Мой город Москва

Тируваннамалай

Общие сведения

Синоним пятой индуистской стихии огня, Тируваннамалай, расположенный в 100 км на юг от Канчипурама, считается, вместе с Мадураем, Канчипурамом, Чидамбарамом и Тричи, одним из пяти самых святых городов в Тамил Наду. Его название, которое означает “Красная Гора”, происходит от живописного потухшего вулкана Аруначала, высящегося позади него, который на рассвете сияет неземным темно-красным цветом. Этот внушающий благоговение естественный фон, в сочетании с присутствием в центре города колоссального Храма Арунчалешвара, делают Тируваннамалай одним из самых памятных мест региона. Будучи расположенным вдали от обычных туристических маршрутов, он представляет собой идеальное место, чтобы познакомиться поближе с жизнью маленького городка Тамил Наду. Бесчисленные алтари, священные водоемы, ашрамы и мощеные паломнические тропы, разбросанные среди священных гор (не говоря уж о легионах babas с косичками раста, которые выстраиваются в ожидании подаяния перед главными святыми местами), задержат здесь любого, кого интересует индуизм, на целые недели.

Мифология определяет Аруначала как место, где Шива утвердил свою власть над Брахмой и Вишну, продемонстрировав себя в качестве лингама огня, или агнилингама. Два меньших бога спорили о своей мощи, когда Шива исполнил этот первобытный пиротехнический трюк и предложил своим соперниками определить местонахождение верней и нижней точки этой пылающей колонны. Они не смогли этого сделать (хотя Вишну, говорят, притворился, что нашел вершину) и пали на колени в знак полного подчинения. Это событие отмечается каждый год при восходе полной луны в ноябре/декабре, когда на вершине Аруначалы священники зажигают огромный бак с перетопленным жидким маслом и парафином. Это символизирует выполнение Шивой своего обещания появляться каждый год, чтобы побеждать силы тьмы и невежества светом огня.

Священная Красная Гора связана также с известным святым двадцатого века - Шри Рамана Махариши, который избрал ее в качестве места своего двадцатитрехлетнего уединения. Несколько маленьких ашрамов возникло на краю города под Пещерой Шри Раманы, некоторые из них более полно сответвуют идее по сравнению с другими, и ряды облаченных в белые хлопчатобумажные одеяния иностранцев, снующих между ними, за последние пять или шесть лет стали отличительной чертой Тируваннамалая.

Храм Аруначалешвара

Известный индусам как “Храм Вечного Восхода”, огромный Храм Аруначалешвара, построенный за период почти в тысчу лет, состоит из трех концентрических внутренних дворов, ворота которых увенчаны конусообразными гопурами, самые большие из них возвышаются над восточными и северными входами. Лучшим местом, откуда хорошо осматривать территорию храма, который представляет собой чрезвычайно живописное зрелище на фоне широких равнин и состоящих из гранитных глыб холмов Шеварой, является тропа, ведущая вверх к пещере для медитации Шри Раманы Махариши, Вирупакши (см. ниже), расположенной в нижней части склона Аруначалы. Чтобы войти внутрь храма, однако, ступайте к огромным восточным воротам в толстой внешней стене, украшенной резными изображениями божеств, местных святых и учителей. В основании приподнятого зала справа перед входом в следующий внутренний двор, находится лингам Партхала, где, говорят, Шри Рамана Махариши сидел в состоянии Высшего Осознания (Supreme Awareness), в то время как муравьи пожирали его плоть.

Пещеры и Шри Раманашрам

Напротив западного входа в храмовый комплекс, проходит тропа, ведущая на священный холм (15 мин) к Пещере Вирупакша, где между 1899 и 1916 гг. проживал Рамакришна. Он лично построил скамью снаружи и лингам в форме холма и платформу внутри, где любой может помедитировать в тишине. Когда эта пещера стала слишком маленькой, так как в ней постоянно толпились родственники и почитатели, Рамана перебрался в другую, скрытую среди группы деревьев, в нескольких минутах ходьбы вверх по холму. Он назвал ее и маленький, пристроенный к ней домик, Скандасраман и жил здесь между 1916 и 1922 гг. Внутренняя пещера также используется для медитации, а от переднего патио открываются великолепные виды на храм, город и окрестные равнины.

К пещерам можно также подойти по паломнической тропе, извивающейся вверх по холму от ашрама Шри Раманашрама, расположенного в 2 км на юг от храма вдоль по главной дороге. Этот простой комплекс является тем местом, где мудрец жил после возвращения из своего уединения на Аруначале и где в настоящее время содержится его тело (индусы обычно хоронят святых в положении сидя, а не кремируют их тела). Samadhi стало популярным местом среди почитателей Шри Раманы, совершающих паломничество, но и туристы, кто желает, могут пожить в его общих спальнях. Здесь есть также прекрасный книжный магазин, в котором предлагается огромный выбор книг о жизни и учениях гуру, а также качественные открытки, календари и религиозные изображения.

Прадакшана

Во время ежегодного праздика Картиггай, индуистские паломники должны совершать благотворный обход вокруг Аруначалы, известный как Прадакшана (pra обозначает избавление от всех грехов, da - исполение желаний, kshi - свободу от цикла перерождений, а na - духовное освобождение). По пути совершаются подношения перед цепочкой алтарей, водоемов, храмов, лингамов, колонных залов для медитации, священных скал, источников, деревьев и пещер, имеющих отношение к легендам Тируваннамалая. Хотя мощеная тропа, связывающая все эти места, кипит лихорадочной деятельностью во время праздника, большую часть года здесь тихо и по этому маршруту можно совершить чудесный однодневный поход, наслаждаясь прекрасными видами на город и его окрестности.

Джинджи

Эпический ландшафт с холмами из огромных валунов, перемежающихся зелеными рисовыми полями и банановыми плантациями, простирается в сторону побережья на восток от Тируваннамалая. Центром этой местности является ДЖИНДЖИ (произносится как “Шинджи”), расположенный в 37 км на восток от Красной Горы вдоль магистрали на Пондичерри, где по широкой полосе обожженного солнцем гранита раскинулись руины самого живописного форта Тамил Наду.

Разделяемый главной дорогой Тируваннамалай - Пондичерри, форт Джинджи (целый комплекс, включая дворец: ежедневно с восхода до заката; $ 10 [10 рупий]) состоит из трех отдельных цитаделей, венчающих вершины трех эффектных холмов: Кришнагири на севере, Раджагири на западе и Чандрайяндург (Chandrayandurg) на юго-востоке. Их объединяют, образуя гигантский треугольник, протяженностью в 1,5 км с севера на юг, стены толщиной в двадцать метров, прерываемые бастионами и воротами, обеспечивающими доступ в защищенные зоны в центре комплекса. Трудно представить, чтобы такие укрепления когда-либо могли быть преодолены, но это случалось, и немалое число раз, после того как форт был основан в пятнадцатом веке Виджайянагарами. Мусульманин Адиль Шах из Биджапура, маратхи (Maharathas) Шиваджи и моголы - все покоряли Джинджи, используя его, чтобы усилить уязвимые южные пределы своих соответствующих империй. Французы также захватывали его в 1750 г., но одиннадцать лет спустя были вытеснены британцами после кровопролитной пятинедельной осады.

От дороги ступайте на юг, к главным восточным воротам, где открывается извилистый проход, после того как не менее четырех раз меняет направление, ведущий внутрь в дворцовый анклав. Из многих сооружений, извлеченных здесь из-под земли археологами, выделяется квадратная семиэтажная башня Калайяна Махал, центральная часть бывшей резиденции правителя, оборудованная хитроумной гидравлической системой, которая доставляла воду на верхние этажи, увенчанные конусообразной пирамидальной башней. Продолжайте идти на запад от ворот и вы окажетесь на тропе в Раджагири, самую высокую цитадель Джинджи; она возвышается на 165 м над окружающими равнинами и в жару на нее подниматься очень нелегко, но открывающиеся с вершины виды вполне оправдывают затраченные усилия.