Мой город Москва

Кангра

Общие сведения

Хотя большая часть туристов минует Кангру, отправляясь дальше а Дхарамсалу в 18 км севернее, Кангра безусловно заслуживает того, чтобы задержаться в ней. Все автобусы, которые ходят по долине Кангры и еще дальше, собираются к остановке в километре от центра города, откуда много рейсов на Дхарамсалу. До Кангры можно добраться и из Патханкота по узкоколейке ежедневным поездом “Королева Кангры”.

До образования штата Химачал Прадеш, Кангра была главным городом одноименного дистрикта. На протяжении столетий в Кангру вторгались сикхи и мусульмане, пока в 1847 г. власть над ней не взяли англичане, восстановившие правление раджей династии Каточ, основавших этот город еще в 10 веке. Центр переплетения людных улиц - центральный базар, бойко торгующий всем необходимым для молебствий: красным порошком, кокосами, мишурой и сахаром. Позади базара, прижатый к крутизне Даула Дхара над площадью, выложенной как шахматная доска квадратами белого и черного мрамора, возвышается храм Баджешвари Деви. Легендарные сокровища храма с 12 по 15 век влекли сюда мусульманских завоевателей; Махмуд Газнави, Фероз Шах Туглак и Сикандер Лоди поочередно грабили и разоряли его. В конечном счете, храм обрушился во время землетрясения 1905 г. - в нынешнем виде он представляет собой результат попыток восстановления и не отличается особой архитектурной привлекательностью.

Пришедший в упадок, но все еще крепкий форт, до которого вас может довезти рикша, властно озирает речную долину. Он тоже был поврежден землетрясением - сейчас это тень его былого величия - форт зарастает зеленью и заселен его тучами зеленых попугаев, порхающих вокруг простых храмов, еще поддерживаемых жрецами. Высокие крепостные ворота, иные из которые строили англичане, рассекают мощеную дорогу к заброшенным бастионам. Форт (гарх), по преданию выстроенный на ухе (кан) бога Шивы и дал название и городу, и дистрикту.

Остановиться здесь можно в простенькой гостинице Ashoka (тел.01892/65147;1) и Maurya ( тел.01892/65875;3-4). Более комфортабелен Raj (тел.01892/64062; 4-6) напротив автобусной остановки, там приятные номера, хороший ресторан и бар.

Железная дорога долины Кангра

В Индии находится пять из примерно двадцати старинных “игрушечных поездов” или горных узкоколеек мира - три в Гималаях, два из них в Химачал Прадеш. Самая знаменитая - это линия Калка-Симла, но менее известная 163- километровая дорога долины Кангра тоже является блестящим инженерным достижением. В отличие от той линии с ее 103 туннелями и головокружительными поворотами, здесь строители предпочли мосты - 950 мостов, многие из которых и в наше время считаются шедеврами, дают пассажирам возможность, не отрываясь, любоваться замечательными пейзажами на всем пути от Патханкота до Джогиндернагара. Горы Дхаула Дхар, возносящиеся над долиной до высоты свыше 4000 метров, видны почти отовсюду, их снежные пики составляют контраст с зелеными полями. Хоть поезд идет медленней современных поездов, красота природы здесь впечатляет куда больше, особенно на участке между Кангрой и Мангвалом.

Поезда выходят их Патханкота ежедневно в 14.15 и в 22.55, прибывая в Джогиндернагар соответственно в 11.25 и в 18.25; из Джогиндернагара они выходят в 8.00 и в 12.30, прибывая в Патханкот в 17.30 и в 22.30. Экспресс “Королева Кангры” ( отправление из Кангры ежедневно в 8.20 и в 13.45) проделывает 128 километровый путь до Палампура чуть меньше чем за 4 часа.