Мой город Москва

Аджмер

Общие сведения

Если направиться на запад от Джайпура, или на север от Читтора и Бунди, плоские, засушливые просторы Дхундарских (Dhundar) равнин резко прерываются холмами Аравалли, протянувшимися в виде голого бурого хребта к Маунт Абу и гуджаратской границе. В течений многих веков бывший важным центром для миллионов паломников, круто выступающий отрог, известный здесь под названием Наг Пахар (Змеиная Гора), образует соответствующий эпический фон для АДЖМЕРА, известного по всей Индии как бывшее место проживания суфийского святого Кхваджи Муин-уд-дин Чишти (Khawaja Muin-ud-din Chishti), основателя Чиштийского (Chishtiya) ордена. Он умер здесь в 1236 г., в то время, когда Аджмер находился под властью мусльман, после того, как в 1191 г. силы ужасного Махмуда Гхазни и Мухаммада Гхорского (Muhammad of Ghor) успешно провели осаду некогда мощного оплота Раджпутских Чауханов. И по сей день гробница Чишти, или Даргах, остается одним из самых святых в стране мусульманских алтарей, привлекающим потоки паломников и дервишей (существует поверье, что семь посещений этого места эквивалентны одному паломничеству в Мекку), особенно во время Мухаррама и Ид, а также в годовщину рождения Чишти, или в период Урс Мелы в октябре/ноябре. Для индусов и иностранных путешественников, однако, Аджмер важен главным образом как место высадки при поездке в Пушкар, который расположен за холмами и до которого можно доехать за двадцать минут на автобусе.

Хотя пыльные главные улицы Аджмера задыхаются от транспорта, узенькие улочки базаров и жилых кварталов вокруг Даргаха сохраняют почти средневековую атмосферу, с рядами лотков, торгующих лепестками роз и магазинов, где продаются циновки для молитв, четки и отрезы зеленой шелковой ткани с золотыми краями для подношений. Изящно изогнутые моголские ворота, некоторые из которых сохранили фрагменты мозаики из синей и зеленой глазурованной плитки, стоят у главных входов в старый город с его выбеленными минаретами и куполами мечетей, над которыми возвышаются осыпающиеся зубцы и амбразуры того, что на протяжении столетий являлось одной из наиболее стратегически важных крепостей Индии - могучего Тарагарха.

Даргах Кваджа-уд-дин Чишти

Глубоко почитаемый суфиец Кхваджа Муин-уд-дин Чишти, который скончался в Аджмере в 1236 г., был похоронен в маленькой кирпичной гробнице, которая сегодня поглощена большим мраморным комплексом, известным как Даргах, к которому можно подойти через базары, протянувшиеся к северу от Station Road и к западу от Ворот Дели. Основанный в тринадцатом веке султаном Илтутмишем из рабской династии и завершенный в шестнадцатом веке при моголском императоре Гамаюне (Humayun), Даргах вмещает сооружения, воздвигнутые многими мусульманскими правителями. Но только при императорском покровительстве трех великих моголов (Mughals) - Шах Джахана, Джахангира и, что важнее всего, Акбара, который посещал святилище по разным случаям и даже дважды шел сюда пешком из Агры - гробница стала самым важным в Индии мусульманским святилищем.

Если вы войдете в Даргах через массивные сине-белые ворота Буланд Дарваза, подаренные Низамом Хайдерабадским, вас вполне вероятно остановят сурового вида молодые люди в высоких черных шапках, которые будут говорить, что они “официальные гиды”. На самом деле, это khadims, наследственные священники, происходящие от ученика Кхваджа Сахиба по имени Кхваджа Факхрудин, которые действуют практически так же, как и индуистские pujaris, проводя паломников через ряд ритуалов в священных пределах в обмен на пожертвования. Несмотря на их уверения в обратном, их услуги не обязательны, хотя, может быть, вы захотите нанять одного из них, чтобы он показал внутри все, что имеет религиозное или историческое значение.

Первыми такими предметами являются огромные котлы, называемые degs, покоящиеся на приподнятых платформах справа от ворот. Продолжая традацию оказания помощи нуждающимся, которая была столь важна для святого, приходящие паломники бросают в них деньги, которые позднее делят между бедняками. Эти два котла являются также центром необыкновенного ритуала во время Урс Мелы, когда в них готовят огромное количество каши из риса, сахара, кокоса, ячменя, миндаля и чечевицы, оплачиваемой богатыми покровителями. Когда она готова, начинается безумная суматоха, верующие, одетые в защищающие от жара пластиковые мешки, ныряют головой вниз в кипящие degs, чтобы наполнить свои ведра кашей, считающейся tabarruk (эквивалентом индуистского прасада, или христианских “освященных продуктов”). Лучшим местом, откуда можно наблюдать это зрелище, является платформа над аркой главного входа, на которой обычно можно получить место, сунув чаевые одному из khadims.

Справа от degs стоит мраморная мечеть, подаренная Акбаром, а слева находится зал для собраний для бездомных. В число других второстепенных святилищ на территории Даргаха входят алтари Кхваджа Сахиба и дочерей Шах Джехана, нескольких генералов и губернаторов, а также компаньонов святого из Афганистана. Ищите также маленькую белую мраморную гробницу в восточной части комплекса, увековечивающую память знаменитого bhishti, или водоноса, который спас жизнь Гамаюна, когда он чуть не утонул в Ганге после поражения афганским вождем Шер Шахом в 1590 г. Чтобы отблагодарить водоноса за то, что тот своевременно одолжил ему свой надутый бурдюк для воды, Гамаюн приказал, чтобы его посадили на день на моголский (Mughal) трон. К великому ужасу его министров, говорят, были даже сделаны кожаные монеты, чтобы отметить это событие. Первоначально гробница bhishti была покрыта драгоценными камнями, но Аурангзеб удалил их после того, как принял эту могилу за гробницу самого святого.

В наши дни невозможно пропустить место последнего упокоения Кхваджа Сахиба. Окруженную серебряными перилами усыпальницу, расположенную рядом с величественной мечетью Шах Джехана, венчает большой позолоченный купол. Верующие проходят мимо вереницей со сверкающими chadars, расшитыми золотом шелковыми покрывалами для могилы святого, которые несут на голове в плоских, круглых корзинках, уложив поверх розовых лепестков. Посетителей бдительные khadmis просят сделать пожертвование, благославляют, слегка обмахивают павлиньими перьями и позволяют прикоснуться к ткани, покрывающей гробницу. Непрерывное бормотание молитв, пьянящий аромат розового масла, возвышенная музыка gawwali, исполняемая перед святилищем (начиная с момента за час или около того до заката и до 21.00), точно так же как было на протяжении семисот лет, создают незабываемую атмосферу.

Исламские памятники

Часто пропускаемая приезжими Адхай-дин-ка-Джхонпра (Adhai-din-ka-Jhonpra), или “двух-с-половиной-дневная мечеть”, расположенная в 400 м на север от Даргаха, является самым старым сохранившимся в городе памятником и, безусловно, одним из прекраснейших образцов средневековой архитектуры Раджастана. Первоначально построенная в качестве индуистского колледжа первым Чоханским (Chohan) императором раджой Висалдевой в 1153 г., она была разрушена сорок лет спустя афганскими Гхорами (Afghan Ghors), которые позже восстановили ее. Поверье гласит, что название мечети произошло от той скорости, с которой она была построена, но на самом деле реконструкция заняла пятнадцать лет, с использованием кирпичей и прекрасных скульптурных панелей, украденных из индуистских и джайнских храмов (включая колледж Висалдевы). Мотивы до-мусульманского происхождения до сих пор можно ясно различить на колоннах и потолках. Однако, самой красивой чертой мечети является каллиграфическая надпись с цитатой из Корана, украшающая ее сводчатый фасад.

Огромное искусственное озеро, раскинувшееся к северо-западу от Аджмера подле дороги на Пушкар, известное как Ана Сагар, было создано индуистским раджой Анаджи между 1135 и 1150 гг. Длинная дамба, или bund, на его юго-западном берегу умерила течение реки, протекающей через город. Шах Джехан воздвиг на вершине этого парапета ряд восхитительных белых мраморных павильонов в качестве летних укрытий, или Baradaris, которые должны были улавливать прохладные бризы с воды. В настоящее время в прекрасном состоянии сохранились четыре из них, расположенные в тени деревьев среди декоративного сада (бывшего Даулат Багха), разбитого Джехангиром, которые выглядят красивее всего перед закатом.

Тарагарх

Выделяющийся на горном хребте высоко над городом Тарагарх в течение двух тысяч лет являлся самой важной целью захватнических армий в северо-западной Индии. Любой правитель, который успешно преодолевал его стены, возвышающиеся на кольце неприступных утесов, эффективно контролировал торговлю региона. Немногие, однако, были способны это сделать путем осады; крепость отразила даже атаку неукротимого Махмуда Гхазни в 1024 г. В настоящее время она сильно разрушена и на ее территории не сохранилось видимых следов ее до-мусульманского прошлого, но ее по-прежнему посещают большие количества паломников, которые приходят сюда отдать дань уважения дань уважеия тому, что должно быть является одним из немногих святилищ мира, посвященных налоговому инспектору, Даргаху Миран Сайид Хуссейна Кхангсавара (Dargah of Miran Sayeed Hussein Khangsawar). Придворный летописец Акбара, Абдул Фазал, пишет, что главный сборщик налогов Махмуда Гхорийского числился среди множества погибших при Раджпутском нападении 1202 г., когда - вслед за одним из редких поражений форта - все его мусульманское население было предано мечу. Сегодня внутри стен, окружающих выбеленный Даргах, в полуразрушенной деревне все еще проживают остатки мусульманской общины. Еще одной причиной, по которой стоит сюда подняться, являются превосходные виды на равнины и окрестные холмы; либо поднимитесь сюда пешком вдоль древней мощеной тропы, являющейся продолжением улочки позади Кхваджа Сахиб Даргаха, либо наймите джип от чоука на западной окраине Аджмера.