Мой город Москва

Санчи

Общие сведения

На расстоянии ступа — полусферический гладкосторонний объект, выступающий на холмике перед главной железнодорожной линией в Санчи, в 46 км на северо-восток от Бхопала, — кажется сюрреалистической космической станцией или перевернутой спутниковой тарелкой. Действительно, гигантский каменный курган возвышается как молчаливое свидетельство существования гораздо более древних способов приобщения к космосу. Кроме того, что она является самым прекрасным из сохранившихся буддистских памятников Индии, Великая Ступа представляет собой также одно из наиболее ранних религиозных сооружений субконтинента. Она высится над целым комплексом разрушенных храмов и монастырей, которые в совокупности воссоздают яркую и последовательную картину развития буддистского искусства и архитектуры, начиная с момента возникновения этой религии в центральной Индии в 3 веке до н. э., и до тех пор, пока в период средневековья она не была в конце концов вытеснена возрожденным брахманизмом.

Посещение Санчи, однако, не является всего лишь сухой иллюстрацией к истории искусств южной Азии. Главную ступу окружают несколько образцов древней скульптуры, самых интересных и лучше всего сохранившихся из всех, какие только можно увидеть в их естественном окружении, а само место, безмятежно возвышаясь над бескрайними открытыми равнинами, по-прежнему излучает величавое спокойствие, которое по всей видимости и привлекло когда-то древних архитекторов. Для большинства посетителей двух часов более чем достаточно, чтобы исследовать руины, хотя можно провести и целые дни, любуясь и размышляя над четырьмя изумительными воротами, или торанами, которые окружают Великую Ступу. Мощеные дорожки и ступеньки ведут по всей территории на вершине холма (ежедневно с 8.00 до 18.00; $ 10 для иностранцев), вдоль них протянулись панели с пояснительными текстами и ряды раскидистых деревьев, под которыми можно расслабиться, если вас одолела жара.

У подножия холма территория святилища соединяется с небольшой деревней щебневой дорожкой. После того, как вы купили входной билет в придорожной будке перед музеем, поднимайтесь по каменным ступенькам справа, мимо приветствующих вас торговцев открытками, к главному входу. Отсюда центральный проход тянется сначала вдоль нового ланкийского буддистского храма и лотков с прохладительными напитками, а затем выводит прямо к Великой Ступе.

Исторические факты

В отличие от других известных буддистских центров восточной Индии и Непала, Санчи не связан с жизнью самого Будды. Впервые он стал местом паломничеств, когда, примерно в середине 3 столетия до н. э., император Ашока Маурья, который женился на женщине из близлежащего Беснагара , воздвиг здесь полированный каменный столп и ступу из кирпича и известкового раствора. Комплекс был увеличен последующими династиями, но после заката буддизма Санчи оставался покинутым и неухоженным до того момента, когда был в 1818 г. заново открыт генералом Тейлором из Бенгальской Кавалерии. В последующие годы территорию комплекса наводняли разрушительные толпы искателей сокровищ, которые, нисколько не смущаясь, разбивали гигантские каменные яйца и удалялись с их содержимым, которое казалось им ценным. На самом же деле, только в Ступах 3 и 4 было нечто большее, чем просто булыжники; каждый год в декабре в новом храме на один день выставляют обрядовые шкатулки из мыльного камня с частицами костей внутри. Эти «археологи»-любители привели руины в поистине плачевное состояние. Глубокие отверстия зияли в стенах ступ 1 и 2, пара церемониальных ворот полностью обрушились, а немалая часть кирпичной кладки была разворована деревенскими жителями на строительные материалы (говорят, что один местный землевладелец увез столп Ашоки на телеге для того, чтобы использовать его в качестве катка в своем прессе для сахарного тростника).

Реставрационные работы приносили мало пользы до тех пор, пока в 1912 г. ими не занялись археолог Джон Маршалл и исследователь буддизма Альберт Фоучер. Джунгли вырубили, главные ступы и храмы реконструировали, посадили деревья и разбили лужайки, а для скульптуры, которую еще не переправили в Дели или Лондон, построили музей.

Великая Ступа

Ступа 1, или Великая Ступа, возвышается на ровном участке земли на западном краю плато. Фрагменты первоначальной конструкции, гораздо более маленькой, построенной в 3 веке до н. э. Ашокой, все еще захоронены под толстым внешним известковым панцирем, нанесенным столетие спустя. Шунгиответственны за появление приподнятого над землей молитвенной галереи — двух изящных лесенок, устремляющихся вверх от мощеной дорожки и грациозно огибающих барабан, — а также похожей на шпиль чхаттру, образующую квадратное замкнутое пространство, венчающее вершину кургана. Четверо искусно выполненных ворот были достроены Сатаваханами в 1 веке до н. э., а затем прибавились четыре фигуры безмятежного медитирующего Будды, которые приветствуют вас при прохождении через главные входы. Высеченные из местной разновидности песчаника, эти статуи были установлены в период эпохи Гупта, примерно в 450 г. н. э. К этому времени стали допустимыми художественные изображения Будды (в других местах в Санчи, Учитель эвфемистически представлен пустым троном, колесом, отпечатками пары ног, или даже зонтиком).

По мере постепенного приближения к ступе, становится все более заметным невероятное богатство скульптуры, украшающей тораны. Глядя на эти шедевры снизу, вы понимаете почему археологи полагали, что они были выполнены резчиками по слоновой кости. Каждый мыслимый уголок или щелка восьмиметровых вертикальных столбов и трех изогнутых поперечных перекладин кишит изысканными фигурками людей, полубогов и богинь, птиц, зверей и благих символов. На некоторых из более крупных барельефов изображены сцены из жизни Будды Гаутамы и его шести предшественников, а на других рассказывается о том, как Ашока распространял веру. Между ними вставлены декоративные панно, а также картины из жизни на небесах, которые должны были побуждать молящихся жить достойно и на земле. Начните с тораны, расположенной в южной части, она самая старая из всех, и продвигайтесь вокруг ступы по часовой стрелке, как принято при осмотре буддистских памятников.

Ступы

Полусферические курганы, известные под названием ступ, стали центрами поклонения Будде с 6 века до н. э. Когда один из учеников Будды попросил его создать какой-нибудь символ, который помогал бы распространять его учение после его смерти, Учитель взял свою чашу для подаяний, материалы, которые он использовал при обучении, и кусок ткани - единственную свою мирскую собственность - и уложил их в форме ступы, используя ткань как фундамент, перевернутую чашу - в виде купола, а палку - в качестве завершающего выступающего украшения, или шпиля.

Первоначально ступы представляли собой простые могильные курганы из спрессованной земли и камня, в которых содержались реликвии Будды и его последователей. По мере распространения религии, однако, количество основных компонентов умножилось и они были наделены символическим значением. Главный купол, или анда (anda) - изображающий священную гору, или «божественные оси», связывающие небо и землю - стал больше по величине, а деревянные перила, или вердики (verdikas), окружающие купол, были заменены на массивные каменные. К вертикальным сторонам купола прибавилась приподнятая над землей терраса в виде галереи, или медхи (medhi), а также два лестничных пролета и четыре церемониальных входа, расположенных точно по сторонам света. И наконец, венчающий вершину ступы единственный шпиль превратился в трехъярусный зонтик, или чхаттру (chhattra), символизирующий Три Драгоценности Буддизма: Будду, Закон (Дхарму) и монашескую общину (Сангху).

Чхаттра, обычно закрепленная посередине квадрата, образуемого низкими каменными перилами, или хармиками (harmika), в память тех дней, когда священные деревья огораживали забором, являлась самой верхней точкой осей, расположенной точно над ковчегом для реликвий в самом сердце ступы. Ковчеги, внутри которых помещались различные святыни - от кусочков костей, завернутых в ткань, до прекрасных шкатулок из драгоценных металлов, хрусталя и резного камня, были «семенами», а защищающие их курганы - «яйцами». Раскопки 84 000 ступ, рассеянных по всему субконтиненту, показали, что внутренние помещения были иногда искусно выстроены в виде мандал (mandalas) - символических форм, оказывающих благотворное влияние на ступу и на тех, кто проходит вокруг нее. Ритуал обхода ступы, или прадакшина, который позволял молящемуся подключиться к космической энергии, отрешиться от земного и перенестись к божественным сферам, всегда выполнялся по часовой стрелке, начиная от восточной стороны, что повторяло путь солнца по небесам.

Из полудюжины или около того комплексов ступ, существовавших в древней Индии, только Санчи сохранился до настоящего времени. Однако, чтобы увидеть действующую ступу, надо направиться по пути миссионеров Ашоки, на юг в Шри Ланку, на север к Гималаям и Тибетскому плато, или через Бенгальский Залив в Юго-Восточную Азию, где ступы дагоба (dagobas), чортены (chortens) и чеди (chedis) по-прежнему почитают как вместилища священной энергии.

Южная торана

Выходя прямо на церемониальную лестницу, южная торана являлась главным входом Великой Ступы, что подтверждается близостью обломка первоначального каменного столпа, воздвигнутого Ашокой. За многие годы, от ворот отвалились некоторые из панелей с самой лучшей скульптурой (сейчас они хранятся в музее), но те, которые остались на трех поперечных перекладинах, все еще находятся в приличном состоянии. На резном фризе на среднем архитраве изображен Ашока со своей королевской свитой, посещающий ступу с традиционным обрядом поклонения. На противоположной стороне представлена картина одного из предыдущих воплощений Будды. Бодхисаттва принимает облик слона, который в полном отрешении помогает охотнику за слоновой костью отпилить свой собственный (один из шести) бивень.

Западная торана

Западная торана обрушилась во время опустошительных набегов в 18 в., но была искусно восстановлена. Панно с наиболее яркими образцами скульптуры Санчи украшают две ее квадратные опоры. На правой верхней панели изображено множество обезьян, стремительно перебирающихся через Гангу по мосту, который возглавляющий их бодхисаттва соорудил из собственного тела, чтобы помочь им скрыться от группы солдат (которых можно видеть внизу). СогласноМахакапи Джатаке, войска были посланы местным королем, чтобы захватить страстно желаемое им манговое дерево, которым обезьяны кормились. Можно также различить финальную сцену, когда раскаявшийся монарх получает строгое внушение от бодхисаттвы под священным деревом пипал. Высоко на верхней перекладине, в виде ряда деревьев бодхи и ступ, изображены восемь будд, включая Майтрею, Будду, который еще должен прийти.

Один из наиболее часто показываемых эпизодов из жизни Будды представлен на первых двух панно на левой опоре, если вы стоите лицом к ступе.Искушение Мары - сцена когда Будда, который поклялся оставаться под деревом до тех пор, пока он не достигнет просветления, героически игнорирует попытки демона Мары отвлечь его угрозами насилия или при помощи соблазнительных женщин — прекрасных дочерей Мары. Обратите внимание на разительный контраст в конце сцены между возбужденными войсками Мары и процессией ангелов с торжественными лицами, которые сопровождают Будду после того, как он достиг своей цели.

Северная торана

Увенчанная распавшимся на куски Колесом Закона и двумя трезубцами, символизирующими буддистскую троицу, северная торана является самой искусно выполненной и лучше всего сохранившейся из всех четырех ворот. Среди сцен, изображениями которых густо усеяны две ее вертикальные опоры, можно выделить эпизод, когда Будда совершает прогулку по воздуху, а обезьяна преподносит Учителю чашу с медом. Барельефы с обеих сторон нижней поперечной балки, соединяющей обе опоры, изображают сцены из Вессантары Джатаки, повествуя о том, как бодхисаттва-принц был изгнан отцом за то, что отдал волшебного слона, умеющего вызывать дождь. Во время изгнания, слишком щедрого Вессантару убедили расстаться со всем остальным, что было ему дорого, включая его жену и детей, пока наконец король не простил его. Лучше разглядеть внутреннюю, обращенную на юг, сторону панели можно поднявшись на балкон приподнятой над землей террасы ступы. Обратите внимание на маленькое панно в самой правой части, на котором показана королевская семья, пробирающаяся сквозь джунгли; сын принца держит отца за руку, а дочь прижимается к бедру матери. Четыре слона, высеченные на капители, поддерживающей архитравы, тоже очень реалистичны, так же как и другие, более маленькие фигурки слонов, лошадей и древесных нимф, отделяющие друг от друга три поперечины.

Восточная торана

Томно устремляясь в пространство с правой капители восточной тораны, выделяется самая прославленная скульптура Санчи - чувственная фигуркашалабханджики, или древесной нимфы. Полногрудая богиня плодородия является одной из нескольких подобных статуэток, которые некогда благословляли молящихся при посещении Великой Ступы. Только немногие из них, однако, все еще стоят на своих местах, другие же были перевезены в Лос Анжелес и в Лондон. Поза, в которой она стоит — трибханга, «три изгиба», является позицией классического танца, которая с момента создания этой фигуры стала отличительной чертой индийской религиозной скульптуры.

На обращенных внутрь панелях опоры под статуей салабханджика изображены сцены из жизни Будды, включая момент его зачатия, когда бодхисаттва вошел в тело своей матери Майи в виде белого слона, оседлавшего полумесяц. На передней стороне среднего архитрава показана сцена спустя несколько лет, когда молодой Будда, представленный в виде лошади без наездника, совершает свой Великий Уход из дворца, где он вырос, чтобы начать жизнь странствующего подвижника. На другой стороне изображен полностью просветленный Учитель, символически представленный пустым троном, который окружает толпа небесных существ и лесных зверей, которые пришли отдать ему дань уважения.

Другие сооружения на территории святилища

Среди десятков других помеченных номерами руин на территории 400-метрового святилища, только незначительная горстка представляет некоторый, больший нежели просто преходящий интерес. Маленькая, незатейливая, наделенная только одними церемониальными воротами, но безукоризненно восстановленная Ступа 3, расположенная сразу на северо-восток от Ступы 1, уступает своей несколько более старой соседке во всем, кроме одного. В 1851 г. глубоко в середине кургана была обнаружена пара бесценных ковчегов. В изготовленных на токарном станке из похожего на мрамор мыльного камня, называемого стеатитом, шкатулках, оказывается, содержались реликвии, некогда принадлежавшие двум ближайшим ученикам Будды. В одной были найдены кусочки костей, обложенные шариками из жемчуга, хрусталя, аметиста, ляпис-лазури и селенита, а на крышке выведен чернилами инициал Сарипутры, которому, как полагают, они принадлежали. Перевезенные некогда в Британский Музей вместе с другими сокровищами Санчи, в настоящее время они находятся в безопасности в помещении нового буддистского храма, расположенного рядом с территорией святилища, и их выставляют на обозрение публики на один день каждый год в декабре (подробности вы можете узнать, обратившись в любой туристический офис MPTDC). Сегодня Санчи из одинокого музея под открытым небом превратился в шумное место паломничеств, привлекающее приверженцев веры из таких далеких краев как Шри Ланка и Япония.

От Ступы 3, пройдите через ближайшую группу хаотически разбросанных колонн, маленьких ступ и храмовых фундаментов к большому комплексу связующихся между собой приподнятых террас в самой восточной части площадки. Лучше всего сохранившийся из всей группы монастырей, Вихара (Vihara) 45, датируется 9-10 веками и представляет собой обычную группу келий, расположенных вокруг центрального внутреннего двора. Первоначально над комплексом горделиво возвышалась колоссальная, богато украшенная башня святилища, но она обрушилась, обнажив находящуюся внутри раку. Среди искусно выполненных скульптурных фигур, стоящих по бокам от входа в святилище, можно видеть статуи речных богинь Ганги (Ganga) и Ямуны (Yamuna), что является свидетельством растущей популярности брахманизма в начале эпохи средневековья. Внутри, однако, все еще безраздельно правит Будда. Он царственно восседает на цветке лотоса, правая рука его касается пола, чтобы призвать богиню земли быть свидетельницей в момент его просветления.

Восточная часть стены ограждения, окружающей территорию всего святилища, датируемая 10 веком, представляет собой самое лучшее место, откуда можно любоваться исполненными спокойствия пейзажами Санчи, особенно прекрасными на закате. На северо-востоке высится огромная отвесная скала, она находится в самом центре Видиши (Vidisha), части древнего города, откуда спонсировались местные монастыри. На склоне холма внизу, между Беснагаром и Санчи, все еще можно различить следы дороги, оставленной за собой многочисленными паломниками. К югу от холма, до самых откосов остроугольных горных гряд из песчаника, вырисовывающихся на фоне далекого горизонта, простираются бескрайние, обильно орошаемые пшеничные поля с кучками разбросанных среди них манговых деревьев и пальм.

Южная часть

В южной части территории святилища расположены некоторые из самых интересных храмов Санчи. Кусочки обгорелого дерева, извлеченные из фундамента Храма 40, доказывают, что существующая в настоящее время чайтья была построена поверх более раннего сооружения, современного Ступе 1.Храм 17 представляет собой превосходный пример ранней архитектуры периода Гуптов, которая предшествовала классическому индуистскому стилю, сформировавшемуся позднее в Ориссе и Кхаджурахо. В его маленькое святилище под плоской крышей можно войти через открытый с боков портик, поддерживаемый четырьмя колоннами, украшенными искусной резьбой и увенчанными капителями в виде львов. Поблизости, прямо напротив южного входа Великой Ступы, высокие стройные колонны Храма 18, придают ему греческий вид, но на самом деле его облик полностью соответствует обычному стилю вырубленных в скалах буддистских залов чайтья и напоминает план пещер в Карле (Karle) и Бхадже (Bhaja) . Перестроенный несколько раз после того как был создан впервые, настоящий храм датируется 17 веком.

Перед тем как покинуть территорию, взгляните на обломок столпа Ашоки (№ 10), который находится направо от южной тораны Ступы 1. Колонны, подобные этой, воздвигались Ашокой по всей империи, отмечая святые места и паломнические маршруты. Гладко отполированный столб (изготовленный, как и все колонны Ашоки, из разновидности песчаника, известной под названием чунар (сhunar), которое произошло от названия каменоломни на Ганге недалеко от Варанаси), некогда венчала великолепная капитель в форме льва, ныне хранящийся в музее. Надпись, выгравированная вокруг его подножия, выполнена письмом брахми, на котором записаны эдикты Ашоки на разных языках.

Западный склон

Лестничный пролет возле Ступы 1 ведет вниз по западному склону холма Санчи, к деревне, минуя по пути два интересных памятника. Нижние части толстых каменных стен Вихары 51 были тщательно отреставрированы, чтобы по их остаткам была видна схема деления помещения на 22 кельи, располагавшиеся вокруг мощеного центрального внутреннего дворика. Дальше вниз, на искусственной платформе, стоит датируемая 2 веком до н. э. Ступа 2, она находится гораздо ниже главной территории - возможно потому, что реликвии, в ней хранящиеся, были менее важны, чем реликвии в Ступах 1 и 3. Украшенные орнаментом изгороди и ворота вокруг нее, безусловно, не идут ни в какое сравнение с теми, которые расположены на вершине холма, хотя резные медальоны с изображениями лотоса и мифические животные (в том числе несколько причудливых женских фигур с лошадиными головами) стоит посмотреть. Считается, что полосы, свисающие с седел некоторых всадников, отображают появление в Индии первых стремян. Орнаменты из лотосов, украшающих внутреннюю стену на территории святилища, замечательны тем, что ни один цветок не похож на другой.

Археологический музей

В небольшом археологическом музее Санчи (ежедневно кроме пят с 10.00 до 17.00; 5 рупий), расположенном сразу позади билетного киоска слева от дороги, ведущей на вершину холма, хранится небольшая коллекция редкостей, по большей части это фрагменты скульптуры, извлеченные во время ряда раскопок. В главном зале музея содержатся самые впечатляющие куски, в том числе знаменитая капитель в форме льва, венчавшая некогда столп, воздвигнутый Ашокой (см. выше), а также две поврежденные шалабханджика с ворот Ступы 1. Также выделяются явно матхуранские статуи Будды из красного песчаника, присланные в Санчи, как полагают, из Гандхары, с далекого северо-запада Индии, места, где впервые появились фигурные изображения Учителя. Наиболее сохранившиеся из них датируются периодом Гуптов, примерно 4 веком н. э. В Галерее 1 находятся другие крупные части скульптуры, а в оставшихся секциях выставлены более мелкие экспонаты - изготовленные согласно данному обету терракотовые статуэтки, каменные панно, ювелирные украшения, гончарные изделия, оружие и инструменты.