Мой город Москва

Аллахабад

Общие сведения

Административный и промышленный город Аллахабад, расположенный в 135 км на запад от Варанаси и 227 км на юго-восток от Лакхнау, изестен также как Праяг (Prayag) (“слияние”), как место, где реки Ямуна и Ганга соединяются с мифической Сарасвати. Священный для индусов Сангам (Sangam) (что также означает “слияние”), который находится на востоке города, является одним из величайших паломнических центров Индии. Аллахабад оживает во время своих melas (ярмарок); ежегоднойМагх Мелы (Magh Mela) (янв/фев) и колоссальной Маха Кумбх Мелы (Maha Kumbh Mela), которая проводится каждые двенадцать лет (следующая должна состояться в 2013 г.)

Аллахабад является приятным для посещения городом, с его широкой открытой зоной у реки и всеми удобствами, но в нем нет крупных храмов или монументов. В плодородной долине двух рек между Ямуной и Гангой все же была достопримечательность решающего стратегического значения - массивный форт, построенный императором Акбаром в 1583 г., который и по сей день используется военными. Другой могол, сын Джахангира Кхусро (Khusrau), был убит здесь своим братом Шах Джаханом, который впоследствии стал императором и построил Тадж Махал.

Аллахабад играл важную роль в становлении современной Индии. После Мятежа 1857 г., британцы перенесли сюда из Агры центр своих Северо-Западных Провинций, а на следующий год произошла формальная передача власти Ост-Индской Компании короне. Среди хорошо сохранившихся реликвий британского влияния можно упомянуть Колледж Муир (Muir) иСобор Всех Святых. Город также был свидетелем первого Индийского Национального Конгресса в 1885 г. и начала движения ненасильственной революции Махатмы Ганди в 1920 г. Ананд Бхаван - дом Пандита Джавахарлала Неру - в настоящее время является памятником движения за Независимость.

Кумбх Мела

Индусы традиционно считают слияния рек благотворными местами, но ни одно из них не почитается больше Сангама в Аллахабаде, гдя Ямуна и Ганга соединяются с Рекой Просветления - мифической подземной Сарасвати. Согласно легенде, Вишну нес горшок (kumbha) нектара (amrita), когда между богами и демонами разразилась схватка, и четыре капли пролились на землю. Они упали у четырех тиртха в Праяге, Харидваре, Насике и Удджайне. Это событие отмечают каждые три года Кумбх Мелой, которая проводится по очереди в каждой из четырех тиртха; Аллахабадский Сангам называют Tirtharaja - “Королем тиртх ” - и местная мела, которая проходит раз в двенадцать лет, является самой крупной и самой священной из всех.

Маха Кумбх Мела - “Великая” Кумбх Мела - представляет собой крупнейшую религиозную ярмарку в Индии, на которую в 2001 г. собиралось поразительное количество паломников — семнадцать миллионов. Обширные заливные луга и берега рек рядом с местом слияния заполняют палатки, устанавливаемые правительством, местными властями и полицией почти по военному образцу. Мела особенно славится присутствием необыкновенного количества религиозных аскетов — садху и махантов — привлекаемых сюда из уединенных убежищ в лесах, горах и пещерах. Как только астрологи определяют наступление благоприятного времени для омовений (kumbhayog), первыми бросаются в воду легионы нага садху или нага баба — свирепо выглядящие члены “змеиной секты”, которые покрывают свои обнаженные тела пеплом и носят прически в виде причудливых лохм или косичек. Садху, которые считают себя стражами веры, подходят к слиянию в назначенное время со всей помпой и бравадой атакующей армии.

Город

Железнодорожная линия, пересекающая Аллахабад по центру, делит его на две части, с хаотическим и густонаселенным старым городом или Чоуком к югу от главного вокзала и четкой сетью Civil Lines (Гражданских Линий) - на севере.

В одном километре на север от вокзала, над окружающими проспектами возвышается массив из желтого и красного песчаника готического Собора Всех Святых. Спроектированный сэром Уильямом Эмерсоном (Sir William Emerson), архитектором, построившим Мемориал Виктория в Калькутте, собор сохранил большую часть своих витражей и впечатляющий алтарь, облицованный мрамором. На декоративных тарелках представлены интересные образы Аллахабада во времена британского правления, а наружные аркбутаны и сложные горгульи способствуют созданию атмосферы городка английского графства - хотя это впечатление разрушается при виде пальмовых деревьев в саду. На воскресные службы, а также на мессы в ярком Римско-Католическом Соборе Святого Иосифа, расположенного немного на северо-запад, по-прежнему собираются большие количества прихожан.

На краю чудесного Парка Чандер Шекхар Азад (Chander Shekhar Azad Park), также расположенного на Гражданских Линиях, находится Музей Аллахабада(вт - воскр с 10.00 до 17.00, закрыто каждую 2-ю субботу каждого месяца; 100 рупий), территория которого буквально усыпана образцами древней скульптуры. Внутри вы найдете терракотовые изделия, скульптуру 8 в. из буддистской Каусамби, а также потрясающее изображение 12 в. Шивы и Парвати из Кхаджурахо. Среди обширной коллекции современной индийской живопсиси представлены работы Халдара, Саджит Кхастгира (Sajit Khastgir) и Ратхин Митры (Rathin Mitra), а также Джамини Роя, которого вдохновляло народное искусство. Европейские картины посвящены духовным темам, с яркими полотнами русского художника Николая Рериха, а также произведениями ламы Ангарики Говинды. В секции естественной истории представлена коллекция чучел животных и птиц; тут имеются фотографии и документы, относящиеся к борьбе за Независимость.

На севере от музея высятся здания из песчаника Аллахабадского Университета и готического Колледжа Муир, построенного в 1879 г. Прямоугольник с высокими и элегантными арками украшает башня в 61 м высотой и купола, выложенные голубой и белой глазурованной плиткой (некоторых кусочков не хватает). Прямо за колледжем, на красивой территории примерно в 1 км на северо-восток от музея, расположен Ананд Бхаван (вт - воскр с 9.30 до 17.00; 5 рупий за вход на второй этаж). Это нарядное викторианское здание с элементами индо-сарацинской архитектуры, отделанное в сером цвете с белым окаймлением и увенчанное чхаттри, было домом, в котором провел свое детство первый премьер-министр независимой Индии Джавахарлал Неру. Сейчас оно является музеем, посетители которого проходят по нему, рассматривая сквозь стекло богатый интерьер и убеждаясь как хорошо жила семья премьера. Более интересным по сравнению с ложками и брюками Неру, является пыльный документ английского суда, в котором записан история его процесса по производству соли. Неру был отцом Индиры Ганди, которая родилась здесь, и дедом Раджива Ганди; Махатма Ганди (который не состоял в родственных связях с этой семьей) также останавливался в этом доме, когда приезжал в город. Кроме того на территории дома, так же как и в Мемориальном Музее Неру в Дели (см. стр. 000), находится планетарий, в котором бывает четыре показа в день (10 рупий; продолжительность 1 час, все на языке хинди с 30-минутной лекцией перед показом).

Недалеко от Аванд Бхавана, вниз по маленькой дорожке рядом с детским парком, расположен Бхарадвадж Ашрам (Bharadwaj Ashram), который не является собственно ашрамом, а собранием небольших храмов. Ни один из них не является особенно старым, но этот ашрам назван по имени философа, ученого и аскета Бхарадваджа, который согласно Рамаяне жил здесь в отшельническом приюте и которого посещал Рама. Легенда гласит, что в ашраме было некогда десять тысяч студентов. Обычно женщины также входят в число его священнослужителей (purohits) и работают в качестве смотрителей, а также поддерживают его в порядке.

Немного на юг от главного железнодорожного вокзала, высокие ворота ведут в чудесный огороженный стеной сад Кхусро Багх, где в простом песчаниковом мавзолее, построенном в 1622 г., покоятся останки трагически погибшего сына Джахангира Кхусро. Кхусро предпринял неудачную попытку захватить власть, которая закончилась смертью от руки его брата Шах Джахана, и был похоронен вдали от центра могольской власти. Немного на запад стоит мавзолей его матери, позади другой гробницы, которая предположительно является усыпальницей ее сестры. Некогда сад удовольствий Джахангира, сейчас Кхусро Багх переделан во фруктовый сад, известный своими гуавами, а также питомником роз, но некоторые его части запущены и заросли.

Прибрежная зона перед рекой

Большая часть прибрежных территорий у реки расположены вдоль Ямуны, на юге, где женщины выполняют ритуал arati, вечернего поклонения у Сарасвати Гхата, спуская вниз по реке маленькие масляные свелильники. Сразу на западе, в Минто Парке, мемориал отмечает точное место, где началась эпоха британского правления, когда в 1858 г. власть в Индии перешла от Ост-Индской Компании под покровительство короны.

На востоке от Сарасвати Гхата, недалеко от Сангама, вырисовываются очертания огромных укреплений Форта Акбара, который лучше всего рассматривать с лодки на реке. Большая часть форта остается во власти военных, и доступная для публики зона ограничивается его тенистым уголком вокруг храма Паталпури, к которому можно пройти через одни из трех массивных ворот, прерывающих оборонительные сооружения форта. Катакомбы, занимаемые храмом, были превращены в своего рода религиозный супермаркет; религиозные статуи и божества, которые там продаются, напоминают кукольное шоу Джуди и Панч. Говорят, что здесь растет побег дерева, который происходит от печально знаменитого Акшайя Вата (Akshaya Vata), или “Неумирающего Дерева”, которое в 7 в. посетил китайский паломник Ксуан Цанг (Xuan Zhang), и откуда бросились на смерть отчаянные паломники, чтобы обрести мгновенную мокшу (спасение). Согласно некоторым сведениям, само дерево отгорожено кирпичной стеной и к нему нет доступа. Значительная часть наземных сооружений форта заброшена; все же сохранилась зенана с ее колонным залом, но ее можно увидеть, только получив предварительное разрешение. У главных ворот в форт стоит плохо отреставрированный полированный, датируемый 242 г. до н. э. каменный Столп Ашоки, на котором высечены эдикты императора.

Там где восточные укрепления форта упираются в реку, у грязного гхата теснятся лодочники в надежде найти клиента в постоянном потоке паломников, направляющихся в Сангам. По направлению от реки вдоль стены форта, слева от обширной заливной равнины Сангама, мимо рядов лотков, торгующих всем необходимым для паломников, ведет дорога к ярко раскрашенному храму Ханумана. Необычно большое осевшее изображение бога-обезьяны внутри храма не стоит прямо, а накренилось на бок; говорят, что во время ежегодных паводков вода поднимается до тех пор, пока не коснется его ног, после чего снова спадает.

Сангам

Примерно в 7 км от центра района Гражданских Линий, с возвышающимися над ними восточными бастионами форта, к священному Сангаму протянулись заливные луга и илистые берега. В том месте, где коричневые воды Ганга соединяются с зеленоватой Ямуной, на маленьких платформах восседают священнослужители, чтобы исполнять обряд пуджа и помогать верующим совершать их ритуальные омовения в мелкой воде. Пляжи и гхаты завалены остриженными волосами паломников, которые приходят сюда, чтобы совершить подношение (pind) своим усопшим родителям, а вокруг сидят женщины, торгующие конусовидными пирамидами из ярко-красной и оранжевой пудры.

Лодки до Сангама, которыми пользуются как паломники, так и туристы, можно арендовать у гхата сразу на востоке от форта по рекомендуемой правительством цене 12 рупий с человека. Однако, большинство паломников платит примерно 36 рупий, а с вас могут потребовать даже 150 рупий. Официальные цены за целую лодку составляют от 100 до 120 рупий, но во время пика сезона могут взлетать до 250 рупий. По дороге в Сангам на спокойной речной поверхности вырисовываются фигуры весьма агрессивных и назойливых торговцев на воде, которые продают паломникам различные подношения, такие как кокосы, которые те затем бросают в точке слияния. После того, как эти подношения бросают, их обычно вылавливают и снова продают новым паломникам.

Окрестности Аллахабада

Всего в 63 км на юг от Аллахабада, на берегах Ямуны, раскинулись обширные руины Каусамби (Kausambi) - крупного буддийского центра, куда приезжал проповедовать сам Будда. Город процветал между 8 в. до н. э. и 6 в. н. э.; имеются археологические свидетельства даже более ранних поселений. Согласно легенде, он был основан потомками Пандавов, после того как наводнения разрушили их город Хастинапур. Глиняные крепостные стены, некогда облицованные кирпичом, возвышаются над полями, протянувшись вдоль неправильного периметра примерно на 6 км, сохранились также отдельные участки защитного рва. Внутри комплекса раскопки обнаружили мощеную дорогу, кирпичные дома, колодцы, водоемы и водостоки, монастырь с крытыми галереями и большую ступу, а также развалины дворца в юго-восточном углу. Единственным вертикально стоящим объектом является поврежденная колонна из песчаника, приписываемаяАшоке - вторая колонна, перенесенная отсюда моголами, сейчас украшает ворота форта Аллахабад.

Если у вас есть собственное транспортное средство или вы наймете такси, Каусамби можно посетить, выехав из Аллахабада, за один день. Имеется также прямой автобусный рейс, который каждый день отправляется от автостанции Лидер Роуд (25 рупий). В настоящее время быстро развивается буддистский паломнический маршрут, так что имеет смысл проконсультироваться с местными туристическими фирмами относительно групповой экскурсии, которую они могли разработать.

Аллахабад является также хорошей базой для обследования отделенных областей Бунделькханда, расположенных на юге. Паломнический город Читракут(см. стр. 000) находится в 132 км на юг и до него легко добраться как на поезде, так и на автобусе; расположенный на вершине холма форт Калинджар (см. стр. 000) находится на расстоянии 150 км.