Мой город Москва

Сарнатх

Общие сведения

Сарнатх, расположенный в 10 км на север от Варанаси, является местом паломничеств буддистов, кроме того, оно стало популярно у приезжающих на один день экскурсантов из Варанаси, которые устраивают пикники посреди местных руин и парковых зон. Здесь, в тихой роще, в 6 в. до н. э. Сиддхартха Гаутама, прославившийся под именем Будды, “Пробужденного” - произнес свою первую проповедь и запустил Колесо Закона — Дхармачакру. Во время дождливого сезона, когда Будда и его последователи устраивали передышку в своих путешествиях, они отправлялись в Сарнатх. Он также известен под названиемРишипатана (Rishipatana) - место мудрецов, риши, или Мригадайя (Mrigadaya), Saranganatha, что означает “Владыка Оленей”.

В течение многих столетий Сарнатх процветал в качестве центра буддийского искусства и философии, особенно буддизма тхеравады . В 7 в. китайский паломник сообщал, что видел здесь тридцать монастырей, в которых жило около 3000 монахов, а также выполненную в натуральную величину медную статую Будды, вращающего Колесо Закона.

Буддизм в Индии захлебнулся под влиянием подъема индуизма и мусульманских завоеваний, кроме массивной Ступы Дхамекх (Dhamekh Stupa), большая часть этой территории пролежала в руинах почти целое тысячелетие. Ставший жертвой вандализма и разграбления, Сарнатх оставался покинутым до 1834 г., до тех пор, пока его не посетил генерал-майор сэр Александр Каннингэм, глава Археологической Разведки.

Основная территория и Ступа Дхамекх

В чудесном парке (ежедневно с 9.00 до 17.00; $ 5 [2 рупии]) проводятся обширные археологические раскопки основной территории Сарнатха, над которой возвышается огромная Ступа Дхамекх.Если вы войдете сюда с юго-запада, сразу на севере окажутся разграбленные останки Ступы Дхармараджика (Dharmarajika Stupa): в центре ступы находилась зеленая мраморная шкатулка, полная человеческих костей и ценных предметов, в том числе рассыпающиеся жемчужины и золотые пластины. Эта ступа увековечивает то место, где Будда произнес свою первую проповедь; ее строительство приписывают периоду правления Ашоки в 3 в. до н. э., но после этого она шесть раз расширялась.

К Ступе Дхармараджика примыкают развалины Главного Алтаря, где, как говорят, Ашока медитировал. На западе стоит нижняя часть Колонны Ашоки, без своей знаменитой капители, которая в настоящее время хранится в музее. На территории комплекса находятся также руины четырех монастырей, датируемые от 3 до 12 в., все они выстроены по одному плану — с центральным внутренним двориком, окруженным монашескими кельями.

Самой впечатляющей из всех является Ступа Дхамекх, известная также как Ступа Дхарма Чакра, которая также претендует на то, что отмечает точное место первой проповеди Будды. Ступа состоит из цилиндрической, поднимающейся на 33,5 м от каменного барабана, башни, украшенной барельефами, изображающими листву, и геометрическими узорами; в восьми сводчатых нишах, опоясывакющих ее посередине, вероятно, некогда стояли статуи Будды. Она датируется периодом Гупта, но имеются свидетельства и ее более ранней постройки в эпоху Маурья; некоторые археологи предполагают, что верхняя кирпичная кладка ступы была, возможно, первоначально покрыта слоем штукатурки.

Джайнский Храм Шри Дигамбар, или Храм Шрейаншнатха (Shreyanshnath Temple), который можно посетить, войдя в другие ворота и избежав таким образом возмутительной входной платы, предположительно отмечает место рождения Шрейаншнатха - одиннадцатого тиртханакара. Храм был построен в 1824 г., внутри него находится большое изображение джайнского святого, а также интересные фрески, на которых представлена жизнь Махавиры — основателя этой религии и современника Будды.

Музей

Напротив ворот, ведущих на основную территорию, находится музей (ежедневно кроме пятрицы с 10.00 до 17.00; 2 рупии, видеосъемка - 25 рупий), построенный в форме вихары (монастыря), в котором хранится маленькая, но знаменитая коллекция буддийских и индуистских памятников древности, состоящая в основном из образцов скульптуры из Чунарского песчаника.

Самым известным экспонатом является капитель в форме льва, перенесенная сюда с колонны Ашоки на главной территории. Построенная Ашокой (273 - 232 гг. до н. э.), великим правителем династии Маурья, обратившимся к Учению Будды, она стала частью герба современной Индии: четыре настороженных и прекрасно выполненных льва охраняют четыре стороны света, расположившись поверх круглой платформы. К 1 и 2 в. н. э. относятся две впечатляющие статуи бодхисаттв в человеческий рост, один из них держит каменный зонтик с прекрасным орнаментом и символами веры. Среди многочисленных фигур 5 в. выделяется статуя сидящего Будды. Статуя выполнена в идеальных пропорциях, Будда поглужен в глубокую медитацию, его глаза опущены вниз, позади головы вырисовывается изысканный нимб, он восседает над шестью фигурами, которые, возможно, изображают его спутников, а посередине стоит Колесо Закона - это означает, что вся группа представляет сцену его первой проповеди. Среди более поздних скульптур, датируемых от 10 до 12 в., можно назвать две исключительно изящных фигуры бодисаттвы Авалокитешвары (Avalokiteshvara) с цветком лотоса и с чашей.

Ступа Чаукханди

Кирпичные развалины Ступы Чаукханди (Chaukhandi), расположенные в 1 км на юг от главной площадки, датируются периодом Гупта (300 - 700 гг. н. э.) и, говорят, отмечают то место, где Будда воссоединился с Панчаваргия Бхикшу, пятью своими спутниками-аскетами и учениками. Эта ступа стоит на прямоугольном цоколе в виде террасы, ее венчает могольская башня в форме неправильного восьмиугольника, построенная Акбаром в 1589 г., чтобы увековечить память о визите сюда его отца.

Мулагандха Кути Вихара и современные достопримечательности

Расположенная к востоку от Ступы Дхамекх, высокая, похожая на церковь Мулагандха Кути Вихара (Mulagandha Kuti Vihara) (вход бесплатный) была построена в 1931 г. на пожертвования международной буддийской общины. Ею управляет Общество Махабодхи, на ее освящение собрались верующие со всего мира, и теперь она стала одной из величайших паломнических и туристических достопримечательностей Сарнатха. Вестибюль при входе украшает огромный колокол - подарок из Японии, а внутри находится позолоченная копия знаменитого музейного изображения Будды, окруженная настенными фресками, на которых представлены сцены из его жизни.

Немного на восток, на небольшой огороженной территории растет Сарнатхское Дерево Бодхи, которое является побегом дерева в Бодх Гайе в Бихаре, под которым Будда достиг просветления. Сангамитта, дочь императора Ашоки, взяла ветвь первоначального дерева в 288 г. до н. э. и посадила ее в Анурадхапуре в Шри Ланке, где на протяжении веков были выращены его новые побеги.

В Сарнатхе хорошо представлены буддистские общины из других частей мира. Кроме давно образованного Общества Махабодхи, основанный в 1967 г.Центральный Институт Тибетских Исследований (тел. 0542/385142) проводит курсы на получение степени по тибетской философии и древнему языку пали. Рядом с гостиницей Tourist Bugalow находится Тибетский Храм в традиционном стиле, с фресками и хорошей коллекцией танка — тибетских буддийских картин: его центральным изображением является колоссальный Шакьямуни, «Будда, Призывающий Землю в Свидетели» своего просветления. Китайский Храм находится в 200 м на восток от главных ворот; в расположенном к западу Бирманском Храме стоит белое мраморное изображение Будды с двумя учениками по бокам. Позади гостиницы Tourist Bungalow находятся Японский Храм и Тайский Храм, последним управляет Общество Мригдаявана Махавихара (Mrigdayavana Mahavihara Society).