Мой город Москва

Агра

Город

Великолепие Агры - столицы Индии во времена Моголов - не потускнело и сегодня, и ощутимо во всех ее памятниках, от грандиозного форта до величественного Тадж Махала. Вместе с Дели, расположенным в 204 км на северо-запад, а также Джайпуром в Раджастхане, Агра является третьей вершиной “Золотого Треугольника” - самого популярного туристического маршрута Индии. Она всецело заслуживает этого статуса: Тадж без труда затмевает всю мишуру и коммерциализацию, царящую вокруг него и продолжает оказывать свежее и непосредственное воздействие на всех, пред чьим взором он предстает.

Помимо этого Агра предлагает немало других ярких впечатлений, несмотря на социальные проблемы и множество наводняющих ее сезонных рабочих. Годы коррупции и политического небрежения сократили ее инфраструктуру: повсеместно можно видеть грязную воду и открытые канализационные стоки, перебои в подаче электроэнергии стали нормой, а загрязненность атмосферы выхлопными газами ужасающа (иногда по утрам сквозь пелену дыма с трудом можно различить солнце). Более того, в качестве туриста вам придется сталкиваться с толпами людей возле основных памятников, абсурдно высокими ценами, а также самыми навязчивыми из всех азиатских зазывал и рикшей, получающих коммиссионные от торговцев. Пусть, однако, это вас не обескураживает. Хотя Агру можно увидеть, устроив однодневную экскурсию из Дели, один только Тадж заслуживает гораздо большего - во время короткого визита невозможно уловить тонкость всех настроений, меняющихся в зависимости от освещения в течение всего дня от восхода до заката, а гуляя по старым улицам и базарам вокруг него можно окунуться в подлинную жизнь индийцев-мусульман, которая во многих отношениях мало чем отличается от жизни во времена Моголов.

Исторические факты

О домусульманской истории Агры известно немного. В одной из наиболее ранних хроник, датируемой периодом возглавляемого Ибрагимом Газнави (Ibrahim Ghaznavi) афганского нашествия в 1080 г., приводится описание занимающего целую цепочку холмов укрепленного форта и процветающего города, стратегически расположенного на пересечении дорог между северной и центральной Индией. Однако Агра оставалась второстепенным административным центром до 1504 г., когда султан Дели Сикандер Лоди (Sikander Lodi), чтобы контролировать воюющие клики своей империи, переместил сюда свою столицу. Руины великого города Лоди все еще сохранились на восточном берегу Ямуны. После поражения последнего султана Лоди - Ибрагима Лоди - в 1526 г. при Панипате, Бабур, основатель Могольской империи, послал своего сына Хумаюна (Humayun), чтобы захватить Агру. В благодарность за хорошее обращение с ними когда они находились в его руках, семья раджи Гвалиора вознаградила могола ювелирными украшениями и драгоценными каменьями: среди них был и легендарныйБриллиант Кох-и-нур (Koh-i-noor Diamond), который сейчас в числе других драгоценностей украшает корону Англии.

Величайшие дни Агры наступили во время правления сына Хумаюна - Акбара Великого (1556 - 1605 гг.) - начиная с момента строительства крепости Агры. Город сохранял свое положение в качестве столицы империи в течение более ста лет; даже когда Шах Джахан (Shah Jahan), сын и наследник Джахангира, построил новый город в Дели, сердце его оставалось в Агре. Он разрушил многие из ранних сооружений форта из красного песчаника, заменив их характерными для его правления изысканными мраморными зданиями. Хотя при его наследнике Аурангзебе (1658 - 1707 гг.) империя по-прежнему процветала, его нетерпимость по отношению к немусульманам разворошила целое осиное гнездо. Агру попеременно завоевывали джаты, маратхи и, в конце концов, британцы.

После восстания 1857 г., штаб-квартиры правительства Северо-Восточных Провинций и Высший Суд перебрались в Аллахабад. Начался период упадка Агры, но ее средневековые сокровища обеспечили выживание города, и сегодня он снова преуспевает в качестве промышленного и коммерческого центра, а также важной туристической достопримечательности.

Интересное в Агре

Тадж Махал

Самый знаменитый монумент Индии стал центром разгоряченных споров в декабре 2000 г., когда Муниципалитет Агры и Археологический Надзор Индии (ASI - Archeological Survey of India) совместно принялии решение о “скачке” цены входного билета с 15 рупий до огромной суммы в 960 рупий. Это повышение относится только к иностранцам; индийцы должны платить 10 рупий.

Дальнейшие разногласия последовали за сделанном в январе 2001 г. объявлением о том, что Тадж будет закрыт по пятницам (вместо понедельника, как это было раньше) - решение, которому шумно воспротивилась мусульманская община, многие члены которой посещают Тадж с молитвами в день исламского священного отдыха. Меры по повышению прибыльности монумента, согласно заявлению властей, были приняты для того, чтобы собрать средства для “основательной работы по его обновлению”. Не многие представители местной туристической отрасли, однако, принимают подобные заверения всерьез. В городе, славящемся по всей Индии своими коррумпированными политиканами, только малая часть дополнительной наличности может действитьельно “поступить на поддержание Таджа”, или какого бы то ни было другого из 3606 монументов в списке памятников Индии, находящихся в критическом состоянии. Также, если судить по административным документам, вряд ли сколько-нибудь значительная их часть пойдет на улучшение подъездных дорог и укрепление зеленого пояса вокруг комплекса с целью ослабить разрушительное воздействие на здание загрязнения выхлопными газами транспорта.

Несмотря, однако, на все раздражение этой ценой, сравнительно малое число посетителей отказываются его платить; и еще меньше считают эти деньги зря потраченными, оказавшись внутри. Однако в настоящее время иностранные туристы редко посещеют Тадж в течение нескольких дней подряд. Чтобы оценить знаменитую игру света на здании, вам придется околачиваться внутри с рассвета до заката (билет действителен на весь день, но только на один вход). К счастью, здешний сад является самым благословенным местом, где только можно провести день в Агре. Лоточники и торговцы не допускаются внутрь, а официальные гиды имеются на месте, так что никто не будет докучать вам, пока вы будете дремать или читать где-нибудь на лужайке.

Единственный способ увидеть Тадж бесплатно - это взобраться на крышу одного из отелей Тадж Ганджа (см. раздел Размещение), или, еще лучше, отправиться в расположенную через реку Ямуну деревню Катчупра (Katchupra). С противоположного берега реки, где Шах Джахан планировал воздвигнуть зеркальное отображение “Черный Тадж” (см. приложение на стр. 000), открывается захватывающая панорама, особенно на рассвете. Пеших пассажиров перевозят лодочные паромы от гхатов, расположенных сразу на востоке от Таджа, которые начинают ходить с первыми проблесками зари, берут за это столько, сколько удастся получить (от 100 до 1000 рупий, в зависимости от размера вашей камеры). Можно также нанять для поездки туда рикшу или поехать самостоятельно на велосипеде. После того, как переедете через реку по автодорожному мосту, расположенному на севере от Форта Агра, поверните направо и следуйте по щебневой дорожке до тех пор, пока не въедете в деревню Катчупра, где дорожка превращается в проселочную, которая в конце концов приводит к маленькому святилищу далитов-неприкасаемых на берегу реки, расположенному точно напротив Таджа. Муниципалитет собирается оборудовать эту зону прожекторами и пешеходными дорожками, но на настоящий момент она практически в полном вашем распоряжении.

Тайна Тадж Махала. Тайный символизм Тадж Махала.

Большинство посетителей рассматривают Тадж Махал, неразрывно связанный с легендой о королевской любви Шаха Джахана и его жены Мумтаз, как символ вечной любви. Недавние исторические исследования, однако, выдвигают версию, что самая известная в мире усыыпальница отражает несколько менее поэтичную и горькую реальность, являясь еще одним примером скорее мании величия и безграничного тщеславия могольского императора, нежели его легендарного романтичного характера.

Ключ к скрытому символизму Таджа содержится в многочисленных исламских надписях, которые играют важную роль в общем дизайне здания. Цитируются целиком четырнадцать глав из Корана, двумя основными темами которых являются Судный День и Небесные Наслаждения. Первая тема проявляется в широкой полосе сложной каллиграфии над главными воротами. Цитируя последнюю фразу 89-й главы, надпись приглашает верующего -“войди же в рай мой”. Этот пример является одним из двух, когда посредством надписей Бог напрямую говорит с человеком, и эта цитата подчеркивает двойственную функцию Таджа в качестве гробницы и копии Небесного Рая, который дополняют четыре Райских Реки и центральное Озеро Изобилия.

В эффектном противоречии традиции, сама усыпальница расположена не в середине сада, как это обычно бывало, но в дальнем конце прямоугольника. Недавно теория символических ассоциаций продвинулась еще на шаг, так как была найдена загадочная диаграмма, содержащаяся в древнем суфийскомтесте “Открытия Мекки” известного средневекового мистика Ибн аль’Араби (Ibn al’Arabi). Представленная под названием “Равнина Собрания в Судный День” диаграмма, копию которой, как известно ученым, имелась в библиотеке отца Шах Джахана, точно соответствует плану комплекса Тадж Махал, что вне всякого сомнения доказывает, согласно утверждению ученых, что гробница была задумана как изображение трона Господня. Учитывая, что останки императора были помещены внутрь нее, неизбежно напрашивается вывод, что, помимо того что он был экстравагантным романтиком, Шах Джахан имел также мнение о своей собственной особе, которое не ведало никаких границ.

Единственным возможным изъяном в этой теории является легенда, что император планировал, что его собственное тело будет покоиться не рядом с женой, а в отдельном Черном Тадже, который должен был быть построен на противоположном берегу Ямуны. Здание из черного мрамора должно было стать точной зеркальной копией своего белого предшественника. Однако, никто не принимал слухи об этом всерьез до тех пор, пока археологи не раскопали недавно на другом берегу, возле Катчупры, руины. Обнаружив план могольского сада и фундаменты точно таких же размеров как Тадж, они отчасти поверили в теорию, что Шах Джахан начал работу над своей собственной черной гробницей, но так и не закончил ее либо из-за недостатка средств, либо из-за своего длительного заключения в Форте Агра.

Хотя ученые продолжают вести дебаты о символизме Таджа и возможном существовании его черной копии, они единогласно не верят в популярный, но абсолютно недостоверный образ последних дней Шаха Джахана, создаваемый экскурсионными гидами. Возможно, что самый декадентский из всех могольских императоров скончался в 1666 г. в возрасте 74 лет после продолжительного сексуального марафона в состоянии наркотического опьянения, и его смерть была вызвана не горем, а слишком большой дозой опиума и возбуждающих средств.

Форт Агра

Высокие крепостные бастионы Форта Агра возвышаются над излучиной реки Ямуны в 2 км к северо-западу от Тадж Махала. Акбар заложил фундамент этой величественной цитадели, построенной в форме полумесяца между 1565 и 1573 гг., на остатках более ранних укреплений раджпутов. Форт Агра превращался в резиденцию и оплот могольской империи в течение ряда последовательно сменяющихся поколений: Акбар построил стены и ворота, его внук Шах Джахан воздвиг большинство основных зданий, а Аурангзеб, последний великий император, добавил бастионы.

Изогнутые крепостные укрепления из песчаника прерывают массивные ворота, из которых для входа публики открыты только ворота Амар Сингх Пол (Amar Singh Pol). Через эти украшенные глазурованной плиткой, с внушительными двойными стенами и передним двором, ворота в 1803 г. в форт вступал генерал Лейк. Первоначальным и более величественным входом, однако, являются западные Ворота Дели, ведущие во внутренний портал Хатхи Пол (Hathi Pol), или “Слоновьи Ворота”. По их бокам сейчас стоят две облицованные мрамором башни из песчаника, но когда-то их охраняли колоссальные фигуры слонов с наездниками, которые были разрушены Аурангзебом в 1668 г.

Допуск в большую часть форта ограничен, поэтому шедевры могольской архитектуры, такие как прекрасная Моти Масджид (Жемчужная Мечеть) Шаха Джахана, недоступны для посетителей. Ниже подробно описаны только те части форта, которые открыты для публики, согласно их размещению по часовой стрелке, начиная от Зала Общественных Аудиенций Шаха Джахана и до частных апартаментов.

Диван-и-ам

После того, как вы пройдете через Ворота Амар Сингх, не обращайте пока внимания на комплекс украшенных нарядной резьбой зданий справа, а идите прямо через вторые ворота к просторной площадке, над которой возвышается элегантный Диван-и-Ам (Divan-i-Am) (Зал Публичных Аудиенций). Открытый с трех сторон зал с колоннами из песчаника, который заменил более раннюю деревянную постройку, был воздвигнут Шах Джаханом в 1628 г. и, после того как использовался в качестве арсенала британцами, был восстановлен в 1876 г. сэром Джоном Стрэчи (Sir John Strachey). Три ряда белых полированных оштукатуренных колонн, увенчанных арками в виде павлинов, поддерживают плоскую крышу; элегантность этого дизайна подчеркивалась бы еще больше, если бы сюда можно было добавить парчу, ковры и атласные балдахины для императорских аудиенций. Нарядный тронный альков выложен мрамором, украшенным барельефами с изображениями цветов и листвы, и связан с королевскими палатами внутри. Инкрустированный бриллиантами, рубинами и изумрудами Павлиний Трон, для которого и был построен этот зал, перевезли впоследствии в Красный Форт в Дели, куда Шах Джахан переместил свой двор; в конце концов, после того, как форт был разграблен Надир Шахом в 1739 г., он нашел свое пристанище в Персии. К алькову примыкает Байтхак (Baithak), маленький мраморный блок, в котором должны были сидеть министры, чтобы доставлять петиции и принимать распоряжения. Здесь же проходили суды и безотлагательно свершалось правосудие. Морской командир Ост-Индской Компании Уильям Хокинс (William Hawkins), который посещал двор Джехангира между 1609 и 1611 гг., заметил присутствие рядом с императором его “мастера висельных дел в сопровождении сорока подручных с топором у каждого на плечах; и прочих присутствующих там с чем-то вроде хлыстов, кои готовы были исполнить то, что король повелит”.

Несообразно смотрится расположенная в центре большого внутреннего двора готическая христианская усыпальница, отмечающая место захоронения Джона Рассела Кольвина (John Russel Colvin) - лейтенант-губернатора Северо-Западных Провинций, который погиб здесь во время Мятежа 1857 г.

Павильоны королей

Сосредоточенные вокруг высокой обращенной к реке террасы королевские павильоны были построены таким образом, чтобы улавливать прохладные бризы, дующие над Ямуной, а также облегчать подачу воды. Макчи Бхаван (Macchi Bhavan) (Первый Дворец), вход в который ведет через альков в Диван-и-Ам, немало пострадал в течение веков. Во время периода правления джатов, махараджа Бхаратпура перевез некоторые из его мраморных частей в свой дворец в Диге (Deeg); а позднее ревностный евангелист лорд Уильям Бентинк (William Bentinck) (генерал-губернатор 1828 - 35 гг.) распродал на аукционах значительную часть оригинальной мозаики и лепных украшений дворца, в том числе и части Хаммам-и-Шахи (Hammam-i-Shahi) - королевской ванны. Дворец был некогда полон фонтанов и цветочных клумб, перемежающихся водоемами и водными каналами, наполненными рыбой для рыболовных забав императора и его придворных. В северо-западном углу площадки расположена восхитительная маленькая Нагина Масджид (Nagina Masjid, Драгоценная Мечеть), выполненная целиком из мрамора. Увенчанная тремя куполами и со входом со стороны выложенного мрамором внутреннего дворика, она была построена Шах Джаханом для дам его зенаны (гарема). Возле нее, под прекрасным мраморным балконом с резными решетчатыми перегородками и арками в виде павлинов, находился Внутренний, или Зенана Мина Базар (Zenana Mina Bazaar), где придворные дамы могли выбирать такие товары, как шелк, ювелирные украшения и парчу, предлагаемые купцами, сами оставаясь при этом невидимыми.

Ворота Читтор (Chittor), захваченные Акбаром в качестве трофея во время ужасного разграбления раджпутской крепости Читтора (в настоящее время Читторгарха в юго-восточном Раджастхане; см. стр. 000) и установленные в 1568 г., ведут в Мандир Раджа Ратан (Mandir Raja Ratan), воздвигнутый в 1768 г. во время оккупации форта джатами. За ним находится Зал Частных Аудиенций, Диван-и-Кхас (Divan-i-Khas), где император принимал королей, сановников и послов и где представляли ему на утверждение недавно законченные картины или архитектурные планы. Воздвигнутое в 1635 г. здание было сильно повреждено попав под обстрел генерала Лейка в 1803 г., но зал с его нарядными колоннами и арками, инкрустированными ляпис лазурью и яшмой сохранился. Два трона украшают большую террасу напротив Диван-и-Кхаса, один из черного аспидного сланца, а другой - из белого мрамора. Шах Джахан, очевидно, отдыхал по вечерам на белом троне; а сидя на черном троне, император развлекался слоновьими боями, проходившими на восточной площадке.

Выход из задней части Диван-и-Кхаса ведет к двухэтажному павильону или башне, называемой Музамман Бурдж (Musamman Burj), известной согласно могольской легенде как место, из открытой восьмиугольной палаты которого на вершине самого высокого из обращенных к реке бастионов Шах Джахан последний раз взглянул на Тадж Махал перед тем, как скончался. Окруженный верандой, элегантный павильон украшен балюстрадой с декоративными нишами, огороженной решетчатой переборкой; изысканная мозаика из твердых пород камней покрывает почти каждую поверхность, а мраморный chhatri вносит заключительный штрих. В центре внутреннего дворика перед башней, выложенного мраморными восьмиугольными плитами, установлена доска (pachisi), на которой император, следуя примеру своего отца в Фатехпур Сикри, играл в довольно причудливую игру, разновидность триктрака, используя в качестве фигур танцующих девушек.

На юге от Музамман Бурдж расположено мраморное здание, известное под названием Кхас Махал (Личный Дворец), который возможно использовался в качестве студии для рисования или спальных палат императора. Он тщательно спроектирован для создания полного комфорта, полости в его плоской крыше предусмотрены для защиты от раскаленного зноя лета, а из его окон можно любоваться умиротворяющими видами на реку и сад. По бокам дворца стоят дваЗолотых Павильона, изогнутые крыши которых выложены позолоченной медной черепицей в стиле, навеянном образами соломенных крыш бенгальских деревенских хижин. Перед Кхас Махалом на запад раскинулся Ангури Багх (Anguri Bagh) (Виноградный Сад) - миниатюрный charbagh, части которого отделены друг от друга широкими мраморными дорожками. В северо-восточном углу находится Шиш Махал (Shish Mahal) (Дворец Зеркал) - место, где купались придворные женщины в мягком свете ламп, отражаемом покрывающей стены и потолок зеркальной мозаикой. Широкий коридор связывает Кхас Махал с Шах Джахани Махал (Дворцом Шаха Джахана), который поддерживают деревянные балки; его четыре палаты были некогда раскрашены яркими красками с золотым тиснением.

Кабуты

Поднимитесь часа в четыре дня на любую крышу в Тадж Гандже и посмотрите вокруг, когда солнце уже низко и городские луковицеобразные купола и минареты сияют светло-оранжевым цветом, и вы увидите такую сторону местной жизни, о которой большинство туристов даже не подозревает. Голуби -kabootas - летают над головами небольшими стайками, вьются вокруг кучек мужчин и мальчишек, которые смотрят в небо, стоя на крышах своих домов, свистят и машут на птиц палками. Агрские любители голубей, которых называют kaboota baz, не используют своих голубей в гонках, а выпускают их стайками, управляя ими с помощью особого кода из свиста на высоких нотах и выкриков, что является такой же характерной особенностью мусульманских кварталов, таких как Тадж Гандж, как призыв муэдзина к молитве. Палками размахивают для того, чтобы удержать в воздухе наиболее ленивых из голубей, хотя пару сонных экземпляров обычно всегда можно обнаружить прячущимися в ближних спутниковых тарелках в ожидании того момента, когда их владельцы начнут разбрасывать для их кормления размоченное зерно. Когда это происходит, остальная часть стаи падает на землю целым облаком и начинает клевать зерно на крыше своей голубятни, или kaboota kanna. Этот пяти-, или десятиминутный цикл повторяется снова и снова в течение часа или около того до тех пор, пока голуби не получат достаточной тренировки.

Разведение голубей является давнишней традицией Агры и таких городов, как Старый Дели и Лакхнау, где проживают достаточно большие мусульманские общины (индусы редко снисходят до этого вида спорта). Это искусство было разработано придворным поэтом Акбара Абу’ль Фазлом (Abu’l Fazl) для могольского двора, который считал это благородным занятием, и по сей день мужчины и мальчики во всех урду-говорящих частях Индии относятся к своим занятиям с кабутами очень серьезно. Хорошо натренированные птицы переходят из рук в руки более чем за 5000 рупий, что является целым состоянием, принимая во внимание средний доход большинства kaboota baz. Обладание большой стаей накладывает особый отпечаток и приносит желанный титул Barra Kaboota Baz, что дословно означает “Большой Любитель Голубей”. Если считается, что человек овладел всеми трюками и тонкостями этого древнего спорта, он может даже прославиться в своей среде в качестве Халифа (Khalifa), или “Великого Мастера”. Только «халифы» умеют направлять свои стаи по правильным параболическим кривым, или длинным линиям, растянувшимся по небу вереницами, или скомандовать им окружить стаю соседа и заставить ее опуститься на землю.

Над Тадж Ганджем каждый день летает четыре или пять стай. Вы можете понаблюдать за ними с крыши вашего пансиона, но если захотите поближе познакомиться с этим развлечением, поспрошайте в округе, чтобы вас познакомили с kaboota baz - менеджер пансиона Shah Jahan Lodge на South Gate может устроить вам встречу со своим соседом - Данеш Ханом (Danesh Khan), который содержит своих птиц на примыкающей к пансиону крыше.

Дворцы

1. Дворцы Джахангира и Акбара.

К юго-западу от Шах Джахани Махала расположен массивный квадратный Джахангири Махал. Этот дворец из красного песчаника, построенный либо Джахангиром, либо Акбаром для своего сына, по своему внутреннему устройству почти всецело индуистский. В Зале для Ассамблей резные декоративные скобы поддерживают поперечные перекрытия, широкие навесы над карнизами и потолки на распорах; извилистая лента, изрыгаемая из пасти дракона напоминает подобное изображение в гуджаратских храмах.

Предполагают, что комнаты на западе служили в качестве храма или залом для рисования раджпутской жены Акбара – Джодх баи (Jodhbai). Расположенные под дворцом три этажа цокольных палат использовались чтобы спасаться от жары. Хауз (Hauz) Джахангира, или цистерна - гигантская чаша, изготовленная в 1611 г. из единого куска порфира и украшенная надписями на персидском языке, была в 19 в. извлечена из земли и установлена во внутреннем дворе перед Джахангири Махал. Наполненная розовой водой, она использовалась императором в качестве ванны.

Если идти обратно к Воротам Амар Сингх, слева можно увидеть зал для ассамблей, веранду, обращенную к реке, и раскопки - все, что осталось от самого южного дворца - некогда обширного Акбари Махала, построенного в 1571 г.

2. Джами Масджид

Джами Масджид и базары

Расположенная напротив форта и обращенная к железнодорожному вокзалу Форт Агра Джами Масджид, или “Пятничная Мечеть”, была построена Шах Джаханом в 1648 г. и посвящалась его любимой дочери Джаханаре ( Jahanara Begum). Мечеть стоит на высоком цоколе, к которому поднимаются ступеньки, во внутренний дворик ведут пять сводчатых входов, а венчают ее три больших купола из песчаника, отделанных полосами мрамора в форме зигзагов. Стены крыльев главного молитвенного зала отделаны панелями красиво инкрустированного песчаника, похожие на те, которые украшают главные ворота Тадж Махала, что придает зданию ощущение присутствия женской руки. Действующая и поныне мечеть является одной из главных достопримечательностей города и служит хорошим ориентиром, откуда можно начинать исследование шумных базаров, раскинувшихся от ее основания. Эти базары расположились в улочках, которые едва ли изменились со времен моголов, и по ним лучше всего передвигаться пешком. Напротив северо-восточного угла комплекса ищите торговцев pehtа - поставщиков самых знаменитых сластей Агры, которые делаются из засахаренных тыкв (с наслаждением пожираемых осами, обитающими на карнизах арок михраба мечети).

До Джами Масджид можно дойти по дороге, ведущей на северо-запад от форта; избегайте потока транспорта при подходе к ней через вокзал, лучше срежьте путь пройдя через здание главного офиса на дальней платформе. С точки зрения фотографии, оптимальное время ее посещения между 7 и 8 утра, когда утреннее солнце подчеркивает теплые красные тона каменной отделки.

3. Итмад-уд-Даула

Итмад-уд-Даула, прекрасная гробница Мирзы Гхият Бега (Mirza Ghiyat Beg) - важного придворного сановника Акбара, а впоследствии вазира (главного министра) и тестя императора Джахангира - стоит посреди сада с резвящимися обезьянами, на восточном берегу Ямуны, менее чем в 3км от города. Первое построенное в могольской Индии здание с белой мраморной облицовкой, этот чудесный двухэтажный мавзолей, которое рикши Агры называют “Маленьким Таджем” (“Baby Taj”), что иногда приводит к недоразумениям, представляет собой небольшое, но изумительно выполненное здание с полупрозрачными плитами и ажурными каменными узорами, украшающими стены. Он определенно носит на себе отпечаток женского вкуса, будучи построенным дочерью Гхият Бега - любимой королевой Джахангира и самой влиятельной женщиной в могольской истории, которую Джахангир звал Нур Джахан - “Светом Мира”. Он уважал ее интеллект и талант настолько, что приказал в ее честь отчеканить монеты, и к моменту смерти ее отца в 1622 г. она в значительной степени контролировала всю империю.

Квадратный мавзолей с восьмиугольной башенкой на каждом углу является предшественником Тадж Махала, при его строительстве был изумительно использован мрамор, но его пропорции более изящны, а крышу венчает не купол, а скорее павильон. Однако, при недавних “реставрационных” работах использовалась штукатурка низкого качества, которая скрыла некоторые восхитительные детали, а в других местах полудрагоценные камни, врезанные в мрамор, были выковыряны и украдены. Могила Гхият Бега находится под землей, рядом с сакофагом его жены, усыпанная цветами. Ажурная, украшенная причудливой резьбой стена перед входом в склеп отбрасывает мягкий рассеянный свет на изображения цветов, кипарисов, ваз и сосудов с вином - все они являются символами рая - во внутренней палате.

4. Чини-ка-рауза

Менее чем в 1 км на север от Итмад-уд-Даула расположен Чини-ка-рауза (Chini-ka-rauza), построенный в 1635 г. и предположительно являющийся мавзолеем Афзал Хана - персидского поэта и премьер-министра Шах Джахана. Он заброшен и разрушается, его мягкий коричневый камень пал жертвой всех возможных стихий, и он осыпается в воды реки, на берегу которой расположен. Увенчанная луковицеобразным куполом в афганском стиле, эта гробница невыразительного землистого цвета нисколько не похожа на тонкую работу Нур Джахан, но она замечательна тем, что является единственным в Агре персидским строением. Части стен все еще покрыты цветными эмалевыми плитками (chini), которые некогда облагораживали весь экстерьер и дали усыпальнице ее название, а на высоком куполообразном потолке все еще можно различить остатки картин и исламской каллиграфии.

5. Рам Багх

Рам Багх, заложенный Бабуром в 1528 г., является вероятно первым в своем роде садом удовольствий, он расположен всего в нескольких километрах на север от Чини-ка-рауза. Предположительное место захоронения тела Бабура до того, как оно было перевезено в Кабул, сад сейчас он пришел в запустение и зарос, и только несколько разбитых колонн и участков стен сохранилось от каменных павильонов, в которых некогда проводила время королевская семья. Его первоначальное название - Арам Багх (Сад Отдохновения) - было переделано в Рам, по имени индуистского божества.

6. Мавзолей Акбара

Учитывая могольскую традицию строительства величественных усыпальниц для мужчин и женщин высокого положения, не приходится удивляться, что мавзолей самого выдающегося могольского правителя являлся одним из прекраснейших и наиболее амбициозных сооружений своего времени. Мавзолей Акбара (ежедневно с рассвета до заката; 235 рупий) - великолепная композиция из ярко-красного песчаника, спроектированная самим императором и модифицированная в 1605 г. его сыном Джахангиром, стоит у дороги в Сикандру, в 10 км на северо-запад от Агры. Рикши берут не меньше 60 рупий за поездку туда и обратно, или же вы можете сесть на любой автобус, отправляющийся на Матхуру от автобусной стоянки Форт Агра.

Хотя ничто не может сравниться по великолепию и вызываемому им чувству благоговения с непревзойденным Таджем, это величавое сооружение отличается ощущением безмятежности, которое иногда теряется в толчее туристов, осаждающих самый посещаемый монумент Агры. Оно также отмечает момент важного изменения в могольской архитектуре, произошедшего после смерти Акбара, когда мощные мужественные памятники из красного камня сменились более воздушными и чувственными мраморными зданиями, олицетворением и совершенным образцом которых является сам Тадж Махал.

Самой поразительной частью комплекса являются его огромные южные ворота - Буланд Дарваза (Buland Darwaza), “Врата Величия” - такие высокие, что они совершенно закрывают собой саму гробницу. Увенчанные четырьмя конусообразными мраморными минаретами и выложенные мрамором и разноцветной плиткой в виде повторяющихся геометрических орнаментов, они украшены надписью из Корана: “Это сады Эдема, войди в них и живи вечно”. Купите билет в кассе, расположенной в левой части ворот, затем пройдите в сад, разделенный широкими мощеными дорожками на четыре равные сектора согласно типичной могольской моде и огороженный высокими стенами. Вдоль дорожек дружелюбные длиннохвостые обезьяны лангуры греются на солнышке и ухаживают друг за другом, а в высокой траве бродят черные олени, точно так же, как на могольских миниатюрах, датируемых той эпохой, когда была построена гробница.

В центре сада, прямо напротив Буланд Дарваза, квадратный мавзолей с широким фундаментом с каждой стороны украшен сводчатыми крытыми галереями и павильонами, увенчанными изящными мраморными куполами, которые возносятся над центральной частью гробницы. Высокие мраморные ворота южного фасада привлекают внимание своими тщательно выполненными решетчатыми створками, закрывающими собой маленький вестибюль, некогда украшенный ярко-синими как море фресками и стихами из Корана. Отсюда ведет спуск в подземный склеп, где находится могила Акбара, усыпанная лепестками роз и омываемая прохладным желтоватым светом.