Мой город Москва

Пуна

Общие сведения

Пуна (Pune), второй по величине город Махараштры, лежит на высоте 598 м недалеко от Западных Гхат (известных здесь под названием холмы Сахьядри), на краю Деканских равнин в том месте, где они вытягиваются на восток. Британцы избрали Пуну в 1820 г. в качестве альтернативного штаба Бомбейского Округа, чтобы спасаться в нем от летнего зноя и муссонных наводнений столицы. Их военный городок на северо-западе города все еще используется индийской армией, сохранилось также несколько британских зданий, таких как Зал Совета (Council Hall) и Деканский Колледж.

Первые поселения на этом месте предположительно датируются двумя тысячами лет назад, когда между рекой Мулой (Mula) на северо-западе и маленькой речкой Нагзари Нала (Nagzari Nala) на востоке располагался укрепленный город Касба. Занимая стратегическое положение на торговых путях между Деканом и Аравийским морем, город процветал в период раннего индуизма. Под властью маратхов в 16 в. Пуна стала столицей и военным центром независимого штата; так продолжалось до тех пор, пока местные правители не были низложены брахманской семьей Пешва (Peshwa), которая правила Пуной в 18 в. до прибытия британцев.

С колониальных дней Пуна продолжала развиваться как крупный промышленный город и центр высшего образования. Но для большинства людей, мало знакомых с городом, он известен прежде всего как место пребывания Международной Коммуны Ошо (Osho Commune International), основанной в 1970 г. харизматическим религиозным лидером Бхагваном Раджнишем (Bhagwan Rajneesh), или Ошо (1931 - 90 гг.), чья синкретическая и для многих индийцев скандальная философия жизни привлекла тысячи последователей из Европы и Америки.

Прекрасная панорама скалистых гор Бхулешвара (Bhuleshwar) и долин, открывающаяся перед вами с вершины холма с одиноким фортом Синхагадом (Sinhagad), до которого легко можно доехать на автобусе из Пуны вознаградит вас за энергичное восхождение к колоритным руинам, вокруг которых некогда разыгрывалась драматическая осада, возглавляемая маратхским военачальником Шиваджи. К северо-востоку от Пуны находится горная станция Махабалешвар (Mahabaleshwar), куда приезжают городские жители из Мумбаи и Пуны, чтобы пожить на природе и глотнуть свежего воздуха, а также насладиться летними фруктами и длительными прогулками.

Город

Центр Пуны ограничивает на севере река Мула (Mula), а на западе река Мутха (Mutha) - обе они соединяются на северо-западе у моста Сангам, образуя Мутха-Мулу. Основная торговая зона и большая часть отелей и ресторанов сосредоточены на улицах к югу от железнодорожной станции, особенно вдоль улицы Connaught и дальше на юге - MG Road. Старая часть города Пешва, которая намного интереснее всех остальных, простирается на запад между Дворцом Шаниварвада (Shaniwarwada) и чудесным Музеем Раджи Динкар Келкара (Raja Dinkar Kelkar Museum); на этих узеньких оживленных улочках сохранились старые деревянные wadas, роскошные городские дома, а викторианский круглый Рынок Махатмы Пхуле (Mahatma Phule) всегда кипит деятельностью.

Музей Раджи Динкар Келкара

Динкар Гангадхар Келкар (1896—1990 гг.), кроме того, что он был прославленным поэтом маратхи, который публиковал свои произведения под именем Адниатвасс (Adnyatwass), проводил большую часть своей жизни путешествуя и собирая произведения искусств и ремесел со всей страны. В 1975 г. он подарил свою коллекцию правительству Махараштры с целью создания музея, посвященному памяти его сына - Раджи, который умер в возрасте 12 лет.

Размещенный в огромном особняке старого города по адресу 1378 Shukrawar Peth (автобусы № 72 или № 74 от железнодорожной станции до Рынка Махатмы Пхуле), Музей Раджи Динкар Келкара (ежедневно с 8.30 до 12.30 и с 15.00 до 18.00; 50 руп для иностранцев, 10 руп для индийцев) представляет собой чудесную смесь, когда красота и занимательность сочетается как в произведениях искусства, так и в предметах обычного обихода. В число кухонной утвари, например, входят сосуд для растительного масла из верблюжьей кожи и деревянный инструмент для изготовления лапши, которые, как и некоторые другие индийские принадлежности для приготовления пищи, такие как скребок для кокоса, требуют, чтобы работающий сидел на них верхом. Аксессуары, связанные с жвачкой пан, страстью индийцев, включают контейнеры всевозможных видов, которые только можно вообразить, изготовленные из шелка, дерева, меди и серебра; одни изображают животных или рыб, или сделаны в форме яйца и украшены изящной филигранью, другие представляют собой сверхпрочные коробки, сконструированные таким образом, чтобы выдерживать постоянное их использование. Мастерки, щипцы для орехов и ступы не менее замысловаты, а приспособления для раскалывания орехов нередко выполнены в форме любовной пары. Кроме того, в коллекции представлены музыкальные инструменты, превосходные маратхские ткани и костюмы, игрушки, домашние алтари и мебель, туалетные принадлежности, а также модель Дворца Шаниварвада.

Дворец Шаниварвада

В центре самой старой части города только внушительные высокие стены Дворца Шаниварвада (ежедневно с 8.00 до полудня и с 14.00 до 18.00; 2 рупии) пережили три пожара в 18 и 19 в. Дворец, основанный Пешванским правителем Баджрао I в 1730 г. и являвшийся главной резиденцией династии Пешва до тех пор, пока в 1817 г. сюда не прибыли британцы, сегодня представляет мало интереса. Вход во дворец через Делийские ворота на севере - одни из пяти ворот по периметру стены, их огромные тиковые двери снабжены ужасными противослоновыми шипами. Внутри, на выцветших фресках изображены Ганапати, Вишну и сцены из Рамаяны. Придворные музыканты некогда играли на верхних балкончиках на барабанах и духовых двойных свирелях shehnais, эта практика снова возобновляется трижды в году: 26 января — в День Республики, 1 мая — в День Рабочих Махараштры и 15 августа — в День Независимости. Интерьер дворца в настоящее время зарос травой, а семиэтажного прежнего здания не существует. Только один из гидов, который обычно бывает на месте после полудня, говорит по-английски. До дворца от остановки в 2 км на юго-запад от железнодорожной станции ходит автобус № 3.

Пещера Панчалешвара

Пещера Панчалешвара (Panchaleshvara) расположена на западе от города, сразу на другой стороне реки Мулы, и, что довольно удивительно — в городском районе, в северной части оживленной Jungli Maharaj Road (автобусы № 4, № 16, или № 98). Высеченная в скале таким же образом, как и более сложные варианты пещер в других местах Махараштры, она датируется периодом Раштракута (8 — 9 в.). От тротуара ступеньки ведут на тропу, которая заканчивается в квадратном внутреннем дворике и помещении со статуей Нандии с круглой крышей. За ним находится сама грубо вырубленная пещера с широкими квадратными простыми колоннами. Она не закончена, в ней можно видеть многочисленные зарубки, но, похоже, ею пользовались на протяжении целой тысячи лет. Почти в любое время дня здесь можно видеть местных жителей за молитвой, или дермлющих в тени во время перерывов tiffin на второй завтрак. В центральном алтаре находится шивалингам, а с обеих сторон вспомогательных келий стоят статуи Лакшми, Ганеши, Рамы, его жены Ситы и брата Лакшманы.

Дворец Ага Кхана и мемориал Ганди

В 1942 г. Махатма Ганди, его жена Кастурба и другие ключевые фигуры движения за свободу были интернированы во Дворце Ага Кхана (ежедневно с 9.00 до 12.30 и с 13.30 до 18.00; 2 рупии), который расположен в тенистом саду, на другой стороне реки Мулы, в 5 км на северо-восток от центра (автобусы № 1, № 158 и № 156). Ага Кхан передал дворец государству в 1969 г. и сейчас в нем находится маленький музей Ганди, типичный и один из многих подобных музеев по всей Индии, с подписанными фотографиями и простыми комнатами, которые нисколько не изменились с тех пор, как их занимали борцы за свободу. Мемориал за домом посвящен Кастурбе, которая умерла во время этого заключения. В маленьком магазинчике Кхади (Khadi) торгуют тканями ручной работы и товарами, изготовленными деревенскими кооперативами.

Международная Коммуна Ошо

В Пуне, по адресу 17 Koregaon Park , в 2 км на восток от железнодорожной станции, находится штаб Международной Коммуны Ошо (Бхагван Шри Раджниш). Называя себя “высококлассным курортом со вкусом”, Коммуна празднует победу над критиками, гордо демонстрируя упоминание о себе в газете Wall Street Journal как о “духовном Диснейленде для недовольных yuppies Первого Мира”.

Получая значительный дневной доход во время пика сезона (декабрь - март) и пользуясь помощью преданных добровольцев, Коммуна преобразовала свои двадцать акров земли в волшебную площадку развлечений с кафе, плавательным бассейном, сауной и клиниками, а также магазином, в котором продаются книги, видеозаписи и аудиокассеты из огромного рекомендуемого Ошо списка. Верные Коммуне люди воздвигли здания 21 века, с кондиционерами и всеми удобствами, разбили сады, провели водопровод, насадили деревья, чтобы улучшить качество воздуха и вырастили овощи на органических удобрениях. В “Мультиверситете” Коммуны на специальных курсах преподают разнообразные техники, традиционные и «Нового Века», эти курсы в основном однодневные (1600 руп) или трехдневные (5400 руп). Можно также посетить сорокапятиминутные обеденные демонстрации или однодневные введения (500 руп), если вы хотите сначала узнать что это такое, прежде чем оплачивать полностью. Выработалась также собственный весьма обширный жаргон Ошо: здесь, например, играют не в теннис, а в Зеннис, что помогает вам “выйти за рамки привычного для вашего тела, соединить внешнее и внутреннее” в “уникальном синтезе тенниса и медитации”. Имеется также множество других курсов, от обучения примитивному крику до техник медитации и более необычных терапевтических методов.

Этот якобы экологичный мыльный пузырь придерживается строгой охранной политики: посетители, которые желают провести здесь дольше, чем позволяют обычные ежедневные экскурсии с гидом (которые проводятся в течение всего дня, спрашивайте в приемной; 10 рупий), должны предъявить две фотографии на паспорт и свидетельство об отрицательном результате теста на СПИД, сделанного не более 30 дней назад. Если у вас этого нет, но вы все же хотите остаться здесь, вам придется пройти тест на спид в клинике ашрама (125 рупий за получение результата на следующий день, 275 рупий - результат через 3 часа). Однодневные пропуска стоят 130 рупий, кроме того, вам понадобится два комплекта одежды (темно-бордовой для дневного времени и белой на вечер), которые стоят 300 рупий внутри ашрама, или 150 рупий на лотках снаружи.

Бхагван Раджниш

Прошло тридцать лет или около того с тех пор, как первый последователь был посвящен в культ Бхагван Раджниш, впоследствии переименованный в Международную Коммуну Ошо, философию, развившуюся на основе буддизма, суфизма, сексуального либерационизма, тантрических практик, дзэна, йоги, гипноза, тибетской пульсации, диско и беззастенчивого материализма. Первый Ашрам Раджниш был основан в Пуне в 1974 г. Он быстро привлек толпы западных последователей и некоторых индийцев, которые приняли новые санскритские имена и стали носить униформу из оранжевого или темно-бордового хлопка и четок с прикрепленным к ним портретом просветленного гуру, одетого в классическом стиле, с длинными белыми волосами и бородой. Это сразу определяло человека как санньясина (это слово было заимствовано из шиваитской традиции, обозначая человека, отрекшегося от мира и достигшего состояния святости).

Немногие ранние приверженцы отрицали, что значительная доля привлекательности Раджниша объясняется его новым подходом к осуществлению жизненного пути. Его отвержение христианства (“крестианства”) как жалкой подавляющей одержимости чувством вины затронуло чувствительную струнку во многих, так же как провозглашение освобождения через секс. В течение нескольких лет по всей Западной Европе, особенно в Германии и Италии, а также в Японии возникали ашрамы-сателлиты. Раджниш уверял своих последователей, что материального комфорта не следует избегать, и зарабатывать деньги, по крайней мере если это делает ашрам, совсем не плохо. Согласно оценкам, к 1980 г. уже 200000 приверженцев культа стремились к освобождению в 600 центрах медитации в 80 странах.

Чтобы защититься от загрязнения окружающей среды, ядерной войны и вируса СПИДа, организация вкладывала деньги и немалую энергию в осуществление утопического проекта - Раджнишпурама - на 64 000 акров сельскохозяйственных земель в Орегоне, США. Именно на этом этапе бульварные газеты и телевизионные документалисты действительно заинтересовались Раджнишем, который в то время уже являлся мультимиллионером. Его пристрастие к автомобилям марки «Роллс-Ройс» стало большой сенсацией — у него их было 90, хотя водить он не умел. Озадаченные зрители наблюдали за толпами колотящих в экстазе в тамбурины последователей, выстраивающихся вдоль Главной Улицы Раджнишпурама, чтобы отдать дань уважения своему гуру, который одарял их блаженными улыбками, с шиком проносясь мимо.

Через внедренных в ашрам агентов просачивались рассказы о странных практиках в Раджнишпураме и вскоре его женщины-администраторы, наделенные значительной властью, привлекли внимание полиции. Обвинения в уклонении от уплаты налогов, употреблении наркотиков, подлогах, поджогах и заговоре с целью отравления нескольких человек в соседнем городке, чтобы повлиять на результаты местных выборов, стали сенсацией. Хотя Раджниш утверждал, что ничего об этом не знал, его признали виновным в нарушении иммиграционных законов США и в 1985 г. депортировали. После многочисленных попыток снова осесть в 21 стране, страдая от осложнений в странах Ближнего и Среднего Востока, пристрастившийся к валиуму (диазепаму) Раджниш возвратился домой в Пуну, где и скончался в 1990 г. в возрасте 59 лет.

С тех пор ашрам значительно пострадал, раздираемый внутренними конфликтами и финансовыми проблемами. Умирая, Раджниш оставил руководство группой своим ближайшим приверженцам, но несколько из них оставили ашрам и в настоящее время “марку” Ошо — каждый год продается 3,5 миллиона книг (которые дополняют видео и аудиозаписи, картины и фотографии) — контролируют из Цюриха и Нью-Йорка. В Пуне не получают достаточной от этого прибыли, чтобы справиться с ежегодным двадцатипроцентным дефицитом дохода, и почти полностью полагаются на частные пожертвования. Жизнь в ашраме также изменилась; в то время как в период расцвета средняя продолжительность пребывания здесь составляла от трех до шести месяцев, сегодня как правило никто не остается больше чем на две недели, а постоянно в ашраме проживает совсем мало последователей. Это привело к нехватке рабочей силы, в результате чего, чтобы место оставалось на плаву, пришлось привлекать к работе местных жителей, не являющихся членами Ошо, что повредило духу общины, которым во многом объяснялась привлекательность ашрама.

Музей Племен

Институт Исследований Племен и Обучения (Tribal Research and Training Institute), который руководит Музеем Племен на Koregan Road (ежедневно с 10.00 до 17.00; вход бесплатный), в 2 км от железнодорожной станции, занимается защитой и описанием многочисленных племенных групп Махараштры, таких как вагдхео (Wagdheo), бахайрам (Bahairam), дантешвари (Danteshwari) и мараи (Marai), к которым принадлежит более пяти миллионов человек. Выцветшие фотографии, костюмы и различные предметы материальной культуры музея являются прекрасным введением в этот малоизвестный мир, но самыми интересными экспонатами являются чудесные коллекции танцевальных масок и свадебной живописи племени варли (Worli). Если вас интересуют экскурсии с гидами (учитывающие требования местной культуры) в области проживания племен, поговорите с директором музея.

Праздник Ганеши в Пуне

Крупное празднество Пуны — Ганапати Чатуртхи (Ganapati Chaturthi) — посвящено идуистскому божеству Ганеше с головой слона, который помогает преодолевать препятствия и больше всех других богов поддерживает в случае запуска новых предприятий и начинаний. Некогда бывший местным ритуалом, в конце 19 в. Ганеш Чатуртхи стал привлекать большое количество индусов благодаря борцу за свободу Бал Гандахар Тилаку; и в Пуне, и в Мумбаи его отмечают весьма экстравагантным образом.

В первый день в домах и общественных местах устанавливают изображения Ганеши, украшенные цветами и едой, а некоторые – также и китайскими фонариками, и поклоняются им. В течении следующих десяти дней проводятся различные мероприятия, такие как выставки произведений искусств и ремесел, деревенские ярмарки, спортивные соревнования и фестивали еды, а также концерты индийской классической музыки и танца, в которых обычно принимают участие самые прославленные исполнители страны. В последний день изображения Ганеши выносят процессиями и погружают в воду, а улицы при этом кишат поющими и танцующими верующими.

Не стоит и говорить, что во время этого празднования, которое проходит в конце августа и начале сентября, Пуну наводняют толпы народа. В организации мероприятия принимает участие MTDC, они могут помочь забронировать жилье или устроить полные туры.