Мой город Москва

Пещеры Аджанты – древний буддистский монастырь в Индии

Неподалеку от маленького городка Аджанта, что в сотне километров от Аурангабада, центра одноименного округа, уже издалека взглядам открываются несколько входов в древние пещеры. Если же в один из входов зайти, глазам необходимо некоторое время, чтобы привыкнуть к сумеречному свету. Знойная уличная жара сменяется абсолютной тишиной и приятной прохладой, а приспособившееся к полумраку зрение охватывает огромную пещеру, шириной до 30 метров и глубиной в 15 метров. И все это вырублено в сплошном каменном монолите. Высота потолков в пещерах достигает четырех метров. И очень трудно себе представить, что более полутора тысяч лет назад эти невероятные сооружения были вручную высечены в скалах поколениями буддистских монахов.

Со 2 по 5 столетие продолжалось строительство этих пещер, в которых монахи обустраивали свои спальные и жилые кельи, помещения для медитации, а также залы для собраний. В общей сложности в скальных породах было построено около 30 пещер. Существует легенда, что в одной из пещер монахи уединялись на тридцать лет, проводя все эти годы в молитвах и медитациях, не выходя при этом из пещеры. Связь с внешним миром была лишь односторонней – им братья-монахи передавали только самые необходимые продукты питания. В 5 столетии в Индии буддизм впал в опалу, в результате чего монахи из Аджанты были изгнаны. Пещерный же комплекс был заброшен и о нем просто забыли. И лишь в 1819 году британский офицер-кавалерист Джон Смит совершенно случайно во время охоты на тигра снова открыл эти пещеры для современников.

Пещеры поразили кавалериста. Он испытывал такие же чувства, как и современные посетители, впервые попадающие под их своды. И поразили его не только сами пещеры, но и произведения искусства, которыми были покрыты их стены. На некоторых из картин, нарисованных прямо на каменных стенах, искусно изображены эпизоды жизни Будды. При этом изображения отличаются невероятной детализацией, а сами картины отличаются небывалой для той эпохи реалистичностью. Например, нарисованный в пещере балкон выглядит настолько натурально, что создается впечатление его объемности и нависания над поверхностью.

Особый интерес здесь вызывает и высеченная из камня большая статуя Будды, которая видна прямо от некоторых входов в пещеру - она словно приветствует каждого сюда входящего. Стены всех коридоров покрыты одинаковым мотивом, который проходит через все пещеры, потому что цель буддистского искусства – это максимально точное копирование образцов. И чем лучше копия, тем более высоким считается качество произведения искусства.

Пещеры Аджанты были отмечены и ЮНЕСКО – их занесли в список всемирного культурного наследия. Правда, в отличие от других памятников и объектов, присутствующих в этом списке, эти пещеры практически не охвачены массовым туризмом. А это значит, что пока еще существует возможность погрузиться здесь в древнюю тишину и практически в одиночестве прочувствовать дыхание древности.