Мой город Москва

Индийские боги живут в деревьях часть 2

Образ древа нередко можно встретить и на древних монетах: древо на «подставке»; древо, перед которым помещены драгоценности — ратна раши, а над ним — священный знак свастики.

Согласно индийским учениям, дерево подобно человеку: будучи заключено телом во временном потоке (сансаре), оно приносит и получает дары. Как и люди, деревья считаются «мужскими» (например, ашваттха — Ficus religiosa) или «женскими» (баньян — Ficus bengalensis); между ними совершаются браки.

Если у семьи есть манговая роща, то люди не срывают поспевшие плоды, пока не устроен «свадебный обряд». Одно из манговых деревьев («жениха») женят на дереве тамаринд («невесте»), растущем обычно неподалёку. Обряд довольно дорог: в ходе его должны состояться пуджа (богослужение) и трапеза для всех окрестных брахманских семей. Однако выполнение ритуала прославляет владельца рощи.

Могут заключаться и символические браки между деревьями и людьми. Индийцы верят, что дерево ашока не зацветёт, пока до него не дотронется девушка; лучше всего, если она будет из царской семьи. У наяров Кералы существует обряд ритуальной свадьбы, когда девушку выдают замуж за какое-нибудь дерево («дарят» ему).

После этого «жена дерева» спокойно сможет выходить замуж, и, если понадобится, не раз: но эти фактические браки не нарушат той первой, высокой символической «связи», которая будет защищать женщину всю её жизнь.

«Древа желаний», кальпаврикши, — это воплощённые в данную эпоху духи, боги и богини. Хорошо плодоносящее и обильно цветущее дерево, конечно, считалось населённым духами и богами; на его рубку существовал запрет, поскольку с гибелью дерева благодать могла иссякнуть; верили даже в то, что греховная рубка принесет смерть близким.

Некоторые деревья продолжали (и продолжают) почитать даже после того, как они засыхали. Существует запрет на срубание дерева пипала и на его употребление в качестве топлива. Из дерева бел позволено устраивать лишь погребальные костры для особо знатных покойников; из него же изготовляют юпы — шесты для привязывания жертвенных животных.

Вишну и его аватары проявляются в кустарнике туласи; Кришна связан с деревом пипалой, бамбук — излюбленное место обитания бога любовной страсти Камы.

Более архаичным является представление о жизни в деревьях богов низшего класса, часто — кровожадных духов, принимавших облик зверьков, птиц или пресмыкающихся.

Нечистого духа пригвождали к дереву ножом, гвоздём или иглой, произнося при этом заклинания. Такое дерево, также именуемое кальпаврикшей, чей ствол утыкан острыми предметами, я увидела в Варанаси, в уникальном храме Пишачмочан — месте, где пишачи, то есть духи предков, отягощённые грехами и не могущие переродиться, обретают освобождение...

Особо выделяются, конечно, якши и якшини — духи растений, которые легко преодолевают границу, разделяющую состояние человеческое и древесное, и предстают то в виде антропоморфном, то в растительном***.

Якша-чайтья, упоминаемые в буддийских и джайнских текстах, были, видимо, именно священными деревьями — прежде всего это пипала, баньян, сал, ашока... На деревья наносили соответствующие знаки; под ними помещали камни, также связанные с культом якшей. Пирамидки камней по сей день выкладывают возле священных деревьев на холмах Удаягири и Кхандагири в Ориссе.

Я много раз видела, как индусы почитают дерево: на ствол наносят сандаловую пасту, на ветви вешают цветочные гирлянды, зажигают светильники и воскуряют ароматы, возлагают бали (умерщвлённых жертвенных животных — козлов, петухов, свиней) или мажут ствол жертвенной кровью; ставят горшок, наполненный разным добром — пурна-гхат; вокруг древа совершают обход — прадакшину.

В Северной Индии пипалу почитают в каждое полнолуние. Обряд должен принести любовь и счастье, защитить женщин от вдовства — считается, что в определенные дни в дереве обитает богиня Лакшми. На корни пипалы льют воду с молоком, преподносят ему рис и цветы. Сомкнув руки, 108 раз (сакральное число в буддизме и индуизме) обходят вокруг древа, каждый круг отмечая приношением одного плода; 108 витками повязывают на ствол священный шнур.

Нанесение знаков, выкладывание камней, а также повязывание на священные деревья верёвочек, подвешивание к веткам колокольчиков, горшков, люлек, завёрнутого «детского места» после родов, камешков — все эти обычаи сохранились до наших дней. (Правда, сейчас на чтимом дереве можно увидеть и пустую пачку из-под сигарет «Мальборо», и банку от кока-колы...)

Конечно, эти обряды связаны с представлением о дереве-божестве, но смысл их может быть различным: повседневная пуджа, богослужение по особому случаю, поминальный обряд.

Деревья связаны и с культом духов предков. Мужчина, чей отец недавно умер, по воскресеньям льёт до 360 сосудов воды на корни пипалы и пять раз обходит вокруг ствола.

В Северной Индии родственник умершего на ветви дерева вешает глиняный кувшин, куда дважды в день льёт воду, чтобы утолить жажду покойника.

Дерево сал (Shorea Robusta) играет важную роль в семейной обрядности санталов — народа, проживающего в Восточной Индии. Около деревни санталов всегда имеется роща саловых деревьев — место обитания их предков и богов.

Прямое соотнесение растения с определенным богом или богиней присутствует во многих индуистских обрядах. Маданотсав — весенний праздник, посвящённый богу любви Мадан Каме, распространённый в Северо-Восточной Индии, немыслим без всевозможных священных предметов из бамбука.

Бамбуковые палки — мощный эротический символ — считаются также действенным средством против злых духов. В штатах Уттар-Прадеш и Бихара молодожёны надевают на ноги бамбуковые сетки и некоторое время ходят в них; это должно способствовать рождению множества детей.