Мой город Москва

Панджим

Общие сведения

Возьмите любой португальский город средней величины, разбросайте кое-где банановые деревья и авторикши, поливайте его ежегодно проливными тропическими дождями, затем поставьте на медленное кипение под палящее солнце и во влажную атмосферу по меньшей мере лет эдак на сто пятьдесят, и у вас получится нечто похожее на Панджим (известный также по своему махаратхскому названию — Панаджи (Panaji) — “земля, которая никогда не затопляется”). Гоанская столица создает ощущение, абсолютно не похожее ни на какой другой индийский город. Опоясывающий покрытые террасами буйной растительности склоны холма перед устьем реки Мандови, с его красными черепичными крышами, резко очерченными на фоне неба, выбеленными церквами и бетонными жилыми зданиями, он имеет гораздо больше общего с Лиссабоном, чем с Лакхнау. Длительное европейское влияние особенно сказалось на архитектуре маленьких площадей и мощеных улочек старого городского Латинского квартала, Фонтайнхаса (Fontainhas). Здесь португальский язык все еще во многом остается lingua franca, на вывесках магазинов красуются имена Хосе Пинто и де Суза, а женщины носят платья до колен, которые свели бы с ума жителей любой другой части страны.

В течение целых веков Панджим был не более чем мелким портовым и таможенным городком, защищенным фортом на вершине холма и окруженным стоячими болотами. Столицей он стал только в 1843 г., после того как порт в Старом Гоа оказался занесенным илом, а его правители и обнищавшие жители покинули город из-за чумной эпидемии. Хотя последнему португальскому вице-королю удалось осушить многие из окрестных болот, а также воздвигнуть на новой территории импозантные общественные здания, город никогда не стяжал великолепия своего предшественника, находящегося вверх по реке, — это объяснялось отчасти предпочтением португальской аристократии строить свои особняки не в городе, а в сельской местности. Панджим быстро разрастался в 1960-х и 1970-х годах, но, тем не менее, так и не достиг неуправляемых пропорций других индийских столиц штатов. После Мумбаи или даже Бангалора его отнюдь не перегруженные улицы кажутся беззаботно-спокойными и приятно провинциальными. Достопримечательностей немного, но окаймленные пальмами площади и Латинский квартал с его особой атмосферой, живописными домиками в стиле неоклассицизма и католическими церквами, образуют чудесный фон для беспечных прогулок.

Некоторые путешественники не успевают увидеть в Панджиме ничего, кроме шумного автобусного терминала, а жаль. Хотя по прибытии в Гоа можно легко обойтись без посещения этого города, сойдя с поезда или автобуса в Маргао (на юге) или в Мапузе (для северных курортов), или направившись непосредственно к пункту назначения на местном автобусе, тем не менее посмотреть его определенно стоит — хотя бы провести в нем пару часов по пути к разрушенной бывшей столице в Старом Гоа.

Область вокруг Панджима привлекает гораздо меньше туристов, чем прибрежные курорты, однако среди полевых террас и лесистых долин имеется несколько достопримечательностей, которые стоят того, чтобы на день или два оторваться от побережья. До Старого Гоа можно легко добраться на автобусе, как и до уникальных храмов вокруг Понды, расположенных примерно в часе пути на юго-восток, в этих храмах индусы контрабандой прятали свои святыни во времена Инквизиции. Еще глубже внутрь страны, у подножия покрытых лесами склонов Западных Гхат (Western Ghats), прорезаемых главной Панджимо-Бангалорской автострадой, скрываются Дадхсагарские водопады (Dudhsagar falls), до которых можно добраться только на джипе.

Город

Лет десять или около того назад большинство гостей первый раз имели возможность взглянуть на Панджим с палубы старого бомбейского парохода, пыхтя подваливающего в док, к ныне несуществующему паромному причалу. В наши же дни, несмотря на недавнее открытие Конканской Железной Дороги, к городу в основном подъезжают по автотрассе - с севера через огромный железобетонный мост, соединяющий берега дельты Мандови, или с юга по недавно отстроенной NH-7, соединяющей столицу с аэропортом и железнодорожной станцией в Васко да Гама. Так или иначе, прибывая собственно в Панджим, перед пересечением Оурем Крик вам придется миновать пригород Пато, где находится главный автобусный терминал Кадамба. К западу от живописного португальского квартала Фонтайнхаса, от основного пункта Панджима - Церковной Площади (Church Square) — раскинулась сетка длинных прямых улиц коммерческого центра. Далее на севере, основная магистраль — Авенида Дона Жоао Кастро (Avenida Dom Joao Castro) — проходит мимо Главного Почтового Офиса и здания Секретариата, а затем отклоняется на запад и тянется вдоль берега.

Церковная Площадь

Зеленый прямоугольный парк, расположенный напротив Туристического Офиса Индийского Правительства, известный под названием Церковная Площадь или Муниципальный Парк, представляет собой сердце Панджима. Над его восточной стороной возвышается самая приметная и красивая достопримечательность города — белоснежно белый барочный фасадЦеркви Непорочного Зачатия Девы Марии (Church of Our Lady of the Immaculate Conception).Окаймленная рядами стройных пальмовых деревьев, расположенная прямо напротив крестообразной латеритовой аллеи, церковь была построена в 1541 г. для матросов, прибывающих сюда из Лиссабона. Усталые моряки, шатаясь, поднимались с набережной чтобы воздать благодарность за свой удачный рейс перед тем как направиться в столицу в Старом Гоа - откуда был привезен огромный колокол, помещенный на центральном фронтоне церкви.

Секретариат

Дорога, идущая от церкви на север, приведет вас к самому старому сохранившемуся строению, расположенному на берегу реки. Покатая черепичная крыша, резной герб и деревянные веранды придают основательному зданию Секретариата типично колониальный вид. Поначалу это был летний дворец гоанского мусульманского правителя шестнадцатого века Адиль Шаха. Позднее португальцы переделали его в дом для временного отдыха тогдашних губернаторов (которые обычно проводили здесь ночь по пути в Европу или оттуда), а затем в резиденцию вице-короля. Сегодня здесь размещается Гоанское Законодательное Собрание Штата, чем и объясняется присутствие перед зданием такого большого количества роскошных автомобилей «Амбассадор» с шоферами, а также вооруженной охраны у входа.

В сотне метров на восток вы увидите своеобразную статую, изображающую человека, простирающего руки над лежащей в трансе женщиной, это Аббат Фариа (1755 — 1819) — гоанский священник, который эмигрировал во Францию и стал одним из первых профессиональных гипнотизеров в мире.

Здание Института Менезиса Браганза (Menezes Braganza Institute) еще более впечатляюще, чем особняк Мамей Камат (Mhamay Kamat), сейчас здесь находится городская Центральная Библиотека, расположено оно за эспланадой, в километре на запад от Секретариата, после памятника Аббату Фариа. Это великолепное Неоклассическое сооружение было возведено в период гражданского переустройства, инициированного Маркизом Помбалем и Доном Мануэлем де Португал и Кастро в начале девятнадцатого века, только панели из желтых и синих керамических плиток, называемые азулежос (azulejos), украшающие вестибюль при западном входе (со стороны Малакка Роуд), представляют собой остатки колониального стиля. Эти больше чем в человеческий рост мозаичные панно изображают сцены из эпической поэмы Луиса Ваз Камоенса Os Luisiades. Настроение, передаваемое картиной, намеренно патриотическое (доблестные португальские первопроходцы в разбушевавшихся морях и дворянин, стоящий в вызывающей позе перед темнолицым Каликатским раджой), но поэма на самом деле должна была обличать португальские открытия, так как Камоенс справедливо полагал, что они обескровили его родину и сделали португальскую корону легкой добычей для старого врага — Испании.

Фонтейнас и Сао Томе

Самым старый и интересный район, Фонтайнхас, расположен сразу на запад от Пато над берегами зеленого маслянистого Оурем Крик. Начиная от пешеходного мостика между автобусной стоянкой и городским центром, возвышается с десяток рядов домиков в неоклассическом стиле, их терракотовые крыши беспорядочно поднимаются вверх по склону Алтино Хилл (Altinho Hill).Во время сиесты мотороллеры Vespas стоят без дела на углах пустынных улиц, а женщины в западных одеждах через открытые окна и затененные веранды обмениваются шутками с соседками. На многих зданиях сохранилась традиционная окраска — охристая, бледно-желтая, зеленая, или голубая — наследие португальского периода, когда существовало распоряжение чтобы все гоанские дома (кроме церквей, которые должны были быть белыми) заново красили каждый раз после муссонов.

В южной части района расположена чисто выбеленная Часовня Святого Себастьяна - одна из многих гоанских церквей, остающихся верными старому колониальному декрету. Она стоит в конце небольшой площади, где жители Фонтайнхаса, говорящие на португальском языке, ежегодно в середине ноября проводят оживленный праздник — festa, отмечая день своего святого покровителя. Жутко реалистичное распятие внутри часовни, привезенное сюда в 1812 г., ранее висело во Дворце Инквизиции в Старом Гоа. Необычно в нем то, что глаза Христа открыты — якобы для того, чтобы повергать в трепет жертвы, допрашиваемые Инквизиторами.

Район Сао Томе (Sao Tome) представляет собой еще один старый квартал, расположенный к северу от Фонтейнаса на дальнем конце Эмилио Грасиа Роуд. Туда следует направиться если вы имеете настроение совершить поход по барам: узенькие улочки буквально напичканы дюжинами таверн и забегаловок, где под рядами огней и внимательными взглядами расписных Мадонн подают недорогие стопки фени. В меньшей степени выставленными напоказ вы будете чувствовать себя в самой известной окрестной гостинице Отеле Вените (Hotel Venite).

Археологический Музей Штата

Самой отличительной чертой Панджимского Археологического Музея Штата (Пон-пят с 9.30 до 13.15 и с 14.00 до 17.30) является его впечатляющие размеры, которые обратно пропорциональны значительности содержащейся внутри коллекции. В попытке воздвигнуть сооружение, приличествующее столице штата, гоанские чиновники, озабоченные идеей высокого статуса здания, игнорировали тот факт, что ценностей, которые могли бы быть туда помещены, весьма мало. Единственные раритеты, которые можно обнаружить среди жалкого набора храмовой скульптуры, героических монументов и безвкусных предметов колониальной материальной культуры, это пара прекрасных бронзовых культовых джайнистских экспонатов, отобранных таможенными и акцизными чиновниками у контрабандистов, а также — на первом этаже — снискавший дурную славу стол в итальянском стиле, которым пользовались гоанские Великие Инквизиторы, в комплекте с подлинными резными стульями с высокими спинками. На выходе из музея обратите также внимание на фотографии доисторических наскальных барельефов в Каджуре (Kajur) и Усгалимале (Usgalimal), украшающие стены зала при главном входе. Открытие этих барельефов в отдаленном уголке штата в 1933 г. существенно перекроило археологическую карту Конканского побережья, доказав, что более 12 000 лет назад — задолго до прибытия с севера оседлых народностей, занимающихся производящим хозяйством, — регион населяли племена, живущие охотой и собирательством.