Мой город Москва

Севеграм

Общие сведения

Севеграм, образцовая “Деревня Служения” (“Village of Service”) Ганди, расположена в безмятежной сельской местности Махараштры, в 9 км от железнодорожного городка Вардха (Wardha). Махатма Ганди перебрался сюда из своего предыдущего ашрама в Сабармати в Гуджарате во время муссонных дождей 1936 г., по приглашению своего друга Сетха Джамналал Баджаджа. Расположенный прямо в центре субконтинента, недалеко от Центральной Железной Дороги, он представлял собой идеальное место для штаба национального движения ненасильственной революции (Satyagraha), сочетая в себе как изолированность, так и легкость доступа в другие части страны, что было необходимо Ганди для осуществления своей политической деятельности.

В наши дни это маленькое поселение представляет собой нечто среднее между музеем и живым центром по распространению философии Ганди. Те, кто этим интересуется, могут провести здесь пару дней, помогая на полях, посещая дискуссии и молитвенные собрания (ежедневно в 4.45 утра, 10.00 и 18.00; приходя на последнее, приносите с собой средство от комаров), а также овладевая реликтовым искусством ручного прядения. Самые старшие жители ашрама, или садхаки, представляют собой надежные источники мудрости в том, что касается слов их гуру — Гандиджи.

Ашрам

Названная по имени жены Махатмы больница Кастурбай Ганди, расположенная на углу главной улицы, была основана ашрамом, чтобы обеспечивать недорогое больничное обслуживание местным фермерским общинам. Недалеко от больницы, вниз по улочке, ведущей направо и мимо полей и фермерских земель, находится центр для посетителей (воскр - пят с 9.00 до 12.30 и с 14.00 до 17.30), где содержатся фотографии Ганди и документы, имеющие отношение к его жизни.

Главной частью ашрама является основной комплекс слева от дорожки. Его скромные сельские хижины с двухъярусными терракотовыми крышами, гладкими глиняными стенами и тенистыми внутренними двориками мало изменились с того времени, когда в последние годы борьбы за Независимость здесь жили Ганди и его ученики. Престарелые мужчины и женщины в простых одеждах из сотканного вручную хлопка сидят, скрестив ноги, на широких верандах, занимаясь прядением и распевая религиозные песни, несколько забавляя посетителей из города, которые наблюдают за ними со странной смесью уважения к памяти Махатмы и пренебрежения к тем, кто сохраняет эту традицию живой подобным образом. Первая на дорожке хижина переделана в небольшой магазинчик, где торгуют домотканными товарами (khadi) и книгами о Ганди. Поблизости стоит Ади Нивас, который был первым домом Махатмы в Севаграме. Интерьер расположенного напротив Бапу Кути — основной резиденции Ганди — сохранился точно в том виде, каким он был в 1930-х гг., с подлинной кроватью, массажным столом и теми несколькими предметами роскоши, который Ганди позволял себе иметь: в том числе знаменитой парой крошечных круглых очков, плевательницей и его любимыми тремя медными обезьянками.

В других местах комплекса расположены секретариат Махатмы, или корреспондентская комната, в которой находится телефон, установленный британцами в качестве “горячей линии” периода перед Независимостью; Ба-Кути, где жила Кастурба; Парчури Кути (Parchure Kuti) - дом исследователя санскрита Шри Парчури Шастри (преданность Махатмы этому его близкому другу, который страдал от проказы, сыграла большую роль в том, что больные этой болезнью в Индии перестали быть отверженными); и Акири Нивас, или “Последний Дом”, где Ганди жил перед тем, как покинул Севаграм в последний раз.