Мой город Москва

Киббер

Общие сведения

Киббер (4205 м) считается самым высокогорным поселением в мире, к которому подведена автомобильная дорога и электричество. Если отвлечься от джипов, спутниковых антенн и старых правительственных зданий под жестяными крышами, то сотня другая типичных для долины Спити традиционных домиков выглядит весьма в Ладакх. Летом деревня окружена изумрудной зеленью ячменных полей. От нее начинается дорога на север через горы и высокий перевал Паранг Ла (5578 м). До сооружения дорог в долине Спити, местные жители использовали этот путь, чтобы на вьючных пони и яках возить товары на продажу в Лех. В наше время только деревенские старики знают эту дорогу на Лех, а пользуются ею сейчас одни пастухи, выгоняя свои стада на высокогорные пастбища. В Манали есть агентства, которые предлагают 17-дневное путешествие отсюда до озера Тсо Морири в Ладакхе. Короткие экскурсии по окрестностям включают в себя посещение деревень и живописных места; завершаются все они в Казе. По узкой тропке можно обойти вокруг деревни и добраться до обнесенной забором площадки, над которой трепещут яркие молитвенные флаги. В 1983 году в Киббере скончался Лама Серканг Ринпоче из монастыря Табо и его кремировали на этой площадке. В момент кремации из камней забил источник, который действует и сейчас. К этому священному источнику собираются паломники со всей долины, вокруг него разбит замечательный сад, само существование которого в бесплодной местности выглядит чудом, а чуть пониже выстроен маленький храм.

В Киббер ходят автобусы из Казы, можно нанять джип или пройти пешком 16 км пути. Тропы вниз от Ки к Кибберу более или менее следуют извивам дороги, а съезжсть оттуда на машинах стало популярным видом спорта. 4 кибберских гостевых дома принимают все растущее число туристов и треккеров, проезжающих через деревню: Norling (тел.01906/26242;2-3) и Rainbow ( тел.01906/26234;2) находятся у въезда в деревню; Resang (тел.01906/26231;2) и Sargong (тел.01906/26222;2-3) расположены немного дальше.

Дханкар и долина Пин

На полдороге между Казой и Табо, около места слияния рек Пин и Спити, проселочная дорога сворачивает к востоку и через 12 км путешественник оказывается в деревне Дханкар (3890 м) или в “горном селении недоступном для чужих”. Здесь - еще один монастырь, связанный с именем “Великого переводчика” Ринчена Зангпо. Монастырь Лха Опа Гомпа построен в 12 веке в местности, которая производит впечатление лунного ландшафта. Однако, наибольший интерес вызывает маленькая молельня на самой вершине горы за деревней - Лхаканг Гомпа с ее яркой настенной росписью, отображающей жизнь Будды. Настенная роспись относится, видимо, к 17 веку, но она отлично сохранилась, особенно доминирующая красная краска. Хотя часть росписи была изуродована, сцены рождения Будды в небесном царстве, его перерождение и жизнь в Капилавасту, его отречение от мирской жизни выглядят прекрасно. Из монастыря открывается упоительный вид на реку Спити в том месте, где в нее вливается река Пин, которая стекает со снежных склонов массива Пин-Парвати. Любители пеших прогулок могут подняться к озеру в нескольких километрах выше деревни. В Дханкар автобусы не ходят, так что нужно или позаботиться о собственном транспорте, или идти пешком от шоссе.

Долина Пин.

Перед самой деревней Дханкар от шоссе Каза - Симла ответвляется дорога, которая пересекает реку Спити в Аттарги, превращаясь в серпантин, вьется вверх по долине на протяжении26 км до крохотного селения Миким ( с населением в 26 чел.) на слиянии рек Пин и Парахло. Путешественник проезжает через деревню Гулинг, над которой возвышается известная Ньингма гомпа Гунгри, выстроенная, как считается, в 8-9 вв. Там есть простенькая гостиница “Гималаи” (1), парочка кафе с тибетскими блюдами и кемпинг. Отсюда всего 4 км до Микима и более крупной деревни Сагнам на другом берегу. Из Микима в Казу ежедневно ходят 1-2 автобуса. В Микиме остановиться негде, есть только ведомственный гостевой домик в близлежащем Сагнаме, куда можно переправиться в металлической корзине по канатному мосту. Верхняя част долины доступна только треккерам, которые могут через нее добраться до перевала Пин-Парвати.

Табо

Одна из главных причин, заставляющая туристов пробираться по трудным дорогам Спити, это желание посетить Табо в 43 км к востоку от Казы. Глинобитно-деревянные коробки, которые лепятся по крутому северному берегу Спити, выглядят достаточно уныло, но внутри них подлинные сокровища - многоцветная настенная роспись и статуи из штукатурного гипса, которые относятся к числу лучших произведений древнего буддистского искусства, связующего пещерные фрески Аджанты и буйное тантрическое искусство, расцветшее в Тибете пятью столетиями позднее. Согласно надписи в главном зале собраний, монастырь был заложен в 996 г., когда Ринчен Зангпо, эмиссар Йеше Ода, правителя Гуге, распространял учение Будды в северо-западной части Гималаев. В дополнение к 158 буддистским текстам, собственноручно им переписанным, “Великий переводчик” привез с собой целую группу кашмирских мастеров для отделки и украшения храмов. Единственные сохранившиеся образцы их труда и находятся сейчас здесь в Табо, в Алчи в Ладакхе и в гомпах Толинг и Тсапаранг в ныне оккупированном Китаем западном Тибете.

Чогскхар - “священный анклав” в Табо, обнесенный стеной из необожженного кирпича, включает в себя восемь храмов и двадцать четыре чортена (ступы). Суг Ла-кханг, самый большой и древний из них помещается напротив главных врат. Возведенный в конце десятого века “Зал просветленных богов”, был задуман в в форме трехмерной мандалы, его структура и богато украшенный интерьер служит мистической моделью вселенной, в которую включены и боги. Декор делится на три отчетливые ленты - на нижнем уровне изображены эпизоды из жизни Будды и его предыдущих воплощений; выше - боги и богини из штукатурного гипса, на самом верху - медитирующие Будды и боддисаттвы. Гигантская четверорукая фигура перед алтарем, освещенная масляными светильниками - это Вайрочана, изначальный Будда.

Другие храмы относятся к 15 и 18 векам. Их интерьер демонстрирует развитие буддистской иконографии от первоначального индийского стиля к избыточности средневекового тибетского тантризма, сформировавшегося под китайским влиянием, который и по сей день в огрубленном виде преобладает в декоре современной гомпы. Новая гомпа, которую открыл Далай-лама в 1983 г., служит обителью для тридцати с лишним монахов и нескольких монахинь; некоторые из них обучаются технике традиционной иконописи под руководством геше, учителя из восточного Тибета.