Мой город Москва

Нагар

Общие сведения

Нагар расположен на террасах нижних склонов долины, почти на линии леса, на левом берегу Беаса, в 6 км от дорожной развязки у Патликула. Это самая живописная и доступная из всех горных деревень между Кулу и Манали. Дома теснятся вокруг старинного замка - Нагар был столицей края, пока в середине 18 века местные раджи не перебрались в Кулу. Через сто лет или чуть позднее здесь стали появляться европейский поселенцы.

Многие проезжие задерживаются в Нагаре, привлекаемые древними храмами, покоем и неспешностью здешней жизни: в Нагаре куда меньше хиппи, чем в деревнях дальше к северу. Сегодня в Нагар стекаются русские, которых манит сюда слава художника и философа Николая Рериха; одни приезжают поработать в центре, названном его именем, другие - рисовать. Многочисленные тропы ведут вверх по горным склонах и тянутся до отдаленных поселений, куда приятно совершить прогулку. Спокойной жизни Нагара может скоро придти конец, поскольку существуют планы проложить дорогу от Патликула до Манали по этому берегу реки, чтобы избежать страшных оползней, которые часто нарушают движение по существующей дороге. Последствия уже сейчас начинают ощущаться, так как стройки все сильнее теснят яблоневые сады, окружающие деревню.

Замок

Главный нагарский замок, возвышающийся на крутом утесе, был построен раджей Сидх Сингхом в 17 веке, и тех пор служил дворцом, помещением колониальной администрации, судом и школой. В настоящее время здесь отель, но приезжим разрешается бродить по нему и любоваться видами со старинных балконов. Построенный в традиционном “сейсмоустойчивом” стиле пахари - каменная кладка скреплена огромными кедровыми бревнами - замок имеет внутренний двор, рядом с которым расположен небольшой музей и совсем небольшой храм. Аморфное божество этого храма - треугольный камень, осыпанный розовыми лепестками и рупиями, по легенде, был принесен в храм с вершины Део Тибба роем диких пчел, облик которых приняли боги долины.

Галерея Николая Рериха.

На верхнем краю долины под сенью высоких пальм находится галерея Николая Рериха ( вторник-воскресенье. 9.00-13.00 и 14.00-17.00, 10 рупий), в которой хранятся картины и фотографии бывшего обитателя этого дома, русского художника, писателя, философа, археолога, исследователя и мистика. На стыке веков пейзажи и эзотерическая философия Рериха - сокровенное соединение восточной мистики и гуманистически- идеалистических воззрений fin de ciecle - сделали его культовой фигурой во Франции и в Соединенных штатах. Рерих, финансируемый даяниями своих почитателей, сопоставлявших его то с Леонардо, то с Буддой, сумел воплотить свою любовь к гималайским путешествиям в череду длительных экспедиций по отдаленным уголкам Тибета и Центральной Азии. Он поселился на покой в Нагаре в 1929 году и скончался здесь восемнадцать лет спустя.

Выставка, размещенная в небольшой комнате первого этажа, состоит из дюжины с лишним эмоциональных полотен с поразительным использованием цвета, в которых выразилась любовь Рериха к горам и соединение его русского происхождения с мифологическими пейзажами Гималаев. Коллекцию дополняют старинные фотографии автора в облике бородатого гуру, облаченного в китайский шелковый халат и казачьи сапоги. С балкона второго этажа открывается замечательный вид на долину, а также обзор интерьера дома Рерихов, сохраненный в неприкосновенности.

Тропа поднимается выше через лес и примерно в сотне метров от дома в тени огромных кедров имения в сорок акров стоит Урусвати, Музей народного искусства Гималаев (осмотр не требует нового билета). Основанный г-жой Рерих в 1928 году, музей содержит собрание образцов местного народного искусства и одежды, картины Рериха, неколько картин его русских последователей и галерею русского народного искусства. В музее можно купить открытки и некоторые книги, связанные с Рерихом. Интересующиеся поразительными картинами Рериха и его философией могут связаться с Международным Центром (eicr.moscow@mtu.net.ru).

Храмы.

Наиболее крупным и значительным среди древних индусских храмов Нагары является деревянный пагодо- образный Трипури Сундри, расположенный непосредственно под дорогой к Галерее Рериха. Также как храм Дунгхри в Манали он увенчан трех-ярусной крышей, где верхний ярус округлой формы. Карнизы украшены резными изображениями животных. Храм посвящен Богине- Матери “Красавице Трех миров”. В честь божества этого храма устраивается ежегодный праздник, мела, в середине мая, когда богов из окружающих деревень приносят на поклонение Богине-Матери.

Десятиминутный подъем по каменным ступеням приводит прямо на лужайку, откуда взирает на Нагар Мурлидхар (Кришна) Мандир. С лужайки открывается прекрасный вид на долину со снеговыми вершинами вокруг Солана и перевала Рохтанг. Храм, выстроенный на руинах древнего города Тхава, обнесен изгородью. Вход за изгородь запрещен всем, кроме индусов, хотя семейство, присматривающее за храмом, весьма доброжелательно.

Наконец, по дороге на автобусную остановку в нижнем конце деревни, видны замечательные каменные изваяния на крыше храма Гауришанкар Мандир. Этот храм бога Шивы стоит позади замка в отдельном мощеном дворике; он считается одним из самых древних в долине. В храме находится живой лингам, поэтому приблизиться к нему можно только босиком.