Мой город Москва

Айодхья

Общие сведения

Маленький городок Айодхья, расположенный на южном берегу реки Гхагхара (Ghaghara), в 130 км на восток от Лакхнау и 6 км на восток от Файзабада, внезапно приобрел мировую известность после разрушения в 1992 г. мечети Бабри Масджид фанатиками-индуистами. Немногие туристы отваживаются приезжать сюда (особенно перед и после 6 декабря). Хотя в настоящее время в город приезжать безопасно, почитайте предварительно газеты, чтобы проверить не возникло ли какой-либо новой напряженности, и игнорируйте кар севаков (Kar Sevaks), или “добровольцев”, которые смешиваются с толпами паломников и туристов, притворяясь гидами, а на самом деле занимаясь пропагандой.

Укрепленная и усиленно охраняемая, изуродованная Бабри Масджид, которую индуисты называют Рам Джанмабхуми (Ram Janmabhumi), находится сразу на юг от святилища Джанам Стхана (Janam Sthana) - предположительного места рождения Рамы. Этот предмет спора открыт для посещения публики дважды в день (с 7.00 до 10.00 и с 15.00 до 17.00), привлекая огромные толпы, которые бросают цветы на увитые колючей проволокой руины. Среди других мест, имеющих отношение к легенде о Раме, можно назвать Лакшмана Гхат - речную пристань возле моста на севере города, где, как говорят, брат Рамы Лакшмана совершил самоубийство после того, как нарушил клятву. Неподалеку, на берегах небольшой речушки, стоит знаменитый и глубоко почитаемый храм Кала Рама, а храм Канак Бхаван в центре города посвящен Раме и его жене Сите. Дальше на юг, по направлению к железнодорожной станции в 1 км на восток от Рам Джанмабхуми, находится храм Хануман Гадхи (“Крепость Ханумана”), к которому ведет внушительная лестница, огороженный на территории в виде четырехугольника массивными белыми, похожими на бастионы стенами. Тисненые серебром ворота ведут к нескольким святилищам обезьяны-товарища Рамы - Ханумана и одному алтарю Ситы. В магазинчиках на соседних улицах продают религиозные принадлежности, сувениры и открытки, некоторые из которых определенно были придуманы с целью оказывать шоковое воздействие - изображая ужасные сцены расстрела полицией кар севаков, в то время как на самом деле полиция в значительной мере принимала участие в разрушении.

В числе ежегодных празднеств, устраиваемых в Айодхье в связи с почитанием Рамы, можно назвать Рамнавами (Ramnavami) в марте/апреле, Парикраму (Parikrama) в октябре/ноябре и Рама Вирах (Rama Virah) в ноябре. Пресонал бунгало агентстсва UP Tourism может сообщить вам точные даты поближе к началу празднований.

Бабри Масджид и Рам Джанмабхуми

Хотя легенда говорит об Айодхье как месте рождения Рамы - воплощения Вишну и героя эпоса Рамаяна, археологи не нашли доказательств существования этого короля или его столицы. Они однако показали, что в Айодхья люди жили еще в 7 в. до н. э., а джайнское поселение здесь, датируемое с 4 в. до н. э., является одним из самых старейших из всех известных поселений и предположительно местом проживания первого и четвертого джайнских тиртханкаров. Утверждают, что Будда также посещал город, но очень мало свидетельств того, что Айодхья была сколько-нибудь значительным населенным пунктом до мусульманского завоевания в 15 в.

Образ Рамы используется индусами-фундаменталистами, которых представляют такие политические партии как Вишва Хинду Паришад (Vishva Hindu Parishad - VHP) и Партия Бхаратия Джаната (Bharatiya Janata Party - BJP), чтобы расширять свою кампанию в поддержку идей хиндутвы, в противовес доктрине отделения религии от государства Партии Конгресса. Они сфокусировали свое внимание на в то время тихой и едва действующей мечети Бабри Масджид, построенной первым могольским императором Бабуром в 15 в., которая долгие годы существовала бок о бок со святилищем под названием Рам Джанмабхуми, которое давно считалось тем местом, где родился Рама. Этот вопрос постоянно обсуждается с 1998 г., когда индуистские печати, извлеченные из земли в городе Банавали (Banawali) на реке Сарасвати в Харьяне (Haryana) помогли идентифицировать Раму с полулегендарным царем Рамачандрой.

После двух лет конфронтации, в 1992 г. Бабри Масджид атаковали тысячи индуистских фанатиков, которые разрушили ее. Демонстрация по телевидению записи нападения вдохновила “общинные” восстания по всей Индии, особенно в Мумбаи и Гуджарате, которые оставили за собой сотни убитых. Отзвуки этих событий ощущались по всему миру, где бок о бок жили индусы и мусульмане, в том числе и в Британии, а в ряде мусульманских стран прошли ожесточенные демонстрации. В 1994 г. индуистский священник эгалитарист Рам Джанмабхуми, который заявлял, что индусы и мусульмане мирно делили храм на протяжении многих лет, до тех пор пока этим вопросом не воспользовались для своих манипуляций партии правого толка, был убит неизвестными лицами. Эта проблема по-прежнему вызывает немало дебатов, а центральное правительство Индии только еще собирается выполнить объявленное намерение восстановить мечеть наряду с индуистским святилищем.

Айодхья является вегетарианским городом

Файзабад

Во время правления Шуджа-уд-Даулы (Shuja-ud-Daula) (1756 - 75 гг.), после того как Могольская империя распалась, ФАЙЗАБАД, расположенный в 6 км на юго-запад от Айодхьи, привлекал ремесленников, художников и музыкантов из Дели. Однако, первая столица Авадха приходила в упадок по мере выдвижения Лакхнау (см. стр. 000). Из нескольких сохранившихся памятников можно назвать высокую гробницу из белого мрамора Бегам Баху (Tomb of Bahu Begum), вдовы Шуджа-уд-Даулы, расположенную рядом с мавзолеем самого наваба. Зона военного городка Файзабада является наследием британского правления, окруженный во время восстания 1857 г., он счастливо избежал кровопролития Канпура и Лакхнау.