Мой город Москва

Учения великих учителей Индии. Патанджали

Родился: в Индии, дата неизвестна; предположительно от 200 г. до н.э. до 400 г. н.э.

Умер: В Индии, дата неизвестна; предположительно от 150 г. до н.э. до 450 г. н.э.

Основной труд: Йога-сутры.

Главные идеи:

Различные индийские этические и эстетические практики могут быть сведены воедино.

Средство достижения успеха в йоге, или медитации, — сдерживание хаотической активности ума.

Тело и дыхание могут быть использованы для успокоения ума. Ум может войти в состояние глубокого сосредоточения.

Различающее постижение — ключ к освобождению.

Медитация всегда занимала важное место во всех индийских религиях. Может быть, она появилась в результате нового истолкования индийских ритуалов; возможно, она восходит к духовным практикам коренного населения Индостана: отдельные намёки на это можно найти на печатях из Мохенджодаро и Хараппы. Как бы тони было, йогу практиковали последователи различных религий: ортодоксального индуизма, джайнизма и буддизма. Почерпнув свои знания, как представляется, из различных школ и направлений, Патанджали составил краткое руководство, предназначенное для заучивания наизусть. В нём Патанджали обобщает и сводит воедино несколько йогических техник. Этот текст комментировался в течение многих столетий и стал образцовым руководством и по теории, и по практике медитации в Индии.

Йога сутры

Трактат Патанджали, составленный на санскрите, содержит четыре главы (пада, pada): О сосредоточении (самадхи, samadhi), О способах осуществления [йоги] (садхана, sadhana), О совершенных способностях (вибхути, vibhuti), и Об абсолютном освобождении (кайвалья, kaivalya). Хотя некоторые исследователи пытались доказать, что Патанджали просто позаимствовал эти главы из пяти — или более того — предшествующих текстов, однако повторение ключевых тем показывает более глубокую связь этих частей. Одна из таких ключевых тем —достижение контроля над сознанием. Другая касается развития способности постигать различие между зрителем (неизменным личным началом, называемым драштар, атман и пуруша) и зримым (сферой проявленного и перемен, называемой дришья, паринама или пракрити). Когда человек обретает способность владеть своим умом и пребывать в состоянии "чистого видения", тогда он достигает состояния кайвалья (kaivalya) — буквально "единичности" или "обособления", то есть абсолютного освобождения, свободного от всех негативных воздействий (аклишта карма, aklista karma), называемого также "облаком дхармы" (дхарма-мегха-самадхи, dharma-megha-samadhi).

В первой главе трактата Патанджали излагает свои метафизические, эпистемологические и логические предпосылки. Он утверждает, что эмпирическое разворачивание мысли (читта-вритти) осуществляется в сфере зримого в пяти формах: достоверное познание, заблуждение, ментальное конструирование, сон и память (1.6—11, здесь и далее указываются сутры трактата Патанджали). Благодаря практике и бесстрастию деятельность сознания может быть прекращена (ниродха, nirodha, 1.12). При этом достигается искомое состояние, когда "зритель пребывает в собственной форме"(1.3). Метафизика Патанджали отражает положения школы санкхья, которая, опираясь на примеры, почерпнутые из ведийских текстов, постулирует двойственную психодуховную реальность: свободного зрителя и личность, связанную своим отождествлением со зримым. От мирских бедствий можно избавится, приняв правильную эпистемологическую точку зрения, устраняющую привязанность ко зримому. Логика здесь движима стремлением освободиться от всепроникающего страдания (дукха, dukha), о котором говорили как буддисты, так и последователи санкхьи. Йога — это прежде всего путь к спасению.

Патанджали рекомендует несколько средств, способных привести человека к йогическому состоянию. Некоторые из них признавались и в буддизме, такие как вера, энергичность, памятование, сосредоточенность и мудрость (1.20), а также упоминаемые у Патанджали дружелюбие, сострадание, радость и беспристрастность (1.33). В числе других средств, рекомендуемых Патанджали в первой главе, — упование на Ишвару, то есть Господа как Великого Учителя (Ишвара-пранидхана, Isvara-pranidhana); рецитация слога Ом; контроль за дыханием; однонаправленность сознания, его просветление и отрешённость; сознание, опирающееся на благоприятный сон или на "то, что приятно" (1.23—39).

Во второй главе Патанджали излагает две частично пересекающиеся друг с другом системы: "трёхчленную йогу действия", в которую входит подвижничество (тапас, tapas), самообучение и упование на Ишвару (2.1—2), а также восьмичленную йогу (2.29), по которой Патанджали больше всего известен. Первая ступень этой восьмичленной йоги — пятеричное самообуздание (яма, yama), тождественное этической системе, практикуемой в джайнизме: это ненасилие, правдивость, неворовство, половое воздержание и неприятие даров (2.30—31). Далее Патанджали излагает пять религиозных предписаний (нияма, niyama): это чистота, удовлетворённость, подвижничество, сомообучение и упование на Ишвару (2.32). Последние три предписания входят в изложенную выше трёхчленную систему "йоги действия". Эти две группы йогических заповедей, по пять в каждой, составляют предписания поведения, в мире, смягчающие негативные последствия мирских деяний. Далее Патанджали перечисляет два вида физических упражнений в осуществлении йоги: это особые позы (асана, asana, 2.46—48) и контроль за дыханием (пранаяма, pranayama: 2.49—52). Отвлечение чувств и контроль за ними (пратьяхара, pratyahara) составляют пятую ступень восьмичленной системы (2.54—55), за которой следуют три "внутренних" звена: концентрация на объекте (дхарана, dharana), созерцание (дхьяна, dhyana) и глубокое сосредоточение (самадхи, samadhi) (3.1—3).

Различные категории самадхи, упоминаемые Патанджали, важны для понимания системы йоги. Прежде всего он использует два термина — сампраджнята (samprajnata) и самапатти (samapatti) —для обозначения состояния концентрации, связанного с мыслью, рефлексией, блаженством и чистым чувством эго (1.17). Далее Патанджали говорит о состоянии глубокого сосредоточения, в котором исчезает различие между субъектом и объектом. Это состояние начинается с концетрации на внешних объектах (савитарка, savitarka) и переходит затем к более чистой ступени, свободной от слов и значений (нирвитарка, nirvitarka: 1.42—43). На следующем уровне предметом концентрации служат внутренние объекты, такие, как отпечатки прошлых действий (самскара, samskara). Патанджали сообщает о двух уровнях такого сосредоточения: начальном, или рефлексивном (савичара, savicara) и более высоком, или нерефлексивном (нирвичара, nirvicara: 1.42—43). Все эти формы сосредоточения называются "обладающими семенем" (сабиджа, sabija): это означает, что они ещё сохраняют потенцию вызвать рецидивы отождествления со зримым (сферой проявлений и перемен). Когда развивается способность к нирвичара самадхи, влияние прошлых действий устраняется и человек вступает в состояние самадхи, "лишённого семени" (нирбиджа, nirbija), которое в других главах трактата, судя по всему, приравнивается к кайвалье, дхарма-мегха-самадхи и понятию чистого зрителя (драштар).

Благотворное воздействие йоги

Во второй и третьей главах Патанджали делает интересные отступления в развитии своей мысли: он перечисляет силы, накапливающиеся при осуществлении йоги. Практика системы десяти нравственных заповедей, упомянутая выше при изложении восьмичленной йоги, приводит к обретению различных благ. Когда человек укореняется в ненасилии, то, по словам Патанджали, в его присутствии унимается враждебность (2.35). Правдивость даёт способность предсказывать будущее (2.36), неворовство приводит к обладанию драгоценностями (2.37), половое воздержание — к обретению энергии (2.38), твёрдость в неприятии даров — к знанию всех прошлых рождений (2.39). Из чистоты возникает отвращение к телесным контактам (2.40), из удовлетворённости — счастье (2.42), подвижничество ведёт к телесному совершенству (2.43), самообучение налаживает связь с наставляющим божеством (2.44), упование на Ишвару приводит к успехам в сосредоточении (2.45). При обращении ко "внутренним" звеньям йоги достижения становятся всё более эзотерическими: в них входят такие сверхчеловеческие способности (сиддхи, siddhi), как знание языков всех живых существ (3.17), способность быть невидимым (3.21), громадная физическая сила (3.24) и умение пользоваться внутренней энергией чакр (cakra), то есть телесных центров (3.29—34).

Если не принимать во внимание эти отступления, то в основном Патанджали остаётся верен своей главной теме: контролю за деятельностью ума. В каждой главе он напоминает читателю (или слушателю) о необходимости трудиться над распознаванием различия между эфемерным миром перемен и неколебимым убежищем зрителя. Это знание, называемое вивека-кхьяти (vivekakhyati), содержит в себе ключ к уничтожению следов прошлых деяний, то есть кармы, тем самым позволяя достичь несвязанного состояния кайвалья.

Теория кармы

Особый интерес представляет теория кармы. В первой главе Патанджали утверждает, что различные формы самадхи, "обладающие семенем" (сабиджа), препятствуют импульсам (самскара, samskara), создаваемым прошлой кармой (1.50). Во второй главе Патанджали отмечает, что карма коренится в пяти аффектах: неведении, эгоизме, влечении, враждебности и жажде жизни. Покуда существует такая карма, человек подвержен будущим рождениям и всевозможным страданиям, из них проистекающим. Цель йоги — уйти от неизбежности будущего страдания, обусловленного кармой, устранив аффекты и привязанности (2.3—16). Йогином Патанджали называет того, чья карма не является ни чёрной, ни белой, ни их смешением (4.7). При достижении дхарма-мегха-самадхи, как утверждает Патанджали, аффектированные деяния (клишта-карма, klista-karma) прекращаются (4.29—30); позднейшие комментаторы добавляют, что при этом состояние освобождения достигается при жизни (дживан-мукта, jivan-mukta).

Значение трактата Патанджали становится очевидным из того, что его многократно комментировали. Самый знаменитый комментарий был написан Вьясой в VI или VII в. н.э.; за ним последовали комментарии Вачаспати Мишры, составленные около 850 г. н.э., Бходжа Раджи, созданные в начале XI в., и Виджнянабхикшу, написанные в XVI в. Трактат также переводился на персидский язык, а комментарии к нему и обобщённое изложение учения Патанджали были написаны по-арабски аль-Бируни.

Кристофер Ки Чэппл