Мой город Москва

Чамба

Общие сведения

Со всем сторон прикрытая горами, а с юга защищаемая армией Кангры, Чамба тысячу лет находилась под властью царей из династии Раджи Сингха Вармы, который и основал ее в 920г. В отличие от других княжеств на севере территории Химачал Прадеш, Чамба никогда формально не подчинялась власти Великих Моголов, поэтому ее типически индусская культура сохранилась в неприкосновенности, пока не были проложены первые дороги на Дальхузи в 1870 г. Когда в 1948 году был образован штат Химачал Прадеш, Чамба стала его столицей - как единственный крупный город дистрикта Чамба. Сегодня лишь горстка туристов добирается сюда, кто, останавливаясь до или после горных экскурсий, кто - задерживаясь посмотреть уникальные храмы.

Летом, гуджары, кочевые мусульманские пастухи, возят по улицам огромные бидоны свежего молока, а другие пастухи, гадди, пригоняют свои стада, прежде чем двинуться дальше в долину Кангры. В центре города - чаухан, просторная лужайка, предназначенная для спорта, вечерних прогулок и праздничных церемоний, на которую выходит Ранг Махал, некогда дворец, а теперь колледж. Очень заметные украшения, которые изготовляют местные племена из серебра и продают на вес на местном базаре, конкурируют с медными обрядовыми трубами и хуками, которыми торгуют ремесленники за храмовым комплексом Лакшми Нараян.

Праздники Чамбы.

Ежегодный, продолжительностью в четыре дня праздник Сухи Мата, который проходит в начале апреля, посвящен рани Чампавати, супруге раджи Сахил Вермана, правившего в 10 веке, именем которой назван город. Есть любопытная легенда о том. Что когда вода из близлежащей реки не потекла в канал, пробитый чтобы отвести воду в город, брахмины объявили радже, что его сын или жена должны принести себя в жертву, чтобы спасти город. Согласилась рани - она была сожжена заживо у входа в канал, после чего по каналу беспрепятственно потекла вода. В празднике участвуют только женщины и дети, сначала они танцуют на чохане, а затем в торжественном шествии относят в храм Сухи Мата за городом изображение Чампавати и знамена с солнечной символикой династии раджпутов.

Минджар - это неделя песен и плясок в начале августа, когда таким образом празднуется созревание маиса. Это специфический праздник Чамбы. Кульминация праздника наступает в последний день, когда шумные толпы гуджаров и гадди, одетых в традиционные наряды, выходит из дворца и движется к берегу реки, где в воду бросают пучки поспевшего маиса.

Храмовый комплекс Лакшми Нараян.

Сложный комплекс храмов Лакшми Нараян, расположенный позади Догра-базара к западу от чохана, выстроен в уникальном стиле Чамбы и Брахмура. Три из шести храмов цвета земли посвящен Вишну, три другие - Шиве. Наружные стены всех храмов богато украшены резьбой, крыши украшены необычно изогнутыми шикхарами (шпилями) с деревянными навесами и золотыми верхушками, которые были пристроены в 1678 году в знак протеста против указа императора Аурангзеба о разрушении всех индусских храмов в горных княжествах. В стенных нишах стоят статуи богов, однако не все ниши заполнены: часть статуй была разрушена во время землетрясений 1905 года, другие были украдены уже в последнее время.

При входе в комплекс стоит самый большой и самый древний из храмов, возведенный в 10 веке. В нем помешается статуя Лакшми Нараяна (Вишну), изваянная из раджастанского мрамора. По обе стороны входа в святилище две полногрудые девы с кувшинами воды символизируют реки Гангу и Ямуну, на фризе внутри храма изображены сцены из Махабхараты и Рамаяны. На одной изображен Вишну, из пупка которого выходит стебель лотоса с шестью цветками, в каждом из которых восседает один из богов. Храмы посвященные Шиве, расположены в третьем дворике комплекса. Среди изображений на наружных стенах есть супруга Шивы, представленная в своих различных ипостасях - как Парвати, Дурга, Гаури и Ума. Когда глаза привыкают к темноте внутреннего святилища, там можно рассмотреть бронзовые изображения Шивы, Парвати и быка Нанди, инкрустированные серебром и медью, добываемых неподалеку.

Горные походы в долине Панджи в сторону Лахауля.

Немногие альпинисты пробираются в красивую, но почти недоступную долину Панджи, расположенную высоко между Большим Гималайским хребтом на севере и Внешним Гималайским хребтом на юге. Узкие речные ущелья и голые горные вершины представляют больное многообразие ландшафтов и растительности: обработанные поля уступают место сосновым и кедровым лесам, зарослям ели и серебряного дуба, еще выше начинается мелкорослый кустарник. Долина заселена кочевыми пастушьими племенами и являет собой образец уникальной деревенской культуры. Там есть несколько вершин, на которые не ступала нога человека; тропы из долины ведут в Кашмир, Лахауль и Занскар. Поход занимает 9-10 дней, если выйти из Трайлы ( 90 км к северу от Чамбы) и двигаться через Сатраундхи (3500 м) через перевал Сач на Киллар, Сач Кхас и оттуда в конечную точку Пундхи.Дальше можно доехать автобусом через Тинди до Удайпура, откуда ходят автобусы в Кейлонг, столицу Лахауля, к северу на Лех и к югу на Манали через перевал Рохтанг.

Наибольшей популярностью пользуется экскурсия из Чамбы через хребет Дхаула Дхар в Дхарамсалу - через перевалы Минкиани или Индраха.

Горные походы из Брахмура

Горные тропы ведут из Брахмура (2130 м) через хребет Пир Панджал, перевалы которого большую часть года завалены снегом. Трудный поход через перевал Каличо (4990м) - “Обитель богини Кали” заканчивается в деревне Трилокнатх, известной древним храмом трехликого Шивы, которому поклоняются и индусы, и буддисты. Из деревни ходят автобусы на Удайпур и дальше на Кейлонг и Манали.

Другой путь, тоже требующий немалых усилий, пролегает через перевал Кугти (5040м), название которого означает “без мучений не достичь”. Тропа начинается от Хадсара - в часе езды автобусом от Брахмура - и ведет через реку Будхиль на Кугти и дальше на Кугти Гот - огромный заросший цветами луг (4000м). Следующая стадия, через сам перевал, требует применения кошек и ледорубов, без которых невозможно преодолеет шестичасовой подъем. Насладившись видом горных пиков Лахауля и Занскара, путешественник спускается к началу ледника Кхарду, продолжает спуск до Раапе в 7 км от Шанши, которая связана дорогой сУдайпуром и Кейлонгом.

Замечательная трехдневная экскурсия на священное озеро Манимахеш (4183м) начинается и заканчивается в Хадсаре, где в августе собираются толпы паломников-индусов. Внушительный горный массив Манимахеш Кайлаш с его нетающими ледниками и глетчерами нависает над озером.В Чамбе и в Брахмуре модно взять в аренду снаряжение и нанять носильщиков; Manimahesh Travels около храмов Лакшми Нараян в Чамбе (тел.01899/22507) организует и снаряжает горные походы.

Другие храмы.

Самый привлекательный из других храмов Чамбы это храм Чамунды Деви, возведенный в 10 веке. Он расположен высоко над городом и попасть к нему можно, проделав получасовой подъем по тропе, которая начинается около автобусной остановки. Храм украшен сотнями массивных медных колоколов, внутри же находится устрашающее изображение кровожадной богини Чамунды. Храм выстроен целиком из дерева; от него открывается захватывающий вид на ущелье Равви и северные холмы. На панелях, врезанных в деревянный потолок храма изображены Кришна, ворующий масло, четверорукий Шива в тигровой шкуре и прекрасные девы в окружении птиц.

В самом городе на южной стороне чохана, около почты, расположен небольшой, богато украшенный лепкой храм Харираи, построенный в 11 веке, в котором находится гладко отполированная статуя Вайкунтхи, трехголовая ипостась бога Вишну. Это превосходный образец бронзовой скульптуры, которой славится Чамба, хотя рассматривать статую часто мешают покрывала набрасываемые на нее верующими.

Музей Бхури Сингх

Музей Бхури Сингх (вторник-суббота с 10.00 до 17.00, вход бесплатный) расположенный в южной оконечности чохана, обладает приличной коллекцией местных предметов искусства. В коллекции есть и знаменитые миниатюры Кангры 18-19 вв., изображения придворной жизни, любовные сцены, общение мужчин и женщин курящих изысканные кальяны отличается значительно большей смелостью, чем раджастанские миниатюры, на которые оказали влияние Великие Моголы. Храмовые статуи и скульптура, колонны и карнизы выставлены в музее вместе с серебряными украшениями, массивной бронзой из Чамбы, старинными монетами и фресками, перенесенными из дворца. Медные таблички с записями рассказывают о дарении земли и собственности, о даяниях храму с 10 по 18 вв.

Одним из лучших собраний музея является небольшая коллекция румалов - платков. Начиная с 10 века, их изготовляли женщины, чтобы использовать для церемониального накрывания даров. Румалы зачастую представляют собой вышитые картины, изображающие сцены из популярных мифов, этим они отличаются от обыкновенных платков, украшенных геометрическими или цветочными мотивами. Сегодня эту традицию сохранили лишь немногие женщины, однако центр ткачества, открытый в старом дворце, знаменует собой попытку возродить старинной искусство.

Практические сведения

Автобусы прибывают на тесную станцию, расположенную в северной части города, вблизи которой находятся гостиницы. Лучшая из них это немного запущенная Chamunda View ( тел.01899/22478;4-5), Jimmy’s Inn (тел.01899/22748; 2-3) напротив автобусной станции предлагает небольшие, но комфортабельные номера с горячей водой, которую приносят в ведрах. Лучший отель Чамбы - принадлежащий HPTDC Hotel Iravati (тел.01899/ 22671;5-7) на северо-западной оконечности чохана, с комфортабельными номерами с коврами и умывальниками. Более дешевая пристройка Champak (тел.01899/22774;3) предлагает приличные двухместные номера и койки в общей спальне (50 рупий). В зависимости от бюджета, можно остановиться и в более скромном, но пристойном Rishi (тел.01899/24343;2-4), где из некоторых номеров виден комплекс Лакшми Нараян.

Поесть лучше всего в Iravati, хотя Rishi и Park View - оба на Музейной улице - представляют собой неплохую альтернативу. Можно попробовать и местные блюда, например, мадхру, жирную и чуть горьковатую смесь бобов с творогом. На южной оконечности чохана есть множество съестных лавок, где можно заказать северо-индийскую или местную еду, но гигиенические условия там не слишком хороши. Туристическое агентство ( понед.- суббота 10.00-17.00; тел. 01899/24002) помещается в круглом здании рядом с Iravati.

Orchard Hut (тел.01899/22607;3-5) предлагает проживание с питанием, дающие представление о деревенской жизни; расположена в 12 км от Чамбы на дороге в Саху, среди холмов и террасированных полей, Здесь можно разместиться в общей спальне (50 рупий) или получить палатку на троих (100рупий) Здесь также организуют горные экскурсии и просто прогулки по близлежащим холмам, Заказы делать через Manimanesh Travels ( тел.01899/22507) около храмового комплекса Лакшми Нараян.

Прямой ночной автобус из Чамбы на Дхарамсалу отправляется в 21.30. Из двух маршрутов на Кангру и далее через Патханкот или Лару, второй занимает меньше времени. В Дхарамсалу лучше ехать через Лару, сойти в Гаггале ( аэропорт Дхарамсалы) и потом проехать 11 км местным транспортом - так можно сэкономить несколько часов.

Брахмур

Брахмур - одноконный городишко с домиками под блестящими черепичными крышами, яблонями и небольшими маисовыми полями, со всех сторон затененными снеговыми вершинами. Храмы, изогнутые шпили которых возвышаются над большой мощеной центральной площадью, здесь интересней и сохранней, чем их соперники в Чамбе. Святилища открываются лишь по утрам и вечерам во время молебствий. В это время можно разглядеть там бронзовые статуи Ганеши, Шивы и Парвати, сохранившиеся в первозданном виде с тех пор, как их поместили в храмы в седьмом и восьмом веках, когда Брахмур был столицей этого горного региона.

В Институте альпинизма можно получить подробные сведения о походах в горы. Нанять надежных проводников и носильщиков, а также арендовать снаряжение (см бокс 000). Исключая только период паломничества, когда все забито, можно без труда разместиться в ряде гостевых домов, в том числе Aditya Talyka (2-3), который лучше других в Брахмуре. Если там нет мест, попробуйте устроиться в Chamunda G.H. (тел.01090/25056;1-2) со смежными комнатами или в Sharma (тел.01090/25025;3-4) расположенном неподалеку. Кухня не отличается разнообразием, но на главной улице между автобусной остановкой и площадью имеется множество съестных лавок.