Мой город Москва

Свадьба по-индийски

В глубокой древности индийские жены не были связаны брачными ограничениями и их связи с другими мужчинами не считались грехом. Об этом Панду, один из героев «Махабхараты», рассказывал своей жене Кунти. Но впоследствии, как гласит предание, отшельник Шветакету установил закон, по которому муж и жена должны сохранять верность друг другу. Правда, при отсутствии детей женщина для обретения потомства могла сойтись со своим деверем или другим ближайшим родственником мужа. Позднее неверность жены жестоко каралась: если она изменяла мужу, закон рекомендовал затравить ее собаками в людском месте,

В истории Индии встречаются различные традиции и многомужества, и многоженства. Случай братской полиандрии описан в «Махабхарате», где Драупади имела пятерых мужей, братьев Пандавов. Этот древний обычай иногда бытует и ныне, среди низших каст. Встречается полиандрии и на юге страны, в штате Керала, где женщина сама выбирает мужа, и в Ладдакхе.

Широким распространением в древности пользовалось многоженство. Из «Рамаяны» мы знаем, что у отца Рамы Дашаратхи было до 350 жен. У магадхского царя Бимбисары, правившего в 545 – 493 гг.до н.э., было 500 жен. По нескольку сот жен имели и отдельные мусульманские правители. Еще несколько десятилетий назад случаи двоеженства у индусов были обычным явлением. Поэтому в индийских языках в древности бытовало специальное слово «сапатни», что означало «сожена». Это слово употреблялось в речи настолько долго, что к настоящему времени оно выступает уже в форме «саут», с тем же, естественно, значением. Примечательно, что у Премчанда есть даже рассказ «Саут», в котором рассказывается, жена, которая несколько лет не имела детей, сама попросила мужа привести в дом вторую жену. До четырех жен и сейчас могут иметь мусульмане, но ныне и они чаще всего ограничиваются одной.Проблемы брака и семьи в настоящее время являются в Индии сложными. Браки здесь и поныне в подавляющем большинстве заключаются не по любви, а совершаются между людьми, которых подбирают родители.

Мальчиков и девочек в индийской семье долгие годы воспитывают в убеждении, что муж и жена предназначаются друг другу богом, а родители, лишь исполняя волю всевышнего, их находят. Все индийские религии предписывают соблюдение целомудрия до брака. И оно, как правило, соблюдается в ожидании предначертанного свыше мужа или жены. Ищут жениха родители, родственники. Ищут далеко, ищут поблизости. Иногда поиски идут дедовскими методами, а порой и с использованием современных средств информации. И поэтому во многих индийских газетах и журналах отводится место для объявлений о женихах и невестах. Их можно прочитать в издающейся на английском языке газете "Таймс оф Индиа», и в газете на хинди «Хиндустан» В объявлении указывается религиозная, кастовая принадлежность, образование жениха, возраст, оклад, рост, а иногда и некоторые дополнительные сведения – владелец двух домов, хорошего телосложения, красивый, со светлой кожей. Здесь же говориться, какой должна быть невеста: возраст, каста, рост, образование, специальность. Лица традиционных взглядов указывают: той же касты, а придерживающиеся новых взглядов заявляют: каста безразлична. Было время, когда в Индии браки заключались между детьми. Однако по закону, принятому еще в 1931г., браки между детьми запрещены. Закон 1955г., установил возрастной минимум вступления в брак: для девушек – 15 лет, для юношей – 18. Но не всегда законы способны справиться со старыми обычаями. Так, в 1972г., в одной из деревень состоялась свадьба, на которой жениху было 9 лет, а невесте всего 1 год. Невеста, видно, еще не совсем уверенно держалась на ногах, и поэтому ее нес на руках отец, а когда ее увозили из родной деревни к жениху, нес ее все же не муж, а его отец

Еще одна не совсем обычная свадьба происходила в 1974г., в Раджастане. Одновременно бракосочеталось 5 тыс. пар. Обряд происходил в половине третьего ночи, ибо было установлено, что именно данный момент является наиболее благоприятным. Но в это время одни бракосочетаемые были погружены в глубокий сон, другие с увлечением сосали палец. И не удивительно; старшему из молодоженов едва минуло 5 лет. Случалось и так, что будущих супругов не только не спрашивали согласия, но и не считали необходимым показать друг другу. Правда, иногда будущим мужьям все-таки удавалось взглянуть на свою невесту. Писатель Упендранатх Ашк в романе «Падающие стены» рассказывает, что Четан специально для этого ездил в город, где жила избранная для него в жены девушка.

Родители жениха и невесты обращаются к особым специалистам для определения счастливого дня для бракосочетания. Затем отпечатываются роскошные пригласительные билеты – несколько сот, а иногда даже несколько тысяч. Ведь нужно пригласить всю многочисленную родню обеих сторон, всех друзей, знакомых, близких. В 1971г. один из членов законодательной ассамблеи Махараштры обрел особую известность благодаря тому, что на свадьбу сына и одновременно дочери пригласил 150 тыс. гостей.

Свадьба считается самым важным и ответственным моментом в жизни. Поэтому каждый отец делает все возможное и даже невозможное(порой залезая в долги на долгие годы), чтобы достойным образом отпраздновать свадьбу своей дочери и не вызвать недовольства со стороны приглашенных. Кстати, и в этих вопросах стали намечаться существенные сдвиги: в 1976г. законодательные органы различных штатов Индии приняли законы, ограничивающие свадебные расходы – установлены пределы числа приглашенных гостей, величины оркестра…

Когда наступает день свадьбы, в дом родителей невесты прибывает торжественная процессия во главе с женихом. Жених едет на коне или даже на слоне. Оба, и жених и конь (или слон), богато и ярко расцвечены и разукрашены. Перед женихом на коне сидит мальчик. Это значит, что, если жених вдруг умрет, мужем девушки станет «запасной игрок»: на него возлагается обязанность в случае смерти супруга заменить ей мужа, а ее детям – отца. Невеста все дни и часы находится в ожидании будущего супруга, с которым ей надлежит преданно и покорно провести долгие годы будущей жизни. Свадебный наряд индийской невесты чаще всего очень яркий и многоцветный. Сам свадебный обряд проводится под руководством брахмана, читающего на санскрите соответствующие молитвы. Обряд исполняют родственники бракосочетаемых. Они омывают жениху и невесте ноги, покрывают их красной краской. На пальцы ног одевают серебряные обручальные кольца, особый шнур и связывают им будущих супругов. Завершается церемония тем, что жених семь раз обводит невесту вокруг священного огня, после чего они надевают друг на друга гирлянды из золотой фольги. Понятно, что во время всего этого обряда жених и невеста находятся уже рядом, зачастую впервые в жизни. Случается, невеста от смущения прикрывает лицо краем сари, так что рассмотреть ее бывает не так-то просто. А жениху порой даже и не возможно: ведь на его голове высится свадебная корона, с которой на лицо спускаются бесчисленные нити с нанизанными на них головками цветов. Так вот незнакомые люди становятся супругами, даже не увидев друг друга в лицо. Наше традиционное «горько!» тоже не услышишь: на индийской свадьбе пьют, как правило, только сладкий чай.

В разных районах страны свадьбы в чем-то отличны, играются по-своему. Например, в некоторых местах принято разрывать всё одеяние жениха в клочья. Вот и надевают на свадьбу не самые дорогие наряды. Значительным свадебным расходом еще довольно часто является приданое. Если в «низких» кастах обычно даже вносят выкуп, ибо в семью приобретается работница, то в более высоких да знатных – девушку стараются выдать за «образованного» мужа и стараются привлечь его внимание приданым. В последние годы прогрессивная индийская общественность порицает такую куплю-продажу невесты. Житель фаридбада К.С.Канери, например, считает, что молодежь Индии должна объединиться и выступить против этого позорного обычая. А, по мнению Гауришанкара Шуклы, для искоренения этого обычая необходимая самая настоящая социальная революция. В 1976г. по всей стране развернулось против приданого целое движение: с осуждением этого пережитка прошлого выступают на митингах, юноши клянутся, что откажутся от приданого, газеты пестрят сообщениями о бесприданных свадьбах.

Встречаются отдельные, не совсем обычные для сегодняшней Индии, свадьбы. Так, в одной деревне два брата были женаты на двух сестрах. Но у старшего брата жена умерла, и ему пришлось жениться вторично. И оказался он вдвое старше своей новой жены. Уразумев эту возрастную разницу, старший брат предложил младшему поменяться женами. Младший согласился, согласилась и родня. Так и провели тогда две» обменных» свадьбы.

Один индусский священнослужитель, которому было за 0шестьдесят, решил жениться на 16-летней девушке. Его друзья долго подыскивали невесту и, наконец объявили о предстоящей свадьбе. Довольный священник в сопровождении 500 гостей прибыл в дом невесты. Свадьба была проведена со всеми ритуальными церемониями. Но по возвращению домой, уже ночью, служитель культа обнаружил, что вместо невесты ему «вручили» какого-то мальчишку, которого шутники наняли за 10 рупий. Вопрос о женитьбах стариков на молодых девушках подвергался обсуждению даже в индийском парламенте, ибо член парламента от партии ИНК Рагхунатх Прасад Кхетан вносил на рассмотрение поправку, которая должна была установить допустимую – в 15 лет – возрастную разницу между супругами. По этому вопросу не только у мужчин, но у женщин-парламентариев единодушия не оказалось. Дискуссия в парламенте была горячей, но безрезультатной.

После свадьбы молодые обычно живут у мужа. Во главе дома – пожилые родители. Тут же их женатые сыновья с женами и детьми, неженатые сыновья и незамужние дочери. Обычно несколько десятков человек. Не легко, конечно, бывает войти в такой сложный коллектив молодой жене. И поэтому понятна реакция современных девушек, студенток делийского колледжа, которые на вопрос – хотели бы вы жить со своей свекровью и свекром в подавляющем большинстве отвечали кратко, но выразительно – нет.

Как вести себя жене по отношению к мужу – этому девочку учили еще в детстве. Она должна уметь сдерживать свое раздражение, гнев, быть приветливой в обращении, иметь приятную речь, манеры. И жена стремиться всегда нравится мужу – старается быть красиво одетой, следит за своей кожей и волосами, окрашивает красной краской пробор в волосах, сурмит глаза, надевает украшения. С раннего детства она умеет неплохо петь и танцевать. И все это – для мужа. Ведь еще древний закон утверждал, что добродетельная жена должна почитать мужа как бога.

Сейчас многие женщины, особенно живущие в городах, стремятся поступить на работу. Однако при опросе, который был проведен в городе Пуна, большинство незамужних девушек заявило, что они предпочли бы оставить службу сразу после рослее рождения первого ребенка. Многие бы хотели работать не полный рабочий день, чтобы успевать справляться с семейными делами. Многие замужние женщины заявили, что служба вести надлежащее воспитание детей.

Всеиндийская конференция работающих женщин еще в 1969г. приняла решение ежегодно отмечать 22 февраля День матери. Эта дата была установлена в память о Кастурбе Ганди, супруге Махатмы Ганди, которая именно в этот февральский день 1944г. скончалась в тюрьме, куда была заточена колонизаторами.

Рассказывая об индийской семье, нельзя не сказать хотя бы несколько слов о детях. Все они, даже самые маленькие, всегда поражали меня и своими способностями к танцам, пению и отсутствием ненужной излишней стеснительности перед посторонними. Но учат детей не только искусству танца. С большим и врожденным умением родители прививают детям всей атмосферой семьи прекрасное качество – чувство доброты. И поэтому, как бы не устал пришедший с работы отец, как не была утомлена домашними делами мать, они никогда не накричат на ребенка, никогда его не унизят. С раннего детства малыша приучают к доброму отношению ко всему живому – к муравью, что ползает под ногами, к ящерице, которую в Индии можно встретить живущей в каждой комнате, к собаке, птице, козе, теленку. А детям постарше уже добавляют – будь добр к людям, к детям, будь верен своей семье. Что называется, почти одновременно с молоком матери идет и воспитание ребенка. А если еще учесть, что частенько мамы в Индии кормят грудью своих ребятишек до трех-четырех лет, можно снять и наше ограничительное «почти». Есть в Индии и День детей. Он отмечается 14 ноября в день рождения Джавахарлала Неру.

Несколько слов о разводах. Говорят, в старину в Индии существовал такой порядок на случай семейного беспорядка, т.е. развода. Его добивался муж при следующих ситуациях: жена, не рожавшая детей, могла быть заменена на 8 году, рождавшая детей мертвыми на 10, рождавшая только девочек на 11, но сварливая – немедленно. Остроумная постановка вопроса! Жена же ни при каких, обстоятельствах требовать развода не имела права. Закон нынешней Индии допускает развод, но не по причине того, что супруги» не любят друг друга» или «не сошлись характерами». Такие доводы ни закон, ни суд не считают достаточным основанием для развода. Значит, для развода необходимы и более веские обстоятельства и, например, значительный промежуток времени, когда супруги живут раздельно, что должно также подтверждаться свидетельскими показаниями. Если жена, например, неспособна к деторождению, что также должно подтверждаться соответствующим медицинским освидетельствованием, муж имеет права добиться развода.

Практика индийской жизни показывает, что развод – крайне редкое явление. Индийская жена при условии нормальной семейной обстановки никогда не станет возбуждать дело о разводе. Муж тоже. Ведь и он с детства приучен к тому, что жена – это его половина, мать его детей, и поэтому она заслуживает благодарности, уважения и всемирной поддержки. Немаловажную роль в деле сохранения семьи играет общественное мнение. Ведь заклеймят позором не только разводящегося мужа, Но и его семью, всю родню.

Но все же и в отношении к разводу в Индии можно проследить определенную эволюцию. Так, 75% тех девушек из делийского колледжа заявили, что при неудачном браке они не считают развод дурным поступком. Или, когда один индиец обратился за советом в газету, как поступить его сестре, у которой муж пьяница, безобразно себя ведет, проматывает деньги, не заботится о детях, а мать детей даже поговаривает о самоубийстве, газета твердо ответила – в такой ситуации взять развод будет уместно.

Тут же следует заметить, что речь о самоубийстве женщины очень часто не сводится к одним только словам, а приводит и к трагическим поступкам. К сожалению, это – многолетняя тенденция. Ибо наблюдались такие случаи в конце 50-х годов, и в последующие годы. Сам премьер-министр Джавахарлал Неру призывал женщин не накладывать на себя руки, а вести борьбу за свои права. Но и после этого самоубийства не прекращались. Только в 1969г. по всей Индии совершили самоубийства 3259 женщин. Большинство из них сжигают себя, обливая керосином. И это не случайно. Ведь многие века в Индии существовал обычай «сати» т.е. самосожжение вдовы .Когда индус умирал, его не хоронили, а сжигали на костре. И на этот же костер вставала живая вдова…

Этот жестокий обычай был запрещен еще в 1829г., но случаи «сати» иногда еще встречаются. Один из них произошел в сентябре 1956г., когда молодая вдова, мать 4-х детей, заявила, что она исполнит «сати». Слух об этом разнесся по округе, и близ ее дома собралось около 15 тыс. человек. О готовящемся «сати» узнала полиция. Но даже она оказалась бессильной не допустить самосожжения.

Жизнь индусской вдовы была очень нелегкой даже после запрещения «сати». Ее окружало всеобщее презрение: в одном из своих прежних рождений она так грешила – шептали все вокруг по старой традиции, - что боги теперь покарали ее, отняв мужа. Значит, виновница смерти мужа – его жена. Вдова оставалась в доме родственников мужа, все тиранили ее, угнетали. Прогрессивные силы Индии, и в их числе писатель Премчанд, боролись за улучшение положения вдовы, за право выйти вторично замуж. Сейчас положение вдов стало лучше.

Несколько лет назад был принят закон, разрешающий вдове претендовать на часть имущества своего покойного мужа. И все-таки вдове, конечно, нелегко. Трудна и упорна борьба со многими жестокими обычаями и традициями. И в этой борьбе всё большая роль принадлежит женщине новой Индии.