический Исследовательский Институт и прекрасный Ботанический Сад (ежедневно с 6.00 до 17.00; вход бесплатный) с оранжереями, питомниками, садами роз и бугенвилии и подстриженными лужайками.

Расположенное к востоку от Лакхнау необыкновенное, похожее на замок здание Ла Мартиньера стало почти что символом города и по сей день остается элитной общественной школой в лучших колониальных традициях. Она была построена в качестве загородного поместья генерал-майором Клодом Мартеном (Claude Martin), французским солдатом и искателем приключений, захваченном в плен британцами в Пондичерри в 1761 г. Загадочный Мартен впоследствии присоединился к Ост-Индской Компании, нажил себе состояние на торговле индиго и служил одновременно и британцам, и навабам Авадха. Это здание представляет собой невероятную, но интригующую смесь с его подвесными мостиками в вышине, оживляющими силуэт греко-римскими статуями на парапетах, гигантскими всматривающимися в пространство геральдическими львами и большой бронзовой пушкой напротив фасада. В склепе под зданием похоронен сам Мартен. Во время осады, Ла Мартиньера была занята повстанцами, а мальчики были эвакуированы в Резиденцию. Войти в здание можно по предварительной договоренности с директором.

Недалеко от центра Хазратганджа, на территории, усеянной заброшенными памятниками Авадха, расположился маленький зоопарк Лакхнау, который служит также в качестве парка развлечений, в котором при осмотре животных используется миниатюрный поезд (вт - воскр с рассвета до заката; 5 рупий). Если вы пройдете через обширную территорию зоопарка, то выйдете к Музею Штата (вт - воскр с 10.30 до 16.30; 100 рупий, фотосъемка - 5 рупий), в котором представлены образцы изящной скульптуры из пятнистого красного песчаника Матхурской школы периодов Кушан и Гупта (1—6 вв. н. э.). Кроме скульптуры из Гандхары, Наланды и Шравасти, здесь имеется галерея терракотовых изделий и даже одна египетская мумия. Музыкальные инструменты, картины и костюмы создают особую атмосферу Галереи Авадха, а отдел естественной истории - просто мечта таксидермиста.