Мой город Москва

Индийская миниатюра

Неотъемлемой частью индийской культуры является миниатюра, которая представляет собой живописные листы средних размеров, собираемые в папки. По технике и трактовке изображаемого индийская миниатюра в основном сродни фрескам, росписям на тканях или иллюстрациям в рукописях.

Поздние образцы иллюстраций в манускриптах начала XVI в. определили основные направления эволюции миниатюрной живописи ранней раджастанской и могольской школ. Впрочем, еще до этого периода более богатый и декоративный стиль был представлен группой книжных иллюстраций, являющихся по сути дела миниатюрами со сценами во весь лист. Вершиной этого стиля стала любовная серия «Чаурапанчашика» («Пятьдесят строф о похищении»). Здесь, к примеру, воспроизведены типы костюмов и архитектуры: мужчины носят просвечивающие халаты с длинными, плавно опускающимися полами и островерхие тюрбаны. На женщинах — легкие шарфы и клетчатые юбки.

Беломраморная архитектура украшена декором из лепестков лотоса и завершается башенками или низкими куполами; фоном миниатюр часто являются цветущие деревья с белыми лепестками. В небе виднеются светлые, правильно округленные облака. «Чаурапанчашика» иллюстрирует кульминационный момент любовной истории, представленной в тексте. Грациозные и чувственные жесты влюбленных весьма эмоциональны. Дальнейший расцвет этого стиля демонстрируют разрозненные листы из «Бхагавата-пураны» (эпизоды из воплощений Вишну) и «Гитаговинды» в Музее Принца Уэльского (Бомбей). Нежность утонченных женщин сменяет угловатость, присущая ранним работам. Фигуры изображены на фоне пышного тропического пейзажа: густые древесные кроны, лианы, обвивающие стволы, волнистые облака в цепом миниатюры эти передают атмосферу весеннего цветения. Миниатюра из собрания Гоенки изображает Кришну и Балараму, которые пасут коров, играя на флейте.