Мой город Москва

Тиручирапалли

Общие сведения

Тиручирапалли - который чаще называют Тричи - стоит на равнинах между холмами Шеварой и Палани, менее чем в 100 км к северу от Мадурая. С возвышающимся над ним эффектным Скалистым Фортом (Rock Fort), он представляет собой широко раскинувшийся коммерческий центр с современной атмосферой; сам город представляет мало интереса, но сюда собираются паломники по пути к живописному Храму Ранганатхасвами в Шрирангаме, в 6 км на север.

Точная дата основания Тричи неизвестна, но, хотя здесь мало что сохранилось из ранней архитектуры, ясно, что между 200 и 1000 гг. нашей эры контроль над городом переходил от Паллавов к Пандиям и наоборот. Чолские короли, к которым перешло управление в одиннадцатом веке, занялись амбицозными строительными проектами, которые достигли своего зенита при создании Храма Ранганатхасвами. В двенадцатом веке Чолов вытеснили Виджайянагарские короли Хампи (of Hampi), которые затем противостояли мусульманским набегам до 1565 г., когда они уступили могуществу Султанов Декана. Менее пятидесяти лет спустя к власти пришли Найяки из Мадурая, построив форт и твердо утвердив Тричи в качестве торгового города. После почти целого столетия борьбы между французами и британцами, когда и те и другие стремились захватывать земли в юго-восточном Тамил Наду, город перешел в руки британцев и находился под их контролем до тех пор, пока в 1947 г. не был объявлен частью штата Тамил Наду.

Город

Хотя в основном деловая жизнь Тричи проходит в Тричи Узловом - южном районе, главные достопримечательности расположены по меньшей мере в 4 км на север. На базарах чуть севернее продают сигары местного производства, ткани и фальшивые бриллианты, вделанные в недорогие украшения, используемые в танцевальных костюмах. Благодаря частому и дешевому воздушному сообщению со Шри Ланкой, можно увидеть ящики контрабандного виски и фотопленки. Ступайте на север вдоль Big Bazaar Road (продолжения (Dindigul Road) и перед вами встанут эффектные очертания Скалистого Форта, над которым высится храм семнадцатого века Винайяка (Ганеша).

К северу от форта, река Кавери образует широкую границу между запруженными улицами Тричи и его более безмятежными храмами; Храм Ранганатхасвами настолько велик, что в его внутренних дворах размещается значительная часть деревни Шрирангам. Кроме того, к северу от Кавери расположен замысловатый Храм Шри Джамбукешвара, а несколько британскихцерквей, разбросанных по городу, составляют им интересный контраст. Ашрам Шантиванам, до которого можно доехать на автобусе, открыт для посещений круглый год.

Скалистый Форт

До Скалистого Форта Тричи (ежедневно с 6.00 до 20.00; 1 рупия, пользование камерой - 10 рупий), неуклюже вырисовывающегося над базарами на севере города, лучше всего добираться на автобусе (№ 1), который отправляется от площадки перед железнодорожной станцией, или от Dindigul Road; рикши постараются взять с вас 500 или больше рупий за пятиминутную поездку.

Массивная песчаного цвета скала, на которой покоится форт, возвышается на высоту более 80 м, ее неправильной формы склоны сгладились под действием ветра и дождя. Паллавы первыми начали строительство в скале, но потенциал этого места в качестве форта по-настоящему оценили Найяки, которые добавили всего несколько стен и бастионов в качестве укреплений. От входа в северном конце Чайна Базара, круто вверх по склону холма ведет длинная лестница с покрашенными в красный и белый цвета ступеньками, проходя мимо ряда Паллавских и Пандианских вырубленных в скалах храмов (закрытых для неиндусов) к Храму Ганеша, венчающему вершину холма. С его террасы открываются живописные виды на храмы Ранганатхасвами и Джамбукешвара на севере, чьи гопуры возносятся над морем пальмовых крон, и кубические бетонные кварталы центрального Тричи на юге.

Шрирангам: Храм Ранганатхасвами

Храм Ранганатхасвами в Шрирангаме, расположенный в 6 км на север от Тричи, является одним из самых почитаемых в южной Индии святилищ Вишну, а также одним из самых больших и оживленных. Окруженный семью прямоугольными обнесенными стенами внутренними дворами и покрывающий территорию площадью более шестидесяти гектаров, он стоит на острове, отделенном притоком реки Кавери. Такое местоположение символизирует превосходство Вишну, возлежащего в святилище на кольцах змея Адисеша (Adisesha), который согласно легенде образовал для бога остров, покоящийся среди первобытного Океана Хаоса.

Частые автобусы из Тричи прибывают и отправляются от площадки перед южными воротами. Подход к храму ведет с юга. Ворота, увенчанные огромной и покрытой обильной резбой гопурой, оштукатуренной и выкрашеннй в яркие розовые, голубые и желтые цвета, строительство которых завершилось совсем недавно - в 1987 г., ведут в первый внутренний двор, последний из семи, построенных между пятым и семнадцатым веками. Большая часть теперешних построек датируется концом четырнадцатого века, когда храм был отреставрирован и увеличен после ужасного разграбления в 1313 г. Первые три внутренних двора, или prakaras, образуют основную базу храмовой общины, в которой проживают аскеты, священники и музыканты.

У четвертой стены, огораживающую собственно территорию храма, посетители снимают обувь прежде чем пройти через высокие ворота, увенчанные великолепной гопурой, вдоль которых выстроились небольшие алтари учителям, певцам гимнов и мудрецам. В прежнее время, эта четвертая prakara образовывала внешние пределы храма и была ближайшим к святилищу местом, куда допускались члены низких каст. В ней находятся несколько прекраснейших и старейших зданий комплекса, включая храм, посвященный богине Ранганайяки в северо-западном углу, где верующие молятся перед тем, как приблизиться к святилищу Вишну. В восточной стороне пракары расположена богато украшенная резьбой kalyan mandapa, или зал “тысчи колонн”, построенная в конце Чолского периода.

Колонны замечательной Шешагирирайя Мандапы (Sheshagiriraya Mandapa), расположенной к югу от kalyan mandapa, украшают изображения охотников и взвившихся на дыбы боевых коней, символизирующие триумф добра над злом.

Справа от ворот, ведущих в четвертый внутренний двор, находится небольшой музей (ежедневно с 10.00 до полудня и с 15.00 до 17.00), в котором хранится скромная коллекция каменной и бронзовой скульптуры и несколько изящных дощечек из слоновой кости. За 5 рупий можно подняться на крышу четвертой стены и взглянуть на крыши храмов и гопуры, размеры которых увеличиваются по мере удаления от центра. Центральная башня, венчающая святой алтарь, позолочена и украшена резными изображениями воплощений Вишну, расположенными по каждой из ее четырех сторон.

За воротами, которые ведут в третий внутренний двор - последнюю секцию храма, открытую для неиндусов - расположен зал с колоннами - Гаруда Мандапа, весь покрытый резьбой в типичном Найякском стиле. Изображения дев, придворных жертвователей храма и Найякских правителей украшают колонны, окружающие центральное святилище Гаруды, человека-орла, который служил Вишну в качестве средства передвижения.

В тускло освещенном самом внутреннем дворе - самой священной части храма - находится изображение Вишну в образе Ранганатхи, возлежащего на змее Адисеша. В святилище обычно входят с юга, но на один день каждого года, во время празднества Вайкунтха Экадаси, открывают и северные ворота; те, кто проходят через этот “вход на небеса”, могут ожидать великой удачи. Большинство храмовых ежедневных ритуалов проходят в этой его части, начинаясь каждое утро игрой на вине и пением гимнов, когда Вишну пробуждается в присутствии коровы и слона, и заканчиваясь сразу после 21.00 с такими же церемониями.