Мой город Москва

Кулу

Общие сведения

 Кулу - с середины семнадцатого века столица долины, после независимости стала центром дистрикта, хоть Кулу и является главным рынком региона и его крупнейшим транспортным узлом, в качестве туристического центра его потеснил Манали, находящийся в 40 км к северу. Кулу - город шумный, грязный и ничем не похожий на мирные деревни, которые взирают на него с окружающих холмов.

Большая часть туристов просто проезжают через Кулу, но в городе есть несколько храмов, из некоторых из них открывается замечательный вид на долину, особенно красиво это ночью, когда вокруг мерцают огоньки деревень, придающие другой вид ландшафту.

Храмы.

Самый знаменитый храм в Кулу, Рагхунатхджи Мандир, хранит священную статую Рагхунатха, проявления Рамы, привезенную сюда раджей Джагат Сингхом в середине 17 века. Священнослужители посоветовали радже установить статую в храме и короновать ее вместо себя, чтобы таким образом избавиться от кары за смерть местного брахмина, которая навлекла страшное проклятие на раджу - его пища превращалась в червей. В результате, и по сей день раджи Кулу считают себя простыми наместниками Рагхунатха, самого могущественного из божеств долины, которому совершается поклонение во время праздника Дассера. Храм прячется за дворцом Рупи - резиденцией раджи Кулу. Получасовой подъем по мощеной тропе выводит путешественника за пределы Султанпура, в горы, откуда открывается прекрасный вид через Беас на снежные вершины. Вайшно Деви Мандир - небольшой пещерный храм, где находится статуя богини Кали (Дурги), расположен в 3км выше.

Еще один важный храм находится в 8 км к юго-западу от города на вершине отвесной скалы над священным слиянием, сангамом, двух рек: Беаса и Парвати, хотя храм горазжо ближе в Бхунтуру, чем к Кулу, добираться к Биджли Махадев Мандиру нужно через подвесной мост Акхара-базар - Тапу по выбитой дороге на левом берегу Беаса. Биджли Махадев славится поразительным лингамом. Удары молнии, которые отводятся во внутреннее святилище при помощи 20-метрового шеста с трезубцем на конце, как говорят, время от времени разрушают лингам, но тот магическим образом восстанавливается, благодаря молитвам храмового жреца. С вершины скалы открывается замечательная панорама долин Парвати и Кулу, а также высочайших гималайских вершин. Можно остановиться в гостевом доме при храме ( где принимают даяния) - простеньком строении с холодной водой, но без туалета, и на другой день спуститься пешком в долину Парвати.

Дассера в Долине Богов.

Долину Кулу часто называют “долиной богов”, но правят здесь деревенские божества. Никто не знает сколько богов и богинь населяют холмы к югу от перевала Рохтанг, но известно, что почти в каждой деревне есть свой бог, с собственной историей, со своими слабостями и со своим храмом. По легенде, все они спустились в долину через перевал Чандракани. Джамлу, бродячий бог Маланы, открыл крышку сундука, куда их всех загнали, и порывом ветра изображения богов разнесло по деревням.

Роль бога или богини в каждой отдельной деревне определяется о его или ее способностями - одни исцеляют, другие защищают свою “территорию” от злых духов, вызывают дожди или обеспечивают урожай. Деревенский шаман, гор, как правило из низкой касты, обязан соблюдать разные запреты, скажем, он не имеет права стричь волосы, носить кожаное или разбрасывать навоз на полях. Когда ему нужно совершить обряд, он обнажается по пояс и под аккомпанемент храмовых труб и барабанов вгоняет себя в транс, а бог пользуется его голосом, чтобы обратиться к верующим. Бог, выносимый из храма в паланкине, раскачивается на плечах носильщиков, а гор вещает от его имени. К его словам неизменно прислушиваются, а решение, вынесенное им считается окончательным; оракул назначает день свадьбы, день начала посева и разрешает споры между сельчанами.

Самый важный выход любого бога из его храма совершается в праздник Дассера, который проводится в октябре, после окончания муссона. Хотя по идее празднуется победа Рамы над демоном Раваной, правителем Ланки ( на местном диалекте “душетхера” значит “демон убит”), но для местных богов это возможность утвердить свое положении в иерархии существующей в этом пантеоне. Иерархия строга, верховное божество это Рама, он же Рагхунатх, титулярный бог раджи Кулу.

Предположительно Дассера празднуется в Кулу с семнадцатого века, когда индусские правители Кулу предприняли попытку ослабить влияние местных “ культов природы”: поклонение анимистским духам, обитающим на горных вершинах, в скалах, деревьях, реках и пещерах. Судя по характеру и размаху праздника, уловка раджи оказалась вполне успешной. В октябре, на десятый день новой или “белой” луны, примерно 150-200 местных богов отправляются в Кулу, чтобы поклониться Рагхунатху. Как подобает региону, где старая женщина окружена высоким почтением, торжественное шествие не начинается, прежде чем Хадимба - бабушка верховного бога правящей династии, не прибудет из храма Дунгхри в Манали. Ее вместе со свитой несут в паланкине, ратхе, богато украшенном резьбой, укутанную в блестящие шелка и увешанную цветочными гирляндами, укрытую от солнечных лучей роскошно вышитым зонтом, чхатри. Восемь или двенадцать золотых и серебряных масок , обращенных к четырем сторонам света, прикреплены к божествам, перед паланкином под громкие звуки труб шествуют знаменосцы, священнослужители и обнаженные по пояс горы.

Возглавляет праздничное шествие бог Рагхунатх, передвигающийся в шестиколесном паланкине, который выезжает из дворца Рупии, влекомый за веревки двумя сотнями самых почтенных верующих, Паланкин устанавливают в центре пыльного майдана, где вокруг него совершает обход сам раджа, его семья и свита священнослужителей. После церемонии праздник приобретает более светский характер. Ярмарочные танцоры в традиционных нарядах Химачала выступают перед огромными толпами зрителей; майдан к этому времени выглядит скорее увеселительной ярмарочной площадкой, столь типичной для Индии. Здесь появляются лавочки, ходят торговцы сладостями, бродячие заклинатели змей, астрологи, садху, акробаты и циркачи. Надо всем беспрерывно раздается грохот барабанов и звучит включенная на полную мощность музыка из индийских кинофильмов. Все это продолжается шесть дней, после чего, уже при полной луне, совершаются ритуальные кровавые жертвоприношения - в жертву богу приносится молодой буйвол, коза, петух, рыба и краб.

Сейчас, когда Дассера в Кулу стала способом привлечения туристов, праздник приобретает все более постановочный и коммерческий характер. Лучше заранее заказать себе места и приготовиться к необходимости пробиваться сквозь толпу, если вы пожелаете подойти поближе к богам.