Мой город Москва

Каллади

Общие сведения

Городок Калади расположен в 45 км от Кочина, столицы Кералы, на берегу реки Перияр. Здесь, в Калади, родился Шанкара (Шанкарачарья, Ади Шанкарачарья), величайший святой и философ Индии, основатель школы адвайта-веданта.

В память о нем возведены два храма, а также небольшой храм на месте кремации Арьямбы, матери Шанкары. Рядом находится "крокодилий гхат", где, по преданию, 8-летнего Шанкару на глазах его матери схватил крокодил и отпустил только тогда, когда женщина согласилась, чтобы её сын стал санньяси.

Шанкара (Шанкарачарья) Родился: 788 г. в Калади (нынешний штат Керала, Индия). Умер: 822 г.

Основные труды: "Айтарейя-упанишад-бхашья", то есть "Комментарий к Айтарейя-упанишаде"; "Атмабодха", то есть "Постижение атмана"; "Бхагавадгита-бхашья", то есть "Комментарий к Бхагавадгите"; "Брахма-сутра-бхашья", то есть "Комментарий к Брахма-сутре"; "Брихадараньяка-упанишад-бхашья", то есть "Комментарий к Брихадараньяка-упанишаде"; "Чхандогья-упанишад-бхашья", то есть "Комментарий к Чхандогья-упанишаде"; "Иша-упанишад-бхашья", то есть "Комментарий к Иша-упанишаде"; "Катха-упанишад-бхашья", то есть "Комментарий к Катха-упанишаде"; "Кена-упанишад- бхашья", то есть "Комментарий к Кена-упанишаде"; "Упадеша-сахасри", то есть "Тысяча поучений".

Главные идеи:

  1. Реальность, то есть Брахман, недвойственна (адвайта). 
  2.  Мир неподлинен. 
  3. Мир — это создание творческой иллюзии (майя). Атман не отличен от Брахмана. 
  4. Человек, живущий в эмпирическом мире, способен постичь Брахмана. Чтобы постичь Брахмана, нужно следовать по пути Знания (джняна-йога).
  5.  Постижение Брахмана (мокша) — высшая цель человеческой жизни. Мокша — это постижение человеком своей подлинной природы. Шанкара (Шанкарачарья) родился в 788 г. в Калади (Kaladi), деревне в нынешнем штане Керала, в семье брахмана, славившейся своей учёностью.

 Мать Шанкары оказала немалое влияние на его жизнь. О его отце известно очень мало. В раннем возрасте Шанкара покинул дом в поисках гуру (наставника), который посвятил бы его в санньясу (отречение от мира). Он присоединился к общине отшельников на берегу реки Нармада, и гуру Говинда принял его в ученики. Сведений о том, как долго он обучался у Говинды, нет. Известно только, что основы образования Шанкара получил под руководством Говинды и очень рано достиг высшего знания. Известно также, что он путешествовал по Индии, ведя диспуты с оппонентами и исправляя крайности некоторых религиозных культов. Умер он рано. Шанкара был не только философом, но и мистиком, святым и поэтом. Ему приписывается громадное количество трудров, однако абсолютно достоверно, что он был автором трудов, перечисленных выше. Его достижения были весьма значительны, а краткий срок его жизни делает их ещё более замечательными.

Среди девяти основных школ индийской философии веданта (vedanta) считается важнейшей и наиболее известной. Эта школа основывается на учении упанишад, составляющих заключительную часть Вед, священных текстов индуизма. Поэтому буквальное значение слова "веданта" — "конец Вед", или "кульминация ведийского учения". (Впервые слово "веданта" употребляется в значении "завершение Вед" и "высший смысл Вед" уже в самих упанишадах. Мундака 3.2.6.)

Система веданты нашла своё формальное выражение в "Брахма-сутрах" (Brahma-sutra), то есть в афоризмах о Брахмане, или о реальности, принадлежащих Бадараяне (Badarayana). Эти сутры стали источником вдохновения для мыслителей-ведантистов. Сутры коротки, как афоризмы, и допускают множество различных смыслов и толкований. Средневековые философы писали к ним комментарии, которые дали начало различным школам в рамках ведийской традиции. Важнейшими из них стали адвайта, вишишта-адвайта (visistadvaita) и двайта (dvaita). Главным пунктом их расхождения было различное понимание отношения между Брахманом, миром и индивидуальной душой.

Шанкара был основателем школы адвайта-веданты, то есть "недвойственной" веданты. Она была и остаётся самой известной системой индийской философии — как на Востоке, так и на Западе. Вся философия Шанкары может быть обобщена в следующем кратком высказывании: Brahma satyam, jagan mithya, jivo brahmaiva naparah (Брахман реален, мир нереален, душа — не что иное, как Брахман ("Вивека-чудамани", "Viveka-cudamani")). Основные труды философа на разные лады развивают это положение. Поэтому, чтобы получить представление о системе Шанкары в целом, необходимо рассмотреть это утверждение в системе адвайты и понять то, что за ним стоит.