Мой город Москва

Варангал

Общие сведения

Варангал (буквально – один камень) лежит в 150 км к северо-востоку от Хайдерабада. В 12 и 13 веках он был столицей империи Какатия. Как и другие города Декана, он много раз переходил от индуистов к мусульманам и наоборот, что и отразилось в его нынешней архитектуре и в развалинах.

Форт Варангала (4 км на юг) известен своими двумя кольцами укреплений, внешнее из которых представляет собой земляной вал и ров, а внутреннее сооружено из камня. Четыре дороги встречаются в центре форта на руинах храма Сваямбху(1162 г.), посвященного Шиве. У его южных ворот находится другой храм Шивы 14 века, гораздо лучше сохранившийся; внутри храма хранится гигантский лингам , первоначально находившийся в гробнице Сваямбху. Внутри цитадели находится такжеШираб Хан (Shirab Khan), или Зал для Аудиенций, здание начала 11 века, очень похожее на Хиндола Махал Манду (Mandu’s Hindola Mahal).

Базальтовый “тысячеколонный” храм Шивы в стиле Чалукья (откр. ежедн. с 10:00 до 18:00, 5$) рядом с главной дорогой, у холма Ханамконда (Hanamkonda Hill) (в 6 км к северу) был построен королем Рудра Дева в 1163 г. Здание с низкой крышей, на основании в виде нескольких ступеней, отличается превосходной резьбой и тремя алтарями: Вишну, Шивы и Сурьи, бога солнца. Перед ними находится мандапа, чьи многочисленные колонны, покрытые тонкой резьбой, дали название этому храму. Впереди располагается вырезанный из единого камня бык Нанди. На вершине холма располагается храм Бхадракали.

Нагарджунаконда

Нагарджунаконда, или “холм Нагарджуны”, в 166 км к югу от Хайдерабада и в 175 км от Виджаявады — это все, что теперь осталось от богатой археологическими находками области, затопленной после того, как 1960 году была построена дамба Нагаржуна Сагар через реку Кришна. Древние поселения в долине были впервые открыты в 1926 г. Масштабные раскопки, проводившиеся между 1954 и 1960 годами, открыли больше сотни памятников культуры, датировавшихся от палеолита до позднего средневековья. Нагарджунаконда ранее была вершиной холма, где стоял форт, возвышавшийся на 200 м над долиной. Теперь это небольшой продолговатый остров посреди озера Нагаржуна Сагар. Несколько буддийских памятников были реконструированы, подобно тому, как это было сделано в Абу Симбеле в Египте, и в музее демонстрируются самые замечательные руины долины. ВИДЖАЯПУРИ (VIJAYAPURI), поселок на берегу озера, смотрит на колоссальную дамбу, протянувшуюся почти на два километра. Ревущие потоки воды, прорывающиеся через 26 ее шлюзов, вырабатывают электричество для всего района и обводняют область в почти 800 квадратных километров. Когда долина была затоплена, многие деревни пришлось перенести на более высокие участки.

Остров и музей

Суда, прибывающие на северо-восточное окончание острова Нагарджунаконда, высаживают пассажиров около руин одних из ворот форта. Сам форт был построен в 14 веке и значительно обновлен в середине 16 века королями Виджаянагар. Невысокие полуразрушенные каменные стены, окаймляющие остров, обозначают границы крепости. Видны руины индуистских храмов, в которых когда-то молились его обитатели.

Ухоженные сады тянутся от пристани к музею. За ним установлены девять буддийских монументов, которые были свезены сюда из долины и восстановлены. К западу от пристани находится восстановленный бассейн для купания, изготовленный из известняка во времена царствования королей Икшваку в 3 в. н.э. К воде ведут ступени, в стенках высечены скамьи, использовавшиеся, по-видимому, для игры в кости.

Маха-чайтья, ступа, построенная в 3 в. н.э. по приказу сестры короля Чамтула, – самая ранняя буддийская постройка на острове. Она была воздвигнута на останках Будды, говорят, там находится его зуб. Позднее ступа была переустановлена на юго-западе острова. Поблизости высится статуя закутанного в мантию Будды. По соседству стоят другие ступы. Кирпичные стены свастика чайтья были расположены в виде ряда свастик, популярного символа раннего буддизма.

В музее (откр. ежедн. кр. пятн. c 9:00 до 17:00) представлены буддийские скульптуры, в том числе большие каменные фризы, украшенные сценами из жизни Будды: видение его матери – слон и цветок лотоса, его рождение, его самоотречение и ниспровержение зла, когда в результате медитации он достиг нирваны под деревом бодхи . Двенадцать статуй стоящего Будды, одна из которых достигает 3 метров в высоту, изображают его в разных позах передачи учения и медитации. Многие колонны не повреждены; они богато украшены резьбой с изображениями Будды, поклоняющихся последователей, слонов и медальонами с цветками лотоса.

Более ранние предметы материальной культуры включают каменные орудия и горшки периода неолита (третье тысячелетие до н.э.) и металлические топоры и ножи (первое тысячелетие до н.э.). Среди более поздних находок есть несколько колонн времен династии Икшваки с надписями на пракрите или санскрите, регистрирующими воздвижение буддийских монастырей и статуй. Заканчивается экспозиция предметов искусства из Нагарджунаконды средневековой скульптурой: тиртханкара – джайнский аскет, Ганешу и Нанди — 17 в., и ряд статуй Шивы и Шакти 18 в. Экспронируется также модель долины и ведущихся в ней раскопок.

Восточный Андхра Прадеш

Восточный Андхра Прадеш, по-видимому, реже всего посещаемая индийская территория, лежит между Бенгальским заливом на востоке и красной землей и высокими пиками восточных Гхат на севере. Его единственной архитектурной достопримечательностью являются буддийские памятники Амаравати, недалеко от города Виджаявада, чьи многочисленные старинные храмы заслоняют современные безликие здания. Крупнейший порт Вишакхапатнам, примерно в 350 км к северу, не столь мрачен, каким он кажется с первого взгляда, но задерживаться здесь надолго нет смысла. Однако естественная красота холмистого восточного побережья Андхра Прадеш может привлечь многих желающих полюбоваться сонным ландшафтом с буйволами, бродящими между пальмами и рисовыми полями, ярко выделяющимися на фоне ржавого песка. Если у вас не хватает терпения пользоваться местным транспортом, отличающимся чрезвычайной медлительностью, то вам следует обзавестись собственным средством передвижения.