Мой город Москва

Пещеры Аджанта

Несмотря на сравнительную удаленность Аджанты, сюда приезжает необыкновенно много гостей. Если вы хотите увидеть это место в ситуации, наиболее приближенной к былой безмятежной атмосфере, избегайте посещений по выходным или праздникам - нужно поистине богатое воображение, чтобы представить себе буддийских монахов, неслышной вереницей совершающих обход грубых каменных ступенек, когда по ним карабкаются толпы неутомимых школьников и отдыхающих. Лучшими сезонами для посещений является либо период муссонных дождей, когда река вздувается и зелень ущелья дрожит в унисон с шумом низвергающихся водопадов, либо во время более прохладных зимних месяцев между октябрем и мартом. В другое время, когда безжалостное Деканское солнце раскаляет обнаженную южную скалу, путешествие по Аджанте может превратиться в настоящее испытание на выносливость. Но в какое-бы время вы ни прибыли, не забудьте захватить шляпу, что-нибудь для защиты от солнца, мощный карманный фонарик и большое количество питьевой воды.

Историческая справка

Находясь достаточно близко от основных пролегающих через Декан торговых путей, чтобы обеспечить постоянный приток пожертвований, но достаточно далеко от цивилизации, чтобы сохранить необходимые для медитации и молитвы мир и спокойствие, Аджанта была расположена идеально с точки зрения странствующих по региону монахов, чтобы основать здесь свои первые постоянные монастрыри. Надписи с сообщениями о пожертвованиях указывают на то, что первые местные пещеры были вырублены во 2 в. до н. э.

В период расцвета в Аджанте проживало более двухсот монахов, а также довольно крупные общины художников, скульпторов и рабочих, занятых вырубанием и украшением келий и святилищ. Однако, в какой-то момент в 7 в. это место было покинуто — то ли из-за растущей популярности соседней Эллоры, то ли вследствие угрозы возрождающегося индуизма - никто этого не знает точно. К 8 в. комплекс был заброшен и забыт, его не заметили даже мусульманские фанатики, которые причиняли такой ущерб другим священным местам области на протяжении всех средних веков.

Если бы в 1819 г. не состоялась судьбоносная экспедиция охотников на тигров, Аджанта могла бы томиться под покровом зелени и по сей день. Но случилось так, что ее чудесами восхищается больше любопытных глаз, чем многими из других индийских монументов вне “золотого треугольника”. Ранние попытки задокументировать удивительное открытие, однако, оказались столь мало успешны, что Аджанту стали связывать с каким-то мрачным проклятием. В 1866 г., после 27 лет неустанного копирования картин, которые он писал, расположившись в своем полевом лагере по-соседству, художник Роберт Джилл (Robert Gill) потерял всю свою коллекцию, когда сгорел дотла Лондонский Хрустальный Дворец (Crystal Palace). Та же судьба постигла другую партию копий в 1870-х гг., которая вылетела в трубу Лондонского музея Виктория и Альберт (Victoria and Albert Museum) во время пожара, а плоды усилий японской группы погибли, когда выполненные ими на рисовой бумаге изображения скульптуры Аджанты были уничтожены землетрясением. Даже реставрационные работы преследовали неудачи. В 1920 г. низам из Хайдербада нанял пару итальянских архитекторов подправить несколько из самых поврежденных картин. К сожалению, лак, который они использовали чтобы укрепить наиболее слоящиеся фрагменты штукатурки на стенах пещер потемнел и растрескался со временем, причинив таким образом еще больший ущерб.

В настоящее время реставрационными работами занимается Археологический Надзор Индии (ASI - Archaelogical Survey of India). Меры, призванные минимизировать воздействие сотен проходящих через пещеры посетителей, включают запрет на фотографию со вспышками и строгое ограничение количества людей, одновременно допускающихся в одну пещеру — это еще одна причина, по которой стоит избегать выходных. Хотя в Аджанте планируется расширение сферы туризма, пока единственными примерами поразившей ее коммерциализации являются лотки с изъеденными грибком открытками и сувенирами в районе автобусной стоянки у главного входа и продавцы хрусталя, которые сначала предлагают вам один предмет в качестве подарка, а затем цепляют к нему ценник с кругленькой суммой. Прямо у стоянки находится удобная хижина с камерой хранения (спрашивайте “cloakroom” - “раздевалку”), где можно оставить сумки, пока вы осматриваете пещеры, хотя обратите внимание, что охрана уходит ровно в 17.00.

Правила посещения

По прибытии в пещеры Аджанты, ступайте прямо сквозь группу торговцев открытками и ювелирными украшениями на маленькой территории базара, которая является одновременно и автостоянкой, к билетному киоску на другой стороне подъема (ежедневно с 9.00 до 17.30; 0.5 рупий), чтобы приобрести входной и очень важный “световой” (5 руп) билет. Четкая тропинка ведет оттуда к величественным вихарам Махайяны; однако, если вы предпочтете осматривать пещеры в хронологическом порядке, начните с меньшей группы залов хинаяны у края излучины реки (пещеры 12, 10, 9 и 26), а затем поднимитесь обратно, пройдя через Пещеру 17. Если вам потребуется помощь при подъеме по ступенькам, перед лотками внизу стоят носильщики с портшезами (150 рупий в час). Официальные гиды проводят двухчасовые экскурсии (группы из 1 - 4 человек - 255 рупий, 5 - 15 человек - 380 рупий), их можно нанять через билетный офис; большинство из них рассказывают интересно (без них трудно понять, о чем повествуется на картинах), но может быть после вам захочется посмотреть роспись еще раз, более медленно.

Техника пещерной росписи

Основная техника росписи, которой пользовались художники Аджанты, преображая серые стены скал в яркий калейдоскоп цветов, изменилась удивительно мало в течение 8 в. действия комплекса, с 200 до 650 гг. н. э. Вначале грубые каменные поверхности покрывали шести- семисантиметровым слоем пасты, изготовленной из глины, коровьего навоза и волос животных, укрепленного растительным волокном. Затем накладывали более тонкий ровный слой белой извести. До того, как он высыхал, художники, используя красную киноварь, быстро наносили контуры своих картин, которые потом заполняли слоем terre verte.Красители, все полученные из натуральных растворимых в воде веществ (каолиновый мел для белого цвета, сажа светильников - для черного, глауконит - для зеленого, охра - для желтого и привезенная из других стран ляпис лазурь - для синего), сгущались при помощи клея и наносились на картину только после того, как нижний слой полностью высыхал. Таким образом, роспись Аджанты является, строго говоря, не фресками (которые всегда наносятся на влажную поверхность), а темперой. И наконец, после того как они высыхали, картины тщательно полировали, используя гладкий камень, чтобы выявить их натуральный блеск.

Единственными источниками света художников были масляные лампы и солнечный свет, который направляли в пещеры отражая его при помощи металлических зеркал и водных поверхностей (внешние дворы специально для этой цели заливали водой). По иронии, многие из художников даже не были буддистами, а индусами, которых нанимали королевские дворы того времени. Тем не менее, потрясающее мастерство рисунка, чувство перспективы и тени, наделяющее картины Аджанты характерным, как бы принадлежащим иному миру светом, создали одну из величайших достопримечательностей истории индо-буддийского искусства.

Пещера 1

Некоторые фрески Пещеры 1 входят в число самых прекрасных и стилистически выразительных во всем комплексе. К тому времени, когда в конце 5 в. начались работы над ними, вихары не только давали кров и пропитание монахам, но были также собственно местами поклонения - отсюда появление в дополнение к рядам келий, протянувшихся вдоль передней и боковых стен, центральной алтарной комнаты. Так же как и в большинстве вихар махайяны, на изумительных фресках, украшающих стены и потолки, изображены эпизоды из историй о рождении и предыдущих жизнях Будды - Джатаки (Jatakas). Картины одного из наиболее искусно выполненных циклов - Маханджанака (Mahanjanaka), покрывают большую часть левой стены. Они рассказывают о потерпевшем кораблекрушение короле, который встречает одинокого аскета и решает отказаться от всего, что связывает его с миром. По возвращении во дворец его жена с помощью группы соблазнительных танцовщиц безуспешно пытается переубедить его. На последней фреске показана сцена, когда как ее муж уезжает на белом коне, а по пятам за ним следует толпа причитающих придворных.

За Маханджанакой, слева от входа в главное святилище, находится еще один шедевр. Падмапани (Padmapani), образ бодхисаттвы Авалокитешвары (Avalokitesvara) с лотосом, стоит в окружении свиты прислужников, божественных музыкантов, любовников, обезьян и павлина. Его миндалевидные глаза с тяжелыми веками и ленивая поза с выдвинутым бедром трибханга (tribhanga, “с тремя изгибами”) излучает отрешенное и величественное спокойствие. Напротив, вдоль правой от входа стороны, изображен Ваджрапани (Vajrapani) - держатель грома. Между ними эти два бодхисаттвы представляют двойственный аспект буддизма махайяны: сострадание и знание.

Однако подлинным шедевром Пещеры 1 является гигантская скульптура сидящего Будды в алтарной комнате - самая прекрасная из подобных фигур в Аджанте. Используя портативные электрические фонарики, гиды любят демонстрировать как выражение, изумительно выполненного лица Будды, меняется в зависимости от того, откуда падает свет, становясь мрачным слева, блаженным справа и безмятежным, если источник света находится внизу. Обратите внимание на украшающие пьедестал под статуей колесо, символизирующее Дхарму, учение Будды, и оленя, символизирующего первую проповедь Будды в Сарнатхе.

На пути из пещеры вы можете увидеть еще одно знаменитое, создающее иллюзию реальности изображение, расположенное в верхней части одной из колонн (третьей сзади, если стоять лицом к святилищу): фигуры четырех, кажущихся отдельными оленей, у которых при ближайшем рассмотрении оказывается одна общая голова.

Пещера 2

Пещера 2 представляет собой не менее впечатляющую вихару махайяны, датируемую 6 в. Потолок в ней как бы провисает подобно крыше палатки, его украшают сложные цветочные узоры, в том числе изображения лотосов и медальонов. В основе дизайна явно лежит греческое искусство — наследие эллинского влияния конца 1 тысячелетия до н. э. Центром скульптурных фризов в маленьком дополнительном алтаре направо от главного центрального молитвенного зала является изображение богини плодородия Харити, известной великанши-людоедки и пожирательницы детей. Когда Будда пригрозил, что угостит ее собственным лекарством и похитит ее ребенка, Харити пришла в бешенство (вверху справа), но Будда умиротворил ее при помощи своего учения о сострадании (вверху слева). Внизу изображена школьная сцена с учителем, грозящим палкой классу неуправляемых учеников.

Боковые стены заполнены яркими изображениями сцен из Джатак и других мифологических эпизодов. На фризе на левой веранде показано рождение Будды, выходящего из бока матери, и его зачатие, когда во сне ей явился белый слон (снизу слева). Неподалеку представлена одна из сцен с изображением “чуда тысячи Будд”, когда Будда, чтобы смутить группу еретиков, умножился в тысячу раз и предстал перед ними в виде тысячи Будд.

Пещеры от 3 до 9

Пещеры 3, 4 и 7 представляют мало интереса, но загляните ненадолго в Пещеру 6 - двухэтажную вихару с прекрасным резным дверным косяком над ее святилищем, горсткой восьмиугольных колонн, а также несколькими облупленными картинами над входами в кельи. Пещера 8 закрыта — в ней находится генератор для освещения.

Пещера 9, которая датируется 1 в. до н. э., представляет собой первую встречающуюся на этом пути чайтью. В центре молитвенного зала в 14 м длиной, покоясь в полусвете, проникающем через характерное окно в форме листа дерева пипал в резном фасаде, стоит полусферическая ступа с ковчегом в виде перевернутой пирамиды. Оставшиеся фрагменты росписи, в том числе сцена процессии на левой стене, в основном представляют собой более поздние наслоения поверх более ранних изображений божеств в образе змей — нагараджа.

Пещера 10

Хотя фасад Пещеры 10, представляющей собой зал чайтья 2 в. до н. э. — самый старый и впечатляющий в ущелье, частично обрушился и его портит некрасивая проволочная решетка, поставленная ASI для защиты от летучих мышей, но в целом он по-прежнему выглядит весьма внушительно. Главные достопримечательности пещеры, однако, гораздо меньше и незначительнее. С помощью солнечного света, отражаемого зеркалом, которое подержит служитель, можно различить потускневшие остатки картин вдоль левой стены (в настоящее время застекленные). Сцена, на которой раджа и его свита приближаются к группе танцоров и музыкантов, окружающих украшенное гирляндами дерево бодхи — символ Просветления Будды (Хинайяны предпочитали не изображать его физически), предположительно является самым ранним из сохранившихся образцов буддийской настенной живописи в Индии. В других местах стена испещерена надписями, сделанными британскими солдатами, которые заново открыли пещеры в 1819 г.

В дальнем конце апсидально заканчивающегося зала, разделенного тремя рядами раскрашенных восьмиугольных колонн, возвышается огромная монолитная ступа. Если рядом никого нет, испытайте изумительную акустику чайтьи.

Пещера 16

Следующая интересная пещера - Пещера 16 - является еще одной живописной вихарой 5 в., в которой на передней части левой стены находится знаменитая картина, известная под названием “Умирающая Принцесса”. “Принцесса” была в действительности царицей по имени Сундари и она не умирает, а упала в обморок, услышав новость, что ее муж - царь Нанда (двоюродный брат Будды) - собирается отказаться от трона и присоединиться к монашескому ордену. На противоположной стене показаны события из предыдущей жизни Будды в образе Сиддхартхи (Siddhartha).

Пещера 17 - 26

Вырубленная в середине 5 в., в период расцвета буддизма махайяны, Пещера 19 вне всякого сомнения является самым величественным залом чайтья Аджанты, ее фасад украшает большое количество тщательно выполненной скульптуры. Колонны, ряды которых тянутся вдоль стен, украшают изображения кротких бодхисаттв в полупрозрачных одеяниях и медитирующих Будд, а с каждой стороны грациозно изогнутого в форме арки с заостренным концом окна, вниз самодовольно глядят два полубога с толстыми животами и двойными подбородками. Склонность к театральному изобилию интерпретировалась как ответ направлений махаяны на происходящий в тот период подъем брахманизма. Это индуистское влияние проявляется еще больше на фризах, украшающих внутреннюю часть портика. На левой стене, увенчанной ореолом из голов кобр, в непринужденных позах сидят король змей Нагараджа и его супруга, напоминая многочисленные панели с изображениями Шивы и Парвати в Эллоре, а также отражая местный культ змей, который некогда правил здесь, в ущелье Вагхора (Waghora).

Внутри зала поблекшие фрески менее примечательны по сравнению со скульптурой в верхних частях колонн. Еще интереснее статуя Будды в положении стоя — еще одно новшество. Обратите внимание на переход от более приземистых ступ в святилищах ранних чайтья (пещеры 9 и 10) к более удлиненному варианту в этой пещере. Зонтики, которые поддерживают духи, и сосуд с божественным нектаром поднимаются прямо к сводчатой крыше.

Пещеры от 21 до 26 датируются 7 в., то есть парой сотен лет спустя после создания всех остальных, и образуют отдельную группу в дальнем конце скалы. Кроме незаконченной Пещеры 24, грубо вырубленные полости и колонны которой дают представлением о том, как происходили первоначальные работы, единственной пещерой, которую стоит осмотреть получше, является Пещера 26. Задуманный в не менее грандиозном масштабе, чем другая большая чайтья — Пещера 19, этот внушительный зал так и не был закончен. И все же скульптура, которую здесь вырубили мастеровые прежде чем по непонятным причинам сложить свои инструменты, входит в число самой выразительной и эффектной в Аджанте. В мрачной апсиде в дальнем конце Будда сидит перед большой цилиндрической ступой, окруженной бодхисаттвами. Он появляется снова на фризе справа от статуи (слева для вас, если вы входите в пещеру) с изображением сцены “Искушение Мары”, на этот раз безмятежно устроившись под деревом пипал, в окружении семи сладострастных девиц, пытающихся соблазнить его. Их отец, дьявольский Мара, наблюдает со спины слона в верхнем левом углу. Хитрость, задуманная чтобы сбить Будду с пути, разумеется проваливается, и злобный враг со своими дочерьми вынужден в конце концов отступить (внизу справа). Контраст составляет колоссальное изображение Паринирваны: Сиддхартха на смертном одре на противоположной стене представляет собой настоящий образец спокойствия. Обратите внимание на рыдающих и причитающих плакальщиков внизу и на летающих духов и музыкантов вверху, готовых приветствовать мудреца, когда он войдет в Нирвану. Мягкий солнечный свет, проникающий через вход и падающий на изящно вырезанные чувственные черты Будды, завершает образ, создавая эффект, соответствующий моменту перехода в мир иной.В Пещере 17, датируемой периодом между серединой 5 и началом 6 в., находятся наиболее хорошо сохранившиеся и самые разнообразные картины в Аджанте. Так же как в пещерах 1 и 2, одновременно внутри может присутствовать только ограниченное количество посетителей. Пока вы ждете своей очереди, взгляните на фрески на веранде. Над дверью восседают восемь Будд, в том числе и Майтрейя - Будда Грядущего. Слева изображена влюбленная королевская пара, которые пьют последний бокал вина перед тем, как раздать свои мирские богатства беднякам. На стене, образующей дальнюю левую сторону веранды, сохранились фрагменты тщательно выполненного “Колеса Жизни”.

Внутри пещеры большинство фресок снова посвящены сценам из Джатак, особенно тем, когда Будда принимает образ какого-нибудь животного, чтобы продемонстрировать различные добродетели. Протянувшиеся вдоль длинного фриза с левой стороны прохода иллюстрации к Вишвантара Джатаке (Vishvantara Jataka), рассказывают историю о принце, которого изгнал со двора отец за то, что он отдал волшебного слона, вызывающего дождь. Среди наиболее выразительных сцен этого длинного повествования можно выделить ту, когда Вишвантара прощается в кровати с четырьмя опорами со своей супругой перед тем, как отправиться в жилище отшельника в лесу. Неподалеку, на стене слева от главного святилища, находится одна из наиболее ужасных достопримечательностей Аджанты. В Судаса Джатаке (Sudasa Jataka) бодхисаттва принимает облик львицы, чтобы отговорить принца от пожирания своих подданных. Художники не поскупились на подробности, изобразив кровавые сцены с кухонными горшками и кусками человеческой плоти, разрезаемыми перед тем как положить их в горшки. Каннибализм является также темой великого фриза Симхала (Simhala) в правой части пещеры. На нем рассказывается история купца и искателя приключений с группой моряков, которые, потерпев кораблекрушение и будучи выброшены на берег пустынного острова, оказались в окружении сладострастных дев. К ночи эти прекрасные женщины устрашающим образом преображаются в сборище помешанных на крови, пожирающих людей великанш-людоедок. К счастью для потерпевших кораблекрушение, им является бодхисаттва в образе лошади и ведет их на победоносную битву со злобными женщинами- демонами.

Колонну, отделяющую Симхала Джатаку от более маленького фриза, на котором показано как Будда вырвал свои глаза, чтобы отдать их слепому брахману, украшает изумительный и широко известный портрет страстной темнокожей принцессы, любующейся собой перед зеркалом в окружении прислужниц и карлицы. Чоукидары продемонстрируют, как при боковом освещении ее радужные переливающиеся глаза и драгоценные украшения сияют словно жемчуг на темном фоне.

Мифы и легенды

Высеченные в почти вертикальных склонах ущелья в форме подковы искусственные пещеры Аджанты расположены в полузасушливой зоне холмов Декана. Менее двух столетий назад эта уединенная территория была известна только местному племени бхилов; входы в эти покинутые каменные помещения были скрыты под ковром вьющихся растений и густыми зарослями джунглей. Однако, случайное прибытие в 1819 г. маленького подразделения войск Ост-Индской Компании в алых кафтанах положило конец безвестности пещер. История их “открытия” читается как сценарий Индианы Джонс. Приведенные молодым “полудиким” следопытом на вершину отвесного утеса над ущельем охотники на тигров обнаружили далеко внизу нечто, что оказалось впоследствии фасадом Пещеры 10, просвечивающим сквозь густую листву.

Простодушные британские солдаты сделали одно из самых сенсационных археологических открытий. Дальнейшие исследования обнаружили в общей сложности 28 пещер с колоннадами, высеченных из шоколадно-коричневых и серых базальтовых скал, протянувшихся вдоль реки Вагхоры (Waghora). Но еще более замечательной оказалась изумительная и безупречно сохранившаяся настенная роспись внутри. В дополнение к армии каменных статуй Будды и другой скульптуре, пещеры в Аджанте украшают бесчисленные красочные фрески с изображениями различных полей битвы, будуаров, плывущих кораблей, городских улиц, лесов, изобилующих животными и снежных горных вершин. Даже если вы не совсем знакомы с сюжетами этих картин, понять, почему они входят в число самых прекрасных сокровищ Индии, нетрудно.

Подобрать тур

Смотреть все

Другие достопримечательности региона