Мой город Москва

Мадурай

Общие сведения

Один из старейших городов в южной Азии - Мадурай, расположенный на берегах реки Вайгай, являлся важным религиозным и коммерческим центром столько, сколько существует цивилизация в южной Индии - действительно, его давно уже называли “Афинами Востока”. Не удивительно , что, когда в 302 г. до нашей эры сюда приезжал греческий посол Мегасфен, он писал о его великолепии и назвал его королеву - Пандай - “дочерью Геракла”. А римский географ Страбо сетовал, что шелка, жемчуг и специи этого города опустошают имперские римские сундуки. Именно эта прибыльная торговля позволила Пандианской династии воздвигнуть могучий Храм Минакши-Сундарешварар (Meenakshi-Sundareshwarar). Хотя сегодня его окружает море современных бетонных коробок, массивные гопуры этот обширного комплекса, кишащие разноцветными изображениями мифологических фигур и увенчанные золотыми завершающими украшенями (finials), по-прежнему остаются величайшим созданным человеком произведением юга. В любой из дней недели не менее 15 000 человек проходят через ворота храма, эта цифра возрастает до более 25 000 по пятницам (священному дню богини Минакши), а храмовая ритуальная жизнь выплескивается на улицы в почти бесконечной череде празднеств и процессий. Шансом увидеть священные церемонии, которые по большей части сохранились неизменными со времен древних египтян, пренебрегает мало кто из путешественников.

Городские и пригородные части Мадурая характеризуются транспортными пробками, которые могут соперничать с самыми ужасными в Индии заторами. Хаос на узких, изрытых выбоинами улицах, усугубляется политческими демонстрациями и религиозными шествиями, бродячими коровами - которые отстаивают свое право пользоваться дорогой бесцеремонно толкаясь - и пешеходами, которых оттесняют на проезжую часть постоянно увеличивающиеся количества уличных торгоцев. Из чайных выступают кухни под открытым небом, чьи конкурирующие хозяева parota-wallahs зазывают клиентов, чтобы те купили их вкусный свежий хлеб, барабаня ложкой по кастрюле. Несмотря не проблемы с транспортом, прогулка по Мадураю, с его изобилием рынков и интригующих уголков, чрезвычайно увлекательна.

Некоторые исторические факты

Хотя история Мадурая неизменно переплетается с мифом, ее можно проследить более чем на 2000 лет назад. Многочисленные естественные пещеры в местных холмах и скалах, часто дополненные простыми высеченными в скале кроватями, использовались как в доисторические времена, так и аскетами, такими как Адживики (Ajivikas) и Джайны, которые в них уединялись и несли покаяние.

Похоже, что Мадурай непрерывно являлся столицей Пандианской империи по меньшей мере в течение тысячи лет. Он превратился в большой коммерческий город, ведущий торговлю с Грецией, Римом и Китаем, и yavanas (обобщающий термин для иностранцев) насто навещали Пандианские морские порты. Тамильские эпосы описывают их проходящими через город с глазами и ртами, широко открытыми от изумления, что очень похоже на то, что и сейчас делают иностранные туристы, только что сюда приехав. При династии Пандия Мадурай также утвердился в качестве центра тамильской культуры, в котором будто бы находились три сангама - “литературные академии”, которые, говорят, существовали 10 000 лет и поддрживали около 8000 поэтов.

Столица Пандиев пала в десятом веке, когда город захватил Чолский король Парантака. В тринадцатом веке Пандии на короткий срок вернули себе власть до начала 1300-х гг., когда знаменитый Малик Кафур - “любимый раб” Делийского Султаната - совершил неспровоцированное нападение на город во время своего грабительского и оскверняющего религиозные святыни похода по югу Индии и разрушил значительную его часть. Заблаговременно предупрежденный о нападении Пандианский король Сундара бежал с семьей и сокровищами, оставив своего дядю и соперника - Викраму Пандия - отбиваться от Кафура. Тем не менее, последний вернулся в Дели с добычей, которая, говорят, сстояла из”шестисот двенадцати слонов, девяноста шестью манами(mans) золота, несколькими ящиками драгоценных камней и жемчуга и двадцатью тысячами лошадей”.

Вскоре после этого набега Мадурай стал независимым Султанатом; в 1364 г. он присоединился к индуистской Виджайянагарской империи, которая подчинялась Виджайянагару/Хампи и управлялась губернаторами, Найяками. В 1565 г. Найяки утвердили собственную Независимость. При их власти и покровительстве, Мадурай переживал период возрождения и был восстановлен по образцу лотоса с Храмом Минакши в центре. Часть дворца Тхирумалай(1623 - 55 гг.), наиболее знаменитого сооружения эпохи Найяков, сохранилась и по сей день.

Город оставался под властью Найяков до середины восемнадцатого века, когда их постепенно вытеснили британцы. Сто лет спустя британцы ослабили укрепления Мадурая, заполнив ров, на месте которого образовались четыре улицы Veli, которые сегодня отмечают границы старого города.

Город

Хотя он значительно разросся за последние несколько лет, общий план старого города Мадурая, расположенного к югу от реки Вайгай, остался в основном неизменным с первых веков нашей эры, объединяя ряд концентрических площадей с массивным Храмом Минакши посередине. Выровненные по сторонам света улицы образуют гигантскую мандалу, или магическую диаграмму, считается, что ее священный свойства активизируются во время массовых обходов вокруг центрального храма, всегда выполняющихся по часовой стрелке.

К северу от реки, Мадурай становится заметно более мирским и неправильным. Пересекать Вагай вам может потребоваться только для того, чтобы добраться до наиболее дорогих отелей города, музея Ганди и автобусной стоянки Анна.

Храм Минакши-Сундарешвара

Обнесенный более или менее прямоугольной стеной шести метров в высоту в стиле укрепленного дворца, Храм Минакши Сундарешварар (ежедневно с 5.00 до 12.30 и с 16.00 до 21.30) представляет собой один из самых больших храмовых комплексов Индии. Значительная его часть была построена во время Найякского периода между шестнадцатым и восемнадцатым веками, но отдельные участки намного старше. Основные святилища (закрытые для неиндусов) посвящены Сундарешвару (Шиве) и его супруге Минакши (форме Парвати); обычно, богиня следует впереди и ей всегда поклоняются первой.

Для посетителя, пришедшего в первый раз, оказавшегося лицом к лицу со сбивающей с толку путаницей святилищ, скульптур и колоннад, и не знакомого с логикой, использованной при их распределении, очень легко потерять ориентацию. Однако, если вы не торопитесь, это не должно вас обескураживать. Независимо от насчитывающихся 33 000 скульптур, которые могут привлечь ваше внимание, жизнь храма абсолютно захватывающая сама по себе и многих посетителей она притягивает снова и снова в разное время дня. Будь это бесконечный раунд церемоний пуджа, свадьбы, мальчики- брамины, получающие религиозные наставления соглано Ведам, простершиеся ниц бесчисленные верующие, великолепные рыночные лотки внутри у восточного входа, или, что лучше всего, праздничная процессия - что-нибудь всегда происходит, делая этот храм просто одним из самых неотразимых мест в Тамл Наду.

Приблизительно пятьдесят священников работают в храме и живут в домах рядом с северным входом. Их легко отличить - каждый одет в белый dhoti (veshti на тамильском языке), завязанный между ног; поверх него, вокруг талии, обернута вторая, цветная материя, обычно шелковая. В складках ткани закреплена маленькая сумка, в которой содержится святой белый пепел. У священников с обнаженной грудью неизменно перекинуто через плечо маленькое полотенце. Большинство из них носят серьги и ожерелья, включая бусы rudraksha, священные для Шивы. Будучи шиваистскими священниками, они наносят три горизонтальные полосы из белого пепла на лоб, руки, плечи и грудь и красную точку из пудры, священную для богини, над переносицей. Большинство также скручивают свои длинные волосы в узел, а лоб бреют. Внутри храма они носят медные подносы с подношениями из камфоры и пепла.

В Мадурае гопура, столь выделяющаяся в других южных храмах, доведена до предельной крайности. Во всем комлексе есть не менее двенадцати таких башен; помещенные во внешних стенах, четыре самых бошьших достигают высоты примерно в 46 м и видны на мили вокруг за пределами города. Каждая покрыта многочисленными ярко раскрашенными лепными фигурами богов и демонов, а между божественными образами время от времени проносятся щебечущие живые обезьяны. После референдума 1950-х гг., гопуры, которые стали одноцветными и обветшали, были перекрашены в яркие зеленые, синие и красные цвета, которые вы видите сегодня; их приходится полностью перекрашивать каждые десять лет или около того (последняя покраска состоялась в середине 1990-х гг.). Иногда можно, за небольшое вознаграждение, подняться на южную и самую высокую башню, чтобы насладиться превосходными видами города; за разрешением обращайтесь к охранникам на одних из ворот.

Самый популярный вход в храм расположен с восточной стороны, где ворота с гопурой снова открылись после периода закрытия, последовавшего после неблагоприятного для храма самоубийства храмового служащего, который спрыгнул сверху башни. Можно также войти поблизости через ворота без башни, которые расположены точно на одной линии со святилищем Минакши глубоко внутри. На территории Ашта Шакти Мандапы (“Зала Восьми Богинь”) расположился оживленный рынок, где продают подношения для пуджа и сувениры, от толстых цветочных гирлянд до грубо вылепленных гипсовых божеств небесно-голубого цвета. Скульптурные колонны иллюстрируют различные аспекты богини Шакти и шестьдесят четыре чуда, совершенных Шивой в Мадурае. За этим залом, к югу, расположены стойла для слонов и верблюдов.

Если отсюда пойти прямо, пересечь улицу E. Ati Street и пройти через семиэтажную Читрай гопуру, вы попадете в проход, ведущий к восточному концуПоттамарай Кулама (“Водоема Золотых Лотосов”), где Индра купался перед тем, как поклоняться шивалингаму. С восточной стороны водоема можно видеть сияющую позолоту башен вимана Минакши и Сундарешварара. Вниз к воде от окружающих водоем колоннад ведут ступеньки, а в центре стоит медная лампа в виде колонны. Здесь люди купаются прежде чем войти во внутренние святилища, или просто сидят, сплетничают и отдыхают на ступеньках.

Роспись на потолках в коридорах современная, но Найякские фрески вокруг водоема иллюстрируют сцены из Gurur Vilayadal Puranam, где описаны Мадурайские чудеса Шивы. Из двух фигур, расположенных на полпути по направлению к святилищу Минакши на северной стороне, одна изображает короля восьмого века Кулашекхару Пандиан, который, говорят, основал храм; напротив него стоит богатый покровитель-купец.

На западной стороне водоема находится вход в святилище Минакши (закрытое для неиндусов), известное в народе как Амман Койил, буквально - “материнский храм”. Неподвижное зеленое каменное изображение богини размещено внутри еще двух помещений, которые образуют две внутренние галереи. Лицом к Минакши, сразу за первым входом и напротив святая святых стоит буйвол и средство передвижения Шивы - Нанди. Примерно в 21.00 нестационарные изображения бога и богини переносят в спальную палату. Здесь исполняется последняя за день церемония пуджа - лалипуджа, когда в течение тридцати или около того минут священники поют колыбельные песни (lali), прежде чем закрыть храм на ночь.

Коридор снаружи святилища Минакши известен как Киликкуту Мандапа (“Зал с Клетками с Попугаями”). Некогда здесь, сразу к югу от святилища, содержали попугаев в качестве подношений Минакши; эта практика прекратилась в середине 1980-х гг., так как птицы страдали от “недостаточного ухода”. Сундарешварара и Минакши приносят каждую пятницу (в 18.00 - 19.00) в расположенную дальше Унджал Мандапу, где их помещают на качели (oonjal) и представители особой касты - Одуваров - поют им серенады. Черная с золотом, почти как на ярмарочной площади, отделка мандапы датируется 1985 г.

Через коридор расположена маленькая Мандапа Рани Мангаммал, которая находится рядом с водоемом, ее потолок украшает детальная роспись восемнадцатого века, иллюстрирующая свадьбу Минакши и Сундарешварара в окружении львов и слонов на синем фоне. Скульптуры в зале изображают таких персонажей, как воюющих королей обезьян из Рамаяны, братьев Сугрива (Сукрива) и Бали (Vahli), а также неукротимого принца Пандава - Бхиму из Махабхараты, который был настолько силен, что вырвал с корнем дерево, чтобы использовать его в качестве дубинки.

Если пройти обратно на север, мимо святилища Минакши, через вход с башней, вы окажетесь в зоне святилища Сундарешварара. Сразу внутри стоит огромная монолитная фигура Ганеша - Муккуруни Винайяка - предположительно найденная во время раскопок водоема Мариамман Теппакулам . Упитанный Ганеш хорошо известен своей любовью к сладостям и во время его ежегодного праздника Винайяка Чатхурти (сентябрь) готовят специальный прасад (подношение в виде еды) из ингридиентов, включающих 300 кило риса, 10 кило сахара и 110 кокосов.

За углом на колонне стоит маленькое изображение Ханумана, покрытое ghee и красной пудрой. Верующие берут немного пудры пальцем, чтобы поставить на лбу tillak. Фигура Нанди и два позолоченных медных флагштока стоят перед входом в святилище Сундарешварара (закрытое для неиндусов). Отсюда чужаки могут только совсем чуть-чуть увидеть шивалингам позади сине-красного неонового знака “Ом” (на тамильском языке).

Вызывая некоторое веселье, к сверу от флагштоков стоят фигуры Шивы и Кали, застывшие в судорожных позах в разгаре танцевального марафона . На ближнем лотке продают крошечные шарики из сливочного масла, помещенные в чашу с водой, которые посетители бросают в бога и богиню, чтобы “остудить их”. Если выйти здесь, на востоке, за ворота, в северо-восточном углу вы найдете Айираккал Мандапу (Ayirakkal Mandapa) пятнадцатого века, или зал тысячи колонн, в настоящее время трансформированную в храмовый Художественный Музей (ежедневно с 10.00 до 17.30; 1 рупия, пользование камерой - 20 рупий). В некоторых отношениях ужасно жаль, что зал превратился в музей, так как построили перегородки, и пыльные образовательные выставки не позволяют хорошо разглядеть этот гигантский зал. Однако, здесь собрана прекрасная, хотя и несколько беспорядочная коллекция деревянной, медной, бронзовой и каменной скульптруы, а также представлена старая тиковая храмовая дверь в девять метров высотой. По всему залу, большие скульптуры странных, страшных существ и космических богов тянутся к вам с широких каменных колонн; говорят, если постучать по колоннам, каждая произведет отличный от других музыкальный звук.

Водоем Вандийюр Мариамман Теппакулам и водный праздник

Когда-то огромный водоем Вандийюр Мариамман Теппакулам на юго-востоке города (автобус № 4 или № 4А; 15 мин) был полон благодаря постоянному притоку воды через подземные каналы от Вайгая. В наши дни, из-за ряда несчастных случаев, его наполняют только на время живописного водного праздникаТеппа (янв/фев), когда паломнки берут лодки, чтобы добраться до святилища богини в центре. Перед церемонией бракосочетания, изображения Шивы и Минакши процессия приносит к водоему, где их пускают плыть на плоту, украшенном огнями, который верующие трижды тянут за веревки по мере того как они проплывают вокруг святилища. Прогулка по воде считается увертюрой к соблазну, который достигает страстного завершения позже в ночь внутри храма. Благодаря этому, Теппам является наиболее благоприятным временем для бракосочетания.

Во время остальной части года водоем и центральное святилище остаются пустыми. Водоем часто используют в качестве импровизированной лужайки для игры в крикет, куда можно спуститься по ступенькам, и, благодаря тени ближних деревьев, он становится популярным местом сборищ. Легенда утверждает, что огромное изображение Ганеша, Муккуруни Винайяка, в Храме Минакши, было обнаружено здесь, когда это место раскапывали, чтобы добыть кирпичи для строительнства Дворца Тирумалай Найяк (Thirumalai Nayak).

Дворец Тирумалай Найяк

Примерно четверть сохранилась от дворца семнадцатого века Тирумалай Найяк (ежедневно с 9.00 до 13.00 и с 14.00 до 17.00), расположенного в 1,5 км на юго-восток от Храма Минакши. Значительная его часть была разобрана внуком Тирумалая, Чокканатха Найяком (Chockkanatha Nayak) и использовалась для строительства нового дваорца в Тиручирапалли. То, что сохранилось до наших дней, было реставрировано в 1858 г. губернатором Ченная лордом Напье и снова - в 1971 г. - для Тамильский Мировой Конференции. Дворец первоначально состоял из двух жилых секций, плюс театр, личный храм, гарем, королевская эстрада для оркестра, оружейная палата и сад.

Сохранившееся здание, Свагавиласа (“Небесный Павильон”), представляет собой внутренний двор, окруженный колоннадами 18 м высотой. Кроме отдельных живых представлений музыки и танца, Департамент Туризма организует здесь ночное Свето-Звуковое Шоу (на английском языке с 18.45 до 19.30; 5 рупий), во время которого рассказываются эпизоды из тамильского эпоса Shilipaddikaram и события из истории Найяков. Некоторые находят это зрелище назидатльным, а другие нудным и нагоняющим сон - особенно когда качество звукозаписи плохое. В примыкающем зале - Дворцовом Музее (те же часы работы, что и у всего дворца) - представлена Пандианская, джайнская и буддистская скульптура без указателей, терракотовые изделия и гравюра восемнадцатого века, на которой дворец изображен в разрушенном состоянии.

От Рангавиласы, дворца, в котором жил брат Тирумалая Мутхиалу (Muthialu), осталось всего десять колонн в крошечном закоулке. Ступайте по Old Kudirayalam Street, которая проходит справа от дворца, если стоять к нему лицом, пройдите мимо Офиса Археологического Департамента и поверните направо на улицу Mahal Vadam Pokki Street. Третий поворот налево (напротив магазина тканей New India Textile Shop) и есть необозначенная улица Ten Pillars South Lane (Южная Аллея Десяти Колонн). На одной колонне размещается шивалингам, которому поклоняются прохожие.

Дворец Тамуккам: музеи Ганди и Правительственный

На другой стороне Вагая, в 5 км на северо-восток от центра, рядом с Центральным Телеграфом стоит Тамуккам (автобус № 2, № 3, № 4, или № 26; 20 мин) - сводчатый дворец семнадцатого века с многочисленными колоннами Королевы Рани Мангаммал. Построенный для таких королевских развлечений как слоновьи бои, Тамуккам затем перешел к британцам и использовался в качестве здания суда и налогового офиса, а в 1955 г. в нем разместились музеи Ганди и Правительственный.

Мадурайский Мемориальный Музей Ганди (ежедневно с 10.00 до 13.00 и с 14.00 до 17.30; вход бесплатный), гораздо лучше организованный, чем большинство подобных музеев, показывает историю Индии с момента высадки первых европейцев, рассматривая ее с точки зрения борьбы за свободу. В целом подход национальный, но, где подходяще, обращается внимание на роль тамильцев. Всецело относясь критически к британцам, экспозиция определяет ситуацию четко и ясно, цитируя англичанина, Джона Салливана (John Sullivan): “Мы лишили людей этой страны всего, что могло возвысить их в обществе, всего, что могло возвысить их как людей; мы оскорбили их касту; мы аннулировали их законы о наследстве; мы захватили владения местных князей и конфисковали поместья аристократии; мы дестабилизировали страну своими поборами и собирали доходы при помощи пытки”. Одним из экспонатов, содержащимся в выкрашенной в черный цвет комнате, является запятнанный кровью dhoti, который был на Махатме, когда его убили. Рядом с музеем находится Библиотека Мемориального Музея Ганди (ежедневно кроме среды с 10.00 до 13.00 и с 14.00 до 17.30; вход бесплатный), в которой хранится справочная коллекция, открытая для всех, из 15 000 книг, периодических изданий, писем и микрофильмов с материалами, написанными самим Ганди, или о нем.

Напротив находится маленький Правительственный Музей (ежедневно кроме пятницы с 9.00 до 17.00; закрыто во 2-ю субботу каждого месяца; вход бесплатный), в котором представлена каменная и бронзовая скульптура, музыкальные инструменты, живопись (включая образцы Танджорского и Кангрского (Kangra) стилей), а также народные произведения искусства, такие как раскрашенные терракотовые животные, праздничные костюмы и игрушечные лошадки. Есть также прекрасная коллекция кукол теневого театра, которые предположительно происходят из Тханджавурской области и возможно экспортировались в Юго-Восточную Азию во время Чолского периода. В саду на территории комплекса стоит маленький домик, в котором жил когда-то Ганди.