Мой город Москва

Хассан

Общие сведения

Непривлекательный сам по себе город Хассан (118 км на северо-запад от Майсора) посещает несоразмерно большое число людей из-за его близости к храмам Гойсалы в Белуре и Халебиде (оба расположены к северо-западу от города) и к центру джайнского паломничества Шраванабелголе. Некоторые туристы так и заканчивают путешествие, проводя здесь пару ночей, убивая время в скучных номерах гостиниц, но всего лишь немного предварительного планирования – и вам не придется задерживаться здесь дольше чем требуется для того, чтобы сесть на автобус и продолжить путешествие. Затерянные среди тихой карнатакской сельской местности Белур, Халебид и Шраванабелгола – более подходящие места для пребывания.

Халебид

Халебид (32 км к северо-западу от Хассана) который сейчас не более чем грязная деревушка с кирпичными домами и чайными ларьками, когда-то был столицей могущественной династии Гойсала, которая владела южной Карнатакой от 11 до начала 14 в. Ранее известный как Дора Самудра, город был переименован в Хале-биду, или «Мертвый город», в 1311 г., когда войска делийского султаната под предводительством Ала-уд-дин-Халджи овладели городом и сравняли его с землей. Несмотря на разорение и грабежи, несколько больших храмов Гойсалы уцелели; два из них – Гойсалешвара и Кедарешвара, покрытые изысканной резьбой, просто великолепны. В маленьком археологическом музее (10.00-17.00 ежедневно, кроме пт.) расположенным рядом с храмом Гойсалешвары, выставлена коллекция искусства Гойсалы и другие экспонаты, найденные в этой области.

Храмы Гойсалы

Династия Гойсала правила юго-западной Карнатакой между 11 и 13 вв. С 12 в., после восшествия на престол царя Вишну Варданы, правители построили ряд замечательных храмов, сосредоточенных, в основном, в трех местах: Белуре и Халебиде, рядом с современным г. Хассан, а также в Сомнатхпуре возле Майсора.

Как на первый взгляд, так и на расстоянии, храмы Гойсалы кажутся скромными строениями, приземистыми и лаконичными по стилю. Однако при ближайшем рассмотрении поражает богатство детальной и чувственной скульптуры, покрывающей каждый дюйм внешней части храма.

Создать столь причудливую вязь резьбы позволял материал, использованный в постройке храма: мягкий стеалит, или мыльный камень, который при окислении твердеет и дает стеклоподобную, гладко отполированную поверхность. Степень детализации такая же как у изделий из сандалового дерева и слоновой кости. По мере того, как развивался этот стиль, детали становятся свободнее и динамичнее. Своей вершины он достиг в Сомнатхпуре. Прекрасные скульптурные группы, в том числе утонченные, чувственные женские образы, располагаются под карнизом здания, закрепленные с помощью подпорок вверху и внизу. Они созданы позднее (кроме, возможно, храма Сомнатхпура) и не несут структурной функции.

Другая техника, которая чаще ассоциируется с деревом, - это необычная выделка массивных каменных колонн: словно бы обработанные на токарном станке, они напоминают колонны в деревянных храмах Кералы. Скорее всего, их обрабатывали на горизонтальной поверхности, закрепив с обоих концов и вращая с помощью веревки.

Архитектурный стиль храмов Гойсалы обычно относят к vesara, или «смешанному», а не к северному (nagari) или к южному стилю. Тем не менее, налицо большое сходство с храмами нагари западной Индии; это – результат контактов, как и в музыке, живописи и литературе; чему способствовали торговые пути между югом и севером. Все храмы Гойсалы имеют одинаковое звездообразное строение и высокий цоколь (jagati) , который повторяет форму святилищ и мандап, и представляет собой приподнятую платформу, окружающую храм. Некоторые черты северного стиля, возможно, были привнесены строителем и художниками самого раннего храма в Белуре, которых Вишну Вардана привез с севера Андхра Прадеш. Характерным для стиля Гойсалы является также использование особой каменной кладки без раствора (ashlar). Некоторые камни скреплены с помощью железных и бронзовых костылей, или скрепами из пазов и шипов. Потолки внутри мандап сделаны в виде ступенчатых сводов, подобно потолкам джайнских храмов Раджастхана и Гуджарата. Для стиля Гойсалы характерно, что они видны только изнутри.

Храм Гойсалешвара

Строительство храма Гойсалешвара (9.00-17.00 ежедневно; $5 для иностранцев [5 рупий для индийцев]) было начато в 1141 г., и после 40 лет работы еще не было завершено; возможно это является причиной отсутствия башен, характерных, например, для Сомнатхпура. Неизвестно, какие божества почитались здесь изначально, хотя двойное святилище, как полагают, было посвящено одновременно Шиве и его супруге. Во всяком случае, оба святилища содержат шивалиньгамь и соединены двумя сообщающимися частично скрытыми нишами мандап, в которых стоят быки Нанди.

Как и другие храмы Гойсалы, все сооружение стоит на высоком цоколе, который повторяет звездчатую форму храма и создает второй ярус; к мандапам ведут ряды ступеней, по бокам которых стоят отдельные маленькие святилища с башенками. Нижние части черных отполированных каменные колонны обработаны на токарном станке, а верхние – очевидно, были обработаны вручную так, чтобы воспроизвести эффект вращения.

В Гойсалешваре присутствует много вишнуитских изображений. Скульптуры обладают экспрессией, которая отсутствует в более ранней работе в Белуре. Среди них – Брахма на гусе, Кришна, поддерживающий холм Говардхану, Кришна, играющий на флейте и Вишну (Тривикрама), покрывающий всю вселенную тремя шагами. Одно из самых замечательных изображений – демон Равана, потрясающий обиталище Шивы – гору Кайласу, населенную различными животными; Шива и Парвати восседают наверху горы. Танцоры и музыканты, занимают место на одном уровне с богами, и предстаёт необычная (для этого места) эротическая картина, изображающая чувственных девиц, увешанных драгоценностями. Фриз с сюжетной росписью расположен на шестом уровне снизу; на нем изображены сцены из Бхагаваты и Вишну Пураны, Махабхараты и Рамаяны.

Джайские храмы и храм Кедарешвара

Примерно в 600м к югу от Гойсалешвары, стоят несколько джайнскиих храмов, фактически без всякого декора; единственное архитектурное украшение – фризы под потолками мандап и слоны у входных ступеней; там же висит впечатляющая доска в память о дарителе. Храм Ади Паршванатха 13 в., отличающийся большой мандапой при входе, посвящен двадцать третьему тиртханкаре, Паршванатху, а менее древний храм Виджаянатха, построенный в 16 в., который легко узнать по колонне манасастхамба, возвышающейся перед храмом, посвящен шестнадцатому тиртханкаре, Шантинатху. Чоукидар в храме Паршванатха покажет вам, какие чудеса позволяют совершать гладко отполированные поверхности резных колонн: некоторые из них так искусно обработаны, что при ударе издают металлический звук.

С восточной стороны – храм Шивы, Кедарешвара (1217 - 21 гг.), меньшего размера, также построенный в форме звезды. К сожалению, из-за состояния храма внутрь войти нельзя. Наружную часть храма украшает множество замечательных скульптур, в том числе необычная каменная фигура Кришны, танцующего на чудовищном змее Калии; этот сюжет чаще встречается в бронзе или живописи.

Белур

Белур, расположенный в 37 км на северо-запад от Хассана на берегах реки Ягачи, был столицей Гойсалы раньше, чем ею стал Халебид, в 11 – 12 вв. Все еще действующий храм Ченнакешава (7.30-20.30; $5 для иностранцев [5 рупий для индийцев]), прекрасный ранний образец уникального стиля Гойсалы, был построен царем Вишнувардханой в 1117 г., чтобы увековечить его переход из джайнизма в индуизм, победу над войсками Чолы при Талакаде и обретение независимости от царей Чалукьи. В настоящее время гопура (входная башня) храма из серого камня возвышается над маленьким жужжащим рыночным городом – популярным центром паломничества с октября по декабрь, когда автобусы, наполненные почитателями Аяппана, тянутся к Шабаримале. Праздник колесниц, который проводится с марта по апрель, продолжается более 12 дней и обладает особым сельским колоритом. Он собирает фермеров со всей округи, и процессия повозок, запряженных волами, тянется через улицы к храму. Если у вас есть время задержаться здесь, то Белур, где условия гораздо лучше, чем в Халебиде, гораздо лучше подходит для того, чтобы устроить здесь базу для поездок по району Гойсалы.

Построенный в форме звезды, Ченнакешава стоит внутри огромного обнесенного стеной двора, окруженный святилищами меньшего размера и мандапами, обнесенными колоннами. У храма отсутствует какая-либо общая композиция, он ограничен первым этажом и покрыт плоской крышей. Если там когда-то и была башня, она была разрушена до периода Виджаянагар (16 в.): плоский парапет над карнизом, предположительно достроенный в то же время, что и гопура у восточного входа, является признаком влияния исламского стиля. Как святилище, так и мандапа приподняты над землей типичным высоким цоколем (jagati). Двойные ряды ступеней, по обе стороны от которых расположились святилища поменьше с башенками наверху, дают доступ в мандапу с трех сторон. Этот холл был изначально открытым, но в 1200-е гг. между колоннами, обработанными способом «токарного станка», были установлены ажурные каменные экраны, украшенные геометрическим орнаментом и сценами из пуран. Главное святилище открывается 4 раза в день для почитания (8.30-10.00, 11.00-13.00, 14.30-17.00 18.30-20.30); стоит воспользоваться услугами одного из гидов, которые собираются у ворот (30 рупий), чтобы получить информацию по поводу всех деталей резьбы.

Количество скульптурного декора, может быть, менее совершенного, чем в более поздних храмах Гойсалы, ошеломляет. Резные изображения на цоколе и нижней части стен, образующие композиции, переходящие одна в другую, начинаются внизу изображениями слонов, каждый из которых не похож на других, затем сменяются гирляндами и арками с львиными головами, стилизованной растительностью, на фоне которой танцующие фигуры, далее птицы и животные, затем жемчужные нити; ниши, в которых фигуры мужчин, женщин и сидящих якшей, или духов, миниатюрные колонны, чередующиеся с фигурами наряжающихся или танцующих женщин, маленькие храмовые башенки, на которых изображены танцоры, а сверху – львиные головы. Над резными панелями – 42 скульптурных групп, созданных позже. Они изображают небесных нимф, которые охотятся, музицируют, танцуют и наряжаются.

Колонны внутри храма, каждая из которых неповторима, украшены необычайно детальной резьбой; на центральном столбе Нарасимха – изображено более сотни божеств. Во внутреннем святилище – черная статуя Ченнакешавы – Шивы, держащего раковину (шанкха) в верхней правой руке, диск (чакра) в верхней левой руке, лотос (падма) в нижней правой и палицу (гада) в нижней левой. По обеим сторонам от него – его супруги Шри Деви и Бхудеви. Неподалеку в храмеКаппе Чаннигарая находятся прекрасные статуи в нишах и изображение Нарасимхи (Вишну в образе человеко-льва), убивающего демона Хираньякашипу. Среди замечательных скульптур святилища Виранараяна дальше к западу - сцена из Махабхараты (Бхима, убивающий демона Бхагу).

Шраванабелгола

Священное для джайнов место ШРАВАНАБЕЛГОЛА, в 49 км к юго-западу от Хассана и в 93 км к северу от Майсора, представляет собой два холма и большой бассейн. На одном из холмов, Индрагири (также известном как Виндхьягири), возвышается необычное восемнадцатиметровое монолитное изваяние обнаженной мужской фигуры – Гоматешвары. Этот колосс 10 в., который виден на много километров вокруг (он считается самой большой отдельно стоящей статуей Индии), также как и расположенные неподалеку джайнские храмы (bastis) - делают Шраванабелголу ключевым местом паломничества, хотя сюда находит путь удивительно малое число западных путешественников. После одного-двух дней, проведенных здесь, взберитесь на холм Индрагири перед рассветом, чтобы насладиться восходом солнца, поднимающимся над полями сахарным тростником и россыпью гранитных булыжников среди окрестных равнин – незабываемое зрелище!

Шраванабелгола традиционно связана с императором Чандрагуптой Маурья, о котором говорят, что он голодал до тех пор, пока не умер, в соответствии с практикой джайнов на втором из холмов, приблизительно в 340 г. до н.э. Этот холм был переименован в Чандрагири, в ознаменование появления в южной Индии джайнизма. В то же время, разногласия по поводу доктрин Махавиры, последнего из 24 джайнских тиртханкаров (буквально: «осуществляющих переход через реку», которые помогают адепту пересечь «поток перерождения», разделили джайнизм на две отдельных ветви. Джайны шветамбара, «в белых одеяниях», больше распространены в северной Индии, в то время как дигамбара,, «в небесных одеяниях», обычно ассоциируются с южной Индией. Аскеты-дигамбары ходят обнаженными.

Все тиртханкары изображаются обнаженными и различаются только индивидуальными атрибутами: животными, предметами (например, раковина) или символами (например, свастика). Каждый из 24 также соотносится с особым духом - якшей (мужским) или якшини (женским); эти духи известны и в буддизме, что позволяет предположить связь с верованиями очень древнего происхождения. Святые изображены сидящими со скрещенными ногами в медитации – все в них, кроме их наготы, напоминает статуи Будды, - или в бесстрастной позе кайотсарга («выпрямленное тело»); Гоматешвара здесь стоит в той же позе, что для него не очень характерно.

Изваяния Шраванабелголы, предположительно, датируются не ранее 10 в., когда генерал Чамундарая, как утверждают, посетил Чандрагири в поисках статуи Гоматешвары. Не найдя ее, он решил, что она должна быть создана заново. Он пустил стрелу с вершины холма Чандрагири по направлению к Индрагири; там, где упала стрела, он велел изваять новую статую Гоматешвары из цельной скалы.

Холм Индрагири

К статуе Гоматешвары можно подняться со стороны бассейна между двумя холмами по 620 ступеням, высеченным в граните Холма Индрагири, которые ведут мимо множества надписей на скалах вверх, к огороженному пространству. Обувь следует сложить на приступке слева от ступеней, а сумки можно оставить в местной камере хранения. Тех, кто не в состоянии взобраться по ступеням самостоятельно, отнесут наверх на стуле, называемом долу. Возьмите с собой побольше воды, особенно в жаркий день, так как на холме воды нет. Вход в храм ведет через маленькую гопуру; сам храм относится к так называемому типу betta, где вместо обычной гарбхагрихи святилище состоит из открытого внутреннего дворика, окружающего массивную скульптуру. Изваяния и святилища всех духов – якшей стоят внутри за зубчатой стеной, а над ними возвышается фигура Гоматешвары. Его пропорции, с удлиненными руками и преувеличенно широкими плечами, явно не натуральны. Чувственно гладкая поверхность белого гранитного траппового камня великолепно проработана резцом, особенно руки, волосы и спокойное лицо. Как и в легенде, вьющиеся растения растут вдоль его ног, а муравьи и змеи селятся на его ступнях.

Гоматешвара и Махамастакабхишека

Гоматешвара, или Бахубали, сын легендарного Ришабдева, царя Айодхъи, (более известного как Адинатх, первый тиртханкара), поссорился со своим старшим братом Бхаратом из-за наследства. После жестокого сражения, он поднял брата над головой и собирался бросить его наземь, как вдруг его обуяло раскаяние. Аккуратно опустив Бхарата на землю, Гоматешвара принял решение отвергнуть мир жадности, ревности и насилия через медитацию; он медитировал до тех пор, пока не достиг мокши – освобождения от привязанностей и повторного рождения. Этого он достиг, превзойдя даже своего отца.

Будучи кевалином, Гоматешвара достиг кеваладжняны, «единого знания», приобретаемого через уединение, аскетизм и медитацию. Погруженный в подобное недеяние, он стоял, вертикально выпрямив тело, в лесу. Столь неподвижно, что муравьи строили себе дом у его ног, змеи радостно сворачивались в кольца вокруг его щиколоток и лианы начали взбираться вверх по его ногам.

Каждые 12 лет, при благоприятном астрологическом сочетании определенных планет, статуя Гоматешвары подвергается ритуальному омовению в течениецеремонии Махамастакабхишека; следующая церемония, согласно расчетам, состоится где-то между сентябрем и декабрем 2005 г. (точная дата еще не обнародована). Церемония длится несколько дней, достигая кульминации в последнее утро, когда 1008 калашей – сосудов с «водой освобождения», каждый – с кокосовым орехом и листьями манго, связанными цветным шнуром, ставятся перед статуей в порядке священной диаграммы (мандалы) на земле, посыпанной рисом-сырцом. Несколько священнослужителей взбираются на леса, воздвигнутые вокруг Гоматешвары, чтобы омыть его молоком и топлным маслом. После первого омовения возносятся молитвы. Потом, под аккомпанемент храмовых музыкантов и пение священных текстов, тысяча священнослужителей взбираются на леса, чтобы омыть статую благотворными мазями и притираниями, включающими воду из священных рек, сандаловую пасту, сок тростника, шафран и молоко, а также осыпать цветами и драгоценными камнями. В 1993 г. десятичасовая церемония достигла апогея, когда вертолет обрушил на колосса 20 кг золотого порошка и 200 литров молока, а также поток бархатцев, драгоценностей и разноцветной пудры. После этого остался каскад радужных красок по всей голове и телу статуи, вызывающий восторг тысяч верующих – джайнских садху и садхви (женщин-святых). Это запечатлели кинокамеры со всего мира. Город-спутник, Ятринагар, обеспечивает проживание для 35 000 человек в течение праздника, и 18 окрестных деревень дают приют паломникам во временных дхармашалах.

Бхандари Басти и монастырь

Дорога на восток от подножия лестницы Чандрагири ведет к двум интересным джайнским постройкам в городе. Справа расположен Бхандари Басти (1159 г.) со статуями 24 тиртханкаров, построенный Гулламаей, казначеем Раджи Гойсалы Нарасимхи. Высокая стена окружает храм, образуя ровный проход между стеной и храмом, посреди которого находится колодец. Два зала мандап, где иногда можно видеть обнаженных джайнов-аскетов, беседующих с верующими в белых одеждах, ведут в святилище на заднем плане. Колонны во наружной мандапе покрыты резьбой, изображающей музицирующих женщин, в то время как мифические животные украшают вход во внутренний зал (navaranga).

В конце улицы находится монастырь (math), который был резиденцией главного ачарьи (учителя) Шраванабелголы. При монастыре находятся тридцать монахов и монахинь, которые также «странствуют во всех направлениях»; обычно кто-нибудь из них бывает рад показать монастырь посетителям. Среди редких рукописей на пальмовых листьях в библиотеке, которым немного более 1000 лет, - работы по математике географии, а также Махапурана – жития тиртханкаров. За следующей дверью, в обнесенном стенами дворике находится множество святилищ; вход искусно украшен рельефными медными изображениями мифических зверей яли, слонов, двуглавого орла и статуей Паршванатха, 23 тиртханкара, представленного здесь как Падмавати. Внутри находится дворик, оканчивающийся высокой платформой, на которую ставят стул для ачарьи. Здесь хранится собрание бронзовых изваяний тиртханкаров 10 в., и на ярких фресках запечатлены подробности разных жизней Паршванатха. Холмы, на которых стояли тиртханкары, чтобы обрести мокшу, представлены в виде модели с отпечатками ног.

Холм Чандрагири

Оставив обувь у смотрителя внизу лестницы, взойдите по высеченным в камне ступеням на вершину холма Чандрагири. Шум радиоприемников и авторикш, доносящийся снизу, вскоре чудесным образом стихает. Прекрасные ландшафты простираются на юг к Индрагири, а также с севера через реку, поля риса и сахарного тростника, пальмы и деревню Джинанатхапура, где расположен другой богато разукрашенный храм Гойсалы – басти Шантишвара.

В отличие от одного большого святилища, как в Индрагири, в Чандрагири находится группа басти в дравидском стиле «поздний Чалукьи», обнесенных стеной. Помощники, которые плохо говорят по-английски, проведут вас по храмам и откроют запертые святилища. За исключением пилястров и резных парапетов, во всех храмах отсутствует наружная отделка. Названный в честь покровителя, храм 10 в. Чамундарая – самый большой из всех - посвящен Паршванатху. Внутри храма Чандрагупты (12 в.) великолепные резные панели в маленьком святилище рассказывают историю Чандрагупты и его учителя Бхадрабаху. Сохранились следы геометрической орнаментальной росписи, а колонны покрыты изощренной резьбой. Где-то поодаль внутри той же ограды стоит двадцатичетырехметровая манастамбха, «колонна славы», украшенная фигурами духов - якшини и одного якши. 576 надписей, датируемых 6 – 9 вв., разбросаны по всему храму – на колоннах и собственно на скале.