Мой город Москва

Холм Индрагири (Виндхьягири)

Индрагири знаменит 18-ти метровым монолитным изваянием обнаженного джайнского святого Гоматешвары или Бахубали. Путеводитель говорит, что статую видно на много километров вокруг и она считается самой большой отдельно стоящей статуей Индии, но поскольку Гоматешвара покрыт лесами увидеть его целиком можно было только из храма. К статуе ведет лестница из 600 ступеней, прорубленных в скале, подыматься тяжело, а по жаре в особенности. По дороге есть несколько храмиков с интересными рельефами. Вход в храм ведет через маленькую гопуру, украшенную рельефами, напротив которой находится небольшой храмик с черной каменной женщиной в натуральную величину с очень интересным выражением явно дравидского лица. У ног Гоматешвары джайнский священник, который принимает пожертвования и проставляет тику на лоб, есть лесенки наверх, но они закрыты. Вокруг статуи корридор со статуями 24 тираханкаров в натуральную величину. Место приятное, спокойное; храмовый бассейн внизу, городок Шраван белагола, холм Чандрагири напротив, холмы, и долы, и поля видны как на ладошке.

Историческая справка

Шраванабелгола, историческая справка здесь и далее по путеводителю The Rough guide, South India Гоматешвара или Бахубали - сын легендарного царя Айодхъи Ришабдевы (известного как Адинатх или первый тиртханкар). Гоматешвара поссорился со своим старшим братом Бхаратом из-за наследства. Он поднял брата над головой и собирался бросить его на землю, но на него нашло раскаяние. Он поставил брата Бхарата на ноги и решил отвергнуть мир насилия, и обратиться медитации. Гоматешвара медитировал пока не достиг мокши – освобождения от привязанностей и повторного рождения, чем превзошел даже своего отца. Будучи кевалином, Гоматешвара достиг кеваладжняны, «единого знания», приобретаемого через уединение, аскетизм и медитацию. Погруженный в медитацию, он стоял в лесу, вертикально, выпрямив тело, так неподвижно, что муравьи строили себе муравейник у его ног, змеи сворачивались как браслеты вокруг его щиколоток и лианы оплели его как дерево.

Храмы Шраванабелголы, предположительно, датируются не ранее 10 в., когда генерал Чамундарая, как утверждают, посетил Чандрагири в поисках статуи Гоматешвары. Не найдя ее, он решил, что она должна быть создана заново. Он пустил стрелу с вершины холма Чандрагири по направлению к Индрагири; там, где упала стрела, он велел изваять новую статую Гоматешвары из цельной скалы. Храм относится к так называемому типу betta, где вместо обычной гарбхагрихи святилище состоит из открытого внутреннего дворика, окружающего массивную скульптуру. Изваяния и святилища всех духов – якшей стоят внутри за зубчатой стеной, а над ними возвышается фигура Гоматешвары. Его пропорции, с удлиненными руками и преувеличенно широкими плечами, явно не натуральны. Чувственно гладкая поверхность белого гранитного траппового камня великолепно проработана резцом, особенно руки, волосы и спокойное лицо.

Как и в легенде, вьющиеся растения растут оплели его ноги, у которых построили жилища муравьи и змеи. Шраванабелгола традиционно связана с императором Чандрагуптой Маурья, о котором говорят, что после отречения от власти он ушел в монахи и голодал до тех пор, пока не умер, в соответствии с практикой джайнов на втором из холмов, приблизительно в 340 г. до н.э. Этот холм был переименован в Чандрагири, в ознаменование появления в южной Индии джайнизма. В то же время, разногласия по поводу доктрин Махавиры, последнего из 24 джайнских тиртханкаров (буквально: «осуществляющих переход через реку», которые помогают адепту пересечь «поток перерождения», разделили джайнизм на две отдельных ветви. Джайны секты шветамбара «одетые в белое» более распространены в северной Индии, а джайны секты дигамбара, то есть «одетые небом», которые ходят совершенно обнаженными, в южной Индии.

Все тиртханкары изображаются обнаженными и различаются только индивидуальными атрибутами: животными, предметами (например, раковина) или символами (например, свастика). Каждый из 24 также соотносится с особым духом - якшей (мужским) или якшини (женским). Джайнские святые изображаются или сидящими со скрещенными ногами в позе медитации, чем они напоминают статуи Будды, или в позе кайотсарга (выпрямленное тело). Гоматешвара здесь изображен именно в этой позе. 

Подобрать тур

Смотреть все

Другие достопримечательности региона