Мой город Москва

Индор

Общие сведения

Индор - второй по величине город Мадхья Прадеш - огромный, современный, высоко индустриализованный и, в общем, скучный. Если, однако, у вас окажется лишнее время по пути в Манду, который находится в 98 км на юго-запад, или когда вы будете возвращаться оттуда, среди путаницы железобетонных эстакад, скоростных магистралей и запруженных толпами базаров найдется пара достопримечательностей, которые стоит посмотреть.

Расположенный у слияния рек Кхам и Сарасвати, в течение веков город был просто незначительной остановкой на пути паломников, направляющихся в Омкарешвар и Удджайн, в 55 км на севере. В 18 веке, однако, он стал столицей Голкарской (Holkar) династии, главе которой, Малхар Рао (Malhar Rao), удалось перед этим отбить у маратов, во время их северного наступления против Моголов, несколько лучших кусков земли. Позднее управление государством, которое в пору своего расцвета простиралось до самой Ганги и Панджаба, перешло к снохе Рао, Ахилии Бай (Ahilya Bai). Описываемая британским дипломатом того времени как «самый образцовый правитель из когда-либо живших», рани была своего рода центрально-индийской «королевой Викторией», которая, кроме того что основала современный город Индор, построила по всей стране дворцы, храмы, дхармашалы, а также благотворительные заведения. Когда в 1795 г. она умерла, четверо ее внуков ввергли государство в кровавую гражданскую войну. Последовал ряд столкновений с маратхами и Восточно-Индийской Компанией, которые закончились подписанием Договора 1818 г., согласно которому династии был предоставлен маленький, но богатый доминион со столицей в Индоре. В 19 веке город интенсивно рос, подпитываемый прибыльной торговлей хлопком и опиумом. Несмотря, что в период Мятежа голкарские махараджи сохранили верность британцам, они оставались под пятой своих колониальных лордов до самой Независимости, когда были окончательно лишены власти.

В настоящее время Индор является крупнейшим региональным деловым и коммерческим центром. В близлежащем индустриальном районе Питхампур (Pithampur) расположены многочисленные гигантские производители стали и автомобилей, такие как Хонда, Баджадж, Хиндустан Моторз и Пратап Стил. Благодаря этому город отличается исключительным изобилием: повсюду разбросаны спутниковые тарелки, роскошные отели, торговые центры в американском стиле, нувориши хвастливо разъезжают по городу на новеньких фирменных японских мотороллерах. Даже авторикши ярче блестят.

Город

За исключением Индорского музея, расположенного на AB Road, возле GPO (General Post Office), большинство достопримечательностей города расположено на западе от железнодорожной линии, на территории базара и вокруг нее. Две широкие магистрали - MG Road и Jawahar Marg - образуют северную и южную границы этого суматошного и хаотичного района, упирающегося на востоке в слияние рек Сарасвати и Кхам, не более чем узеньких ручейков из черной слизи, по берегам которых протянулись свалки и кучи разлагающегося мусора. Окрестные пригороды, напротив, представляют собой гораздо более приятное зрелище из отдельных домиков, новых многоквартирных блоков и тенистых садов, в которых расположилась Индорская школа менеджеров и пара старых Голкарских дворцов.

Дворец Лал Багх

Расположенный на огороженной территории на берегах реки Кхам, дворец Лал Багх (Lal Bagh) (вт - воскр с 10.00 до 17.00; 2 рупии) представляет собой еще один пример экстравагантных неоклассических сооружений, столь любимых богатыми махараджами 19 и начала 20 веков. Чтобы достроить здание потребовалось около тридцати лет и два поколения семьи Голкаров, и сравниться с ним в то время мог только дворец Скиндиев в Гвалиоре - Джай Вилас. Получив карт бланш и неограниченные средства, британские архитекторы и декораторы интерьеров создали нечто среднее между Брайдшедом и Версалем - огромное величественное здание, изобилующее дорическими колоннами, позолоченной лепниной, хрустальными люстрами и горами мебели, имитирующей рококо. В 1987 г. эта собственность была унаследована правительством штата, которое учредило чрезвычайно крошечный музей (состоящий из единственного пыльного кабинета) в зале для приемов и переименовало его в Центр Неру.

Главный вход в Лал Багх украшен грандиозными отделанными железом воротами, копирующими ворота Букингемского дворца, на них красуется изображение рук семьи Голкар, а под ним их девиз на хинди: «Успех приходит к тем, кто дерзает». Обратите внимание на фон из пшеницы и мака, которые символизируюут два главных источника процветания династии. На первом этаже дворца расположено несколько больших палат: зал для торжественных приемов, который использовался для королевских ассамблей, банкетный зал и бальный зал со специальным упругим полом для танцев с рисунком в елочку. На стене соседней бильярдной висит прекрасный, инкрустированный драгоценными камнями, портрет Тукоджи Рао (Tukoji Rao) (1902 - 25 гг.) - правителя при котором завершилось строительство дворца. Махараджа специально отправил своего придворного художника во Францию изучать европейскую живопись, чтобы этот его портрет был написан в «правильном» стиле. Изображения херувимов, летающих нимф, греческих и римских богов, украшающие потолки соседних комнат, в равной мере убедительны. Стоит также взглянуть на подземный проход, ведущий в кухонные помещения. В одной из комнат этой подвальной части содержится скромная, но очень красочная коллекция изделий племен, в том числе терракотовые, выполненные по обету статуи, одежда, ювелирные украшения, фрески и латунная скульптура.

Радж Вада

Старый дворец Голкаров, Радж Вада (Raj Wada), возвышающийся над окаймленной пальмами площадью в самом сердце города, является основной достопримечательностью Индора. Самой выдающейся чертой этого особняка 18 века, выстроенного в стиле западно-индийского городского дома, являются его необыкновенно высокие семиэтажные ворота. Четыре верхних этажа первоначально были деревянными, что делало их особенно уязвимыми в случае пожара; большая часть дворца обрушилась после последнего из них, в 1984 г. Сохранились только фасад и семейный храм, расположенный в задней части главного двора.

Канч Мандир и базары

Затерянный в отдаленной части района базаров, в десяти минутах ходьбы на запад от Радж Вада, находится один из самых эксцентричных религиозных монументов города - джайнский Канч Мандир (Kanch Mandir), или «Зеркальный Храм» (ежедневно с 10.00 до 17.00; фотографировать нельзя). Что удивительно для веры, известной своим аскетизмом, интерьер храма выложен разноцветной стеклянной мозаикой. По всему храму расставлены ящики для пожертвований с человеческим бюстом на крышках - положите монету ему на ладонь, потом нажмите на рычаг сбоку, и вы увидите как он проглотит деньги. Яркие изображения по бокам от входа показывают ужасы, припасенные для грешников в жизни, ожидающей их после смерти.

Замечательно интересной может оказаться прогулка по базарам в окрестностях Канч Мандира и Радж Вада. Ряды лотков и магазинов с открытыми фасадами теснятся перед живописными четырехэтажными зданиями с нависающими деревянными балконами. Самым известным является ювелирный рынокСарафа Базар (Sarafa Bazaar), на котором торгуют золотом и серебром. Вы найдете его за углом Зеркального Храма, рядом с огромным оптовым текстильным рынком, где ткани все еще продают на вес. Стоит также заглянуть в магазины на Bajaj Khana Chowk, специализирующиеся на традиционных вышитых и отделанных бисером костюмах, а также сходить на колоритный рынок, где продают фрукты и овощи, расположенный на берегу реки возле лаймово-зеленого здания мечети Кхала-Ма (Khala-Ma).

Центральный Музей

Индорский Центральный Музей (пон - суб с 10.00 до 17.00) расположен в юго-восточной части города, возле здания GPO. В его большую коллекцию входят находки, сделанные при раскопках близлежащих доисторических территорий, а также джайнская и индуистская скульптура из разрушенных храмов 11 и 12 веков в Хинладжгархе. В галерее внизу выставлено несколько бесценных Хараппских терракотовых изделий, извлеченных из земли в Мохенджо Даро, на юге Пакистана. Ни один из экспонатов не снабжен сколько-нибудь удовлетворительной пояснительной информацией, но смотрители музея будут рады все вам показать.