Мой город Москва

Индия глазами Анатолия Тодорова

За границу люди ездят отдыхать. Даже направляясь в чужие страны в командировку, редко кто настроен на то, чтобы вдали от родины трудиться и день, и ночь. Фотохудожник Анатолий Тодоров принадлежит как раз к тем, кто, куда бы их не забросила судьба, будут без устали работать. Если бы он даже и захотел провести какое-то время своей жизни в праздности, ему этого не даст сделать привязавшийся к нему с юных лет фотоаппарат.

Кроме фотоаппарата у Тодорова со временем появилась еще одна страсть – Индия, земля которой привязала к себе умы и сердца многих путешественников. Родина йогов, философов и святых, сотен религий и многих тысяч храмов, величественных слонов и наивных музыкальных фильмов, с первой же встречи поработила Тодорова и его фотоаппарат. Теперь они едва ли не каждый год отправляются на свидание с далекой страной, которую за несколько недель проходят и проезжают от Гималаев до Индийского океана. Таинственным Гималаям, являющимся источником трех священных рек – Ганги, Ямуны, Сарасвати, – фотограф отвел в экспозиции отдельное место.

Дальнейший маршрут путешествия прочертило само провидение – пройдя вдоль русла протянувшейся более чем на тысячу километров Ганги, можно познакомиться со всем разнообразием приютившихся на этой древней земле цивилизаций и культур. А поскольку цивилизации эти тесно связаны с духовными исканиями, то такое путешествие волей-неволей превращается в паломничество, которое не только для ног, но и для души полезно совершать босиком.

В ответ на столь уважительное отношение к своим традициям, Индия и ее жители открывают фотохудожнику свои тайны. Главная из них заключается в умении обретать счастье в простой, лишенной благ западной цивилизации жизни, в которой нет борьбы классов и нет борьбы за выживание. Той жизни, о которой мы втайне мечтаем и за которой иногда суетно ездим на дачу, в лес или на рыбалку. Один из разделов экспозиции выставки так и называется: «Простая жизнь – возвышенное мышление». Счастье, если верить этой формуле, объединившей несколько десятков запечатленных мгновений из жизни индийцев, возможно только при наличии и простоты и возвышенного мышления.

Достигают индусы этого радостного бесхитростного бытия и величия в мыслях благодаря ежедневным занятиям йогой, без которой портрет Индии был бы немыслимым. Раздел «Ступени йоги» повествует о многообразии духовных практик исчисляющей тысячи лет культуры Бхарата-варши, как называют землю Индии священные книги. Снимки, изображающие хатха-йогов, соседствуют с фотографиями презревших свое тело строгих аскетов, способных ввести в шок привыкших к комфорту европейцев. Портреты йогов, аскетов, шиваитов, сменяют светящиеся радостью лица вайшнавов. Снимая людей и храмы, горы и долины, леса и реки, фотограф не впускает в свой объектив проявления цивилизации машин, пришедшей на береги Ганги из Запада.

Не без того, конечно, чтобы эта, подмявшая под себя всю планету механическая цивилизация, где-то непрошено не влезла в кадр в виде, например, ржавых и пыльных от редкого употребления железнодорожных рельс. Но, появившись в патриархальном пейзаже, они лишь только подчеркивают свою чужеродность по отношению к естественному ходу вещей в гармоничном, не нами созданном мире. Писал же в дневнике Лев Толстой, обольщенный красотой и мудростью Индии, что железная дорога годиться для путешествия, как дом терпимости для любви.

Анатолий Тодоров не боится ни тронутой цивилизацией красоты, ни естественного для мира и для человека целомудрия. Своими работами он словно пытается сбалансировать то насилие, страдание, унижение, смерть, которые уже не один год являются главной темой на World Press Photo и прочих мировых фотофорумах и фотовыставках.

Анатолий Тодоров, родился в 1958 году. Фотографией начал серьезно заниматься в 16 лет. После нескольких лет работы фотокорреспондентом в районке, поступил на журналистский факультет Киевского государственного университета им. Тараса Шевченко. После его окончания работал в различных изданиях. Член Союза журналистов России. Неоднократно принимал участие в фотовыставках, публиковал свои работы в газетах «Социалистическая индустрия», «Комсомольская правда», «Правда», «Собеседник», в журналах «Огонек», «Азия и Африка», «НЛО», «Эгоист». Увлечения: восточная философия и религия. Предпочтения: оригинальные, не туристические маршруты.

Выставка «Вдоль по Ганге босиком» пройдет с 16 по 30 мая в выставочном зале Фотоцентра на Гоголевском бульвар.