Мой город Москва

Тричур

Общие сведения

Овеваемый бризами торговый город Тричур (Thrissur), расположенный примерно посередине между Кочи (в 74 км на юг) и Палаккадом (79 км на северо-восток) на магистрали NH-47, представляет собой логическую базу для исследования культурного богатства центральной Кералы. Находясь рядом с Проходом Пальгхат (Палаккад) - разрывом в естественной границе, образуемой горами Западные Гхаты - он контролировал главный торговый путь в регион из Тамилнада и Карнатаки. Долгие годы Тричур являлся столицей Государства Кочин, которым управляли в разное время и замурин Кожикоде и Типу Султан из Майсора. Сегодня он оправданно гордится тем, что является культурной столицей Кералы и в нем базируются несколько влиятельных художественных учреждений. Центром города является самый большой храмовый комплекс Кералы -Вадаккунатха, окруженный майданом (лужайкой), на котором проходят всевозможные общественные собрания, и не последним является самый экстравагантный, шумный и пышный кераланский праздник - Пурам.

Город

Основным ориентиром в Тричуре служит Round (Круг) - дорога, разделенная на Северный, Южный, Восточный и Западный Круги, которая опоясывает храм Вадаккунатха и майдан. Как только вы определите на какой стороне Раунда вы находитесь, вы можете избавиться от долгой ходьбы по оживленным тротуарам и направиться к нужному месту прямо через лужайку.

Государственный Художественный Музей Штата и Зоопарк (оба вт - воскр с 10.00 до 17.00) находятся рядом на Museum Road, в десяти мнутах ходьбы от Round East, на северо-востоке города (поверните направо в конце Palace Road и пройдите 200 м вниз по правой стороне). Хотя музей маленький, в нем хранится прекрасная коллекция местной бронзы, ювелирных изделий, чудесные резные деревянные фигуры храмовых стражей с клыками и множество масляных ламп из колокольной бронзы. В зоопарке, однако, содержится жалкий набор животных, хотя может оказаться интересным понаблюдать за разнообразными видами змей, которые ползают по здешней округе (королевскими кобрами, крайтами и ботропсами).

Расположенная рядом с гостиницей Yatri Niwas Академия Керала Сангит Натак (Kerala Sangeet Natak Aсademy)располагает большим залом, в котором время от времени проходят концерты музыки и танцев и спектакли кераланского театра, который весьма любим и обычно бывает сильно политизирован. За углом находится Академия Керала Лалитха Кала (Kerala Lalitha Kala) , в которой часто устраивают выставки современного индийского искусства.

Одной из самых важных церквей большой христианской общины Тричура является Сирийско-Католический Собор Лурд, расположенный всего чуть больше 1 км на восток от Больницы Медицинского Колледжа на Round East, вдоль St Thomas College Road. Три ежедневных мессы служат для обычной паствы в девятьсот человек. Подобно многим кераланским индо-готическим церквям, внешний вид собора с куполами и шпилями гораздо более впечатляет, чем интерьер с лишенными украшений металлическими стропилами и потолком из рифленого железа. От алтаря ведут ступеньки вниз в склеп - довольно жалкую копию грота в Лурде.

Пурам

Тричур больше всего известен за его пределами как место проведения крупнейшего прзднества Кералы - Пурама, который проходит в течение одного дня в апреле/мае. Введенный раджой Кочина Шактан Тампураном (1789 - 1803 гг.), Пурам сегодня представляет собой самый экстремальный пример такого рода празднований, происходящих в меньших масштабах по всей Керале, основными составляющими которого неизменно являются наряженные слоны,барабанная музыка и фейерверки.

В этот день, в самое жаркое время года, центр города наполняется до отказа людским морем, тяготеющим к Round South, откуда длинная широкая тропа ведет к южному входу в комплекс храма Вадаккунатха. Две процессии, представляющие храмы Тричура Тирувамбади и Парамеккаву, состязаются в умении создать наиболее впечатляющие зрелища и звуки. В конце концов они встречаются, как армии на поле сражения, стоя напротив друг друга на разных концах дороги. Обе стороны выставляют по пятнадцать слонов с большими бивнями, пышно убранных золотыми украшениями, на каждом из которых восседают три брахмана, держащих предметы, символизирующие царскую власть: метелки из волос яка с серебряными рукоятками, круглые опахала из павлиньих перьев и оранжевые, зеленые, красные, пурпурные, бирюзовые, черные, золотые и узорчатые зонтики с бахромой из серебряных подвесок. В центре каждой группы главный слон везет изображение божества храма. Мягко покачиваясь, большую часть времени слоны стоят неподвижно, хлопая ушами, похоже, не замечая давку толпы, подобные бомбам взрывы фейерверков и огромный оркестр, играющий перед ними.

Известная как чендра мелам (chendra melam), эта типично кераланская музыка, исполняемая при помощи целой сотни громких, обтянутых твердой шкурой цилиндрических барабанов чендра, грохочущих цимбал и духовых инструментов, завораживает толпу, отмечая продвижение процессии. Каждая разновидность чендра мелам называется в зависимости от ритмического цикла (tala, или на языке малаям talam), на котором она строится. Барабанщики стоят рядами, самые многочисленные позади играют единичные доли. Впереди стоит ряд мастеров барабанщиков, звезд кераланской музыки, которые стараются перещеголять друг друга в скорости, выносливости, профессиональных навыках и эффектности. Лицом к барабанщикам стоят музыканты, играющие на длинных двойных тростниковых, похожих на гобой трубах кужал (напоминающих североиндийский шехан) и трубах компу из колокольной бронзы в форме буквы С. Основной ритм обеспечивают эталам - среднего размера тяжелые медные ручные тарелки, которые четко и точно держат темп, существенно важный для кульминационного впечатления от музыки. В течение длительного периода мелам проходит через четыре фазы темпа, каждый из которых удваивает предыдущий, и меняется от величественно замедленного до бешено ритмического.

Переход к самому быстрому темпу осуществляется на волне акустического и визуального стимулирования. Сидящие на слонах встают в этот момент и манипулируют своими опахалами из перьев и волосяными метелками скоординированными движенями, а позади вертятся раскрытые зонтики, мелькая на солнце ослепительными цветами и сверкая серебром. Тем временем яростно грохочут цимбалы, которые нередко поднимают над головой, что требует необыкновенной выносливости (и оставляет на руках страшные рубцы). Мастера барабанщики играют громче и быстрее всего, их игра часто усиливается взрывами энергии, один за другим вырывающимися от музыкантов позади, а хор труб в резком унисоне производит поистине древний грохот.

Все это приветствуют взрывы фейерверка и рев толпы; многие взмахивают кулаками, бешено колотя воздух, некоторые ведут себя совсем как фанаты тяжелого металла на западе, а другие - безумные поклонники ритма (talam branthans) раскачиваются в такт музыки, следуя каждому ее нюансу.

Когда самая быстрая часть сыграна, возвращается самый медленный темп и шествие движется дальше, а махауты ведут слонов за бивни. Снова остановка - и весь цикл повторяется. Ночью входы в храм Вадуканнатха горят разноцветными лампочками, а в первые часы утра устраивается живописный фейерверк.

Если вы отправитесь в Тричур на Пурам, будьте готовы к забитым автобусам и поездам. Не стоит и говорить, что жилье нужно бронировать заранее. Рекомендуется иметь зонтик или шляпу. К сожалению, Пурам стал служить предлогом для индийских мужчин сильно напиваться и неприятно себя вести; женщинам лучше выходить только утром, или наблюдать за происходящим с безопасного расстояния.

Похожие, но меньшего масштаба мероприятия проходят обычно начиная с сентября, но больше всего летом (в апреле и мае). Узнайте в туристическом офисе или в вашем отеле, или попросите кого-нибудь посмотреть в местном издании газеты Mathrabhumi где и когда проходят местные представления ченда мелам и других ударных оркестров, таких как панчавадьям и тьямбака.

Храм Вадаккунатха

Храм Вадаккунатха (закрытый для неиндусов) представляет собой огороженный комплекс из пятнадцати святилищ, датируемых 12 в. и ранее, главное из которых посвящено Шиве. Внутри стен, поросшая травой территория храма удивительно тихая и просторная, с поразительным апсидальным святилищем, посвященным Айяппе. К сожалению, за многими сокровищами храма, такими как резьба по дереву и фрески, не так хорошо ухаживают, как могли бы.

Некогда существенная составляющая культурной жизни храма, но в настоящее время мало используемая и заброшенная - длинное здание театра Куттамбалам с резными панелями и обработанными на токарном станке деревянными колоннами, является местом проведения древних санскритских видов представлений чакьяр кутту и кудияттам (неиндусы не допускаются).

Окрестности Тричура

Исследование области вокруг Тричура главным образом интересно возможностью близко познакомиться с культурным наследием Кералы. Бесчисленные празднества, достигающие своего пика в мае перед муссонами, позволяют приезжим насладиться представлениями лучших в мире барабанщиков, танцевальной драмой катхакали и кудияттам - старейшей сохранившейся театральной формой мира.