Мой город Москва

Бхопал

Общие сведения

С населением более миллиона человек, Бхопал, столица Мадхья Прадеш, с его возвышающимися среди плотно застроенных улиц резными минаретами, раскинулся к востоку от берегов огромного искусственного озера. Далее на восток простираются зеленые холмы, среди которых разбросаны пригородные дома местных нуворишей, а также наиболее дорогие отели. Поблизости, на Верхнем озере (Upper Lake), вдоль берега покачиваются маленькие рыбачьи лодочки, а семьи среднего класса развлекаются ездой на катамаранах.

Кроме мечетей 19 века, оставшихся в наследство после продолжительного мусульманского правления в Бхопале, очень стоит посмотреть многолюдные базары, располагающиеся на обнесенной стеной территории старого города. В других частях города находятся прекрасные археологические музеи, в которых имеются крупные собрания древней скульптуры. Бхарат Бхаван (Bharat Bhavan), расположенный на берегу озера, является одним из самых лучших центров сценических и визуальных искусств Индии, в нем хранится непревзойденная коллекция современной живописи, скульптуры и искусства адиваси — племен, а Музей Человека (Museum of Man) представляет собой замечательную выставку под открытым небом, на которой представлены дома, культура и образцы технологии народов и племен всей Индии, и которая явно противопоставляет свою коллекцию преобладающим стереотипам представлений о туземном населении страны.

Все дороги, проходящие через центральные регионы Мадхья Прадеш, ведут в столицу штата, а также его самый крупный и самый быстро растущий город - Бхопал. Сам город может оказаться приятным сюрпризом: среди пыли и хаоса городского центра, вокруг двух его главных озер, раскинулось множество тихих парков. Бхопал является также подходящим местом, где можно передохнуть во время длительного путешествия между севером и югом; в двух часах езды от него находится буддистский комплекс ступ в Санчи, который непременно нужно посмотреть, поблизости также расположены и другие, менее значительные памятники. Доисторическая Бхимбетка находится всего в 45 км на юг от Бхопала, а более редко посещаемая горная станция Пачмархи, далее на юго-восток, славится чудесными пешими экскурсиями по тропам, пролегающим через кряжистые горные гряды и густые леса, в которых полно древних образцов наскальной живописи.

Исторические факты

Говорят, что название Бхопал произошло от имени правителя одиннадцатого века - раджи Бходжа (Raja Bhoj), которому придворные учителя порекомендовали искупить убийство своей матери, связав между собой девять рек, протекающих через королевство. Через одну из них была построена плотина, или пал, а вокруг двух образовавшихся в результате озер, правитель основал новую столицу - Бходжапал (Bhojapal). К концу 17 столетия, Дост Мухаммед Хан (Dost Muhammed Khan), бывший наемник и некогда генерал Аурангзеба, занял ныне покинутую территорию, чтобы из хаоса, оставленного Могольской империей, создать собственное королевство. Мусульманская династия, которую он основал, стала в конце концов одной из главных королевских семей центральной Индии. В 19 веке Бхопал возглавляли в основном правительницы-женщины. Управляя своим двором из-за плетеных перегородок, отделяющих женскую половину, следующие одна за другой госпожи (Begum) украшали город благородными гражданскими зданиями, включая три мечети из песчаника, которые и поныне возвышаются над горизонтом.

По сей день Бхопал страдает от последствий ужасающей газовой катастрофы, случившейся на карбидной фабрике в 1984 г., говоря о которой жители города непременно вспоминают свои до сих пор непрекращающиеся юридические и медицинские проблемы. Позднее, в 1992 г., после разрушения мечети Бабри, в Айодхье разразились индуистско-мусульманские беспорядки , в результате которых был введен продолжавшийся одиннадцать дней комендантский час. Несмотря на насилие между двумя общинами, существует однако немало историй о том, как индусы прятали в то время своих мусульманских друзей от разъяренных толп, и наоборот, что является свидетельством традиционной религиозной терпимости, которая всегда отличала город.

Город

В Бхопале имеются два отдельные центра. Раскинувшаяся через холм на юг от озер зона Нового Рынка представляет собой, в соответствии со своим названием, недавнее дополнение к городу - скромный агломерат аркад с магазинами, киберкафе, кафе-мороженых, кинотеатров и современных офисных блоков. Если вы пройдете через полоску земли, разделяющей Верхнее и Нижнее озера, широкие авеню, гражданские здания и сады развлечений уступят место более скученному старому городу. Расположенный на территории, известной под названием Чоук (Chowk), базар, с мечетью Джами (Jami Masjid)посередине, занимает густую сетку улиц между площадью Моти Масджид (Moti Masjid Square) на юге и самыми хаотичными районами пролегающей на севере Хамидия Роуд. Художественные галереи и музеи располагаются вдоль боковых улочек у Нового Рынка, или в холмистой зоне к югу от Верхнего озера.

Чоук

Бхопальский оживленный базар (закрытый по пн и пт), расположенный в старом районе Чоук, после унылых, запруженных машинами улиц вокруг железнодорожной станции, воспринимается как чудесный, яркий всплеск цвета и красок. Известные своими «zarda, purdah, garda и namarda» (табаком, вуалями, пылью и евнухами), суматошные задние улочки рынка, с нависающими балкончиками, украшенными сложным резным исламским орнаментом, сохранили ярко выраженную мусульманскую атмосферу. Многие женщины не отваживаются выйти на улицу иначе как в длинных черных бурках, в то время как престарелые мужчины в курта-пайджала, вышитых тамбуром скуфейках и с выкрашенными хной бородами, проводят большую часть дня сидя скрестив ноги на деревянных возвышениях перед своими магазинами или на балконах хавели, бормоча стихи из Корана. Каждая из узеньких улочек, расходящихся веером от центральной рыночной площади, специализируется на отдельном виде товаров. Одна обладает монополией на парчовые шелковые сари чандери, другая - к западу от площади - заполнена басовыми барабанами и издающими жалобные звуки кларнетами, которые используются в музыкальных ансамблях, играющих на свадьбах; остальные торгуют медными изделиями, специями, обувью. Среди особых товаров, на которых специализируется рынок, можно назвать шелк туссар, серебряные украшения, а также цветисто расшитые бисером женские кошельки, которыми славится Бхопал.

Самый прямой путь, которым можно подойти к северному - со стороны Хамидия Роуд - краю базара, идет вдоль по улочке, следующей на юг от оживленного перекрестка у главной автобусной станции. Поверните направо в конце улочки, и вы выйдете к укрепленным воротам, — одному из последних сохранившихся фрагментов стены, которая некогда окружала старый город. В самом центре базара, в конце улицы, возвышаются ярко красные стены из песчаника и приземистые минареты мечети Джами. Построенная в 1837 г. госпожой Кудсия, мечеть не может похвастаться ни своим возрастом, ни архитектурными достоинствами, но ее выбеленные купола и сияющие позолоченные башенки придают экзотическую окраску всем событиям, которые происходят на площади перед ней.

От Площади Имама к Тадж-уль Масджид

Расположенная немного на юго-запад от района Чоук Площадь Имама была некогда эпицентром королевского Бхопала. В наши дни это вряд ли нечто большее, чем просто зона чрезвычайно оживленного движения, и здесь стоит останавливаться разве что затем, чтобы полюбоваться мечетью Моти, расположенной в восточной части площади. »Жемчужная мечеть», воздвигнутая в 1860 г. госпожой Сикандер, дочерью Кудсии, представляет собой уменьшенную и гораздо менее впечатляющую копию мечети Джами Шаха Джахана в Старом Дели; она замечательна не столько своими размерами, сколько стройными минаретами с золочеными вершинами и куполами из песчаника.

Вдоль противоположной, северной стороны площади, рядом с церемониальной аркой, расположено более эксцентричное здание 19 столетия. Шаукат Махал (Shaukat Mahal), оригинально спроектированный французским архитектором (якобы происходившим из королевской семьи Бурбонов), представляет собой невероятную смесь итальянского, готического и исламского стилей. К сожалению и дворец, и элегантный Садар Манзил (Sadar Manzil) — Зал Общественных Аудиенций, были превращены в правительственные офисы и закрыты для посещений.

Покинув Площадь Имама через арку на западе, через пять минут ходьбы вы окажетесь у подножия самого впечатляющего монумента Бхопала. С парой одинаковых колоссальных розовых минаретов, вознесшихся высоко над линией горизонта, мечеть Дарул Улум Таджул (Darul Uloom Tajul Masаjid)(ежедневно кроме пт и периода во время Ид уль- Фитр) безусловно соответствует эпитету «мать всех мечетей». Заслуживает ли она также определения «самой большой» мечети в Индии, как это утверждают местные жители, гораздо более сомнительно. Главный вход, расположенный с западной стороны, ведет в большой, огороженный стеной внутренний двор, в южной части которого находится квадратная дукка —резервуар с водой и фонтаном, используемый для ритуальных омовений. На противоположной стороне, по бокам от фасада, расположены луковицы белых куполов и многоярусные башни. Строительные работы начались под руководством султанши Джехан Бегам (1868 — 1901), восьмой правительницы Бхопала. После смерти деспотичного султана, его вдова ударилась в безудержные траты, в результате которых город приобрел почтовую службу, новые школы и железную дорогу, но королевская семья обеднела, и по причине того мечеть Таджул так и не была достроена. Если вы планируете заходить внутрь, не забудьте одеться подобающим образом.

Археологический музей штата

Затерянная где-то около Радж Бхавана, сразу на юге от Нижнего Озера, скромная, плохо рассортированная коллекция древней скульптуры, бронзы и могольской миниатюры археологического музея штата, или Rajkiya Sangrahalaya (вт - сб, c 10.00 до 17.00; www.mparchaeology.com; вход бесплатный), может воодушевить только настоящих энтузиастов. Если вы все же забредете сюда, среди наиболее стоящих экспонатов главной галереи обратите внимание на якшини (женские фигурки, символизирующие плодородие) 2 столетия до н. э., изображение Будды в положении стоя из черного гранита, а также статую Карттикеи — индуистского бога войны, относящуюся к 5 веку. На дальней стене последней галереи размещены репродукции знаменитых, но в настоящее время сильно поврежденных фресок Багх (Bagh), современников фресок из Аджанты в Махараштре. Когда будете выходить из главного фойе, взгляните на гипсовые сувенирные копии изумительной статуэтки salabhanjika из Гьяраспура. Оригинал, один из самых ценных образцов каменной скульптуры Индии, находится в Гвалиорском музее . Налево от фойе расположена галерея искусства адиваси, в которой представлен результат смелой попытки воссоздания дома племени варли, а также несколько прекрасных образцов красочной и наглядной настенной живописи, широко распространенной по всей сельской части Мадхья Прадеша.

Музей Бирла Мандир

В коллекцию Бирла Мандир (Birla Mandir) (вт - вск с 9.00 до 12.00 и с 14.00 до 18.00; 3 рупии) входят прекраснейшие образцы каменной скульптуры Мадхья Прадеш. Они также более информативно размещены вдоль главных галерей, а также снабжены поясняющими текстами на английском языке. Музей расположен в отдельном доме возле храма Бирла Мандир, безвкусно разукрашенного современного индуистского храма Лакшми Нараян, который стоит на холме над Нижним Озером. Из садов храма открывается прекрасный вид на город и отсюда хорошо наблюдать закат солнца, опускающегося позади минаретов.

Как обычно, экспозиция посвящена Вишну, Богине Матери и Шиве. В секции Вишну содержатся некоторые интересные изображения различных причудливых воплощений бога, хотя тучный Раджнавараха — дикий кабан, чей образ Вишну принял чтобы освободить Землю от вод первобытного океана — едва ли соответствует горделивому ореолу космического супергероя. В следующей галерее Деви, среди ряда сладострастных дев и статуй плодородия, выделяется своим безобразием похожая на труп Чамунда (Chamunda) (богиня в своем особенно ужасающем обличии). Зал, посвященный Шиве, напротив, в целом более сдержан. На многих прекрасных резных барельефах бог творения и разрушения изображен в момент наслаждения супружеским блаженством со своей женой Парвати на горе Кайласа - этот образ известен под названием Ума-Махешвара.

И наконец, взгляните на копии экспонатов Хараппской цивилизации 3 тысячетия до н.э., помещенных в шкафу под лестницей. На одной из печатей изображен бог доарийского периода, сидящий в позе лотоса; археологи полагают, что он был древним предтечей Шивы.

Бхарат Бхаван

Открытый в 1982 г. в связи с национальной программой продвижения визуальных и сценических искусств Бхарат Бхаван (вт - воскр: фев - окт с 14.00 до 20.00; нояб - янв с 13.00 до 19.00; 5 рупий) должен был стать одним из нескольких подобных учреждений, открываемых в столицах штатов по всей стране. После смерти Индиры Ганди это начинание заглохло, но соответствующая организация, созданная в Бхопале, утвердилась в качестве весьма выдающегося во всей провинциальной Индии центра искусств.

Если вы уже добрались до нужного района, здание найти нетрудно, оно стоит на холме над озером. Спроектированный Чарльзом Корреа комплекс бетонных куполов и угрюмых кирпичных строений, должен был, по всей видимости, «слиться в изумительной гармонии с ландшафтом, создав визуальный образ простора и естественной элегантности». К счастью, вид несколько улучшается когда вы вступаете внутрь. На территории комплекса организуются временные экспозиции, имеется также и крупная постоянная многоплановая коллекция современной индийской живописи и скульптуры. В самом центре собрания абстрактных полотен, довольно нелогично выставлен помещенный в золоченую раму пейзаж 18 века, принадлежащий кисти Дениэлсов, дяди и племянника, паре художников, работавших во времена раджи в «Школе Живописи Компании»(«Company School of Painting»). Художники Компании должны были создавать красивые и романтические образы Индии для тех, кто оставался дома в Великобритании и не мог представить себе природу субконтинента. В Бхарат Бхаване имеется галерея, посвященная исключительно искусству адваси, в поисках которого специалисты в течение долгих месяцев путешествовали по отдаленным регионам. Среди наиболее известных из открытых ими талантов можно упомянуть художника из народа гондов Джангарха Сингха Шьяма (Jangarh Singh Shyam), которого описал в своей книге «В Индии нет полной остановки» («No Full Stops in India») корреспондент-ветеран Би-Би-Си Марк Талли (Mark Tully). Несколько работ Джангарха выставлено в музее, наряду с красочным собранием масок, терракотовых статуэток, резьбы по дереву и ритуальных атрибутов. Отсутствие пояснительной информации намеренно - целью выставки является демонстрация предметов самих по себе, в качестве произведений искусства, а не как антропологических экспонатов.

Если вы не знаете как провести вечер в Бхопале, почитайте плакаты в фойе, на которых вы найдете информацию о предстоящих мероприятиях в Бхарат Бхаване - театральных постановках, музыкальных и танцевальных концертных программах. В симпатичном кафетерии, расположенном направо от главного здания, очень удобно набросать пару открыток с изображениями образцов искусства племен, которые имеются в продаже в киоске рядом с воротами.

Музей Человека

История туземных меньшинств Индии — адиваси, в буквальном переводе «первоначальных жителей» — сложна, интересна и не всегда хорошо известна. Лишенные земли при реализации крупных проектов по «развитию», или разоренные грабительскими денежными кредитами, «племена» переживают процесс постепенного разрушения своей традиционной культуры; этот процесс иногда еще более ускоряется вследствие деятельности религиозных миссионеров, а также властей, которые подчас рассматривают племена как анахронизм. Музей Человека, правильное название которого Rashtriya Manav Sangrahalaya (вт - воскр: март - авг с 11.00 до 18.30; сент - фев с 10.00 до 17.30; вход бесплатный), представляет собой пример просвещенной попытки восстановить справедливость и рассказать о подлинной жизни племен, о которой мало кто имеет настоящее представление. Цель, преследуемая при этом, двояка: показывать городским жителям огромное богатство и оригинальность культуры индийских племен, а также воспитывать большее уважение к собственному наследию у самих представителей адиваси.

Музей занимает территорию в двести акров, расположенную на вершине холма, с панорамой Нового Рынка с одной стороны и величавой гладью Верхнего Озера с другой. В него входит восстановленный прибрежный поселок, предсталяющий культуру Кералы, а также длинный извивающийся павильон мифологических экспонатов, в котором собраны произведения всех племенных групп штата (все экспонаты снабжены пояснительными табличками на английском языке). В большом выставочном зале представлены все элементы повседневной и ритуальной жизни advasi, каждой племенной группы в отдельности. Вдоль опушки леса расположились ботанический павильон, исследовательский центр и, в самом центре, постоянно действующая выставка под открытым небом, на который представлены традиционные дома, хозяйственные помещения, а также религиозные святилища, все вместе называемые«естественная среда племени». Специалисты-ремесленники были собраны со всех уголков Индии, чтобы построить и поддерживать в порядке эти подлинные здания-копии, при строительстве использовались только те инструменты и материалы, которые употреблялись и в естественной обстановке.

Перед осмотром выставки загляните во вступительную галерею, расположенную в маленьком домике напротив главного входа (подход со стороны Нового Рынка). Отсюда, через крытые соломой ворота (строение, заимствованное из «общего спального дома для молодежи», ао-нага в Нагаланде), несколько ступенек ведут на вершину холма, где разбросано семнадцать или около того жилых комплексов. В тихий день пустые земляные хаты, загоны для скота и глинобитные дворики поразительно контрастируют с кипением города вокруг. Интерьеры почти всех домиков изобилуют подлинными, кухонной утварью, корзинами, музыкальными инструментами, а некоторые красиво отделаны сложной настенной живописью, лепниной и резными балками. Особенно примечательны красочные изображения лошадей, украшающие стены хижин ратхва (обратите внимание на картину с изображением поезда, который привез художников из их поселка в Гуджарате); орнаменты из красных, черных, желтых и цвета охры прямоугольников в домах гадаба из Ориссы; а также знаменитые свадебные картины варли из северной Махараштры, на которых, в обрамлении сложного геометрического орнамента, изображена богиня плодородия племени - Палгхат.

Единственный способ добраться до музея, если у вас нет собственного транспортного средства, путешествие на авторикше; за двадцатиминутную поездку от железнодорожной станции водители, возможно, потребуют уплатить двойной по сравнению с показаниями счетчика тариф, так как они вряд ли найдут пассажира на обратный путь, так что оговаривайте сразу полную оплату за поездку в два конца, учитывая по крайней мере час времени на ожидание. Дешевле может оказаться доехать на автобусе от железнодорожной станции до Нового Рынка и уже оттуда нанять авторикшу. Едой и напитками запаситесь заранее, хотя в Музее имеется маленькое кафе, где предлагают чай и печенье.

Музей Естественной Истории

Недавно построенный Региональный Музей Естественной Истории (вт - вск с 10.00 до 17.00; вход бесплатный) находится в нескольких километрах на юго-восток от Нового Рынка, так что опять-таки, единственной реальной возможностью добраться туда остается поездка на авторикше. По стенам вокруг внутреннего дворика с моделями динозавров и красочной настенной живописью, развешаны интересные и хорошо написанные информативные пояснения по биологическому многообразию и экосистемам, а также геологической истории земли. Имеются временные выставки и центр открытий (с 10.30 до 12.00 и с 14.30 до 16.00), в 16.00 демонстрируется фильм.

Зоологический Парк Ван Вихар

Если вы не побывали в настоящих национальных парках Мадхья Прадеш, или побывали, но так и не увидели больших кошек, вам стоит посетитьЗоологический Парк Ван Вихар (Van Vihar) (ежедневно с 7.00 до 11.00 и с 14.00 до 17.30; для иностранцев 100 рупий, бесплатно для детей моложе 5 лет, фотосъемка - 25 рупий, видеосъемка - 200 рупий; для передвижения по парку можно нанять авторикшу за 100 - 150 рупий, плюс 10 рупий за въезд; за въезд на велосипеде - 3 рупии). Путешествие по пятикилометровой заповедной территории хорошо сочетается с посещением Музея Человека, расположенного по соседству, вы можете на протяжении всей экскурсии использовать одного и того же авторикшу. Самое интересное в парке - это королевский белый тигр, но можно также посмотреть черепах, длиннорылого гавиала, леопардов, гималайских медведей, а также индийских тигров. Самое лучшее время, когда можно увидеть зверей, это после четырех часов дня, когда крупные кошачьи бродят по округе и подходят близко к границам своих территорий в ожидании дневной порции пищи. Замбар (олень) пережевывает поблизости траву, а белые и обыкновенные цапли, большие бакланы и утки нежатся на берегу в последних лучах заходящего солнца. Дольше и спокойнее можно любоваться на птиц, если вы возьмете на пристани лодку, пристань находится в полукилометре от входа в парк (с 9.00 до заката; лодки педальные и гребные, 30 - 35 рупий за 30 мин). Рядом с пристанью расположен ресторан MPTDC Wind and Wave Restaurant, где всегда можно перекусить.

Вокруг Бхопала

В двух часах пути от Бхопала расположено множество древних памятников, и все они по большей части более впечатляющи, нежели любая из исторических достопримечательностей самой столицы. На северо-востоке, в Санчи, находятся храмы-ступы 3 столетия до н. э., их можно увидеть, устроив однодневную поездку из Бхопала, или сойдя с поезда по пути на север по Центральной Железной Дороге. Санчи - тихое, приятное местечко, и там есть все необходимое для проживания, поэтому оно представляет собой идеальную базу, откуда можно продолжить осмотр достопримечательностей и посетить другие ступы в Сатдхаре (Satdhara), или вырубленные в скалах пещеры Удайгири (Udaigiri) и расположенную поблизости Колонну Гелиодора в Беснагаре (Besnagar). Алчущие «храмофилы», обладающие роскошью собственных автомобилей, могут также соблазниться несколько отдаленными руинами эпохи Гупта в Удайапуре (Udayapur).

Недалеко от главной дороги, к югу, по направлению к Хошангабаду (Hoshangabad) и Долине Нармады, в Бхимбетке находятся доисторические пещерные рисунки, которые можно увидеть, совершив однодневную поездку на автобусе. Если вы арендовали автомобиль, стоит также по пути заехать в Бходжпур (Bhojpur), где можно посмотреть храм Шивы 11 века с его монолитным шивалингамом.

Сатдхара

Для людей, интересующихся ступами, расположенная среди зеленых холмов в 30 км на север от Бхопала САТДХАРА («семь потоков») вполне стоит того, чтобы сделать крюк, хотя, чтобы добраться сюда, понадобится собственный транспорт. При движении на север от Бхопала, примерно в 13 км к югу от Санчи находится знак, указывающий на запад, на автомобильную семикилометровую проселочную дорогу, которая ведет к раскопанной площадке. Там находится не менее 34 ступ, датируемых периодом 3 века до н. э., некоторые из которых сохранились в хорошем состоянии, а также 14 монастырей, от трех из них остались солидные фундаменты. Под эгидой ЮНЕСКО, при использовании оригинальных методов и материалов, были восстановлены несколько ступ и два монастыря, а в других в настоящее время ведутся раскопки и реставрационные работы.

Тропинка, идущая налево от импровизированной автостоянки, выводит к ряду хорошо восстановленных ступ, возвышающихся на самом краю скалы над крутым обрывом. Ни в одном из этих курганов не было обнаружено человеческих костей, в отличие от таких же ступ в Санчи. Пройдя мимо ступ 6, 7 и 8, вы окажетесь перед самой большой и самой впечатляющей из них, известной просто под названием ступа 1, она стоит на высоте 13 м, а ее подножие опоясывает медхи (широкая тропа, ведущая святыни). Некоторые из ее скульптурных торан — ворот — были отодвинуты на небольшое расстояние для проведения реставрационных работ, но они по-прежнему на виду. Сразу позади них располагается внушительная, 3 м высотой платформа фундамента Монастыря 1, а направо - две круглых мельницы, где и сейчас быки толкают по кругу, по проторенной колее, большой камень, растирая известь, песок и булыжник в порошок для приготовления цемента - техника, которую использовали архитекторы в далеком прошлом.

Помимо многочисленных дополнительных ступ и монастырей, сохранились также остатки полукруглых храмов 2 века до нашей эры, на которых можно различить надписи, выполненные письмом брахми. Из земли были извлечены многочисленные монеты, орудия, терракотовые изделия, сейчас на них составляют каталоги, а позднее будет устроена выставка. Если уж вы доберетесь сюда, наверняка можно гарантировать, что вся эта оригинальная площадка фактически окажется в вашем полном распоряжении.