Мой город Москва

Мамаллапурам

Общие сведения

Разбросанный вокруг подножия колоссального кургана из каменных валунов, стоит маленький приморский город Мамаллапурам(Махабалипурам), расположенный в 58 км на юг от Ченная. С рассвета до заката вдоль его песчаных улочек разносится стук резцов, обрабатывающих гранит - свидетельство существования традиции резьбы по камню, сохранившейся с тех пор, когда этот город был крупным портом Паллавской династии, между пятым и девятым веками. Мало что известно о жизни в древнем городе и можно только домысливать о цели большинства скульптур из каменных валунов, в чмсло которых входит один из наиболее часто фотографируемых памятников Индии - Береговой Храм. Создается впечатление, однако, что фризы и святилища создавались вовсе не для поклонения, но скорее ради демонстрации талантов местных художников. В значительной мере благодаря морской деятельности Паллавов, их стиль искусства и архитектуры оказал широкое влияние на другие культуры, распространяясь от южной Индии на север до самой Эллоры, а также до Юго-Восточной Азии. Это международное культурное значение было признано в 1995 г., когда ЮНЕСКО предоставило Мамаллапураму статус Мирового Наследия.

Памятники Мамаллапурама делятся на четыре категории: барельефы под открытым небом, построенные храмы, искусственные пещеры и ратхи (“колесницы”, высеченные на месте из единых валунов и напоминающие храмы или колесницы, используемые в храмовых процессиях). Знаменитые барельефы Покаяние Арджуны и Мандапа Кришныукрашают огромные скалы недалеко от центра деревни, а прекрасный Береговой Храм возвышается над пляжем. Шестнадцать искусственных пещер в различных стадиях завершения разбросаны по окрестной территории, но самые совершенные из девяти ратх находятся в группе, названной по имени пяти братьев Пандавов из Махабхараты.

Поскольку такое большое количество поразительных археологических памятников здесь дополняет длинный белый песчаный пляж, было неизбежно, что это место станет популярным среди западных путешественников. За последние два десятилетия Мамаллапурам определенно сориентировал свою экономику на нужды туристов с неизбежными при этом кашмирскими торговцами безделушками, целыми автобусами городских экскурсантов по выходным, массажистами и торговцами вразнос на пляже, разрастающимися недорогими отелями и маленькими рыбными ресторанчиками. Береговой Храм, к сожалению, сейчас представляет собой всего лишь тень того экзотического зрелища, которым он некогда являлся, когда стоял в гордом уединении и волны плескались у его основания, хотя атмосфера, излучаемая мастерскими резчиков по камню и фон древнего наскального искусства уникален для Индии.

Мандапа Кришны и Покаяние Арджуны

Немного на запад от центра деревни находится громадный барельеф, известный под названием Мандапа Кришны, на котором показан Кришна, поднимающий ввысь одной рукой Гору Говардхану. Первоначальным намерением скульптора, должно быть, было, чтобы скала над Кришной изображала гору, но добавленная в семнадцатом веке Виджайянагарская мандапа с колоннами, или вестибюль, несколько заслоняет резьбу. Кришна также показан в положении сидя - доящим корову, и в положении стоя - играющим на флейте. Другие фигуры - gopas и gopis - пастухи и пастушки его пасторальной юности. Слева сидят львы - один с человеческим лицом, а над ними изображен буйвол.

Еще один барельеф - Покаяние Арджуны (который также называют “Пришествие Ганги”) - расположен в нескольких метрах на север, напротив современного Храма Таласайяна Перумал. Поверхность этой скалы вся покрыта детальной резьбой, в основном милыми и натуралистичными изображениями животных. Справа доминирует семья слонов - крошечные отпрыски спят возле великолепного слона с большими бивнями. Еще дальше справа, отдельно от большой скалы, стоит скульптура взрослой обезьяны, ухаживающей за своим детенышем.

На левой стороне Арджуна - один из братьев Пандавов, и превосходный стрелок из лука - изображен стоящим на одной ноге. Он смотрит на полуденное солнце сквозь призму, образованную руками, медитируя о Шиве, которого представляет соседняя статуя, сделанная самим Арджуной. В Шива Пуране рассказывается о том, как Арджуна отправился в путешествие в лес на берегах Ганги, чтобы совершить покаяние, в надежде, что Шива расстанется со своим любимым оружием - пашупаташастрой - магическим жезлом или стрелой. Шива в конце концов материализовался в обличии Кираты - дикого жителя леса - и затеял ссору с Арджуной из-за кабана, они оба утверждали, что подстрелили его. Арджуна только тогда осознал, что имеет дело с богом, когда его попытки поколотить палкой дикого человека оказались напрасными; едва избежав смерти от игривой руки Шивы, он был наконец вознагражден оружием. Неподалеку, повторяя благоговейную позу Арджуны, стоит на задних лапах истощенная (вероятно аскетическая) кошка, окруженная мышами.

Справа от Арджуны, естественная расселина изображает Гангу, полную нагов - водяных духов в виде кобр. В нижней части, разлом в скале, в результате которого раскололся один нага, был наскоро заделан цементом в 1920-х гг. Вверху сохранились следы цистерны и каналов, которые некогда должны были проводить воду вниз по расселине, изображая великую реку. Неизвестно, была ли во всем этом какая-то ритуальная цель, или же это было просто замысловатое зрелище, призванное впечатлять приезжих. Иногда можно увидеть внезапное движение среди резных животных: ленивые козы часто присоединяются к постоянным изображениям.

Немного на север от Покаяния Арджуны, балансируя на вершине отвесной гряды, лежит массивный, естественный, почти сферический валун, который называют Масляным Шаром Кришны (Krishna’s Butter Ball). Приходящие сюда на пикник и козы часто отдыхают в его кажущейся опасной тени.

Ганеша ратха и Пещера Варахи

Сразу на севере от Покаяния Арджуны проходит тропинка, которая ведет к единому монолиту - Ганеша ратхе. Изображение Ганеша на ней датируется двадцатым столетием; некоторые говорят, что к его созданию побудил английский король Георг V. С одной стороны находится скульптура демона-защитника с трехрогим головным убором, напоминающая рогатую фигуру цивилизации Долины Инда возрастом 4000 лет, известную как “прото-Шива”.

Позади Покаяния Арджуны, к юго-западу от Ганеша ратхи, расположена Пещера Варахи Мандапа II, в вестибюле которой находятся две колонны с основаниями в виде рогатых львов и келья с фигурами двух dvarpalas, или стражников, по бокам. На одной из четырех панелей изображено воплощение Вишну в виде кабана, одна его нога покоится на короле змей naga, а он сам поднимает крошечную Притви - землю - из первобытного океана. На другой показана Гаджалакшми - богиня Лакшми, восседающая на лотосе, которую купает пара слонов. Тривикрама - брамин-карлик, который становится огромным и перешагивает через весь мир тремя шагами, чтобы разбить в бою короля-демона Бали, изображен на следующей панели, а на последней представлена четверорукая Дурга.

Береговой Храм

На востоке от деревни над грохочущим океаном четко выделяется силуэт Мамаллапурамского Берегового Храма (ежедневно с восхода до заката), датируемого началом восьмого века и считающегося самым ранним в южной Индии каменным храмом. Дизайн его украшенных изысканной резьбой башен оказал большое влияние на развитие архитектуры: он стал использоваться по всей южной Индии и в конце концов за границей - в Юго-Восточной Азии. В настоящее время, под действием одновременно ветра, соли и песка, значительная часть детальной резьбы подверглась эрозии, придав всему храму мягкие, округлые формы.

Более высокая из башен возносится над кельей, обращенной к морю - не удивляйтесь увидеть засевших внутри шаловливых обезьян. Если приближаться к храму с запада через площадки, обнесенными низкими стенами с выстроившимися вдоль них маленькими фигурками Нанди (буйвола), можно видеть, что он состоит из двух святилищ с лингамами (один из них обращен на восток, а другой - на запад) и третьим святилищем между ними, в котором находится изображение возлежащего Вишну. В результате недавних раскопок обнаружился водоем с построенной в нем каменной колонной, которая предположительно являлась фонарем, и большая статуя Варахи (воплощение Вишну в кабана), расположенная на одной линии со святилищем Вишну, что позволяет предположить, что эта территория была священной задолго до того, как Паллавы избрали ее в качестве места для храма.

Маяки и Пещера Махишасурамардини

В самой высшей точке зоны крутых тропинок, незаконченных храмов, руин, проносящихся мимо обезьян и массивных скал, к югу от Покаяния Арджуны, стоит Новый Маяк, откуда открываются прекрасные виды на восток к Береговому Храму и на запад на рисовые поля и плоские равнины, усыпанные скалами. Рядом с ним стоит Олаканешвара (Olakanesvara) (“пламенноглазый” Шива), или Храм Старого Маяка, использовавшийся в качестве маяка до начала двадцатого столетия, датируемый периодом Раджасимха (674 - 800 гг. нашей эры), в нем нет изображений.

Между двумя маяками приютилась Пещера Махишасурамардини, центральным изображением котороя является Шива и Парвати с младенцем Муруганом, сидящим на коленях у Парвати. Правая нога Шивы покоится на спине буйвола Нанди, а Парвати сидит, непринужденно оперевшись на левую руку. На левой стене, за пустой кельей, находится панель с изображением Вишну, возлежащего на змее, его поза отдыха контрастирует с потрясяющими оружием демонами - Мадху и Каитхабой. Другие фигуры испрашивают позволения Вишну поохотиться на них. Напротив, на замысловатой резной панели, показана восьмирукая богиня Дурга в облике Махишасурамардини - “сокрушителя” демона-буйвола Махишасуры. Дурга на панели изображена верхом на льве посреди битвы. В сопровождении карликов ganas, она потрясает луком и другим оружием; Махишасура, вооруженный дубинкой, виден справа, в полете вместе с другими демонами.

Крошечный Музей Археологического Надзора Индии (ежедневно с 9.00 до 13.00 и с 14.00 до 17.00; 2 рупии, пользование камерой - 10 рупий) на W Raja Street, недалеко от маяка, располагает довольно пестрой коллекцией Паллавской скульптуры без всяких обозначений, найденной в Мамаллапураме и его окрестностях.

Ратхи Панча Пандава

На песчаной территории в 1,5 км на юг от центра деревни стоит поразительная группа монолитов, известных без всякой исторической причины под названиемратхи Панча Пандава (ежедневно с восхода до заката; вход только по билету за $ 10[10 рупий], который можно приобрести в Береговом Храме) - пять колесниц Пандавов. Датируемые периодом Нарасимхавармана I (630 - 70 гг. нашей эры) и состоящие из пяти отдельных скульптур, которые имитируют построенные храмы, плюс несколько прекрасно вырезанных фигур животных в натуральную величину, которые были либо высечены из единого гигантского наклонного валуна, либо из трех отдельных скал.

“Архитектура” ратх отражает разнообразие стилей, использовавшихся при строительстве храмов того времени, и является почти образцовой для последующего развития стиля Дравида, или южного. Ратхи Арджуны, Бхимы и Дхармараджи отличает большое сходство с Дравидийскими храмами в Паттадакале в Карнатаке и пещерами № 32 и 16 в Эллоре в Махараштре . Резьба всегда выполнялась сверху вниз, позволяя художникам работать над верхними частями без страха повредить что-нибудь внизу. Все незаконченные элементы, которые могут оказаться в скульптуре, всегда находятся в нижних частях.

Интригует то, что ратхи предположительно никогда не использовались для поклонения. Индуистский храм завершен только тогда, когда на место ставится существенно важное заключительное украшение - kalasha - что являлось физически невозможным для мастеровых, так как kalasha нужно было бы создать вначале. Kalashas можно видеть рядом с двумя ратхами (Дхармараджи и Арджуны), но в качестве части основания, как если бы они должны были поставлены на место позднее.

Самой южной и самой высокой из ратх, названной по имени старшего из Пандавов, является пирамидальная Дхармараджа. Расположенная на квадратном основании верхняя часть состоит из нескольких уменьшающихся этажей, на каждом из которых стоит ряд павильонов. Четыре угловых блока, каждый сосотоящий из двух панелей и фигуры в положении стоя, разделены двумя колоннами и пилястрами, поддерживаемыми сидящими львами. На панелях изображены Ардханаришвара (Шива и его жена в одном образе), Брахма, король Нарасимхаварман I и Харихара (Шива и Вишну вместе). На центральном ярусе показаны фигуры Шивы Гангадхары с четками, с преклоняющейся перед ним речной богиней Гангой, и одно из самых ранних в Тамил Наду изображений танцующего Шивы, Натараджи, который впоследствии стал чрезвычайно важен в регионе. Рядом стоит ратха Бхимы, самая большая в группе и наименее законченная, с разметками для последующей обработки по всей поверхности. Лишенные резных фигур верхние этажи, как и в Дхармарадже, украшают имитации окон и повторяемые узоры в виде павильонов. Ее продолговатое основание очень редкое для святилища.

Ратхи Арджуны и Драупади стоят на общем основании. За ратхой Арджуны, самой завершенной во всей группе и очень похожей на Дхармараджу, стоит бесподобная незаконченная скульптура буйвола Шивы - Нанди. Драупади уникальна в смысле скальной архитектуры, она имеет крышу, которая по всей вероятности копирует соломенную крышу деревенской хижины (дизайн, позднее использовавшийся в Чидамбараме ). Внутри находится изображение Дурги, но фигура ее льва снаружи выровнена вдоль стены и не обращена к изображению, что является убедительной причиной, чтобы предположить, что это не был настоящий храм. Западнее, рядом со скульптурой слона в натуральную величину, находится ратха, названная по имени братьев близнецов Накулы и Шахадевы, необычно апсидальной формы. Слон может быть визуальным каламбуром, имеющим отношение к этому факту, так как техническим названием изогнуто оканчивающегося здания на санскрите является слово gajaprstika - “зад слона”.

Дорога, ведущая к ратхам, непрестанно оглашается стуком резцов из мастерских скульпторов. Значительная часть их работ превосходна и стоит того, чтобы туда заглянуть - скульпторы изготовляют статуи для храмов по всему миру и привыкли устраивать отправку произведений больших размеров. Некоторые художники ужасающе молоды; вспомогательные работы на больших скульптурах нередко исполняют дети, а ремесленники-мастера завершают оттделку.

Окрестности Мамаллапурама

В песчаных участках в глубине суши и на плоских рисовых полях эстуария вокруг Мамаллапурама находится несколько достопримечательностей, которые стоит съездить помостреть. Немного на север вдоль главной магистрали находится Правительственный Колледж Скульптуры и замысловато резнаяТигриная Пещера, до которых легко добраться на велосипеде. Чтобы попасть в Банк Крокодилов, где выращивают редких рептилий со всей южной Азии, чтобы затем отпустить на волю, или Дакшину Читра - музей, посвященный южно-индийской архитектуре и ремеслам, вам надо сменить несколько автобусов, или арендовать мопед на целый день. И наконец, хорошей целью для однодневной экскурсии в глубь суши является храм на холме в Тирукаликундраме, расположенном к западу от Мамаллапурама за полосой неиспорченных сельскохозяйственных земель.

Правительственный Колледж Скульптуры

Посещение Правительственного Колледжа Скульптуры, расположенного в 2 км на север от Мамаллапурама на Kovalam (Covelong) Road позволяет познакомиться с интересным процессом обучения скульптуре. Вы можете наблюдать весь процесс создания скульптуры от предварительной зарисовки, при которой используются строгие правила, касающиеся пропорции и иконографии, до самого исполнения скульптуры - как из дерева, так и из камня - в классической индуистской традиции. Свяжитесь с офисом колледжа, чтобы договориться о времени посещения.

Тигриная Пещера

В расположенной посреди рощ недалеко от моря, в 5 км на север от Мамаллапурама по Kovalam (Covelong) Road, экстраординарной Тигриной Пещеренаходится святилище Дурги, к которому ведет лестница, проходящая мимо двух вспомогательных камер. Следуя линии неправильной формы скалы, пещера примечательна своим замысловатым экстерьером со множеством львиных голов, окружающих вход в главную камеру.

Банк Крокодилов

Банк Крокодилов (вт - воскр с 8.00 до 17.30; 15 рупий, пользование камерой - 10 рупий) в Ваданеммели, в 14 км на север от города по дороге на Ченнай, был основан в 1976 г. американским зоологом Ромулусом Уиттейкером (Romulus Whittaker), чтобы защищать и выращивать местные виды крокодилов. Деятельность банка оказалась столь успешной (с пятнадцати крокодилов их количество за первые пятнадцать лет возросло до пяти тысяч), что в настоящее время он занимается и спасением других видов, которым грозит опасность, таким как черепахи и ящерицы со всего мира.

В обнесенных низкими стенами территориях местного сада обитают сотни крокодилов, мокнущих в прудах, или греющихся на солнышке на берегу. В число различных видов входит питающийся рыбой гавиал с шишковатым носом, а также самый большой в мире вид - обитающий в соленой воде crocodylus porosus (гребнистый крокодил), который может вырастать до 8 м длиной. Каждую среду в 16.30 можно наблюдать кормление крокодилов. Желание фотографировать умеряет вид этих голодных рептилий, карабкающихся друг на друга, чтобы ухватить порезанную рыбу, оказывающихся всего на несколько дюймов ниже верхней границы стены.

Другая важная часть работы проводится в сотрудничестве с местным народом Ирула, который традиционно занимается змеями. Кобр приносят в банк дляполучения яда, чтобы использовать его для лечения змеиных укусов. В других местах змей неоднократно “доят” до тех пор, пока они не умрут, но здесь в банке у каждой змеи берут только ограниченное количество яда, давая им возможность вернуться на волю. У входа в банк останавливаются прибрежные автобусы № 117 и № 118.

Дакшина Читра

Дакшина Читра (ежедневно кроме вторника с 10.00 до 18.00; 5 рупий), что дословно означает “Видение Юга”, занимает полосу песчаных дюн на полпути между Ченнаем и Мамаллапурамом и является одним из лучших народных музеев Индии, посвященным богатому архитектурному и художественному наследию Кералы, Карнатаки, Анхра Прадеш и Тамил Наду. Музей, основанный Ченнайским Фондом Ремесел, знакомит посетителей со многими исчезающими традициями региона, о которых вы могли и не подозревать, от культов плодородия племен и полевых божеств Айяннар (Ayyannar) до гончарных изделий и кожаных кукол театра теней.

Здесь представлена также коллекция традиционных зданий со всего полуострова Индостан, которые были тщательно реконструированы с использованием подлинных материалов. Выставки, дополняющие их, передают естественное и культурное разнообразие юга, по большей части выраженное в чудесной коллекции тканей, в которую входят старинные шелковые и хлопчатобумажные сари различных каст и регионов. Чтобы добраться сюда, садитесь на любой из автобусов, следующих к северу от Ченная, или арендуйте мопед в Мамаллапураме.

Тирукаликундрам

Деревня Тирукаликундрам, расположенная в 16 км на восток по дороге на Канчипурам, известна в округе благодаря своему Храму Шивы на холме, куда обычно в полдень, чтобы получить корм от священников, прилетала пара белых ястребов (стервятников-?) (Neophran vultures), которых считали перевоплотившимися святыми, останавливающимися здесь по пути между Варанаси и Рамешварамом. Никто не знал ни сколько времени продолжались эти посещения, ни почему, пока в 1994 г. ястреба вдруг не перестали прилетать. Их отсутствие, однако, было воспринято как плохое предзнаменование, и, конечно же, в тот год ужасные циклоны опустошили побережье Тамил Наду.

Чтобы достичь вершины, нужно преодолеть четыреста раскаленных каменных ступенек, но не допускайте чтобы это - или усилия, требуемые, чтобы вывести из заблуждения окружающих, включая священников, относительно того, что вы нуждаетесь в их разнообразных услугах и платной компании - остановило вас. Виды с вершины холма, особенно на закате, грандиозны.

Из Мамаллапурама до Тирукаликендры ходят регулярные авобусы, следующие в Канчипурам, но вы получите больше удовольствия, если арендуете для поездки мопед или мотоцикл . Можно также доехать сюда на велосипеде (дорога ровная на всем ее протяжении), но вам придется отправляться в путь пораньше, чтобы избежать самого жаркого времени.