Мой город Москва

Майсор

Общие сведения

Центр резьбы по сандаловому дереву и производства шелка и благовоний, Майсор (159 км. от Бангалора на юго-запад), древняя столица раджей Вадияр - одна из самых известных достопримечательностей Южной Индии. Если вспомнить расхожие фразы, которыми усыпаны описания этого города, то первые впечатления могут вас разочаровать. Как и в любом другом месте, когда вы сойдете с автобуса или с поезда, вас встретят не столько аромат цветущего жасмина и нежное благоухание сандала, сколько какофония мчащихся авторикш, грохочущих автобусов, повозок, запряженных быками, и конных двуколок. И тем не менее, Майсор, безусловно, восхитительный и старомодный город, архитектурный ансамбль которого увенчан живописным дворцом Махараджи, от которого радиальными лучами расходятся бульвары города. Неподалеку центр города с красочным бурлящим рынком Девараджа (Devaraja Market). Шрирангапатнам в пригороде Майсора до сих пор хранит бесценные сокровища архитектуры времен великого героя Индии Типу Султана, а величественный храм Гойсалы Сомнатхпурлежит всего в часе езды оттуда.

В Х в. Майсор носил имя «Махишасур» - «город, где был убит демон-буйвол» (богиней Дургой). Приблизительно с 1400 г. и до дня провозглашения Независимости городом управляла индуистская династия Вадияр. Исторически город был связан множеством нитей с судьбой Шрирангапатнама. В 1761 г к власти пришли мусульмане Хайдер Али и его сын Типу Султан. Два года спустя, новые правители уничтожили старый город, похожий на лабиринт, и заменили его изящной сетью широких зеленых улиц и общественных садов, которые существуют и по сей день. Однако после поражения, нанесенного Типу Султану английским полковником Артуром Уэллесли (позже – герцог Веллингтон), владычество Вадияров было восстановлено. С тех пор город, ставший столицей штата Майсор, сделался центром большей части южной Индии. В 1956 г., когда Бангалор стал столицей нового штата Карнатака, его махараджа был назначен губернатором.

Город

Майсор, вдобавок к своим традиционным туристическим достопримечательностям, хорош тем, что по нему просто хорошо погулять. Колоритные обветшавшие здания времен «до провозглашения Независимости», выстроившиеся вдоль торговых рядов, таких как Ashok Road иSayaji Rao Road, придают дух былого величия деловому центру города, прекрасно вписываясь в бурлящую жизнь улиц. Сувенирные магазины переполнены изделиями из сандалового дерева. Лучшее всего для того, чтобы составить представление о выборе сувениров – это отправиться в Правительственный художественный салон Кавери (Government Cauvery Arts) и Торговый центр на Sayaji Rao Road (закрыт по четвергам), где предлагается богатый выбор произведений местного художественного творчества, разрешенных к вывозу за границу. Знаменитый городской рынок Девараджа (Devaraja Market) на Sayaji Rao Road – один из наиболее колоритных продуктовых рынков южной Индии: огромный комплекс крытых прилавков, ломящихся от бананов (деликатесный сорт nanjangod), ароматных манго и брикетов палочек из тростникового сахара (jaggery) и груд огненного молотого перца kunkum.

Дворец Махараджи

Над центром Майсора возвышается обнесенный стеной Дворец Махараджи (10:30-17:30, ежедневно; 10 рупий), сказочный замок, чья единственная башня увенчана сверкающим куполом, облицованным медными пластинами. Особенно величественно он смотрится в воскресные вечера и во время праздников, когда его освещают не менее чем 5000 светильниками. Он был выстроен в 1912 г британским архитектором Генри Ирвином в смешанном индо-сарацинском стиле на месте старого деревянного дворца, уничтоженного пожаром в 1897 г., и предназначался для 24-го раджи из рода Вадияр. Дворец окружен 12 храмами, некоторые из них – значительно более раннего происхождения. Хотя по периметру стены есть 6 ворот, вход открыт только с южной стороны. Обувь и фотоаппараты нужно оставить в помещении гардероба.

Пышный интерьер дворца представляет собой необычное смешение стилей Индии и других частей света. Вход – через Гомбе Тхотти, или Павильон кукол, который когда-то был выставкой кукол, изготовленных для ярких праздников Дассеры, а теперь стал выставочной галереей европейской и индийской скульптуры и ритуальных предметов. Немного дальше медные Слоновьи Ворота образуют главный вход в центральную часть дворца. Ворота, декорированные цветочным орнаментом, венчает двуглавый орел – королевский символ Майсора, а ныне – эмблема штата. За воротами к северу находятся деревянная мандапа, искрящаяся кусочками зеркала, и церемониальный деревянный слон, датируемые началом XX вв.. Слон искусно отделан 84 кг. золота весом в 24 карат, и, как кажется, инкрустирован красными и зелеными драгоценными камнями; на самом деле это мерцающие огоньки электрических лампочек. Стены ведут в восьмиугольный Kalyana Mandapa - королевский зал бракосочетаний с потолочным бордюром, тщательно расписанным маслом сценами из великого Майсорского праздника Дассера 1930 г. Живопись выполнена в 15-летний срок четырьмя индийскими художниками. Сам зал великолепен – все пространство этой сказочной пещеры декорировано чугунными колоннами, изготовленными в Глазго, канделябрами из богемского хрусталя и фигурами павлинов из бельгийского цветного стекла, украшающими потолочный свод. Мозаика из английского изразца повторяет мотив павлинов. За этим залом находятся маленькие комнаты, уставленные прекрасной мебелью, в том числе – два кресла из серебра, а другие – из бельгийского хрусталя; они были изготовлены специально для махараджи и лорда Маунтбаттена, последнего вице-короля Индии. В одной из комнат - резной потолок из бирманского тика, работы местных мастеров.

Поднявшись по лестнице с баллюстрадой из итальянского мрамора, миновав выполненную из парижского гипса и пугающе жизнеподобную фигуру Кришнараджи Вадияра IV в полный рост (он удобно устроился, опершись на табуретку ногами, увешанными драгоценностями), вы попадаете в Зал Собраний Дурбар (Public Durbar Hall). Это – фантазия в восточном стиле, которую часто сравнивают с обстановкой из «Тысячи и одной ночи». Отсюда открывается величественная панорама колоннады, привлекающей взор яркой росписью и позолотой, из просторного зала открывается вид на парадную площадь и сады, раскинувшиеся до Чамунди Хилл. Здесь махараджа давал аудиенции. Восседал он на массивном троне из карнатакского золота, 280 кг пошло на его отливку. В наши дни зал используется только во время праздника Дассера, там дают классические концерты. Живопись знаменитых художников Шилпи Сиддалингасвами и Раджа Рама Вармы из королевской семьи Траванкора (Керала) украшает стены. Верхняя часть зала отделана белым мрамором, инкрустированным нежным цветочным орнаментом из яшмы, янтаря и ляписа лазури, в Монгольском стиле. С этой пышностью стиля контрастируют панели на потолке – на огнеупорной асбестовой основе, маслом написано изображение Вишну, датированы они 1930 г. Зал для частных аудиенций (Private Durbar Hall) немного меньше; он отмечен прекрасными цветными витражами и росписью с позолотой. Напоследок вы минуете две резные серебряные двери – это все, что осталось от старого дворца.

За главным зданием дворца (в пределах архитектурного ансамбля) расположились сувенирные магазинчики, а далее маленький музей, курируемый королевской семьей. Здесь выставлена живопись Танджавурской и Майсорской школ; часть из картин отделана позолотой и драгоценными камнями.

Холм Чамунди

На вершине холма Чамунди, расположенного в 3км к югу от города, находится храм главного божества раджей Майсора – богини Чамунди, или Дурги, поразившей чудовищного буйвола Махишасуру. Поездка на автобусе (№201) к вершине холма приятна и не утомляет; спуск вниз, мимо огромного Нанди, быка Шивы, занимает около 30 мин. Паломники, конечно, совершают путешествие в обратном порядке. Возьмите с собой питьевую воду (пешая прогулка, особенно в середине дня, отнимает много сил, вы преодолеете более 1000 ступеней, и к вечеру ноги у вас, скорее всего, будут подгибаться).

Места с левой стороны автобуса позволяют любоваться прекрасными видами равнин, окружающих Майсор. Не удивляйтесь, если на вершине холма, увенчанной сорока метровой гопурой храма, вы будете охвачены чувством дежа вю – надпись на одной из экспозиций в Музее Религии гласит, что «5000 лет назад в это время Вы посетили это место точно так же, как Вы посещаете его сейчас, потому что мировая драма повторяет себя в точности каждые 5000 лет». Другой экспонат обращается к разуму нашего «трудного мира: непристойные фильмы, отсутствие истинного воспитания, слепая вера, безверие, дурные привычки и эгоизм». Получив должное наставление, вы можете пройти вдоль по тропинке от автобусной остановки мимо прилавков с безделушками и чаем к храмовой площади. С правой стороны, там где кончается тропинка, стоят четыре тумбы в красную полоску; здесь начало обратного пути вниз по склону холма.

Можно посетить храм 12 в. (8.00-полдень и 17.00-20.00, ежедневно; обувь следует оставлять снаружи). Образ Чамунди отлит из золота; во дворе храма стоит устрашающая, ярко раскрашенная, статуя демона Махишасуры. Вы можете вернуться на площадь через два других храма а также здания, где хранятся церемониальные принадлежности и фигуры животных, используемые во время празднества Дассера. Вы пройдете мимо резвящихся обезьян и садху с волосами, заплетенными в косички, которые за вознаграждение будут охотно позировать для фотоснимков. Величественный пятиметровый Нанди, изваянный из черного гранитного монолита в 1659 г., - особый объект поклонения; он украшен колокольчиками и цветочными гирляндами; за ним ухаживает священнослужитель. Святыни поменьше, в том числе посвященные Чамунди и богу-обезьяне Хануману, стоят вдоль тропы; у подножия холма рядом с чайной лавкой находится небольшая святыня, посвященная Ганешу. Здесь можно взять авторикшу или сесть на автобус, направляющийся обратно в город, однако в выходные дни он обычно переполнен. Если вы пойдете пешком в сторону города, мимо храма с левой стороны с большим бассейном (место проведения праздника на воде во время Дассеры), то через 10 минут выйдете на главную дорогу между дворцом Лалита Махал (Lalitha Mahal Palace) и городом; на перекрестке есть автобусная остановка, там же часто останавливаются авторикши.

Вокруг Майсора

Майсор – отправной пункт для осмотра самых популярных достопримечательностей Карнатаки. В Шрирангапатнаме находятся крепость, дворец и мавзолей, относящиеся к эпохе Типу Султана («Тигра Майсора», вечной «занозы» в боку Британии). Прекрасные храмы Гойсалы в Сомнатхпуре и дальше, в Белуре иХалебиде – шедевры архитектуры. Около Хассана джайнистский центр в Шраванабелголе привлекает толпы паломников и туристов, желающих осмотреть статую Гоматешвары.

Если Вы движетесь на юг по направлению к Ути, холмы и леса Бандипурского Национального Парка предоставляют еще одну возможность покинуть город, хотя шанс увидеть редких животных очень мал. То же справедливо и в отношении Нагархолского Национального Парка, расположенного в окрестностях Курга в трех часах езды к юго-западу от Майсора.

Заповедники в окрестностях Майсора

Майсор находится в непосредственной близости от трех главных заповедников – Бандипура, Нагархола и Мудумалаи, лежащем через границу с Тамил надом. Все они – часть огромного Биосферного Заповедника Нилгири. В последние годы, однако, все три заповедника страдали от присутствия бандитаВирапана, и большая часть лесных дорог часто была закрыта для посетителей. Если вы хотите отправиться туда, проверьте в туристическом агентстве, какие части заповедников открыты. В начале 2001 г. комендантский час в темное время суток действовал даже на шоссе Майсор – Ути, в то время как войска пытались вытеснить Вирапана из леса. Несколько элитных частных «курортов» на окраинах парков и один-два туристских комплекса позволяют посетителям познакомиться с этим краем, славящегося своими слонами. Места в Департаменте Лесного Хозяйства в Бандипуре и Нагархоле нужно заказывать предварительно и как можно раньше через Главного Директора, Aranya Bhavan, Ashokapuram , 6 км к югу от центра Майсора, автобус №61 от Городской остановки. Чтобы заказать проживание в Мудумалаи, нужно позвонить туда заранее. Учтите, что места в домиках для отдыха (Rest Houses), принадлежащих Департаменту Лесного Хозяйства, можно заказать только в Ути.

Шрирангапатнам

Остров Шрирангапатнам на реке Кавери в 14 км к северо-востоку от Майсора - размером всего 1 на 5 км. Долгое время там был центр индуистского паломничества. Остров получил имя в честь Храма Шриранганатхасвами Вишну, который в 1133 г. служил убежищем философу Раманудже. Цари из рода Виджаянагар построили здесь крепость в 1454 г., а в 1616 г. она стала столицей Вадияров, раджей Майсора. Однако название «Шрирангапатнам» обычно ассоциируется с именем Хайдера Али, который одержал победу над Вадиярами в 1761 г., и еще больше - с именем его сына Типу Султана. Он правил семнадцать лет. После его смерти в 1799 будущий герцог Веллингтон овладел крепостью в кровавой битве при «Серингапатнаме». Для английских планов установления господства над Индией, Типу был самым опасным изо всех индийских правителей.

Типу Султан и его отец превратили маленькое государство Майсор в мощную мусульманскую державу. Рожденный в 1750 г. от матери-индуистки, Типу унаследовал военное искусство Хайдера Али. В отличие от своего неграмотного отца, он был высокообразованным, культурным человеком, проводил радикальные сельскохозяйственные реформы. Его пламенное желание, которое он пронес через всю жизнь – освободить Индию от ненавистных британских захватчиков – привело его к военному союзу с французами. С неизменным упорством он культивировал свое имя – «Тигр Майсора», окружая себя символикой и изображениями тигра. Многие из его личных вещей украшены или изображением зверя, или его полосами; говорят, что он, подобно римлянам, держал тигров для казни преступников. Шрирангапатнам был сильно разрушен англичанами, но некоторые постройки северо-западной части крепости сохранились, в том числе ворота, бастионы, склады и мрачные подземелья, где закованных в цепи британских пленников держали по шею в воде; сохранилась и мечеть Джами с куполом и минаретом.

Бывший летний дворец, Дария Даулат Багх (ежедневно кроме пт 9.00-17.00; $5 для иностранцев [5 рупий для индусов]), буквально «Богатство Моря», в 1 км к востоку от форта, служил для развлечения гостей Типу. На первый взгляд, этот невысокий, обнесенный колоннадой деревянный ансамбль посреди чудесного регулярного сада не производит большого впечатления, так как большую часть его заслоняют завесы от солнца. Однако прекрасно сохранившийся интерьер, с узорчатыми арками, колоннами, расписанными тигровыми полосами и цветочным орнаментом на каждом дюйме тикового потолка и стен, замечателен. Подновлённая фреска на западной стене запечатлела все подробности победы Хайдера Али над англичанами при Поллилоре в 1780. Наверху выставлена для обозрения маленькая коллекция личных вещей Типу, европейская живопись, персидские рукописи на бумаге ручной выделки и модель Шрирангапатнама.

Кипарисовая аллея ведет от ворот, покрытых искусной резьбой, к мавзолею Гумбаз (ежедневно кроме пт 9.00-17.00; вход бесплатный), 3 км дальше на восток. Мавзолей был построен Типу Султаном в 1784 г. чтобы увековечить память Хайдера Али, а потом стал местом его собственного упокоения. Нижняя часть, серой гранитной постройки завершена куполом из беленого кирпича и гипса; он выглядит очень живописно на фоне синего неба. Двери из розового дерева, выложенные слоновой костью, ведут к гробницам Хайдера Али и Типу, на каждой из них – покров (тот, что у Типу – в тигровых полосах); таблички с надписью на урду повествуют о мученичестве Типу. Внутренние стены также расписаны яркими тигровыми полосами.

Огромный храм Шриранганатхасвами все еще гордо возвышается в самом сердце крепости, он сохранился, несмотря на бурные исторические события, кипевшие вокруг, и остается местом паломничества для многих верующих. Храм перестраивался сменяющимися династиями; он состоит из трех раздельных святилищ; вход в него – через внушительные пятиярусные ворота и зал, построенный Хайдером Али. Находящееся в глубине святилище – самое древнее место храма – хранит изваяние отдыхающего Вишну.

Птичий заповедник Ранганатхитту

Примерно в 2 км на юго-запад от Шрирангапатнама находится птичий заповедник Ранганатхитту (9.00-18.00, ежедневно; 100 рупий); в октябре-ноябре, когда озеро, питаемое рекой Кавери, привлекает огромные стаи перелетных птиц. В другие сезоны это тихое место, куда можно податься из города и насладиться поездкой на лодке по озерным заводям в поисках крокодилов, выдр и десятков разновидностей постоянно обитающих здесь болотных птиц, а также дичи и лесных птиц. Проще всего доехать сюда из Шрирангапатнама на авторикше.

Сомнатхпур

Построенный в 1268 г. н.э., изысканный храм Кешава Вишну (9.00-17.00 ежедневно; $5 для иностранцев [5 рупий для индийцев]) в сонной деревушкеСомнатхпур был последним значительным храмом, который соорудили правители Гойсалы. Он является самым завершенным и, во многих отношениях, прекраснейшим образцом этого уникального стиля. Сам Сомнатхпур (всего 90 минут езды на машине из Майсора) – не более чем несколько аккуратных грунтовых дорог и привлекательных простых домиков с верандами.

Как и другие храмы Гойсалы, Кешава построен в форме звезды, но это тройное святилище, он являет собой дальнейшее развитие стиля, отличное от более ранних сооружений. Сотрудники Агхеологического надзора Индии (Archeological Surrey of India, ASI) могут показать вам окрестности, а также дать разрешение подняться на стену, окружающую храм, откуда открывается великолепный вид с высоты птичьего полета. Совершить подъем лучше всего с утра и как можно раньше, так как днем камень нагревается слишком сильно, чтобы ходить по нему босыми ногами.

Архитектура храма относится к типу «трикутачала» («холмы с тройной вершиной») с башней наверху каждой из частей храма – такая же композиция иногда встречается у некоторых храмов Чалукьи, и у трех храмах на холме Хемакута у Виджаянагара (Хампи). Три святыни – части храма, объединенные общим залом, посвящены разным ипостасям Вишну. Они расположены «в порядке старшинства»: Кешава – в центре, Венугопала справа и Джаганнатх слева. У святилища Кешава очень необычная чандрашила – ступень из «лунного камня» у входа, и, в отличие от обычного полукруглого строения храмов Гойсалы, два остроконечных выступа.

Высокий фундамент Кешавы (jagati) создает отдельный ярус, который с внешней стороны воспроизводит зубчатые очертания всего здания и позволяет посетителям подняться к верхней части пышно разукрашенных стен. Среди множества прекрасных изваяний - шиваистские статуи необычно больших размеров. Как и в Халебиде, на ярком фризе запечатлены бесчисленные эпизоды из Рамаяны, Бхагаваты Пураны и Махабхараты. Предназначенные для восприятия во время шествий вокруг храма, эти росписи на панелях могут «читаться» в направлении по часовой стрелке. Храм имеет авторство: все скульптуры выполнены одним человеком по имени Малитамба, что не характерно.

Снаружи храма стоит колонна-флагшток (dhvajastambha), которую, возможно, изначально венчала фигура ваханы Вишну - птицы Гаруды. По краю расположенной вровень с землей галереи, которая окружает все здание храма, находятся многочисленные святилища, ныне большей частью пустые.

Бандипурский национальный парк

Расположенный среди холмистых предгорий Западных Гхатов, Бандипурский национальный парк (80 км к югу от Майсора) занимает 880 квадратных километров сухих лиственных лесов к югу от реки Кабини. Заповедник был создан в 1930-е гг. на основе охотничьих угодий местного махараджи, а в 1941 г. – расширен до самых границ Нагархолского Национального Парка на севере и заповедников Мудумалаи и Винад на юге, на территории Тамилнада. Сейчас все вместе они составляют огромный Биосферный Заповедник Нилгири, один из самых обширных участков охраняемого леса в Индии. Однако доступ в этот парк временно воспрещен, хотя такие части заповедника, как Гопалсвами Бетта, остается открытым для посетителей, имеющих свой собственный транспорт. Во всяком случае, Бандипур, несмотря на качественное жилье и дороги, содержащиеся в отличном состоянии для проезда джипов - сплошное разочарование для путешественника. Увидеть что-либо более экзотическое чем лангур или пятнистый олень – большая редкость за пределами центральной части заповедника, куда случайным посетителям доступ ограничен, а автобус с ревущим дизельным двигателем, организованный Департаментом Лесного Хозяйства для перевозки туристов по доступным для обозрения районам парка, распугивает всю немногочисленную фауну.

С другой стороны, Бандипур - один из немногих заповедников Индии, где есть хорошая возможность наблюдать диких слонов, особенно в сезон дождей (июнь – сентябрь), когда вода и корм в изобилии и животные могут спокойно бродить где угодно. Позже, в сухой сезон, огромные стада скапливаются на берегах реки Кабини, где можно увидеть остатки старого частокола, который один особо рьяный английский охотник 19 в. использовал как ловушку для слонов. Бандипур может похвастаться рядом чудесных ландшафтов: у Гопалсвами Бетта обращенный на север горный хребет возвышается над Майсорским плато и соседними холмами, в то время как на юге Холмистые Горы (Rolling Rocks), открывают широкую панораму скалистого Майсорского Котлована 260 м. глубиной.

Национальный парк Нагархол

Северный сосед Бандипура, Национальный парк Нагархол («Змеиная река») простирается на 640 кв.км к северу от реки Кабини, которая в 1974 г. была запружена и образовала живописное искусственное озеро. В течение сухого сезона (февраль – июнь) этот главный источник воды привлекает огромное количество животных, что потенциально делает это место наилучшим для наблюдения за дикой природой. Влажные лиственные леса здешних мест – тридцатиметровый балдахин густых джунглей - гораздо более впечатляющи, чем сухие кустарники Бандипура.

Однако в 1992 г. Нагархол поразила катастрофа: трения между местными сельскохозяйственными племенами и инспекторами парка из-за права выпаса и браконьерства вылились во вспышку нападений с поджогами. Тысячи акров земли были сожжены дотла. На тех местах уже снова выросли деревья, но пройдут десятилетия, прежде чем полностью восстановится поголовье животных. Дополнительная угроза пострадавшим участкам джунглей этого региона – знаменитая женская банда из Кералы, которая занимается контрабандой леса и успела приобрести ужасающую и почти мифическую репутацию. Иначе говоря, в Нагархол стоит ехать только в разгар сухого сезона, когда глинистые берега рек и травянистые болота (hadlus), дают бoльшую возможность увидеть гаура (индийского дикого быка), слона, дхоле (дикую собаку), оленя, кабана, а изредка – даже тигра или леопарда, чем любой из соседних заповедников.