Мой город Москва

Фатехпур Сикри

Общие сведения

Город-призрак Фатехпур Сикри, бывшая имперская столица императора Акбара, раскинулся по гребню скалистого хребта, расположенного в 40 км на юго-запад от Агры. Построенный между 1569 и 1585 гг., он лежит в забвении почти уже четыре столетия; к 1600 г. его ограниченные водные запасы оказались недостаточными для снабжения населения, и Акбар переместил свой двор в Лахор. В настоящее время заброшенный, он сохранился почти идеально и представляет собой настоящий шедевр из песчаника, переливается тонко меняющимися оттенками розового и красного по мере течения дня и ослабевания света.

План перенести двор в другое место был задуман правителем, который, устав от толп и тесноты Агры, хотел создать новую столицу, которая явиялась бы одновременно соответствующим символом императорской власти и благоприятным местом для ведения философских дебатов и занятий искусствами, которые были его страстью. Проницательный дипломат, равно как и военный стратег, Акбар консолидировал свои территориальные приобретения на севере и западе, проводил политику религиозной терпимости, которая вырабатывалась в процессе дискуссий с представителями основных вероисповеданий. Он упразднил ненавистный для всех подушный налог на немусульман (jizia) и стал первым могольским императором, который женился на индийке — раджпутской принцессе из Джайпура. Приобретая расположение местных правителей (нередко посредством браков), он сумел ввести самую эффективную систему сбора податей, когда-либо существующую в империи. Фатехпур Сикри - дворцовый комплекс, который должен был стать олицетворением неортодоксального двора Акбара, при котором перемешались индуистские и мусульманские художественные традиции. Индуистские строения, такие как Дворец Бирбала (Birbal’s Palace) и Дворец Джодх баи (Jodhbai’s Palace) перемежаются павильонами и залами великого двора, а на территории Джами Масджид - единственном здании исключительно мусульманского происхождения, находится один из самых изумительных мавзолеев могольского периода - мраморная Гробница Шейха Салима Чишти (Tomb of Sheikh Salim Chisthi).

Первоначально Фатехпур Сикри был задуман как еще одна столица совместно с Агрой. Хотя сюда приезжает только небольшая часть посетителей Агры, поразительная элегантность его дворца, мечети и дворов делает его не менее выразительным свидетельством мощи и великолепия Моголов. Если только вы ничего не имеете против скромных условий (и соленой воды) он представляет собой также колоритное место, где можно остановиться, с кучкой незатейливых пансионов, сосредоточенных в деревне недалеко от руин. Единственным недостатком является невероятная грязь зоны базара, которую многие путешественники считают слишком большой ценой, чтобы платить ее за потрясающий вид на Буланд Дарваза на рассвете.

Королевский Дворец

Отвергнув индуистскую традицию расположения городов по направлениям сторон света (как диктуют древние канонические тексты по архитектуре — Шильпа шастры), Акбар предпочел построить свою новую столицу, следуя естественным особенностям рельефа. Поэтому главная улица, городские стены и многие из самых важных зданий внутри них (в том числе монетный двор, казна, бани и караван-сарай) расположены по линии юго-запад - северо-восток. С другой стороны, мечеть и большинство частных апартаментов не следуют этой основной оси, но обращены на запад к Мекке, в соответствии с мусульманской традицией, а дворец венчает высшую точку хребта.

Хотя они не использовались и никто в них не жил с того момента, как город был покинут, главный Королевский Дворец и придворный комплекс (ежедневно с рассвета до заката; 460 рупий) остаются по большей части в целости и сохранности, благодаря основательным реставрационным работам, проведенным британцами незадолго до Независимости. Вход через билетный киоск ASI находится в центре площадки. В билетном офисе предлагают свои услуги официальные гиды примерно за 75 - 100 рупий.

Диван-и-Ам

Логичным местом начала экскурсии по дворцовому комплексу является Диван-и-Ам (Зал Общественных Аудиенций), расположенный в дальнем северо-восточном углу территории (идите по дорожке от билетной кассы), план которого, предположительно, был навеян образом могольского лагеря. Окруженный колоннадами, крытыми галереями и восхитительными ажурными каменными пергородками (jali), он был тем местом, где отмечались важные праздники, и где граждане могли воспользоваться своим правом обратиться с петицией к королю, чей трон стоял в приподнятом павильоне в западной части зала. Обратите внимание на положение королевской платформы по отношению к главному входу: она стоит под углом, что вынуждало подданных императора приближаться к нему сбоку со смиренным видом.

Диван-и-Кхаса

Внутренний двор Диван-и-Кхаса

Кажущаяся незначительной дверь в северо-западном углу Диван-и-Ама ведет во второй внутренний двор, в конце которого находится Зал Частных Аудиенций, или Диван-и-Кхас. Основным элементом этой палаты является необыкновенная резная колонна, известная под названием Тронного Столпа, которая поддерживает большую круглую платформу, от которой отходят четыре мостика с перилами. Восседая на своем троне, император вел дискуссии с представителями различных религий - ортодоксальными мусульманами, священниками-иезуитами из Гоа, индуистскими брахманами, джайнами и зороастрийцами, которые располагались вдоль стен балкона. Путем подобных дискуссий Акбар пытался синтезировать индийские религии, и центральный столп зала представляет собой символ этого его проекта, сочетая в себе мотивы индуизма, буддизма, ислама и христианства. В конце концов, однако, мусульмане охладели к этим дикуссиям и спровоцировали восстание, которое Акбар безжалостно подавил в 1581 г. Впоследствии император разработал концепцию «Господнего царства», которую подчеркивает вся архитектура Диван-и-Кхаса с его расходящимися по оси от центральной точки колоннами.

Вход на столп и балконы ведет по ступенькам снаружи здания. По-соседству находится трехкомнатная Казна: ее скобы украшают мифические морские существа, стражи сокрытых на морской глубине сокровищ. Она, очевидно, использовалась для игры ankh michauli («спячься и найди»), откуда и происходит другое название здания. Расположенный рядом с Местом Астролога маленький павильон украшает замысловатая джайнская резьба.

Посередине двора, отделяя Диван-и-Кхас от построек на противоположной (южной) стороне комплекса, стоит Пачиси Корт (Pachisi Court) - гигантская каменная доска для игры, называемой pachisi (или chawpai), похожей на лудо — настольную игру с фишками или шашками на особой доске с бросанием костей. Говорят, Акбар был страстный игрок, который в качестве живых фигур использовал одетых в яркие костюмы девушек-рабынь. Абу’ль Фазл, придворный летописец, рассказывал, что “временами более двухсот человек принимали участие в игре [pachisi] и никому не было позволено уйти, пока он не сыграет шестнадцать раундов. Это могло занимать до трех месяцев. Если один из игроков терял терпение и начинал проявлять беспокойство, его заставляли выпить целую чашу вина. На поверхностный взгляд это казалось всего лишь игрой. Но Его Величество преследует при этом более высокие цели. Он взвешивает таланты своих людей и учит их вежливости”.

Дом Турецкой Султанши

Сразу на юго-запад от доски pachisi расположен Павильон Ануп Талао (Anup Talao), известный также под названием Дом Турецкой Султанши, который предположительно был дворцом одной из любимых жен Акбара - Султанши Рукайи (Sultana Ruqayya Begum). Украшенный балконами и резьбой по дереву в кашмирском стиле, это восхитительное здание носит на себе следы персидского, турецкого и даже китайского влияний и возможно являлось хаммамом (баней), или павильоном развлечений. Легенда гласит, что великий музыкант Тансен однажды исполнял рагу Дипак, мелодию огня на его центральном помосте. Его выступление было столь выразительно, и он столь разгорячился, что начался пожар, но тут ему на помощь пришла его дочь, которая исполнила рагу дождя – Мегх Малнар. Понятно, что она нервничала из-за такой великой ответственности, и поэтому запнулась на седьмой ноте гаммы, создав таким образом одну из самых известных и волнующих раг северной Индии – Миян ки Малхар. К счастью, рага возымела желаемое действие: пошел дождь и Тансен был спасен. Южная часть павильона обращена к Ануп Талао, или “Несравненному Бассейну”, где на центральной платформе, окруженной ароматической водой, Акбар предположительно предавался отдыху.

Даулат Кхана и Панч Махал

На другой стороне сада расположены личные покои Акбара - Даулат Кхана (Daulat Khana) («Прибежище Удачи») — обращенные к дому Турецкой Султанши. Они состоят из серии зданий, которые отличают изумительные каменные перегородки (jali), замысловато украшенные скобы, широкие навесы над карнизами, а также колонны, установленные на резных пьедесталах в форме колокола. Комната на первом этаже с альковами в стенах служила императорской библиотекой, где ему читали что-либо из коллекции в 50 000 рукописей, которые он, как утверждают, везде возил с собой. За библиотекой находится прекрасная спальная палата императора - Кхвабгах (Khwabgah) («Дом Снов») - украшенная поблекшими надписями из персидских стихов.

Отсюда на северо-западе вырисовываются очертания одного из самых знаменитых сооружений Фатехпур Сикри - Панч Махала (Panch Mahal), или «Ярусного Дворца». Дворец конусообразно сужается к последней отдельно расположенной беседке, его поддерживают 176 колонн различных типов; на первом этаже их 84, что, согласно индуистской астрологии, является благоприятным числом. Некогда в Панч Махале также были каменные решетчатые перегородки, к которым крепились пучки увлажненной ароматической травы khas, которую в северной Индии выращивают и поныне для охлаждения веранд.

Женские покои

Расположенный рядом с Даулат Кхана сад во внутреннем дворе, отведенный для зенана —королевского гарема, отмечает начало женской половиныдворцового комплекса. Соседний Сунахра Макан (Sunahra Makan) («Золотой Дом») согласно различным точкам зрения считают домом матери императора, или дворцом одной из жен Акбара, отсюда два альтернативных названия - Дворец Христианской Королевы и Дом Мариам, хотя не существует письменных свидетельств о том, чтобы Акбар был женат на христианке по имени Мариам. Некогда здание украшали фрески с позолотой, но в настоящее время единственным сохранившимся орнаментом является несколько надписей с цитатами из стихов, сочиненных Абу’ль Фазлом.

В торжественно возвышающимся над всем комплексом зданием главного гарема, известного как Дворец Джодх баи, сочетаются элементы традиционной исламской архитектуры с индуистскими влияниями стилей Гуджарата и Гвалиора, в том числе элегантным тюльпановым узором, характерным для всего Фатехпур Сикри. По сторонам центрального внутреннего двора расположились четыре отдельные приподнятые террасы; террасы на северной и южной сторонах венчают необычные крыши, которые предположительно имитируют форму крыш из бамбука и соломы, на них сохранились остатки голубой глазурованной плитки, которая, представляя собой образец персидского стиля, составляет разительный контраст красному местному песчанику, из которого построено само здание. Хава Махал (Hawa Mahal) («Дворец Ветров») — маленькая башня с перегородками и украшенной изысканной резьбой палатой - была построена чтобы улавливать вечерний бриз, а крытый проход позволял имперским придворным дамам подойти к озеру, которое сейчас высохло.

Третий женский дворец - часть Харам Сара («Имперского Гарема») называется Дворцом Бирбала - что абсолютно неверно, так как Бирбал, любимый придворный Акбара, был мужчиной и его присутствие здесь было бы крайне неуместно. На самом деле это, вероятно, была резиденция двух старших жен Акбара. Среди обилия резьбы стоит упомянуть потолок, выполненный таким образом, что он напоминает цветочный полог.

Джами Масджид

В юго-западном углу дворцового комплекса с притулившейся возле ее подножия деревней Фатехпур Сикри, высится Джами Масджид, или Мечеть Даргах (Dargah Mosque). Дворцовый комплекс обращен на запад вместо того, чтобы следовать очертаниям хребта, и это определялось ориентацией михраба (молитвенной ниши) мечети в направлении Мекки. В мечети расположена гробница Шейха Салима Чишти и она необычна тем, что является в то же время действующим суфийским святилищем.

Главный вход ведет через внушительные Буланд Дарваза (Buland Darwaza) («Великие Врата»), хотя вы быть может предпочтете Шахи Дарваза, чтобы избежать внимания зазывал, неофициальных гидов и уличных торговцев. Построенные приблизительно в 1576 г., возможно, с целью увековечить блестящую кампанию Акбара в Гуджарате, эти эффектные ворота достигают высоты 54 м, и на вершину их ведет весьма впечатляющая лестница. По бокам простого мемориала из песчаника стоят увенчанные куполами беседки, а его арка украшена строками из Корана:

«И сказал Иисус сын Марии (да будет мир с ним): Мир есть всего лишь мост - пройди по нему, не строя на нем зданий. Тот, кто надеется на час - надеется на вечность; мир - всего лишь час - проведи его в молитве об остальном, что невидимо».

Прежде чем войти в саму мечеть, посетители должны снять обувь, но за небольшую плату можно заимствовать матерчатые сандалии. Ворота ведут в обширный, окруженный аркадами внутренний двор, в котором находится Зенана Рауза (Zenana Rauza — «Гробница Королевских Дам») и украшенная решетчатыми перегородками Гробница Ислам Хана (Tomb of Islam Khan) — одного из многочисленных похороненных здесь вельмож. Центр суфийского святилища, (dargah) — относительно небольшой, а выделяется восхитительная Гробница Шейха Салима Чишти, большая часть которой была первоначально выполнена из красного песчаника и только потом облицована мрамором: ее решетчатые перегородки входят в число самых замысловатых и прекрасных в мире, а карнизы поддерживают поразительные извивающиеся как змеи скобы.

Шейх Салим сыграл решающую роль в основании Фатехпур Сикри, предсказав императору рождение сына. Когда одна из жен Акбара, рани Джодх Баи, индуистская раджпутская принцесса из Амбера забеременела, она была отправлена сюда до рождения ее сына Салима, который впоследствии стал императором Джахангиром. Фатехпур Сикри был построен в честь святого. Даргах и по сей день привлекает женщин, которые приходят сюда молиться о ниспослании им ребенка и привязывают нитку к мраморной перегородке; при входе в главный зал, посетители покрывают головы тканью в знак уважения. Во время Рамадана здесь отмечают праздник (urs), на который являются гаввалы — исполнители суфийских песен (см. стр. 000) со всей страны.