Мой город Москва

Религиозный туризм - древнейший вид туризма

Религиозный туризм — древнейший вид туризма, имеющий глубокие исторические корни. Одними из первых религиозных туристов были средневековые паломники — странствующие богомольцы. Сегодня паломничество — лишь одна из возможных вариаций: миллионы людей, пренебрегая расстояниями и природными условиями, по-прежнему едут преклонить колена у своих святынь. Немало среди путешественников и неверующих людей, для которых поездка на святые земли и участие в ритуалах — способ приобщиться к культуре другой страны. Целей паломничества почти столько же, сколько самих паломников. Паломничества совершались и совершаются, чтобы избавиться от болезни, избежать несчастья, искупить грех, а также Участие в религиозных церемониях в качестве зрителей также привлекает туристов. Атеистически настроенное население России с любопытством и интересом участвует в религиозных праздниках.

Буддистские паломники: поиски Шамбалы.

Буддизм относится к паломничеству достаточно снисходительно: в доктрине учения нет прямых предписаний верующим совершать паломничество к святым местам. Озарение и обретение высшего знания достигаются за счет медитаций и внутренней духовной жизни. Тем не менее правоверные буддисты со всего мира добровольно отправляются в Юго-Восточную Азию, на полуострова Индостан и Индокитай, где сконцентрированы главные буддистские святыни. Индия

Буддийский мир почитает четыре священных места, связанных с судьбой принца Гаутамы Сиддхартхи, в 29 лет достигшего просветления и принявшего имя Будды. Первое из них — храмовый комплекс Лумбини в Непале, на границе с Индией, которое считается местом рождения духовного учителя. Центральную часть Лумбини занимает храм Майя Деви, воздвигнутый в честь матери Будды, с древним памятным камнем, изображающим его появление на свет. В комплекс входят также несколько буддистских монастырей, храмов и сооружений древнего буддизма.

Кроме Лумбини, традиционными центрами паломничества являются индийские города Бодх-Гая, Сарнатх и Кусинара (место смерти учителя). Особое значение паломники придают городу Бодх-Гая в штате Бихар, куда каждую зиму приезжает Далай-лама. Главные святыни города — храм Махабодхи с алмазным троном и святое дерево Бодхи — «потомок» легендарного дерева, под которым на Будду снизошло озарение. По легенде трехдневные медитации под этим деревом помогли ушедшему в аскеты принцу Гаутаме достичь просветления и найти ответы на все вопросы. Он провел медитируя еще семь недель, после чего отправился в город Сарнатх, где произнес свою первую проповедь. До вторжения тюркских завоевателей в XIII в. город оставался центром буддийской цивилизации.

Тибет

Однако индийские святыни, биографически связанные с Буддой, почитаются в основном в среде посвященных. Для большинства туристов главным центром буддийского паломничества был и остается Тибет — колыбель восточной мудрости. Большинство паломнических туров предполагает посещение именно тибетских святынь.

Первый пункт обязательной программы в исторической столице Тибетского края Лхасе — дворец Потала. 13-этажное здание дворца возвышается над долиной Лхасы на 115 м. В белом и красном дворцах Потала находятся усыпальница лам, семинария и хранилище старинных рукописей.

Лхасский средневековый храм и монастырь Джокханг, который входит в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, особо почитается паломниками. Храмовый комплекс состоит из нескольких залов и алтарей, а в главном зале храма находится одна из древнейших статуй Будды — Джово Шакьямуни. Храм Джокханг считается священным, поэтому паломники обходят его по особому ритуальному пути — коре. Стандартный паломнический тур по Тибету включает также посещение летней резиденции Далай-ламы Норбу Лингка, где путешественникам часто предоставляется возможность принять участие в ежевечерних спорах учеников-лам о сущности религиозного учения.

Из Лхасы паломники отправляются в небольшие тибетские города Гьянгтзе и Шигадзе. Гьянгтзе интересен единственной сохранившейся в Тибете крепости XIV века Дзонг Гьянгтзе, а в Шигадзе — в крупнейшем из ныне действующих в Тибете монастыре Ташилумпо. Монастырь был построен в 1447 г. В буквальном переводе с тибетского его полное название звучит как «все счастье и благополучие собрано здесь». В монастыре Ташилумпо хранится 30-метровая позолоченная медная статуя Будды, украшенная алмазами — одна из главных святынь буддистов.

Наконец, паломничество в Тибет нельзя считать завершенным без посещения озера Масановар и горы Кайлас. В озере Масановар по легенде божества искупали мать Будды, перед тем как он появился на свет. Местные жители называют его «божественным озером лотоса» или «непобедимым бирюзовым озером». В 20 километрах от озера находится священная гора Кайлас (высотой 6714 м), которая почитается тибетцами как местожительство всех богов и центр Вселенной. Кстати, святость этой горной вершины признается и последователями других религий. В частности индуисты считают ее мистическим раем и местом медитаций Шивы. Вокруг горы Кайлас совершаются паломнические коры (ритуальные «обхождения») общей протяженностью более 50 километров. По правилам для полного духовного освобождения подножие горы нужно обойти ровно 108 раз, причем обязательно по часовой стрелке.