Мой город Москва

Кумбаконам

Общие сведения

Зажатый между реками Кавери (Ковери) и Арасалар Кумбаконам расположен в 74 км на юго-запад от Чидамбарама и в 38 км на северо-восток от Тханджавура. Индусы верят, что это именно то место, где кувшин для воды (kumba) с amrita - напитком из нектара бессмертия - был обмыт великим наводнением с вершины священной Горы Меру в Гималаях. Шива, который случайно проходил мимо в обличии дикого проживающего в лесу охотника, по какой-то причине пустил стрелу в кувшин и тот разбился. Из черепков он построил лингам, который в настоящее время помещен в святилище Храма Кумбарешвара, гопуры которого возвышаются над городом вместе с гопурами семнадцати других крупных святилищ. Бывшая столица Чолов, которые, говорят, имели здесь тщательно оберегаемую сокровищницу, Кумбаконам является главным коммерческим центром Тханджавурского региона. Главный базар, Big Street, особенно славится своми качественными украшениями для костюмов.

Главная причина, по которой стоит останавливаться в Кумбаконаме, это полюбоваться изумительной скульптурой Храма Нагешвара Свами Шива, в котором все еще содержатся самые изысканные образцы Чолской резьбы по камню. Город также расположен совсем близко от величественных храмов Дарасурам и Гангайкондачолапурам, оба они представляют собой живописные древние монументы, которые посещают не многие приезжие. Кроме того, деревня Свамималай, до которой легко доехать на велосипеде, является основным в штате центром традиционного литья из бронзы.

Город

К увенчанному разноцветной гопурой восточному входу в Кумбаконамский храм семнадцатого века Кумбарешвара, в котором находится знаменитый лингам, от которого произошло название города, можно подойти через крытый рынок, где предлагается огромный ассортимент кастрюль, которые являются местным фирменным товаром, а также необычные стеклянные браслеты и безделушки. У ворот вы можете встретить храмового слона с выкрашенным лбом и в ожерелье из колокольчиков. За флагштоком расположена мандапа, в которой помещается прекрасная коллекция серебряных vahanas - средств передвижения богов, используемых во время празднеств, а также фигурок pancha loham (изготовленных из соединения серебра, золота, меди, железа и олова), изображающих 63 Найянмарских поэтов-святых .

Основным и самым большим в Кумбаконаме храмом Вишну является Храм Сарангапани тринадцатого века, вход в который ведет через ворота с десятиэтажной пирамидальной гопурой более 45 м высотой. Центральное святилищедатируется концом Чолского периода, но имеет множество более поздних пристроек. Вход в него, расположенный в самом внутреннем дворе, охраняют огромные dvarpalas, идентичные Вишну, которого они защищают. Между ними находятся резные каменные створки jali, все разные, а перед ними стоит священный квадратный очаг homam. В дневное время, лучи света, проникающие сквозь крошечные окошки в потолке, пронизывают тьму святилища, построенного таким образом, чтобы напоминать колесницу, с барельефами лошадей, слонов и колес. В раскрашенном шкафу хранится зеркало, в которое Вишну смотрится перед тем, как покидает святая святых.

Маленький Храм Нагешвара Свами Шива в центре города является старейшим храмом Кумбаконама, основанным в 886 г. и завершенным несколько лет спустя после прихода к власти Парантаки I (907 - 940 гг.). Первое впечатление от него малообещающее, так как значительную часть первоначального здания окружают более поздние пристройки, раскрашенные в Диснеевские цвета, но за главным внутренним двором, который занимает большая мандапа с колоннами, увенчанные небольшой гопурой ворота ведут во внутреннюю территорию, где стоит самое раннее чолское святилище. В главных нишах в стене вокруг алтаря помещается ряд изумительных каменных фигурок, которые считаются самыми прекрасными из сохранившихся в южной Индии образцовдревней скульптуры. Со своими томными позами и гипнотическими выражениями лиц с застывшей на них полуулыбкой, эти скромных размеров шедевры абсолютно затмевают более монументальное искусство Тханджавура и Гангайкондачолапурама. Фигуры изображают Дакшинамутри (Шиву в качестве учителя; южная стена), Дургу и трехголового Брахму (северная ст ена), а также Арданари - наполовину мужчину, наполовину женщину (западная стена). Вместе с ними стоят выполненные почти в натуральную величину сладострастные девы, которые предположительно являлись королевами или принцессами при дворе короля Адитии (King Aditya).

Самым известным и почитаемым из многочисленных священных водоемов Кумбаконама является Махамакхам, расположенный на юго-востоке города, который, говорят, наполнился амброзией (amrit) из кувшина, разбитого Шивой. Каждые двенадцать лет, когда Юпитер проходит через созвездие льва, считается, что вода из Ганги и восьми других святых рек стекает в водоем, таким образом обеспечивая ему статус tirtha, или священной речной переправы. В это благоприятное время целых четыре миллиона паломников собираются сюда для очищающего от грехов купания; последний раз это происходило 18 февраля 1992 г.

Окрестности Кумбаконама

Земли дельты вокруг Кумбаконама усеяны напоминаниями о золотом веке Чолов, но самым живописным наверняка является осыпающийся Храм Аираватешвара в Дарасураме, в 6 км на юго-запад. Через поля на север в Свамималае проживают литейщики бронзы, они образуют живую непосредственную связь с культурой, которая создала это экстраординарное сооружение, используя традиционную технику “замещения воска”, оставшуюся неизменной с того времени, когда Дарасурам являлся процветающим средневековым городом, для создания изящных фигурок индуистских богов.

Можно сочетать осмотр этих двух достопримечательностей за одну легкую полдневную поездку из Кумбаконама. Дорога достаточно ровная, чтобы по ней можно было ехать на велосипеде, хотя следует быть настороже, когда поедете по главной Тханджавурской магистрали, движение на которой очень оживленное. Чтобы добраться до Свамималая из Дарасурама, возвращайтесь на главную дорогу из храма и спросите на базаре как туда проехать. Свамималай находится всего в 3 км на север, но на пути нужно сделать несколько поворотов, поэтому регулярно спрашивайте у местных жителей направление. От Кумбаконама дорога более прямая; переезжайте через Кавери в начале Town Hall Road (к северу от центра), поверните налево и следуйте по главной дороге а запад через полосу деревень.

Дарасурам

Храм Аираватешвара, построенный королем Раджараджой II (1146 - 73 гг.), стоит в деревне ДАРАСУРАМ, всего в пяти километрах на юго-запад от Кумбаконама, которые легко проехать на автобусе или велорикше (по Тханджавурской дороге). Этот прекрасный, хотя и малопосещаемый Чолский памятник равен монументам Тханджавура и Гангайкондачолапурама; но в то время как другие грандиозны и делают акцент на героизме и завоеваниях, этот - гораздо меньше, изумителен в пропорциях и деталях и, говорят, его украшали с nitya-vinoda - “вечным развлечением”- в мыслях. Шиву здесь называют Аираватешварой, потому что в этом храме ему поклонялся Аиравата - белый слон, принадлежавший королю богов - Индре.

Лучшими образцами скульптуры Дарасурама являются Чолские черные базальтовые изображения, украшающие стенные ниши в мандапе и внутреннем святилище. Среди них можно назвать Натараджу, короля змей с капюшоном из кобр и Дакшинамурти - “обращенного к югу” Шиву в качестве учителя, излагающего свое учение под баньяном. Не менее знаменита и уникальная серия страшноватых панелей, которые трудно увидеть, не поднявшись на цоколь, отграничивающий верхнюю часть фундамента закрытой мандапы. Они иллюстрируют сцены из Periya Purana Секкилара (Sekkilar), одного из величайших произведений тамильской литературы. Поэма рассказывает истории о тамильских шиваистских святых, Найянмарах, и была заказана королем Кулоттунгой II, после того как поэт раскритиковал его за увлечение эротической, хотя и религиозной литературой. Говорят, Секкалар сочинял ее в Раджа Сабхе в Чидамбараме, а когда она была завершена, король в течение года каждый день слушал, как он ее читает.

Свамималай

Свамималай, расположенный в 8 км на запад от Кумбаконама, почитается как одно из шести священных пристанищ Бога Муругана, сына Шивы, который, согласно индуистской мифологии, стал религиозным наставником (swami) своего отца здесь на холме (malai). На месте этой эпической смены ролей находится одно из самых святых тамильских святилищ - Храм Сваминатха, который венчает вершину холма в центре деревни, но для неиндусов больший интерес представляют мастерские наследственных литейщиков бронзы, разбросанные в районе базара и во внешних деревушках.

Известные как sthapathis, Свамималайские литейщики все еще применяют процесс “замещения воска” (madhuchchishtavidhana на санскрите), предпочитавшийся Чолами для изготовления самых популярных в южной Индии храмовых идолов. Их законченные произведения выставлены во многочисленных магазинах вдоль главной улицы, откуда они экспортируются по всему миру, но больше запоминается наблюдение sthapathis за работой, когда они моделируют первоначальные фигуры из пчелиного воска, или раскалывают формы, извлекая конечные мистические металлические изделия.

В близлежащей деревушке Тхиммаккуди, расположенной в 2 км обратно в сторону Кумбаконама, находится самый роскошный в области отель - Sterling Swamimalai - прекрасно отреставрированный браминский особняк девятнадцатого века, начиненный всеми современными удобствами, такими как вентиляторы и холодильники. У них есть также свой собственный преподаватель йоги, аюрведическая массажная комната и устраиваются концерты живой музыки по вечерам.

Гангайкондачолапурам

Задуманный как центральное место в городе Чолским королем Раджендрой I (1014 - 42 гг.), чтобы отпраздновать его победы, величественный Храм Брихадишвара стоит в крошечной деревне ГАНГАЙКОНДАЧОЛАПУРАМ в Районе Тричи, в 35 км на северо-восток от Кумбаконама. Его трудное название означает “город Чола, который захватил Гангу”. При Раджендре I Чолская империя действительно простиралась до самой великой северной реки, что являлось беспрецедентным достижением для южной династии. Кроме храма и горы булыжников, оставшейся от дворца Раджендры, в 2 км на восток от Тамаликаймеду, от города ничего не сохранилось. Тем не менее, это одно из самых экстраординарных археологических мест в южной Индии, которое затмевает только Тханджавур, и где большую часть времени нет посетителей, что создает надолго запоминающееся чувство заброшенности.

Автобусы ходят сюда из Кумбаконама каждые пять минут, кроме того, здесь останавливается несколько рейсов, курсирующих между Тричи и Чидамбарамом; а автобусы обратно в Кумбаконам проезжают через деревню каждые десять минут. Постарайтесь не застрять в поселке между полуднем и 16.00, когда храм закрыт. Удобства здесь минимальные, едва ли есть что-то большее, чем несколько лотков с прохладительными напитками. Некоторые части интерьера храма чрезвычайно темные и фонарь весьма пригодился бы.

Храм Брихадишвара

Возвышаясь над деревенским ландшафтом, Храм Брихадишвара (ежедневно с 6.00 до полудня и с 16.00 до 20.00) стоит в ухоженном, поросшем травой дворе, сбоку которого находится закрытый зал мандапы. Над святилищем справа возносится на 55 м девятью уменьшающимися этажами массивная пирамидальная башня (вимана). Хотя она меньше, чем в Тханджавуре, грациозный изгиб башни придает ей впечатляющую изысканность. У ворот вы вполне можете встретить смотрителя ASI, которого стоит нанять в качестве гида, особенно если вы хотите подняться на крышу, чтобы полюбоваться окрестностями и самой башней.

Повернув налево (на восток) во внутреннем дворе, вы пройдете мимо маленького алтаря, посвященного богине Дурге, в котором содержится изображение Махишасурамардини . Прямо позади него, от большой статуи сидящего льва, известной как Симха-кинару (Simha-kinaru) и сделанной из покрытых штукатуркой кирпичей, ведут ступеньки к колодцу. Говорят, король Раджендра поместил в него воду Ганги, чтобы использовать ее для ритуального помазания лингама в главном храме. Лев, символизирующий королевское могущество Чолов, кланяется огромному Нанди, стоящему перед восточным входом в храм, на одной линии с содержащимся внутри лингамом Шивы.

Прямо напротив восточного входа в храм стоит меньший алтарь для подношений. Два параллельных пролета ступенек ведут вверх в портик, mukhamandapa, где по бокам от входа в длинный колонный зал махамандапы стоит пара громадных фигур божественных стражей.

Как только вы окажетесь в храме, гид сможет показать дорогу в башню, вверх по крутой лестнице. По обеим сторонам от входа в храм расположены скульптуры Шивы в различных его благосклонных (anugraha) проявлениях, в том числе Шива, благословляющий Вишну, Деви, Равану и святого Чандеша. В северо-восточном углу находится необычный квадратный каменный блок с резными изображениями девяти планет (navagraha). На платформе стоят несколькоЧолских бронзовых статуй ; фигура Карттикейи, бога войны, с булавой и щитом, предположительно имела особую значимость.

Цоколь главного храмового святилища украшен изображениями львов и орнаментом в виде завитков. Над этой отделкой, от южного до северного входа в ardhamandapa протянулся ряд скульптурных фигур в оштукатуренных нишах, изображающих Шиву в различных обличьях. Самая известная группа находится у северного входа, она изображает Шиву и Парвати, убирающих гирляндами святого Чандеша, которого здесь иногда отождествляют с Раджендрой I. Чтобы узнать больше о храмах Тамил Наду, .

В двух минутах ходьбы на восток вдоль по главной дороге (поверните направо от автомобильной парковки) находится крошечный Археологический Музей(ежедневно кроме Пятницы с 10.00 до 13.00 и с 14.00 до 17.45), в котором содержатся различные Чолские экспонаты, обнаруженные в этом районе. Эти находки включают терракотовые лампы, монеты, оружие, плитку, бронзу, браслеты и украшения, рукописи на пальмовых листах и старый китайский кувшин.

Тханджавур

Один из самых оживленных коммерческих городов дельты Кавери - ТХАНДЖАВУР (ака “Танджор”), расположенный в 55 км на восток от Тиручирапалли и 35 км на юго-запад от Кумбаконама, путешественники часто проезжают мимо. Однако, его история и сокровища - среди них потрясающий Храм Брихадишвара, самый впечатлящий памятник Тамил Наду - делают его чрезвычайно значительным для южно-индийской культуры. Будечи также местом, где находится самая прекрасная в мире Чолская бронзовая коллекция, он достаточно интересен, чтобы удержать любого приезжего по меньшей мере на два дня, а кроме того, является естественной базой для поездок в близлежащие Гангайкондачолапурам, Дарасурум и Свамималай.

Тханджавур разделен на две примерно равные части протекающим с востока на запад Каналом Гранд Аникут (Grand Anicut Canal). Старый город, расположенный на севере от канала, который некогда был весь обнесен укрепленной стеной, между девятым и концом тринадцатого века избирался в качестве столицы обширной Чолской империи всеми ее королями, кроме одного. Ни одного из их мирских зданий не сохранилось, но до сих пор можно видеть целых девяносто храмов, из которых Брихадишвара наиболее красноречиво воплощает мощь и покровительство Раджараджи I (985 - 1014 гг.), чьи военные кампании распространили индуизм до Мальдивских островов, Шри Ланки и Явы. При Чолах, а также более поздних Найяках и маратхах, здесь процветали литература, живопись, скульптура, Карнатикская классическая музыка и танец Бхаратанатьям. Помимо того, что Найякский королевский дворцовый комплекс и сам по себе представляет значительный интерес, в нем также размещаются важная библиотека и музеи, в которых содержится знаменитая коллекция бронзы.

Из наиболее крупных местных праздников, самые пышные празднования в Храме Брихадишвара связаны с днем рождения короля Раджараджи и проходят в октябре. В Тирувайяру (Thiruvaiyaru), расположенном на расстоянии 13 км от города, каждый январь в храме Панчанатешвара проводится восьмидневный фестиваль Карнатикской классической музыки в честь великого Карнатикского композитора-святого Тхайягараджу (Thyagaraja).

Храм Брихадишвара

Над линией горизонта Тханджавура вырисовывается огромная башня Храма Брихадишвара, который, несмотря на свои огромные размеры, лишен грандиозных излишеств построек более поздних периодов. Само место не обладает большой значимостью; храм был построен скорее с целью отразить могущество его покровителя - короля Раджараджи I, нежели с целью облегчить поклонение Шиве. Многочисленные надписи на основании главного святилища предоставляют невероятно подробную информацию об устройстве храма. Они свидетельствуют о том, что храм был богат, как с точки зрения финансового состояния, так и ритуальной деятельности. Среди зарегестрированных даров от Раджараджи из трофеев, захваченных в бою, находились эквиваленты 600 фунтов серебра, 500 фунтов золота и 250 фунтов различных драгоценных камней, плюс храм получал доход с сельскохозяйственных земель по всей Чолской империи, выделенных для этой цели. Храм нанимал не менее четырехсот танцовщиц devadasis (буквально “рабынь богов”, заключивших брак с божеством), каждой из которых предоставлял дом. Другой персонал - еще двести человек - включал учителей танцев, музыкантов, портных, гончаров, прачек, кузнецов, плотников, астрологов, счетоводов и служителей для всех разновдностей ритуалов и процессий.

Вход в комплекс расположен справа, проходя через ворота с двумя гопурами, установленными на некотором расстоянии друг от друга. Хотя наружная гопура больше по размеру, обе сделаны по одному и тому же образцу: массивные прямоугольные цоколи, увенчанные пирамидальными башнями с резными фигурами и сводчатыми крышами. На каждой закреплена монолитная перемычка из песчаника, которую предположительно привезли из Тиручирапалли, расположенного на расстоянии более 50 км. Внешний фасад внутренней гопуры украшают фигуры могучих клыкастых стражей dvarpala, которые представляют собой зеркальные отображения друг друга и считаются самыми большими для всех индийских храмов монолитными скульптурами.

За воротами, гигантсткий внутренний двор оставляет достаточно места, чтобы хорошо рассмотреть здания. Главный храм, построенный из гранита, состоит из длинного колонного зала мандапы, за которым следует ардхамандапа, или “пол-зала”, которая, в свою очередь, ведет во внутреннее святилище - garbha griha. Над алтарем возвышается пирамидальная башня вимана (всего лишь чуть ниже 61 м в высоту, самая большая и высокая в Индии в 1010 г., в то время, когда она была построена) в тринадцать уменьшающихся этажей, ее вершина составляет точно одну треть от размеров основания. Такой дизайн сильно отличается от более поздних храмов, где башни святилища становятся меньше, а гопуры при входе вырастают все больше - что связано с желанем защитить святая святых храма от оскверняющих чужих взглядов. Эта вимана представляет собой пример “построенного монолита”, что является новой ступенью от более ранней архитектуры Паллавов, когда сооружения высекались в скалах, на этой новой стадии каменные блоки сначала собирались, а затем их обрабатывали и украшали резьбой. Поскольку говорят, что вес камня, который венчает храм, составляет восемьдесят тонн, существует много предположений относительно того, как его туда поднимали; самая популярная теория утверждает, что скалу втащили по пандусу длиной в шесть километров. Другие предполагают использование метода, похожего на строительный стиль Sumar Ziggurat, когда в промежутки между кладков вставляли бревна и поднимали камень при помощи системы рычагов. Простейший ответ, конечно, тот, что, возможно, это вовсе не является единой каменной глыбой.

Черный, более 3,5 м высотой шивалингам во внутреннем святилище называется Адаваллан - “тот, кто хоршо умеет танцевать”, что относится к Шиве в образе Натараджи, Короля Танца, который пребывает в Чидамбараме и являлся ishtadevata, или избранным божеством короля. Лингам не всегда бывает на виду, но во время церемоний пуджа (в 8.00 и 11.00, в полдень и в 19.30) занавес открывают и бог становится виден верующим.

Снаружи, вдоль стен внутреннего двора протянулись проходы с колоннами - тот, который идет вдоль северной стены, говорят, является самым длинным в Индии. А в западном, позади храма, содержится 108 лингамов из Варанаси и (сильно разрисованные современными надписями) панели периода маратхов.

В юго-западном углу внутреннего двора стоит маленький Археологический Музей (ежедневно с 9.00 до 13.00 и с 16.00 до 18.00), в котором хранится интересная коллекция скульптуры, в том числе статуя чрезвычайно бочкообразного, поврежденного Ганеша, фотографии, описывающие реставрационные работы в храме в 1940-х гг., сделанные до и после ремонта, а также выставки, посвященные Чолам. Здесь можно также приобрести прекрасный буклет ASI - Chola Temples (“Чолские Храмы”), в котором изложено подробное описание Брихадишвары и храмов Гангайкондачолапураме и Дарасураме. Чтобы больше узнать о храмах Тамил Наду, .

Королевский Дворцовый Комплекс

Королевский Дворцовый Комплекс, в котором до сих пор проживают члены бывшей королевской семьи, расположен на E Main Street (продолжении Gandhiji Road), в 2 км на северо-восток от Храма Брихадишвара. По территории комплекса разбросан ряд сооружений и учреждений, напоминающих о прошлом Тханджавура при Найяках и маратхах, в том числе выставка восточных рукописей и превосходный музей Чолской бронзы. В пыльном и захудаломТамильском Университетском Музее содержатся монеты и музыкальные инструменты, а в расположенном рядом со входом в комплекс хаотическомКоролевском Музее (ежедневно с 9.00 до 18.00; 1 рупия, пользование камерой - 20 рупий) представлена разрушающаяся и плохо размещенная коллекция костюмов, портретов, музыкальных инструментов, оружия, рукописей и придворных аксессуаров.

Сразу за билетным офисом Королевского Музея находится новая коллекция - Мемориальный Зал и Музей Х. Х. Раджи Серфоджи II(H. H. Raja Serfoji II)(ежедневно с 9.00 до 18.00; 1 рупия, пользование камерой - 20 рупй), собранная в результате целой жизни, которую посвятил внук Серфоджи II исследованию беспокойного правления своего деда в восемнадцатом веке. К сожалению, в итоге получилась довольно бедная подборка настольных наборов из слоновой кости и столового серебра, неумелых королевских портретов и рассыпающихся нарядов и убранств в сырой верхней комнате дворца.

Дворцовые здания находятся в плачевном положении уже в течение многих лет; в 1933 г., когда ответственность по уходу за ними перешла к Индийскому Тресту по Культурному Наследию (Indian National Trust for Cultural Heritage - INTACH), появилась надежда на их сохранение, но почти сразу после этого некоторые из них сильно пострадали от бурь. Сарджа Мади - “семиэтажная” колокольня, построенная Серфоджи II в 1800 г., закрыта для посещений публики из-за своего опасного состояния.

Работа над дворцом началась в середине шестнадцатого века при Севаппа Найяке, основателе Найякского королевства Тханджавур; а с конца семнадцатого века и позднее, маратхи внесли ряд дополнений. В переделанном Шаджи II в 1684 г. Зале для Торжественных Приемов, или аудиенц-зале, находится тронный балдахин, украшенный зеркальным стеклом, уникальный для Тханджавура. Потолок и стены зала покрыты тщательной росписью, которая сейчас повреждена. Пять куполов покрашены в красную, зеленую и желтую полосу, стены украшают фризы с узорами из листьев и ананасов, а изображения трубящих ангелов в ночном небе свидетельствуют о европейском влиянии.

Библиотека-Музей Сарасвати Махал

Библиотека Сарасвати Махал, в которой находится одна из самых важных коллекций восточных манускриптов, закрыта для публики, но ею пользуются исследователи со всего мира. Более 80 процентов ее 44 000 рукописей написаны на санскрите, многие на пальмовых листах, а некоторые очень редки или даже уникальны. Тамильские работы включают трактаты по медицине и комментарии по трудам Сангамского (Sangam) периода, самой ранней на юге литературы.

В небольшом музее (ежедневно кроме среды с 10.00 до 13.00 и с 14.00 до 17.00; вход бесплатный) выставлена странная подборка книг и картин из коллекции. Среди рукописей на пальмовых листьях можно назвать каллиграфический tour-de-force (демонстрацию мастерства) в виде визуальной мантры, где каждая буква в слове Шива целиком состоит из микроскопически мелко написанных имен бога. Большинство маратхских манускриптов, написанных с конца семнадцатого века, выполнено на бумаге; в их число входит превосходно иллюстрированное издание Махабхараты. Садисты будут счастливы увидеть, что библиотека сумела сохранить свою копию выразительно проиллюстрированной книги Наказания в Китае, опубликованной в 1804 г. Рядом с ней, место всецело предоставлено воображению французского художника Шарля Ле Брена (Charles Le Brun) (1619 - 90 гг.), воплотившегося в серию картин на тему физиогномики. Такие животные, как лошадь, вол, волк, медведь, кролик и верблюд, тщательно выписаны над серией человеческих лиц, отличающихся жутковатым, хотя и удивительным сходством с ними. Вы можете приобрести открытки с плодами этого научного ислледования и экспонатами из других дворцовых музеев вмагазине по-соседству.

Музей Искусств Найяк Дурбар Холл и Музей Раджараджа Чолан

Великолепная коллекция Чолской бронзы - самые прекрасные образцы которой являлись частью клада Тирувенгаду, найденного во время раскопок 1950-х гг. - содержится в Музее Искусств Наяак Дурбар (ежедневно с 9.00 до 13.00 и с 14.00 до 17.00; 1 рупия), который представляет собой зал для ауедиенций с высоким потолком и массивными колоннами, датируемый 1600 г. Изящество фигур и утонченность деталей непревзойденна. Статуя десятого века Каннаппы Найяннара (№ 174) - ревнителя охоты, отличается мельчайшими деталями, вплоть до вышивки на одежде, ногтей и тонких линий на пальцах. Самое старое произведение, за четырьмя витринами слева от гланого входа (№ 58), изображает Винадхру Дакшинамурти (“обращенного к югу Шиву”), который, с оленем на одной левой руке, первоначально играл на вине - музыкальный инструмент давно уже пропал. Однако, бесспорным шедевром коллекции является Шива, показанный в образе Бога Животных (№ 86), чувственно представленный в крошечной набедренной повязке и в тюрбане из змей. Рядом с ним стоит не менее ослепительная Парвати, его супруга (№ 87), но самой чудесной из женских фигур является полулежащая Парвати (№ 97), выставленная на противоположной стороне зала.

В Музее Раджараджа Чолан (те же часы работы) хранится Чолская каменная скульптура и мелкие предметы, найденные при раскопках Гангайкондачолапурама , такие как крошечные стеклянные шарики, доски для игр, украшения и терракотовые изделия. Две освещенные карты показывают границы необыкновенного размера территории Чолской империи при великих королях Раджадже I и его сыне Радженждре I. Над всеми этими зданиями возвышается арсенал Найякского периода, хитроумно спроектированный таким образом, чтобы напоминать храмовую гопуру, с него открываются прекрасные виды на Тханджавур.