Мой город Москва

Создатели храма Лотоса в Дели. Бахаи

Сегодня Бахаи празднуют Первый день Ризвана. В этот день Бахаулла - основатель Веры Бахаи - впервые публично объявил о Своей миссии в 1863 году в саду недалеко от Багдада. В Первый день Ризвана проходят выборы Местного Духовного Собрания, которое будет управлять всеми делами в общине бахаи на протяжении следующего года.

По просьбе Персии турецким правительством был издан приказ о высылке Бахауллы в Константинополь. Новости об Его отъезде быстро распространились среди жителей Багдада и соседних городов, и многие желали побывать в Его присутствии и отдать Ему последнюю дань уважения. Однако в скором времени стало ясно, что Его дом слишком мал для этой цели. Тогда Наджиб Паша, один из представителей аристократии города, бывший губернатор, предоставил свой парк, Наджибийи, в распоряжение Бахауллы. Этот прекрасный сад, названный последователями Бахауллы Ризван (что означает «Рай»), располагался в предместье Багдада, на другой стороне реки от дома Бахауллы.

День прибытия Бахауллы в сад Ризвана считается началом священнейшего и самого крупного из всех праздников бахаи, праздника в память о Провозглашении Его Миссии. Отрывочные описания, оставленные потомкам Его летописцем, Набилем, единственное из очень немногих правдивых свидетельств о памятных днях, проведенных Бахауллой в саду Наджибийя. «Каждый день, - повествует Набиль, - на рассвете садовники срезали розы, обрамлявшие четыре аллеи сада, и складывали их посреди Его благословенного шатра. И так велик был ворох цветов, что собиравшиеся пить утренний чай в Его шатре не могли видеть друг друга. Все эти розы Бахаулла собственноручно раздавал покидавшим Его с тем, чтобы цветы по Его просьбе были доставлены Его друзьям - арабам и персам, - что остались в городе».

О том, сколь значимым было Провозглашение Миссии Бахауллы, пусть поведает Он Сам. Называя это событие «Величайшим Праздником», «Празднеством Празднеств», «Празднеством Господним», Он характеризует этот День в Китаб-и-Акдас как День, когда «все сущее погрузилось в очистительную купель», а в одной из особых Скрижалей пишет о нем как о Дне, «когда ветер всепрощения повеял на творение Божье».

«Да возрадуется народ Баха, - пишет Он в другой Скрижали, - вспоминая День великого торжества, День, когда раздался Глас Предвечного, когда Он покинул Дом Свой, направив стопы в то Место, откуда свет Его Имени воссиял над миром - Всемилостивец!.. Если бы раскрыли Мы все тайны, сокрытые в Дне сем, то в одночасье погибло бы все сущее в небе и на земле, кроме того, что угодно сохранить Богу - Всемогущему, Всеведущему, Премудрому. Так пьяняще звучат слова Господни для Того, Кому суждено явить несомненные доказательства Его, что перо отказывается далее повиноваться Ему».

Традиции

Практически каждая религия имеет свой собственный календарь, и Вера Бахаи здесь не исключение. У бахаи свой календарь, основанный Бабом и утвержденный основателем Веры Бахаи – Бахауллой. Год бахаи делится на 19 месяцев по 19 дней каждый.

Месяцам в календаре бахаи присвоено название атрибутов Бога, например: «Величие», «Совершенство», «Воля», «Знание», «Честь», - или свойства человека: «Вопросы», «Речь» и т.д.

Недостающие до солнечного года 4 или 5 дней вставляются между предпоследним и последним месяцами года и носят имя Айам-и-Ха - вставные дни, дни празднования, веселея и гостеприимства.

Календарь бахаи следует солнечному году, новый год начинается с момента весеннего равноденствия - 21 марта. Девятнадцатый месяц — со 2 марта по 20 марта включительно — месяц поста. Во время поста бахаи не едят и не пьют с восхода до заката в течение девятнадцати дней. Это особое время для молитвы и размышлений. Дети до пятнадцати лет, кормящие и ожидающие ребенка женщины, путешествующие, больные и престарелые освобождены от соблюдения поста.

Начало месяца отмечается Праздником Девятнадцатого Дня. Каждый Праздник Девятнадцатого Дня назван по имени начинающегося месяца. Поэтому сложно дать развернутую информацию о том, что означает то или иное название праздника. Это все равно, как если бы надо было рассказывать, почему январь называется январем, а апрель – апрелем. Можно, конечно, углубляться в историю и сказать, что месяца по Григорианскому календарю называются в честь римских императоров, так Июль назван в честь Юлия Цезаря, Август в честь императора Августа Цезаря. Июнь назван в честь богини Юна. Сентябрь, Октябрь, Ноябрь, и Декабрь означают просто «Седьмой», «Восьмой», «Девятый» и «Десятый». Месяца в календаре бахаи названы в честь качеств Бога: «Слава», «Красота», «Милость» и т.д.

Каждый Праздник Девятнадцатого Дня выполняет несколько функций: административную, духовную, социальную. Бахаи собираются каждые девятнадцать дней на такой праздник единства и обмениваются информацией о жизни общины, читают молитвы и священные писания, пьют чай, общаются.

Интересно отметить, что концепция Праздника не оставалась неизменной на протяжении истории Веры. На ранних ее этапах бахаи Ирана, следуя указаниям Бахауллы, раз в девятнадцать дней собирались дома — эти встречи позволяли верующим проявлять гостеприимство и служили источником вдохновения, ибо на них читались и обсуждались фрагменты Учения. Когда община разрослась, то в Праздник были введены молитвенная часть и общение друзей. После учреждения Местных Духовных Собраний в программу Праздника включили административную часть и объявили Праздник институтом Веры.

Праздник Девятнадцатого Дня является основой жизни общины. На нем верующие, объединенные общими духовными устремлениями, принимают участие в совместном обсуждении насущных вопросов общины, делая это в духе свободного волеизъявления.

Первая часть Праздника — духовная. Во время нее читаются молитвы и Священные Писания, сердца участников обращаются к Богу, создается атмосфера духовного единства.

Вторая часть посвящается административным вопросам. Представитель Местного Духовного Собрания информирует верующих о решениях этого органа местного самоуправления, принятых на основе обсуждения предложений, сделанных на предыдущем Празднике. Казначей представляет отчет о финансовом положении общины. Присутствующие члены общины, включая подростков и детей, обсуждают дела общины, вносят предложения и обмениваются новостями. На Празднике у верующих есть возможность услышать сообщения администрации национального и международного уровней, а также направить туда свои рекомендации, и потому Праздник становится соединительным звеном между местной общиной и всей системой административного порядка в религии Бахаи. Таким образом, благодаря Празднику у бахаи имеется возможность участвовать в коллективном процессе созидания и обновления общества.

Заключительная часть Праздника посвящена дружескому общению и угощениям. Наряду с праздничным столом и беседами, она может включать в себя музыку, выступления артистов, игры и прочие развлечения.

Таким образом, каждый Праздник Девятнадцатого Дня является неотъемлемой частью административной и духовной жизни общины бахаи.

Помимо Праздников Девятнадцатого Дня в календаре бахаи имеются и другие памятные и святые дни. Это особые даты, такие как День рождения Бахауллы – основателя Веры Бахаи, Навруз – Новый год, Ризван – дни первого публичного объявления о Вере Бахаи (Полный список всех праздников приведен ниже.).

Бахаи придают Праздникам и Святым Дням особый смысл. Это не просто выходные дни, когда человек должен воздерживаться от работы и уделять больше внимания молитвам и размышлениям о возвышенном — хотя в этом тоже состоит их важная функция. Эти дни являются особенными, и поэтому они должны приносить особенные плоды. Вот как описывает социальную роль праздников Абдул-Баха:

Коротко говоря, каждый народ имеет дни, известные как святые дни, которые он празднует с радостью. В святых Законах Божиих, в каждом цикле и миропорядке, есть благословенные праздники, святые дни и выходные. В такие дни все виды занятий — торговля, промышленная деятельность, занятие сельским хозяйством и т. д. — не разрешаются. Всякая работа незаконна. Все должны наслаждаться добрым времяпровождением, собираться вместе, проводить общие встречи, становиться одним собранием, чтобы национальное единство и гармония воплотились пред очами каждого человека. Поскольку это благословенный день, не следует пренебрегать им или проводить его без пользы, ограничиваясь просто плодами увеселения. В течение таких благословенных дней следует основывать институты, несущие непреходящую пользу и имеющие ценность для людей, так, чтобы и в ходе повседневных бесед, и в истории упоминалось, что такое-то благое деяние было начато в некий праздничный день. Поэтому умный человек должен внимательно исследовать положение дел, чтобы отыскать, какое важное дело, какой благотворительный институт нужнее всего и какие начинания должны быть сделаны для общины в этот особенный день, чтобы все это могло быть исполнено.

Исполняя эту рекомендацию Абдул-Баха, бахаи приурочивают все важные для общины события к праздникам и Святым Дням. Например, важнейшее событие — выборы Местного Духовного Собрания, которое будет управлять всеми делами в общине на протяжении следующего года — приурочено к главному празднику бахаи — Первому Дню Ризвана, 21 апреля. В течение Праздника Ризван проводятся и все другие выборы, как на национальном, так и на всемирном уровне. Назначение Советников — второй ветви Администрации бахаи — проводится в День Завета, 26 ноября, и т.д.

Храм Лотос в Дели

В столице Индии Дели есть удивительный храм, похожий своими очертаниями на полураскрытый цветок лотоса из 27 лепестков. Храм Лотоса, или бахаистский молитвенный дом– одна из наиболее ярких архитектурных достопримечательностей не только Индии, но и всей современной Азии. Он был построен в 1986 году и стал одной из достопримечательностей Индии, обогнав по ежегодному числу посетителей Тадж-Махал.

Храм Лотоса является одним из храмов бахаи, построенных по всему миру.

Храмы бахаи открыты для всех людей, независимо от вероисповедания. В храме служат не священники, а волонтеры, добровольцы на определенный срок, в чьи функции входит обслуживание храма и прием посетителей; они также разрабатывают и проводят несколько раз в день молитвенные программы, в которые входит чтение молитв и Священных Писаний (как Веры Бахаи, так и других религий), а также пение молитв а капелла (без сопровождения музыкальных инструментов). Любой человек может также зайти в храм и помолиться самостоятельно. Все храмы имеют разнообразную архитектуру, но общим для них является девятиугольная форма в плане и центральный купол. У каждого храма есть девять входов, что символизирует открытость всему человечеству.

Храм Лотоса в Дели - уникальное сооружение, в котором нет ни одной прямой линии. Храм был построен за 6 лет на добровольные пожертвования. Компьютерное проектирование геометрических расчетов длилось два с половиной года.

«Лепестки» расположены в три ряда и сделаны из белого бетона, а снаружи облицованы белыми мраморными плитами. Внутренний ряд образует свод здания и напоминает еще не распустившийся бутон цветка. Внутри расположен центральный зал диаметром 75 м, рассчитанный на 1300 мест. Расстояние от пола до вершины здания – 35 м. Храм окружен девятью бассейнами, создающими впечатление, что здание, подобно цветку лотоса, стоит на воде. В храме есть отделы, посвященные всем мировым религиям.

Храм обладает неповторимой системой «естественной вентиляции». Благодаря открытым проемам у основания здания и на его вершине, теплый воздух из центрального зала выходит через отверстие в куполе, а прохладный воздух, проходя через бассейны с водой и фундамент, поступает в зал, поддерживая внутри приемлемую температуру.