Мой город Москва

О Атхарваведе

Атхарваведа (санскр. अथर्ववेद, atharvavйda — татпуруша: अथर्वन्, atharvan?, вид священников, и वेद, veda?, «знание») — древнейшее собрание индийских заговоров, датируемое приблизительно началом I тысячелетия до н. э. Священный текст индуизма, одна из четырёх Вед, обычно располагающаяся на четвёртом месте в их нумерации.

Как гласит традиция, Атхарваведа была преимущественно составлена двумя группами риши, известными как Бхригу (Bhrigu) и Ангирас (Angiras). Также сущестувуют части, приписываемые другим риши, например, Каушике (Kauśīka?), Васиште (Vaśīṣṭha?) и Кашьяпе (Kashyapa?). Выжили две рецензии (шакхи (śākhā?)), известные как Шаунакия (Śaunakiya?) (АВС) и Пайппалада (Paippalāda?) (АВП). Самхиты этих рецензий, возможно, окончательно сформировались около 600 г. до н. э. ("мантрический" период ведического санскрита и последующая кодификация ведических шакх).

Принадлежа к самому раннему, ведийскому, периоду древнеиндийской литературы, этот памятник занимает особое место среди прочих вед, отличаясь от них и по своему содержанию, и по тому ритуалу, который с ним связан. Атхарваведа уникальна в том отношении, что отражает те стороны жизни древнейших индийцев, память о которых исчезла бы навсегда, не будь она зафиксирована в этой веде.

Другие веды обращены к богам, подвиги которых они восхваляют. Они представляют высокую, иератическую поэзию и могут лишь косвенно отразить интересы и потребности людей того времени. Атхарваведа гораздо более непосредственно выражает нужды и желания ведийцев. В ее заговорах и заклинаниях человек предстает в интимных аспектах своего существования. Именно из Атхарваведы мы узнаем о нем такие бытовые подробности, которые по своей малости не могли бы найти места в иератических гимнах. В Атхарваведе речь идет обычно не о богах и мифах, а о человеке, его общественной и личной жизни, его болезнях и страхах и т. п. Это своего рода энциклопедия быта ведийских племен, из которой можно почерпнуть сведения и о помазании царя на царство, и о свадьбе или похоронах, и о постройке хижины, и о лечении больных.

Статус

Несомненно принадлежа к ядру ведических писаний, Атхарваведа в некотором роде также представляет собой и независимую традицию, параллельную Ригведе и Яджурведе.

Тексты джайнизма и буддизма более враждебны к Атхарваведе, чем к другим индуистским текстам (называя её Аггавана(Aggvāna?)-ведой или Ахавана(Ahavāna?)-ведой). Они даже называют её неарийской Ведой, которую в Пайппаладе (paippalāda?) придумали для человеческих жертвоприношений. Индуистские тексты также принимают жёсткую позицию, встречаются запреты на упоминание текстов атхарванов (Atharvān?) в контексте ведической литературы, хотя некоторые полагают, что причина этого - то, что Атхарваведа по времени идёт последней. Сами по себе Атхарван-паришиштхас (Pariśiśhthas? - дополнения) утверждают, что специальных жрецов школ Мауда (Mauda?) и Джалада (Jalada?) следует избегать. Утверждается даже, что женщины, связанные с атхарванами (Atharvān?), могут страдать от абортов.

Редакции

Чаранавьюха (Caraṇavyuha?) (приписываемая Шаунаке) перечисляет девять шакх, или школ, Атхарваведы:

  • Пайппалада (paippalāda?)
  • Стауда (stauda?)
  • Мауда (mauda?)
  • Шаунакия (śaunakiya?)
  • Джаджала (jājala?)
  • Джалада (jalada?)
  • Брахмавада (brahmavada?)
  • Девадарша (devadarśa?)
  • Чаранавидья (chāraṇavidyā?)

Из них только выжили только редакции Шаунакия (АВС) и Пайппалада (АВП). Главный текст Пайппалады считается более древним, чем главный текст Шаунакии, но оба они содержат также и поздние добавления и повреждения. Часто порядок стихов в соответствующих гимнах разнится, иногда в гимнах встречаются стихи, которых нет в другой редакции. Те места, где обе сходятся, скорее всего, восходят к оригинальной версии.

Также в Вишну Пуране (Viṣṇu purāṇa?) и Ваю Пуране (Vāyu purāṇa?) (древнейших индуистских тексты о богах, богинях и их истории) можно найти несколько более древних школ, не перечисленных в Чаранавьюхе (Caraṇavyuha?):

  • Суманту (sumantu?)
  • Кабандха (kabandha?)
  • Кумуда (kumuda?)
  • Шаулкаяна (śaulkāyana?)
  • Бабхравья (babhravya?)
  • Мунджакеша (munjakeśa?)
  • Сайндхаваяна (saindhavāyana?)
  • Накшатракальпа (nakśatrakalpa?)
  • Шантикальпа (śāntikalpa?)
  • Самхитавидхи (saṃhitāvidhi?)

По крайней мере некоторые из них развились в другие школы, упомянутые в списке Чаранавьюхи. Самхитавидхи, Шантикальпа и Накшатракальпа - это пять текстов "кальпа", добавленные к традиции Шаунакии и не образовавшие собственных отдельных школ.

Важные моменты

Атхарваведа - первый индийский текст, связанный с медициной. Он определяет в качестве причин болезни живых агентов: например, ятудханья (yatudhānya?), крими (kṛimi?) и дурнама (durṇama?). Атхарваны (atharvāns?) отыскивают их и убивают с помощью лекарств, чтобы победить болезнь (см. XIX.34.9). Этот подход к болезни неожиданно продвинут по сравнению с тригуморальной (trihumor) теорией, разработанной в пураническом (puraṇic?) периоде. Остатки оригинальных атхарванических мыслей всё ещё оставались в пураническом периоде, как мы можем видеть в медицинском трактате Сушруты (suṣruta?) (Гаруда Пурана, карма канда (garuḍa purāṇa, karma kāṃḍa?) - глава 164).

Здесь, следуя атхарванской теории, пуранический текст считает микробов причиной проказы. В той же главе Сушрута также расширяет роль гельминтов в вызове заболеваний. Эти два высказывания могут быть прослежены назад вплоть до Атхарваведа-самхиты. Гимн АВ I.23-24 описывает заболевание проказой и рекомендует применять для лечения раджани аушадхи (rajanī auṣadhi?). Из описания аушадхи (auṣadhi?) как растения с чёрными стеблями и тёмными пятнами можно сделать вывод, что имеется в виду, скорее всего, лишайник со свойствами антибиотика. Таким образом, Атхарваведа может считаться первым текстом, содержащим записи об использовании антибиотиков.

Атхарваведа также информирует нас о войне. Своё место в самхите (saṃhita?) Атхарваведы находят многие приспособления, такие, как, например, стрела с каналом для яда (apāskambha?) и яд из касторовых бобов (castor bean poison), отравленная сеть и ловушки с крюками, использование распространяющих болезни жуков и дымовых завес (например, гимны IX .9, IX.10, гимны тришамди (triśaṃdi?) и ньярбуди (nyārbudi hymns?)). Эти отсылки к военным практикам и относящимся к ним ритуалам кшатриев (kśatriya?) и послужили причиной формирования страшной репутации Атхарваведа. Во время эры Махабхараты, последовавшей сразу после периода Атхарван (atharvān?) часты были сравнения оружия и мантр героев. Возможно, это сравнение изначально означало применение смертельного оружия в соответствии с традицией Атхарван.

Некоторые обычные и специальные ритуалы арийцев составляют основное содержание Атхарваведы, так же, как и трёх других вед. Главные ритуалы, раскрываемые Атхарваведой, - свадьба в канде (kāṃḍa?) XIV и погребение в канде kāṃḍa? XVIII. Есть также гимны, специфичные для ритуалов бхригу-агнирасас (bhṛigu-agnirasas?), врьятьяс (vṛātyas?) и кшатрияс (kśatriyas?). Один из важнейших среди них - Вишасахи Врата (Viśhāsahi Vrata?), исполняемый для призвания Индры (īṃdra?) и Вишну (Viṣṇu?) с мантрами XVII-й канды (kāṃḍa?). Ритуалы врьятья (Vṛātya?) исполнялись теми, кто избрал кочевой аскетичный образ жизни и обычно посылался в соседние государства главой страны. Похоже, они сыграли определённую роль в сообщении и торговле с соседними государствами (например, можно сравнить с похожим на врьятью путешествием Арджуны в княжество Яду, чтобы договориться с Субхадрой). Наконец, некоторые ритуалы направлены на разрушение врагов (ритуалы и гимны Абхичарика (Abhichārika?), особенно использующие завершающие мантры XVI-й канды (kāṃḍa?). Поддерживая традиционные негативные мнения об Атхарваведе, по сути они отражают некоторые другие гимны из Ригведы, так же, как и Яджурведа (Yajuṣes?). Более того, ритуалы Абхичарики (Abhichārika?) были составной частью ведизма, об этом обширно свидительствуют Брахманы (brāhmaṇa?) (см. историю Явакрады (Yavakrdḍa?) в Джайминия Брахмане (Jaiminiya brāhmaṇa?).

Так что Атхарваведа полностью укладывается в ведическую традицию, в то же время концентрируясь на некоторых кланах жрецов огня. Развитие ритуалов Абхичарики (Abhichārika?) к своей современной формы видно только в литературе видханы (vidhāna?) и, по сути, началось в ригведической традиции в форме Ригвидханы (ṛigvidhāna?). Автор Ригвидханы (ṛigvidhāna?) даёт отсылки к развитию похожих ритуалов в традиции Атхарваведы (ссылки на Агнираса Критьи (Agnirasa Krityās?). Эти ритуалы достигли кульминации в Каушике (Kauśika?) и Вайтана-сутре (Vaitana Sūtra?) и в некоторых Паришиштхах (Pariśiśhthas?) (дополнениях) к литературе атхарванов (atharvān?). Однако они сильно удалились от актуальных гимнов, которые провозглашали, что они представляют скорее оформление атхарванской практики, чем её изначальную форму.

Несмотря на то, что в своей крайней форме атхарваническая Абхичарика (Abhichārika?) угасла, она оказала большое влияние на индийскую культуру, выразившееся в происхождении пуранической формы огненного ритуала (яги (yaga)). Она также предоставила стартовую точку для поклонения ставших позже популярными божеств - таких, как Кумара (Картикея) и Ганапати, вставших в центр индуистского ритуала.