Мой город Москва

Ченнаи

Общие сведения

Расположенный в северо-восточном углу Тамил Наду на побережье Бенгальского залива ЧЕННАЙ (в отношении которого до сих пор нередко используют его прежнее британское название Мадрас) является четвертым по величине городом Индии с населением, приближающимся к шести миллионам. Жаркий, переполненный и шумный, отличающийся суматошным ритмом жизни, он представляет собой крупный транспортный центр юга - его международный аэропорт является гораздо более спокойным пунктом прибытия на субконтинент, чем Мумбаи или Дели - и большинство путешественников остаются здесь достаточно долго, чтобы забронировать билет куда-либо еще. В самом городе достопримечательностей мало, хотя здесь все же есть прекрасные образцы архитектуры Радж, паломнические места, связанные с именем Апостола Фомы Сомневающегося, превосходные Чолские бронзовые изделия в местном музее штата, а также множество концертовклассической музыки и танца.

В качестве столицы Тамил Наду, Ченнай, подобно Мумбаи и Калькутте, является сравнительно современным образованием. Он был основан британской Ост-Индской Компанией в 1639 г. на пятикилометровой полосе суши между реками Куум (Cooum) и Адьяр, в нескольких километрах на север от древнего тамильского порта Милапора (Mylapore) и португальского поселения Сан Томе, основанного в 1522 г. В этом месте не было естественной гавани; оно было выбрано Фрэнсисом Деем (Francis Day), агентом Ост-Индской Компании частично потому, что у него были хорошие взаимоотношения с Найякским правителем Дхармалой Айяппой (Dharmala Ayyappa) и тот мог выступить посредником в отношениях с Виджайянагарским раджой Чандрагири (Chandragiri), которому принадлежала эта территория. Кроме того, эта земля была защищена водой с востока, юга и запада, хлопок здесь можно было купить на двадцать процентов дешевле, чем где бы то ни было, и, очевидно, Дей обзавелся любовницей в Сан Томе. Укрепленный торговый пост, строительство которого завершилось в День Святого Георгия в 1640 г., был назван Форт Сейнт Джордж. К 1700 г. британцы овладели соседними территориями, включая Трипликейн (Triplicane) и Эгмор (Egmore), а в течение последующего столетия, в качестве столицы Мадрасского Округа, который покрывал большую часть южной Индии, город быстро разросся и поглотил много окрестных деревень. Французы неоднократно бросали вызов британцам и наконец, в 1746 г., сумели разрушить большую часть города. Роберт Клайв (“Клайв Индийский”), в то время бывший клерком, был захвачен в плен; говорят, что именно этот опыт вдохновил его на участие в военных кампаниях. Клайв был один из первых, кто вступил в Ченнай, когда его вновь взяли британцы три года спустя, и продолжал использовать его в качестве своей базы. Вслед за тем укрепления были усилены и в 1759 г. британцы пережили годичную французскую осаду, завершив строительные работы в 1783 г. К этому времени, однако, поднялась Калькутта и Мадрас утратил свое национальное значение.

После Независимости началось возрождение города, тогда он и стал центром тамильской киноиндустрии и рассадникомДравидийского национализма. Переименованный в Ченнай в 1997 г. (чтобы утвердить его до-колониальную индивидуальность), метрополис переживает бум с тех пор, как индийская экономика открылась для иностранных инвестиций при Радживе и Рао (бывших премьер-министрах) в начале 1990-х гг. Обратной стороной этого быстрого экономического роста стало то, что инфраструктура города оказалась на грани полного краха; наиболее вероятно, что вашими впечатлениями от Ченная надолго останутся бедность, угнетающая жара и загрязнение окружающей среды, а не бросающееся в глаза изобилие его современных мраморных торговых центров.

Город

Ченнай делится на три основных района. В северном районе, отделенном от остальных рекой Куум, расположен первый в Индии британский авнпост - Форт Сейнт Джордж и коммерческий центр Джордж Таун, который сформировался во время британской оккупации. На южном конце Rajaji Salai находится Parry’s Corner (Уголок Пэрри), главная веха Джордж Тауна и крупная автобусная стоянка - ищите высокое серое здание, которое обозначено как Parry’s.

Центральный Ченнай зажат между реками Куум и Адьяр, его пересекает по диагонали главная городская магистраль - Anna Salai - современный коммерческий центр города. На востоке его сменяют старые, колоритные мусульманские кварталы Трипликейна и длинная прямая Марина, где рыбаки чинят сети и выводят в море маленькие лодки, а толпы индийских туристов подтягивают сари и брюки, чтобы отправиться на короткую прогулку. К югу отсюда, недалеко от побережья, находится район Милапор, который в 1500-х гг. населяли португальцы, здесь расположен храм Капалишвара и собор Сан Томе, которые оба являются туристическими достопримечательностями и местами паломничеств. Подальше, к югу от реки Адьяр, на Горе Святого Фомы стоит португальская церковь.

Форт Сейнт Джордж

Форт Сейнт Джордж расположен на востоке города, южнее Джордж Тауна на Kamaraj Salai, и обращен к морю. В отличие от всех других фортов Индии, он стоит в окружении государственных офисов. Он больше похож на комлекс ухоженных колониальных особняков, чем на форт; многие из его зданий сегодня используются в качестве офисов и гудят подобно пчелиному улью во время рабочей недели, когда люди бегают между Секретариатом и Государственным Законодательным Собранием.

Форт являлся первым сооружением города Мадрас и первым территориальным владением британцев в Индии. Строительство началось в 1640 г., но большинство первоначальных зданий были заменены позднее в том же столетии, после того как были повреждены во время французских осад. Самым внушительным сооружением является Дом Форта (Fort House) с колоннадой, построенный в восемнадцатом веке, покрашенный в глубокий синевато-серый и белый цвета. Рядом, в более скромных пропорций Здании Биржи - где располагался первый в Мадрасе банк - находится прекрасный Музей Форта (ежедневно кроме пят с 10.00 до 17.00; $ 5 [5 рупий]). Коллекция внутри подробно отображает главные события британской оккупации Мадраса посредством портретов, полковых знамен, оружия, монет, отчеканенных Ост-Индской Компанией, медалей, марок и толстых шерстяных униформ, которые заставляют удивляться, как это Радж сумел продержаться так долго. Приземистая литая железная клетка на первом этаже была привезена в Мадрас из Китая, в девятнадцатом веке она больше года служила в качестве особо изощренной садистской формы заключения британского капитана. На верхнем этаже, который некогда являлся общественным биржевым залом, где встречались купцы, чтобы сплетничать и вести торговлю, в настоящее время помещается художественная галерея, где портреты высших чиновников и их жен соседствуют бок о бок с прекрасными набросками сцен британской аристократической высадки в Ченнае, на которых британцам прислуживают индийцы в набедренных повязках. Здесь также представлены гравюры знаменитого художника Томаса Дэниэльса (Thomas Daniells), чьи работы главным образом определяли британские восприятия Индии в конце восемнадцатого столетия.

К югу от музея, за Законодательным Собранием Штата, стоит самая старая из сохранившихся англиканских церквей в Азии, Церковь Святой Марии(ежедневно с 9.00 до 17.00), воздвигнутая в 1678 г. и частично восстановленная после битвы 1759 г. Построенная с толстыми стенами и крепкой сводчатой крышей, чтобы выдерживать многчисленные осады города, церковь служила магазином и укрытием во время войн. Она определенно английская по стилю и полна мемориальных досок и статуй в память британских солдат, политиков и их жен. Самая великолепная доска, сделанная из чистого серебра, была подарена Элиу Йелем (Elihu Yale), бывшим губернатором форта Сейнт Джордж (1687 - 96 гг.) и основателем Йельского Университета в США. Во входном портике выставлена коллекция фотографий посещавших церковь знаменитостей, в том числе королевы Елизаветы II. Поблизости расположен дом Роберта Клайва, который находится в довольно плачевном состоянии и используется Археологическим Надзором Индии под офисы.

Джордж Таун

Расположенный к северу от форта Сейнт Джордж, бывший британский торговый центр Джордж Таун (до которого можно доехать на автобусе № 18 от Анны Салай) по-прежнему остается центральной зоной банков, офисов и транспортных компаний. Эту запутанную - хотя и хорошо спланированную - сетку улиц характеризует чарующая архитектурная смесь: церкви восемнадцатого и девятнадцатого веков, индуистские и джайнские храмы, горстка мечетей и величественные особняки. На востоке, на улице Rajaji Salai, находится крепкое, глиняно-красное здание в индо-сарацинском стиле, построенное в 1884 г., в котором размещается Генеральный Почтовый Офис. В южной части Джордж Тауна выделяются луковицеобразные белые купола и песчаниковые башниВысшего Суда, а также еще более внушительные башни Юридического Колледжа, оба здания несут в себе черты сильного мусульманского влияния.

Правительственный Музей

Весьма стоит выделить хотя бы полдня, чтобы обследовать Ченнайский Правительственный Музей (ежедневно кроме пятницы с 9.30 до 17.00; 3 рупии, пользование камерой - 20 рупий); чтобы добраться до него, садитесь на автобус № 11Н, следующий от Anna Salai к Pantheon Road, расположенной к югу от Эгморской железнодорожной станции. В музее хранятся замечательные археологические находки из южной Индии и Декана, каменные скульптуры из крупных храмов и непревзойденная коллекция Чолской бронзы.

Главное здание, которое представляет собой темно-красное круглое сооружение с колоннами в итальянском стиле перед ним, построенное в 1851 г., стоит напротив входа и билетного офиса. Первая галерея посвящена археологии и геологии, в ней представлены орудия, горшки, ювелирные украшения и оружие Каменного и Железного веков, а также карты основных раскопок. В число более поздних экспонатов входит значительный ассортимент панелей, перил и статуй, снятых с комплекса ступ второго века нашей эры в Амаравати . Эти чудесные резные мраморные барельефы, украшенные изображениями эпизодов из жизни Будды и сцен из историй Jataka из древних буддистских текстов Хинайяна, многие специалисты считают прекраснейшими достижениями раннего индийского искусства, затмевающими даже тораны Санчи. К сожалению, они плохо освещены и недостаточно хорошо описаны; некоторые из них даже изуродованы современными надписями и рисунками, а другие почернели и истерлись от постоянных прикосновений. Слева от галереи Амаравати, высокие сводчатые аркады, заполненные чучелами животных, ведут в галерею этнологии (которую в настоящее время ремонтируют, так что она может быть закрыта для публики), где модели, одежда и оружие, а также аккуратные ряды фотографий с застывшими лицами, иллюстрируют жизнь местных племенных сообществ, некоторые из которых давно уже исчезли. Среди чудесной выставки духовых и струнных музыкальных инструментов, а также барабанов и других ударных, представлены в числе прочих большой предшественник сегодняшнего ситара и несколько очень старых табл. Поблизости располагается группа деревянных дверей и оконных рам из Четтинада, региона рядом с Мадураем, украшенных изысканными резными цветочными и геометрическими орнаментами, очень похожими на те, которые можно видеть в гуджаратских havelis.

Подлинным сокровищем музея, однако, является его современная, хорошо освещенная галерея слева от главного здания, в которой содержится самая полная и впечатляющая в мире коллекция Чолской бронзы . В центре стоят большие статуи Шивы, Вишну и Парвати, а по бокам, в стеклянных витринах расположились более маленькие статуэтки, в том числе несколько изображений Шивы в образе Натараджи, Бога Танца, окруженного кольцом огня и балансирующего руками и ногами, его голова вызывающе оброшена назад. Одной из самых красивых статуэток является Ардханаришвара, гермафродитная форма Шивы (соединившаяся с Шакти в превосходстве двойственности); левая сторона тела женская, а правая - мужская, интимность деталей поразительна. Округлая грудь, изящная рука и стройная ступня в украшениях противостоят более грубым мускулистым конечностям и туловищу, а мужскую сторону головы венчает масса спутанных волос и змей.

В детском музее демострируются принципы электричества и ирригационных систем посредством разнообразных мнугофункциональных моделей, а в великолепной индо-сарацинской художественной галерее представлены старые британские портреты таких фигур как Клайв и Гастингс, плюс Раджпутские и моголские миниатюры и небольшая выставка резьбы по слоновой кости.

Пресвитерианская церковь Святого Андрея

Сразу на северо-восток от Эгморской станции, у Periyar EVR Road, расположена Пресвитерианская церковь Святого Андрея, освященная в 1821 г., которая представляет собой прекрасный пример георгианской архитектуры. Построенная по образцу лондонской церкви Святого Мартина-в-Полях (St Martin-in-the-Fields), она является одной из всего лишь трех церквей в Индии с расположенными по кругу местами (circular seating plan) под огромным куполом, покрашенным в голубой цвет с золотыми звездами, который поддерживает ряд коринфских колонн. Мраморные мемориальные доски, развешанные по стенам церкви, помогают понять, какого рода люди покидали Британию для того чтобы трудится во имя империи и христианства. На плоскую крышу, окружающую купол, ведет лестница, оттуда можно подняться еще выше на колокольню и пройти мимо массивного колокола на крошечный балкончик, с которого открываются прекрасные виды города.

Марина

Один из самых длинных в мире городских пляжей - Марина (Камарадж Салай) - протянулся на 5 км от гавани в юго-восточном углу Джордж Тауна до собора Сан Томе. Преобразование Ченнайского “довольно унылого пляжа” в Марину, стилизованную согласно “старым сицилийским воспоминаниям”, которая функционировала бы в качестве “легкого” города, было задумано Монтстюартом Элфинстоуном Грант-Даффом (Mountstuart Elphinstone Grant-Duff) (губернатором 1881 - 86 гг.), который по другим делам снискал себе репутацию “слабого и болезненного”, а также “неудачника”. За долгие годы появилось множество зданий, некоторые из которых уж точно никак не могли фигурировать в воспоминаниях о Сицилии, и среди них современные сюрреалистические мемориалы главным политическим героям и борцам за свободу Тамил Наду.

Сегодня сам пляж представляет собой приветливую полосу с праздными гребцами, выбравшимися на пикник компаниями и всадниками верхом на пони; и каждый день во второй половине дня вокруг пляжного рынка собираются толпы. Однако, пляж сильно страдает оттого, что находится совсем немножко вниз по течению от порта, который изрыгает мусор и зловонные миазмы, а также оттого, что представляет собой местный общественный туалет в тех частях, где работают рыбаки. В северном конце пляжа находится MG Ramachandran Samadhi, куда собираются толпы туристов, чтобы засвидетельствовать свое уважение на алтаре самого прославленного в штате киноактера и главного министра “MGR”. Сразу на юге расположено одно из старейших городских университетских зданий: Дом Сената (1879 г.), спроектированное с неожиданными элементами византийского стиля Робертом Феллоузом Чишольмом (Robert Fellowes Chisholm) (1840 - 1915 гг.). Он был одним из британских лидеров в создании индо-сарацинского гибридного стиля, соединившего в себе индуистские, джайнские и мусульманские черты, вместе с крепкой викторианской британской кирпичной кладкой.

Если двигаться на юг, мимо индо-сарацинского Окружного Колледжа (1865 - 71 гг.), среди сдержанных викторианских университетских зданий стоитКолледж Подготовки Учителей Леди Виллингдон. Рядом расположено общежитие колледжа - огромная глыба с полукруглым фасадом, покрашенная в белый и желтый цвета, которая была раньше Мадрасским складом Ледяной Компании Тюдор (Tudor Ice Company). С 1840 по 1870 г. на быстроходных клипперах сюда с северо-востока США импортировали лед, обложенный, чтобы предохранять от таяния, сосновыми опилками, и вытаскивали его здесь на берег, чтобы затем продавать из этого здания, известного в то время и долгие годы спустя как Дом Льда.В период расцвета этой торговли, каждый год импортировались 150 000 тонн льда, но этому бизнесу пришел конец, когда в 1874 г. компания-конкурент открыла в городе паровую фабрику изготовления льда. Другим поводом к славе Дома Льда является тот факт, что здесь проходило открытие движения Рамакришна в южной Индии, после того, как Свами Вивекананда жил здесь в течение девяти дней вслед за своим возвращением из Европы в 1897 г.

Милапор

Милапор, расположенный к югу от Марины (куда можно доехать на автобусах № 4, № 5, или № 21 от здания LIC на Anna Salai), еще задолго до пявления Мадраса являлся крупным поселением; греческий географ Птолемей упоминал о нем во втором веке нашей эры как о процветающем порте. Во время Паллавского периода (с пятого по девятый века) он был только вторым после Мамаллапурама .

Важная остановка - вместе с Малой Горой (Little Mount) и Горой Святого Фомы - на пути паломнического маршрута по местам Святого Фомы - Собор Сан Томе (ежедневно с 6.00 до 20.00), расположенный рядом с морем в южном конце Марины, отмечает восточную границу Милапора. Хотя современное нео-готическое здание датируется 1896 г., Сан Томе стоит на месте двух более ранних церквей (первая вероятно была воздвигнута несторианскими христианами из Персии в десятом веке), построенных над гробницей Святого Фомы; его мощи содержатся внутри. Позади церкви находится маленький музей (пон - суб с 10.00 до 17.00), в котором хранятся камни с надписями на тамильском языке и санскрите (двенадцатый век, Чола), а также раннем португальском, и карта Индии, датируемая 1519 г.

Большой храм Капалишвара расположен на расстоянии менее 1 км на запад от собора Сан Томе. Его воспевали еще тамильские поэты-святые седьмого столетия, но современное сооружение, посвященное Шиве, вероятно, датируется шестнадцатым веком. До этого храм предположительно стоял на берегу; из-за эрозии под воздействием моря, или разрушения португальцами, он был построен заново в глубине суши. Огромная (40 м) гопура, возвышающаяся над главным восточным входом, украшенная лепными фигурами, была добавлена в 1906 г. Во внутреннем дворе разбросано несколько оживленных святилищ, где священники раздают благословения как верующим, так и неиндусам, там растет также старое дерево с маленьким алтарем супруги Шивы - Парвати, где она показана в виде самки павлина (mayil), поклоняющейся лингаму. Это изображение посвящено легенде, согласно которой ее на мгновение отвлек от ее Господина чарующий танец павлина. Шива, разозленный этим нарушением супружесткого долга, проклял ее и она тут же превратилась в павлина. Чтобы искупить свое прегрешение, Парвати отправилось в место под названием Капалинагар и предалась суровому аскетизму.

Немножко дальше на запад, прежде чем вы выйдете на TTK Road, на Luz Church Road находится Церковь Луз, которая считается самой старой в Ченнае, она была построена португальцами в шестнадцатом веке. Основание церкви связано с чудом; однажды португальским морякам, у которых были какие-то проблемы в море, указал путь к земле и безопасности огонек, который, когда они пытались определить его источник, исчез. Там, где огонек их покинул, была воздвигнута церковь, посвященная Святой Деве Света.

Пещеры Малой Горы

Говорят, Святой Фома нашел убежище от преследований в Пещерах Малой Горы, расположенных в 8 км на юг от центра города (автобус № 18А, № 18В, или № 52С от Anna Salai), которые сейчас находятся в 200 м от дороги между Мостом Мараймалай Адигал и Резиденцией губернатора Тамил Наду. Вход в пещеры расположен возле степенек, ведущих к статуе Святой Девы Хорошего Здоровья. Внутри, рядом с маленьким естественным окошком в скале, находятся следы, которые считаются отпечатками рук Святого Фомы, оставшиеся там, когда он бежал отсюда сквозь этот крошечное отверстие.

За новой круглой церковью Святой Девы Хорошего Здоровья, рядом с ярко раскрашенными копиями Пиеты (Плача Богоматери) и Гроба Господня, находится естественный источник. Предание гласит, что он был образован, кода Фома ударил по скале, чтобы толпы народа, которые собрались послушать его проповедь, могли утолить свою жажду; здесь же продается и святая вода из него.

Гора Святого Фомы

Согласно легенде, Святой Фома был пронзен насмерть копьем (или поражен нечаянной стрелй охотника), когда он молился перед каменным крестом на Горе Святого Фомы, расположенной в 11 км к югу от центра города, рядом с аэропортом (садитесь на пригородный поезд до железнодорожной станции Гинди (Guindy) и пройдите оттуда пешком). До Церкви Святой Девы Надежды (Our Lady of Expectation) (1523 г.) можно дойти по 134 гранитным ступенькам, вдоль которых через определенные интервалы установлено четырнадцать крестов. Наверху над лестницей растет огромный баньян, который дает тень верующим, которые приходят сюда поститься, молиться и петь. Внутри церкви стоит крест Святого Фомы, который, говорят, кровоточил в 1558 г.; над алтарем, который отмечает место смерти Апостола, висит картина с изображением Мадонны с Младенцем, которую приписывают кисти Святого Луки. Поблизости стоит лоток с сувенирами, а прохладительные напитки имеются в соседнем Монастыре Святого Апостола.

Штаб Теософского Общества

Теософское Общество было учреждено в Нью-Йорке в 1875 г. ветераном Американской Гражданской Войны полковником Генри С. Олкоттом (Henry S. Olcott), неудавшимся фермером и журналистом, и эксцентричной русской аристократкой Еленой Петровной Блаватской, которая претендовала на владение оккультной мощью и телепатические связи с “Махатмами” в Тибете. Основанное на фундаментальной вере в равенство и истинность всех религий, общество в действительности пропагандировало современную форму индуизма, восхваляя все индийское и сторонясь христианских миссионеров. Не стоит и говорить, что его основателей приветствовались с большим энтузиазмом, когда в 1882 г. они перенесли свою деятельность в Мадрас, устроив свой штаб рядом с пляжем Эллиота в Адьяре (автобусы № 5, № 5С, или № 23С от Джордж Тауна/Анны Салай). Даже после того, как было доказано, что психическая сила мадам Блаватской была мнимой, общество продолжало привлекать индусов и западных приезжих, а его здания стоят и поныне, давая приют нескольким святилищам и прекрасной библиотеке (пон - суб с 8.30 до 10.00 и с 14.00 до 16.00) с книгами по религии и философии. Эта коллекция, заложенная Олкоттом в 1886 г., включает 165 000 томов и почти 200 000 рукописей на пальмовых листах со всего мира. В выставочном зале на первом этаже выборочно представлена ее часть. Сюда входят 800-летние свитковые изображения Будды; трактат семнадцатого века из Лонода, посвященный бальзамированию тел; редкие тибетские ксилографии, написанные на бумаги из древесной коры; изумительно освещенные Кораны; гигантская копия Библии (Biblia) Мартина Лютера, отпечетанная в Нюрнберге триста лет назад; а также Библия на семи языках размером с ноготь большого пальца руки.

270 акров лесов и садов, окружающих территорию общества, представляют собой тихое и безмятежное место, где можно посидеть и придти в себя после шума и жары городских улиц. Посреди территории стоит огромный 400-летний баньян, который, говорят, является вторым в мире по величине, он может дать тень одновременно трем тысячам человек. Дж. Кришнамурти (J. Krishnamurthi) и Мария Монтессори (Maria Montessori) оба устраивали беседы под густым переплетением его колоннообразных корневых стволов, рост которых теософы рассматривают как символ распространения самого общества.

Фабрика Энфилд

Самый стильный мотоцикл индийского производства - Enfield Bullet - изготовляют на заводе на окраине Ченная, в 18 км на север от Анны Салай (автобус № 1 от здания LIC Building, или Parry’s Corner). С элегентным баком в форме слезинки и громадным одноцилиндровым двигателем объемом в 350 куб. см., Буллет стал современной классической моделью - несмотря на предрасположенность к протеканию масла и поломкам. Любителям мотоциклов определенно стоит преодолеть длинный путь через весь город, чтобы посмотреть завод, который представляет собой настолько же характерное место, как и машины, которые он выпускает. Об экскурсиях с гидами, которые продолжаются примерно девяносто минут и ничего не стоят (пон - пят с 9.30 до 17.30; тел. 044/543 3000), следует договариваться заранее, позвонив генеральному менеджеру по маркетингу Энфилда, г-ну К. Муралидхарану (K. Muralidharan). Вы можете сделать это сами, или через Туристический Офис правительства Индии на Анна Салай.

Северо-восток

Столкнувшись с жестоким зноем и загрязненностью воздуха Ченная, большинство приезжих спешат покинуть его как можно скорей, отправляясь по Коромандельскому побережью в индийскую столицу резьбы по дереву - Мамаллапурам, в число древних памятников которого входят знаменитый Береговой Храм (Shore Temple) и ряд необычайных образцов скальной скульптуры. По пути весьма стоит сойти с автобуса у Дакшина Читра - нового народного музея в 30 км на юг от Ченная, в котором собраны прекрасно реконструированные традиционные постройки со всей южной Индии. Далее в глубь суши расположенКанчипурам - важный паломнический центр и город, где ткут сари, откуда можно сделать петлю на юго-запад до Тируваннамалая (Tiruvannamalai), чудесного колоритного городка, приткнувшегося у подножия священной горы - Аруначалы. На полпути отсюда до побережья раскинулись руины Гинги (Gingee), где можно позавтракать круассанами и кофе эспрессо в бывшей французской колонии Пондичерри. Немного на север находится Ауровиль - утопическое поселение, основанное последователями духовной преемницы Шри Ауробиндо Гхоуза (Sri Aurobindo Ghose) - Матери (The Mother), которое представляет собой пристанище New-Age для западных гостей, приезжающих в поисках души, и источник доходов для местных жителей.

И Мамаллапурам и Пондичерри связывают с Ченнаем устарашающе быстрые автобусы, которые ходят вдоль новой прибрежной автострады с ровным гладким покрытием, ее строительство было недавно завершено благодаря финансированию Мирового Банка. Старайтесь по возможности пользоваться государственными автобусами, они гораздо безопаснее частных. Можно также доехать в Пондичерри на поезде, но при этом нужно делать пересадку в узловом городке Виллупураме, откуда поезда идут медленно и сравнительно редко.