Мой город Москва

Почитать Бога в танце

Индийский классический танец может быть и групповым и сольным. К сольному исполнению тяготеют и некоторые другие стили, такие как Одисси из восточного штата Орисса, стиль Кучипуди из штата Андхра Прадеш и Катхак из северных городов Лакнау, Джайпур, Дели.

А вот стили Катхакали из южного штата Керала и Манипури (на востоке страны) твердо придерживаются традиций танцевальной драмы. Такой танец требует нескольких исполнителей. Катхакали - страстное и яркое искусство танцевальной драмы. По традиции исполнители этого стиля - мужчины. Причудливые костюмы и яркий, обильный грим, напоминающий маску, делают Катхакали самым зрелищным и красивым из классических индийских танцевальных стилей.

Разновидности индийского классического танца

Бхарата Натьям - утонченный и изысканный стиль, происходящий из Тамилнада. В начале XX века выступления танцовщиц этого стиля составляли неотъемлемую часть ритуальных и церемониальных обрядов в храмах на юге Индии. Однако, социальные изменения в стране лишили танцовщиц поддержки со стороны служителей храмов. В течение некоторого времени стиль Бхарата Натьям был в упадке, но в последние десятилетия он вновь обрел популярность. Бхарата Натьям отличается острой динамичностью и точностью движений. Основа танца - застывшие позы. Срингара - любовное чувство и бхакти, или почитание богов,- два главных содержательных элемента этого стиля. Чтобы передавать утонченные эмоциональные переживания, танцовщица должна обладать восприимчивостью и обостренностью чувств, богатыми творческими способностями и вдохновением.

Западному человеку трудно даже представить себе как может одна танцовщица в течение целого вечера приковывать к себе внимание зрителей. Абхинайя, или передача настроения через его внешнее выражение,- искусство изощренное и экспрессивное. Большинство оттенков настроения, воплощенных в танце, зависит от заложенных в тексте возможностей и их интерпретации исполнительницей.

Катхак - результат поразительного слияния индуистской и мусульманской культур на северных равнинах Индии. Катхак, или рассказчик, в прошлом был одновременно и танцовщиком, и музыкантом, и актером . Он непосредственно общался к зрителю, увлекая его яркой тканью своего повествования , состоявшего из стихов, музыки и телодвижений. Культ вишнуитов, концентрировавшийся вокруг поклонения Богу Вишну, и бхакти, религиозное движение, возникшее в XV в. на севере Индии, способствовали созданию целого ряда поэтических произведений, ставших основой для драматических интерпретаций. Вращательные, сложные движения ног, быстрые пируэты и бхава (внешнее выражение ) - основные , наиболее интересные черты этого стиля. Звон бубенчиков придает необъяснимое очарование волшебным пируэтам исполнителей. Чувство равновесия, гармоничность и точность жестов и движений - все это искусство Катхака.

Манипури - искусство и способ самовыражения для каждого мужчины, женщины и ребенка в Манипури. Старинные музыкальные формы этой культуры тесно связаны с культом бога Вишну. Глубоко чтимые традиционные музыкальные действа Санкиртан и Рааслила при случае собирали всю общину. Каждое значительное событие в жизни будь то рождение ребенка, свадьба или похороны, - возможность исполнить церемониальный ритуал неповторимой красоты. С помощью этого ритуала жители Манипура общаются с божеством, используя для выражения собственное тело. Поразительное владение телом, пластичность и сдержанность - таковы отличительные черты стиля Манипури. Танец очень сложен и полон энергии, но в нем присутствует элемент самоконтроля, легкость исполнения и утонченная сдержанность придают стилю Манипури необыкновенную привлекательность. Тарелки и барабаны инструменты, сопровождающие этот стиль. Ритм - основная составляющая и песни, и танца.

Одисси - самый лиричный из индийских танцевальных стилей, он следует тем нормам и пропорциям тела, которые соответствуют принципам индуистской иконографии. Основная черта эстетики этого стиля - тонкое и сокровенное взаимоотношение между движением и выражаемым чувством, таким образом, основную нагрузку в передаче смысла несут характерные позы танцовщицы. Любовь простого человека к богу Кришне (одно из перевоплощений бога Вишну) составила содержание единственной любовной поэмы поэта Джаядевы "Гита-говинда". Каждая танцовщица Одисси использует стихи из этого произведения .В ысочайшим достижением стиля Одисси считается способность передавать двойственное эротическое и религиозное, содержание , присущее "Гите-говинда". Физическое, материальное начало никогда не выпячивается, а духовное не теряется.

Кучипуди-танцевальная драма, зародившаяся в Андхра Прадеше на юге страны. Здесь, как и повсюду в Индии, почитание богов и обряды, выражающие любовь и поклонение божеству, состоят из повествования о жизни этих богов, танцев, пения и театрального представления. Подобные танцевально-драматические зрелища пробуждают сознание простых людей, подготавливают его для восприятия философских истин. По традиции исполняющийся только мужчинами, Кучипуди требует тончайшего танцевального мастерства в связи с тем, что мужчины изображают и женские персонажи. Вачика абхиная, или выражение через песню и речь - один из важнейших элементов Кучипуди, благодаря которому этот стиль представляет собой не просто танец, но танцевальную драму.

Несколько в стороне от великих классических стилей стоит множество полуклассических и фольклорных разновидностей военных искусств и традиционных драматических форм, происходящих от того же источника, что и классические стили. Различные ритуальные танцевальные формы, тесно переплетенные с музыкальными выступлениями, часто демонстрируются на празднествах и при отправлении культов. Например, переживает подъем великолепное искусство Чхау - танца в масках, родившегося в Бенгалии и Ориссе. Этот и другие стили, рассеянные по всей стране, составляют сокровищницу индийской танцевальной традиции. Танцевальное искусство сельской Индии разнится раскраской костюмов, гримом, языком, музыкой и стилем исполнения. В каждой деревне свои профессиональные и народные праздники, свои обычаи и традиции, излюбленные стихи и свое неповторимое восприятие музыки и танца. И на фоне породившей их земли, они представляют зрелище высоко духовное, ибо в них слышится биение сердца Индии, живет частичка ее души.