Мой город Москва

Бадами

Общие сведения

Окруженная однообразными полями равнинных сельскохозяйственных угодий, деревня Бадами, бывшая столица царей Чалукьи с 543 г. до н.э. до 757 г. н.э., простирается на восток до ущелья между двумя холмами из красного песчаника, увенчанных двумя древними крепостными сооружениями. Южная часть деревни изрыта пещерными храмами, а на севере стоит несколько храмов, построенных на открытом месте. За деревней на восток находится искусственное озеро, Агастая, которое, как считается, было создано в 5 в. Небольшой выбор отелей и ресторанов делает Бадами идеальной базой для осмотра древностей Чалукьи в Махакуте, Айхоле и Паттадакале, а также в храмовой деревне Банашанкари (5 км на юго-восток). Посвященный супруге Шивы-Парвати, святилище с большим прудом – важнейший из действующих храмов в округе; оно привлекает неиссякающий поток верующих, особенно в течение Праздника Колесниц, который проводится ежегодно, по лунному календарю, где-то между январем и февралем. В архитектурном отношении храм мало интересный, но его стоит посетить ради его особого колорита. Храм предположительно относится к 6 в., но его большая часть была построена в 18 в. Окрестности Бадами – пристанище целых полчищ обезьян, особенно вокруг памятников. Если у вас есть еда, вы рискуете быть облепленным этими нахальными существами с ног до головы.

Пещерные храмы Южного Форта

Самые древние памятники Бадами в окрестностях Южного Форта – группа пещер 6 в. (ежедневно с рассвета до заката; $5 – для иностранцев [5 рупий для индийцев]), высеченных в красном песчанике холмов, соединенные друг с другом ступенями, ведущими на вершины холмов. Около 15 м вверх по плоскости скалы находится Пещера 1, храм Шивы – возможно, самый ранний. Вход ведет через тройной проход в длинный портик, стоящий на фундаменте, украшенном статуями карликов гана, спутников Шивы. Снаружи, слева от портика, стоит привратник дварапала под быком Нанди. Справа - потрясающая 15-метровая статуя шестнадцатирукого танцующего Шивы. Он держит струнный музыкальный инструмент; возможно, это вина или йал – ныне забытый инструмент, на основе которого, как полагают развилась ранняя индийская классическая музыка. В переднем зале панно слева изображает Харихару (сочетание Вишну и Шивы) в сопровождении супруг богов - Лакшми и Парвати, а также ездовых животных богов – Нанди и Гаруда. Справа находится Ардханаришвара (соединенные Шива и Парвати, наполовину мужчина, наполовину женщина). Среди потолочных панелей – изображения свернувшегося божественного змея Нага, летящих пар, а также Шивы и Парвати. Внутри зал с колоннами, разделенный на отдельные части, ведет к маленькому квадратному святилищу в самой глубине; там находится лингам.

Немного выше расположена похожая на первую – Пещера 2, святилище Вишну; к ней можно подойти через дворик с двумя стражами-привратниками (dvarapala) в задней части. В портике слева находится панель с изображением вепря Варахи – инкарнации Вишну, а справа – Тривикрама, Вишну в облике карлика, который увеличивается в размере, чтобы пересечь всю землю за три шага. На потолке изображен Вишну, летящий на птице Гаруде. Центральная плоскость потолка изображает лотос, окруженный шестнадцатью рыбами; среди других украшений – орнамент типа свастики и летящие пары. Следы росписи свидетельствуют о том, какими красочными были пещеры изначально.

Лестница и тропа ведут наверх, мимо естественной пещеры, в которой находится разбитая статуя бодхисаттвы Падмапати (“Тот, кто держит лотос”), а лестница направо, в расщелине скалы, ведет наверх к форту. Пещера 3 (578 н.э.) расположена под 30-метровым отвесным утесом. Самая большая из всех (ширина фасада - 21 м с севера на юг), она считается и самой красивой по скульптурному убранству. Одиннадцать ступеней ведут к фундаменту, на котором высечены фигуры карликов. Отделка колонн крайне изысканна: она представляет мужчин и женщин в объятиях друг друга, мотивы лотоса и медальоны с изображениями любовных пар.

К востоку от остальных находится джайнский храм – Пещера 4, которая выходит на город и озеро Агастья. Это святилище устроено гораздо проще; оно относится к 6 в. Стоящие и сидящие изваяния 24 тиртханкаров, по большей части без своих “опознавательных” эмблем, выстроились вдоль стены. Камень здесь в полоску.

После осмотра пещер вы можете вскарабкаться наверх к форту и пойти на восток, где, спрятанная среди скал, резная панель изображает Вишну, возлежащего на змее Адишеше, в сопровождении множества богов и старцев. Далее вы можете обогнуть ущелье и спуститься по восточной стороне к храмам Бхутанатха на берегу озера. Не доходя храма, вы увидите еще один камень с резным изображением спящего Вишну и его 10 инкарнаций.

Северный форт

К северу от озера Агастья можно по лестнице продойти к группе храмов, выстроенных на открытом месте. В маленьком археологическом музее неподалеку (ежедневно кроме пт 10.00-17.00; 2 рупии) представлены все виды скульптуры этой области. Храм Верхний Шивалайя, сейчас частично разрушенный – одна из самых ранних построек Чалукьи. Сцены из жизни Кришны украшают фундамент, и его различные изображения видны между пилястрами на стенах. Сохранилось только святилище и башня Нижнего Шивалайи. На скале примостился красивый ранний храм Чалукьи, построенный в южном стиле – храмМалегитти Шивалайя (конец 7 в.). Его святилище соединено залом с колоннадой и с единственным элементом украшения – маленькими резными каменными изображениями с каждой стороны: Вишну на севере и Шивой на юге.

Махакута

Еще одна группа храмов Чалукьи 7 в. лежит в 15 км от Бадами по пути из Паттадакала до Махакуты. Четыре автобуса в день и иногда темпо ходят в город, но двух- или трехчасовая пешая прогулка к Махакуте, по древней вымощенной дороге паломников, достойна того, чтобы ее совершить.

Возьмите с собой побольше воды и зонтик от солнца. Дорожка начинается невдалеке за музеем (по пути к нему вы пройдете мимо первого храма и бассейна). Сворачивая налево вверх по холму, она вьется мимо растрескавшихся святилищ, ворот, минует старые высохшие русла и исчезает на плоском плато. Поворот вниз на Махакату трудно прпустить: ищите каменный столб, на котором написано “RP”, который приведет к крутой, грубо вымощенной лестнице. В самом низу главный храмовый комплекс, выстроенный вокруг питаемого родником кристально чистого бассейна, популярного среди купальщиков, и тенистого дворика под гигантстким деревом баньяна, он сосредоточен вокруг покрытого побелкой храма Махакутешвара с лингамом, увенчанным серебряной короной; вокруг его постамента вьются прекрасные каменные фризы. Фризы на юго-западном углу, изображающие Шиву и Парвати с демоном Раваной, царем Ланки, выполнены особенно искусно. Еще больше резных изображений украшает вход и потолки храма Малликарджуна на другой стороне бассейна, а на площадке возле соседнего храма Сангамешвар стоит гигантская колесница с каменными колесами, которая используется в ходе ежегодного праздника в мае.

Действующий храм Шивы, привлекающий местных верующих, паломников и садху, Махакута, возможно, принадлежит к менее значительным произведениям архитектуры Чалукьи, но он, с его баньяновыми деревьями, обладает задумчивым пленительным духом вне-временного. В отличие от других знаменитых памятников, Махакута - не музей, им управляет храмовый комитет. При храме есть пара чайных магазинов, но нет гостиницы; тем не менее, вы можете снять одну из дешевых комнат снаружи храмовых ворот.

Айхоле

Не менее чем 125 храмов, относящихся в периодам Чалукьи и более позднему Раштракута (6-12 вв.), обнаружены в крошечной деревне Айхоле (Айвалли, на берегах реки Малапрабха. Рассеянные группами по деревне, среди окрестных полей и скальных нагромождений, многие храмы удивительно хорошо сохранились, несмотря на то, что они использовались как жилища и сараи для скота. Отражая как географическое положение, так и дух архитектурного эксперимента, Айхоле может похвастаться храмами северной и южной архитектуры, а также архитектурными вариантами, которые не пережили последующего развития.

Два храма (6 в.) представляют собой высеченные в скалах пещеры. Индуистский храм Раванапхадигуди, расположенный к северо-западу от центра, - святилище Шивы с тройным входом; в нем располагаются прекрасные скульптуры Махишасурамардини, десятирукого Натешана (предшественника Шивы Натараджи), танцующего с Парвати, Ганеша и Сапта Матрика (“семи матерей”). Центральный узор в виде лотоса, окруженный мифическими животными, человеческими фигурами и лиственным орнаментом, украшает потолок. Возле входа находится Гангадхара (Шива с рекой Ганга в волосах) в сопровождении Парвати и Бринги. На полпути вверх по холму в юго-восточном направлении находится простая двухэтажная пещера с единственными украшениями при входе и панелью с изображением Будды на верхнем ярусе, выходящем на деревню. На вершине этого холма располагается джайнский храм Мегути, который никогда не был достроен; на внешней двери есть надпись, датируемая 634 г. н.э. Портик, холл мандапы и верхний этаж над святилищем со статуей сидящего джайна, - более поздние дополнения. Вы можете взобраться наверх и полюбоваться прекрасными видами Айхоле и окружающей местности.

Храм Дурги (конец 7 – начало 8 вв.) (ежедневно 6.00-18.00; $5 – для иностранцев [5 рупий для индийцев]), один из самых больших, необычных и совершенных в Айхоле, стоит рядом с остальными на открытой площадке, где проводятся археологические раскопки в центральной части деревни. Название храма происходит не от имени богини Дурги, а от слова durgadagudi, что означает “храм возде крепости”. Его святилище в форме апсиды обнаруживает влияние ранних буддистских залов чайтья; другой образец сооружения с подобными изогнутыми очертаниями, редкими среди индуистских памятников, можно увидеть в одной из каменных колесниц в Мамаллапураме в Тамилнаде. Здесь, башня “в северном стиле”, возможно, была пристроена позже. Храм стоит на фундаменте с лентами резных украшений. Ряд колонн (на многих из них изображены любовные пары), образующие открытую галерею, продолжаются от портика и идут вокруг всего здания. Другие замечательные скульптуры – декор входа в мандапу и статуи в нишах вдоль внешних стен ныне пустующего полукруглого святилища. Остатки маленькой гопуры входных ворот находятся с южной стороны. В маленьком археологическом музее неподалеку (ежедневно кроме пт 10.00-17.00) выставлена ранняя скульптура Чалукьи; там же продается буклет Glorious Aihole, в котором можно найти карту местности и описания памятников.

Дальше на юг, за несколькими другими храмами, расположен храм Лад Хан (имя мусульманина, который поселился в нем), возможно, самый известный в Айхоле. Теперь считается, что он был сооружен где-то между концом 6 в. и 8 в., однако раньше его относили к середине 5 в. и рассматривали его как прототип храмов этой местности. Основной план храма квадратный, с примыкающим к нему большим прямоугольным портиком. Внутри двенадцать колонн поддерживают второй ярус с рядом окон; внутри них – еще четыре колонны; в центре стоит бык Нанди. Маленькое святилище, где хранится шивалингам, находится рядом с задней стеной. Как лингам, так и Нанди вероятно, позднейшие дополнения.

Паттадакал

Деревня Паттадакал расположена на излучине реки Малапрабха (22 км от Бадами), здесь проходили церемонии коронации царей Чалукьи в 7-8 вв. Подобно Бадами и Айхоле, Паттадакал представлен особенно крупными памятниками зрелой архитектуры Чалукьи; в Айхоле можно увидеть как северный, так и южный стиль. Основная группа памятников Паттадакала (ежедневно 6.00-18.00; $10 – для иностранцев [10 рупий для индийцев]) расположена в одном месте, окруженном стеной, рядом с деревней, и недавнополучила статус “Памятника Мирового Наследия”.

Самый ранний храм, Сангамешвара, также известный как Шри Виджаешвара (это упоминание о его строителе, Виджаядитья Сатьашрая, 696-733), демонстрирует типичные южные черты. К югу, бок о бок стоят два храма – Малликарджуна и гигантский храм Вирупакша, оба в южном стиле; они были построены двумя сестрами, которые по очереди были супругами Викрамадитьи II (733-46). Образцом для этих храмов был храм Паллава Кайласанатха в Канчипураме в Тамилнаде, окруженный стеной со святилищами и маленькой входной гопурой. Наряду с храмом Канчи, храм Вирупакша, возможно, был одним из самых больших и совершенных по исполнению в Индии в то время. Внутренние колонны украшены резьбой со сценами из Рамаяны и Махабхараты, в то время как декор Малликарджуны представляет истории из жизни Кришны. В обоих храмах – открытые мандапы с изваяниями Нанди и святилища, где содержатся черные полированные каменные линшамы.

Самый большой храм в северном стиле, Папанатха, расположенный дальше к югу, предположительно, был построен после Вирупакши в 8 в. В нем находятся два зала мандап с колоннами , которые примыкают к маленькому святилищу с узкой внутренней галереей. Внешние стены украшены барельефами (на некоторых из них, что необычно, сохранились автографы скульпторов) на сюжеты Рамаяны, в том числе армия обезьян Ханумана на южной стене.

Около 1 км к югу от деревни, расположен прекрасный джайнский храм Раштракута (9-10 вв.), с портиком спереди и двумя мандапами с двойными изваяниями слонов у входа. Как ни странно, в святилище находится лингам. В первой мандапе, справа, каменная лестница ведет на крышу, где располагается второе, пустое святилище. По сторонам портика стоят скамейки, разделенные восемью колоннами; двери богато украшены фигурами мифических животных.

Паттадакал связан обычными государственными автобусами и ежечасными частными автобусами с Бадами (45 мин) и Айхоле (22 км, 45 мин). Кроме от немногочисленных чайных магазинов, прилавков с холодными напитками и кокосовыми орехами, никаких кафе здесь нет. На три дня в конце января Паттадакал становится местом проведения ежегодного танцевального фестиваля, представляющего танцы всей страны.