Мой город Москва

Джайсалмер

Общие сведения

В самом западном отдаленном уголке Раджастана, на приличном расстоянии в 100 км от ближайшего соседнего города Покаран - печально знаменитого своей близостью к индийскому испытательному полигону ядерного оружия - расположен Джайсалмер - настоящий город в пустыне, желтые песчаниковые крепостные стены которого возвышаются над засушливым Таром подобно видению из сказок Шахерезады. Отталкиваемые сообщениями о буйном росте коммерциализации, многие путешественники так никогда и не заезжают в эту даль, но несмотря на все свои сувенирные лавки, гостиничных зазывал и большие туристические группы, город остается одним из наиболее чарующих уголков Индии. Деревенские жители из окрестных селений, одетые в ослепительные красные и оранжевые odinis или необъятные тюрбаны, на базарах по-прежнему превосходят по числу иностранцев, а изумительная архитектура городских зданий из песчаника ни похожа ни на что другое в Индии. Если вы посмотрите на запад на закате, когда дворец, 99 бастионов и изящные скульптурные башни храмов цитадели пронизаны медовым светом, вы поймете, почему Джайсалмер стали называть “Золотым Городом”.

Клан Равал Джайсала Бхатти (Rawal Jaisal of the Bhatti) основал город в 1156 г. в качестве замены своей менее защищенной столице в ближней Лодувре, в 16 км на запад. Отшельник-брамин рассказал ему, что некогда сюда приходили Бог Кришна и Арджуна и произнесли пророчество, что однажды один правитель построит форт вдоль хребта, известного в то время под названием Трикута, “Холм с Тремя Вершинами”. С соседними Раджпутскими государствами Джодхпуром и Биканером постоянно велись войны; пока наконец в 1294 г. Джайсалмер не атаковали и не покорили мусульманские завоеватели, что привело к крупномасштабному джохару (добровольной смерти от меча и огня), который совершили воины и их женщины. В четырнадцатом веке Раджпуты Бхатти снова вернули себе город, но спровоцировали второе разграбление, когда бросили вызов мусульманам Аджмера. Затем отношения с мусульманами улучшились и в 1570 г. правитель Джайсалмера женился на одной из дочерей Акбара. С семнадцатого столетия город процветал в качестве рыночного центра для торговцев, путешествующих по сухопутным маршрутам между Индией и Центральной Азией; величественные купеческие havelis служат свидетельством тех времен. Однако, с выдвижением Бомбея и Сурата в качестве крупных портов, сухопутная торговля сократилась, то же произошло и с богатствами Джайсалмера. Финансовые проблемы усугубили грабительские налоги, которыми обложил купцов в девятнадцатом веке особенно алчный премьер-министр Салим Сингх Мехта. В результате многие богатейшие джайнские семьи покинули город, а княжеской семье, которая была в долгу у семьи Мехта, не хватало фондов, чтобы модернизировать Джайсалмер и остановить его упадок. Смертельный удар нанесло городу Разделение, когда жизненно важный для него торговый путь перерезала новая, высоко чувствительная пакистанская граница.

Местоположение Джайсалмера, однако, придало ему новую стратегическую значимость во время индо-пакистанских войн 1965 и 1971 гг. и в настоящее время он является крупным военным аванпостом, а вертолеты и реактивные самолеты с ревом проносятся над городскими укреплениями через регулярные интервалы в течение всего дня. Другим важным источником дохода области является, конечно, туризм. На протяжении 1990-х гг. количества приезжих резко возросли, отчасти в результате того, что военно-воздушная база уступила место гражданскому транспорту (что сделало Джайсалмер доступным для комплексных туристических групп, следующих по маршруту “золотого Треугольника” Дели - Агра -Джайпур), а отчасти благодаря блестящей репутации, которую Джайсалмер приобрел за предшествующие два десятилетия в качестве излюбленного места отдыха туристов с ограниченными средствами. Война рекламных щитов, которая набирала витки на фоне растущего бума верблюжьих сафари и гостиничного бизнеса, преобразила Джайсалмер до неузнаваемости. Чтобы ощутить атмосферу заброшенности и спокойствия, которая некогда была характерна для города, вам придется отправиться в глубь пустыни на верблюде.

Город

Затеряться в узеньких извилистых улочках Джайсалмера легко и одновременно приятно, хотя город настолько мал, что найти знакомую веху всегда можно довольно быстро. Главные улицы проходят вокруг подножия форта от центральной рыночной площади - Гопа Чоук, на восток к Водоему Гади Сагар и на запад к Ганди Чоук. Внутри форта улочки еще уже, но ориентироваться просто: идите на запад от главного чоука и Дворца Махаравала (Maharawal’s Palace)до джайнских храмов и отелей, приютившихся внутри крепости. По пути будьте готовы к тому, что ваше продвижение регулярно будут блокировать неизбежные Джайсалмерские бродячие коровы, некоторые из которых почти такие же широкие, как и сами улочки. И наконец, чтобы насладиться самыми лучшими видами, ступайте к возвышающейся над городом “Сансет Пойнт” (“Точке Наблюдения Заката”) к северу от главной базарной зоны. Как и подразумевает название этого дальнего западного конца хребта Трикута, открывающаяся отсюда панорама наиболее впечатляюща в момент заката. В качестве альтернативы, попробуйте пойти на крышу гостиницы Paradise Hotel, откуда можно наблюдать как солнце скользит над пустынным горизонтом в сопровождении живой народной музыки.

Джайсалмерский Форт

Каждая частичка Джайсалмерского форта, от внешних стен до дворца, храмов и домов внутри него, сделана из мягкого желтого песчаника юрского периода. Узкие извилистые улицы украшают резные песчаниковые фасады, а с бочкообразных бастионов, на некоторых их которых до сих пор сохранились пушки, можно видеть толстые стены, которые спускаются почти на 100 м вниз к городу. Внутри форта живут две тысячи человек; семьдесят процентов из них являются браминами, а остальные принадлежат в основном к Раджпутской касте.

Мощеная дорога, вдоль которой стоят четверо огромных ворот, извиваясь ведет вверх к форту, эти ворота были построены в 1156 г., когда был основан город. У вторых ворот стоит “колодец смерти”, в который сбрасывали на верную погибель предателей и преступников. Четвертые ворота ведут к Главному Чоуку, который в наши дни превращается в живую массу цвета во время различных празднований, но где некогда собирали войска, устраивали свадьбы, приносили в жертву лошадей (arsha puja) и совершали ужасный ритуал джохар, когда женщины и их дети предпочитали смерть бесчестью после того, как их мужья уходили на поле битвы. Над чоуком возвышается старый дворец Махаравала (ежедневно с 10.00 до 15.00), чей пятиэтажный фасад с балконами и окнами является одним из прекраснейших в Джайсалмере примеров красивой каменной кладки, а интерьер покрашен и отделан плиткой в типично раджастанском стиле. Монарх обращался к своим войскам и оглашал приказы с большого разукрашенного мраморного трона слева от входа во дворец.

Хотя в форте находятся храмы, посвященные Сурии, Лакшми, Ганешу, Вишну и Шиве, ни один из них не столь впечатляющ как джайнские храмы(ежедневно с 7.00 до полудня; вход бесплатный, фотосъемка - 25 рупий, видеосъемка - 50 рупий; обычные ограничения на кожу и при менструации), построенные между двенадцатым и пятнадцатым веками из того же юрского песчаника, с желтыми и белыми мраморными святилищами. Стены, потолки и колонны украшены изумительной скульптурой, а небольшие коридоры и лестницы соединяют храмы между собой. В склепе под храмом Самбхавнатха, в Гиан Бхандаре (Gyan Bhandar) (ежедневно с 10.00 до 11.00) находятся джайнские рукописи, картины и астрологические диаграммы, датируемые одиннадцатым веком, среди них имеется копия Oghaniryaktivritti Дроначарии (Dronacharya) (1060 г.). Она была спасена от мусульманских фанатиков в 1443 г., вместе с большей частью содержимого библиотеки.

Хавели

Улицы Джайсалмера окаймлены многочисленными светло-медовыми фасадами, покрытыми решетчатой резьбой и цветочным орнаментом, но настоящими шедеврами города являются его особняки. Все эти экстравагантные особняки, состоящие из трех или более этажей вокруг центрального внутреннего двора, были построены богатыми купцами в восемнадцатом или девятнадцатом веках. Работы по камню выполняли silavats - община каменщиков, ответственных за наибольшую часть уникальной скульптуры Джайсалмера.

Большой Патвон-ки-Хавели (ежедневно с 10.00 до 17.00; 10 рупий), расположенный недалеко от гостиницы Narayan Niwas на севере города, строился более пятидесяти лет Патванскими (Patwa) купцами, торговавшими парчой и опиумом. Пять отдельных покоев с отдельными входами, обращенные к узенькой улице, связаны между собой изнутри, у всех имеются плоские крыши, откуда открываются прекрасные виды. В некоторых комнатах сохранились следы стильной настенной росписи. Самой поразительной чертой здания, однако, являются богато украшенные резьбой jarokhas, или выступающие балконы. Чтобы их лучше можно было разглядеть с улицы, Индира Ганди после своего визита сюда приказала разрушить одно из более современных зданий напротив (его владельцы получили компенсацию).

Маленький haveli Салим Сингха является единственным в Джайсалмере благоприятным воспоминанием о тираническом Салим Снгхе Мохта, который стал премьер-министром в 1800 г. , после того как его отец был убит за то, что публично бросил вызов Раджпутскому князю и потребовал вернуть долг. Похоже, что с раннего возраста Салим был решительно настроен отомстить за это преступление, он разорял Джайсалмерских граждан посредством непомерных налогов и вымогательств и требовал выкупа у княжеской семьи, подняв процентные ставки по их огромным займам. В конце концов его заколол разъяренный Раджпут, а его жена позаботилась о том, чтобы рана не зажила, отравив ее ядом. Их любопытный семейный дом венчают маленькие голубоватые купола; верхний его этаж, обнесенный выступающим балконом, лучше всего рассматривать с крыши ресторана Natraj. В доме все еще живут, но вы можете войти внутрь. По дороге к Малка Поул вы проходите мимо декоративного фасада Натхмалджи-ки-Хавели конца девятнадцатого века, также построенного для премьер-министра Джайсалмера. Посетители внутрь не допускаются, поэтому вы не сможете увидеть искусную роспись на внутренних стенах.

Водоем Гади Сагар и Музей Фольклора

К югу от города, за внушительными трехстворчатыми воротами, расположен Водоем Гади Сагар, построенный в 1367 г., который некогда являлся единственным Джайсалмерским источником воды. Его северный и восточный берега окаймляют гхаты и храмы, чьи кирпичи из песчаника отливают в вечернем свете теплым, глубоким цветом охры. В марте это тихое место становится центром празднества Гангаур, когда женщины бросают в озеро цветы и молятся о хорошем муже, а Махаравал возглавляет процессию с помпой и великолепием, нисколько не изменившимися за многие поколения.

В чудесном маленьком Музее Фольклора рядом с главными воротами водоема (ежедневно с 8.00 до 19.00; 10 рупий) представлено несколько интересных выставок народного искусства, большинство из которых носят религиозный характер. Деревянные статуи Кришны и Радхи в местном стиле, музыкальные инструменты, картины и передвижные храмы (kavad) - все это из личной коллекции влдельца музея, который, возможно, окажется поблизости и будет рад потолковать о них. Вы найдете почти такую же подборку местных редкостей в Музее Культуры Пустыни (ежедневно с 8.00 до 19.00; 10 рупий), открытом той же семьей на большей территории рядом с туристическим офисом на главной дороге.

Окрестности Джайсалмера

Среди песчаных, пустынных земель вокруг Джайсалмера расположено несколько неожиданных монументов, датируемых Раджпутской эрой, когда эту область пересекали оживленные караванные пути. По пыльным дорогам изредка ходят автобусы и можно арендовать джип через RTDC, который также предлагает недорогие однодневные экскурсии к главным достопримечательностям, но лучше всего посещать эти места и осматривать деревни и покинутые города, к которым нельзя приблизиться по дороге, во время похода на верблюде . Будучи близко расположенной к пакистанской границе, область к западу от магистрали NH-15 является зоной ограниченного доступа. Туристам разрешается посещать Амар Сагар, Сам, Бада Багх, Лодувру, парк окаменелостей Акал, Кхури, Рампунду и Кульдеру без специального разрешения, но если вы хотите отправиться куда-либо за пределы этих мест, вам следует обратиться в Офис Районного Магистрата, расположенный сразу к западу от частной автобусной стоянки в Джайсалмере (пон - пят и иногда суб с 10.00 до 17.00). Однако, если вы участвуете в одном из немногих походов на верблюдах в те места, где это необходимо, организаторы обычно сами получают для вас разрешение.