Мой город Москва

Насик

Общие сведения

Расположенный в начале главного прохода сквозь темные, изъеденные эрозией холмы Западных Гхат Насик (Nasik)представляет собой интересную остановку на долгом пути до Мумбаи, расположенного в 187 км на юго-запад, или оттуда. Судя по мрачным строениям промышленных предприятий, временным заграждениям, dhabas и основным пригородам, протянувшимся вдоль его кольцевой дороги, можно подумать, что город не представляет никакого интереса ни для кого, кроме водителей грузовиков и путешествующих торговцев. Однако, это место является одним из четырех центров самого большого религиозного собрания мира - Кумбх Мелы - которая проходит в различных частях Индии каждые три года; в Насике состоится следующая - в 2003 г. Миллионы паломников спускаются к храму и усыпанным гхатами берегам реки Годавари (Godavari), чтобы совершить очистительное омовение в один из самых благоприятных согласно индуистскому календарю моментов.

Даже в то время, когда нет празднеств, на берегах реки происходит оживленная деятельность. В Рамаяне говорится, что Насик был тем местом, где Рама — Вишну в облике человека, его брат Лакшмана и жена Сита жили в период своего изгнания из Айодхьи, и именно отсюда демон Равана унес Ситу в воздушной колеснице в свое королевство - Ланку, расположенное на крайнем юге. Места, где происходили различные подобные события, составляют основную часть оживленного паломнического маршрута - шумного анклава, изобилующего религиозными специалистами, нищими, садху и уличными торговцами, продающими принадлежности для ритуала пуджа. Однако, в Насике удивительно мало исторических зданий - даже знаменитые храмы на берегах Годавари (Godavari) датируются всего лишь эпохой маратхов в 18 в. Единственными настоящими местными памятниками являются вырубленные в скалах пещеры в близлежащем Пандав Лена (Pandav Lena). Вырытые в период пика расцвета буддизма на Декане, эти двухтысячелетние кельи принадлежат тем дням, когда, в качестве столицы могущественной династии Сатавахана (Satavahana), Насик господствовал на чрезвычайно важных торговых путях, связующих равнины Ганги с морскими портами на западе.

Сегодня город продолжает процветать, и недавнее перемещение сюда различных видов бизнеса из Мумбаи ни в коем случае не уменьшило его религиозного пыла. Кроме всего прочего, приток дополнительных наличных средств оказался немалым благом для местных пуджари. Недавно открытые храмы, изобилующие китайскими фонариками и оборудованные мощными звуковыми системами, стоят рука об руку с шикарными торговыми центрами, аркадами с магазинами и кафе-морожеными.

Из Насика вы можете совершить интересную однодневную экскурсию в чрезвычайно благодатную деревню Тримбак (Trimbak), где собираются полчища шиваитских паломников в поисках нектара бессмертия, пролитого Вишну в битве. Крутой подъем вверх от Тримбака приведет вас в Брахмагири (Brahmagiri), там находятся истоки святой реки Годавари.

Город

После лихорадочной суеты главных улиц коммерческого центра Насика, более красочная зона берега реки становится приятным сюрпризом. Поверните на любую из узких тихих улочек за MG Rоad и вы в конце концов выйдете из хаоса полуразвалившихся деревянных домиков и балкончиков старого квартала на открытую территорию вдоль реки Годавари (произносится как Годаври). Небольшой участок на противоположном берегу между мостами Голкар (Holkar) и Сантар Гарди Махара (Santar Gardi Mahara) является центральным. Согласно официальным оценкам, в 1991 г. во время Кумбх Мелы сюда собрались на омовение 3,5 миллионов верующих; обычно, однако, это место посещают с более мирскими целями: прачки (dhobiwallahs) собираются каждое утро на гхатах, чтобы отбивать намыленные тряпки, а на прибрежном рынке покупатели обсуждают цены на товары, аккуратно разложенные в тени рядов рафии.

К югу от рынка, возле пешеходного мостика Рам Ситу, расположен храм 18 в. Наро Шанкар Мандир (Naro Sankar Mandir). В этом построенном маратхами своеобразном храме Шивы из темного камня имеются образцы выразительной скульптуры на крыше мандапы и оживленное святилище Деви. Первоначально храм был известен как Рамешвара Мандир; это название было изменено, когда местный воин, Сардар Нарошакар (Sardar Naroshakar), установил здесь огромный церковный колокол, который он захватил у португальцев после их поражения в битве при Васаи (Vasai) в 1739 г. В настоящее время этот лишенный языка колокол помещается в павильоне в стене западного двора.

Рам Кунд

В ста метрах далее на запад вдоль берега реки, за рынком и ярким, небесно-голубым с оранжевым изображением Ханумана, находится Рам Кунд - ради которого и приезжают в Насик большинство посетителей. Окруженный бетонными обзорными башнями (построенными, чтобы смягчать натиск толп на больших мелах), он больше похож на переполненный муниципальный плавательный бассейн, чем на одно из самых древних и священных мест Индии. И все же для тысяч благочестивых индусов, которые каждый день пользуются его очистительными свойствами, эти темные воды - святейшие из святых.

Одним из наиболее тайных свойств Рам Кунда является его способность растворять кости - благодаря этому трюку он заслужил эпитет “Astivilaya Tirth”, или “Водоем Погружения Костей”. В числе наиболее прославленных останков, которые якобы закончили здесь свое существование, можно назвать отца Рамы, царя Дашаратху из Айодхьи (Dasharatha of Ayodhya), Джавахарлала Неру, его дочь Индиру Ганди, ее сына Раджива, а также множество святых, музыкантов и кинозвезд.

Кала Рам Мандир

Ступайте вдоль по улице напротив Рам Кунда вверх по склону холма, мимо ряда ашрамов и дхармашал, и вы придете к второму по значимости священному месту города, территории вокруг Кала Рам Мандира, или “Черного Храма Рамы”. Среди широко известных эпизодов из Рамаяны, произошедших здесь, можно упомянуть случай, приведший к похищению Ситы, когда Лакшмана отрезал нос сестре Раваны после того, как она пыталась соблазнить Раму, приняв облик сладострастной принцессы. Пещера Ситы, или Гумпха (Gumpha), крошечный грот, известный в Рамаяне под названием Парнакути (Parnakuti) (“Самая Маленькая Хижина”), находится прямо у площади. Сняв обувь и уплатив небольшое пожертвование, вы можете протиснуться туда и посмотреть где Сита проводила все те одинокие часы, когда отсутствовали мужчины, ведя битвы с силами тьмы и разрушения.

В самом храме Кала Рам, расположенном в нижней части площади, находятся необыкновенные, абсолютно черные изображения Рамы, Ситы и Лакшманы; это место очень популярно у приезжих паломников, так как доступ сюда свободен от каких бы то ни было кастовых ограничений. Лучше всего приходить сюда на закате, после вечерней пуджи, когда во внутреннем дворике собирается толпа, в основном состоящая из женщин, чтобы послушать, как народный расказчик рассказывает истории из Рамаяны и других эпических произведений.

Пандав Лена

На полпути вверх по одному из крутых склонов конических холмов, возвывшающихся над дорогой Мумбаи - Агра, в 8 км на юго-запад от Насика, находится небольшая группа из 24 вырубленных в скалах пещер, некоторые из которых датируются 1 в. до н. э. Это место - Пандав Лена - известно благодаря своим хорошо сохранившимся надписям на древнем языке пали, а также прекрасной древней каменной скульптуре.

К Пандав Лена можно добраться по крутой и неровной тропинке. Сами цещеры пронумерованы справа налево в хронологическом порядке - начинайте сПещеры 18 слева от входа. Этот маленький зал чайтья обладает поразительным фасадом, поверхности двух его арок в форме листа покрыты благотворными буддийскими символами. Каменные лестницы с подлинными первоначальными древними перилами ведут к двум монастырским пещерам — вихарам — расположенным по бокам Пещеры 18, в которых находятся более поздние резные изображения Будды, дополнившие пещеры в 6 в. Еще две достойные внимания пещеры расположены с другой стороны группы. Пещеры 3 и 10, обе представляющие собой вихары, датируемые 2 в. н. э., украшают превосходные образцы резьбы по камню, а также знаменитые надписи на языке пали над входами. Они подробно перечисляют благотворителей пещер (среди которых были династические правители, богатые землевладельцы, писатель и даже местный именитый индус), а также сложные подробности финансовой поддержки, оказанной проживавшим здесь монахам.

Легче всего добраться до Пандав Лена, не имея собственного транспортного средства, на авторикше (что стоит менее 50 рупий в одну сторону), а пытаться втиснуться в один из переполненных автобусов на автостоянке может оказаться весьма трудным.